Игра-эксперимент, как прием активизации умственных способностей детей
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Развитие умственных способностей - одно из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.1 КБ |
![]() | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с №188 «Степашка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»
на тему «Почему речка «твердая»?»
для детей второй младшей группы
Воспитатель: Кароваева С.Ю.
Цель: формирование у детей представления о различных состояниях воды и об изменении состояния воды (твердое, жидкое).
Задачи:
- формировать элементарные представления о свойствах льда: лед холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный;
- активизировать в речи детей слова, обозначающие признаки и свойства льда: холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный;
- развивать пластическую выразительность движений.
Игровая ситуация с использованием ИКТ: в группу пришло видеописьмо от медведя с просьбой о помощи. В письме медведь обращается к детям и просит объяснить ему, что случилось зимой с водой, почему речка «твердая»?
Используемые материалы: ноутбук, USB-проигрыватель, флеш-карта с записью подвижной игры «Вот так холод, вот мороз» Е.Железновой, карточки-символы свойств льда (холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный), большая емкость для льда, кубики льда, емкости для льда на каждого ребенка, полотенца, игрушечные горки, замороженные в воде киндер-игрушки,
Ход НОД:
Этапы | Деятельность педагога (методы и приемы) | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | - Создает игровую ситуацию посредством ИКТ: в группу пришло видеописьмо. - Обращает внимание на экран ноутбука: «Интересно, от кого оно?» На экране ноутбука появляется изображение медведя в зимнем лесу: «Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста! Я медведь, всю зиму сплю. И вдруг проснулся, пить захотел. Пошел к речке. А воды в речке нет!? Речка твердая стала!? Объясните мне почему?» - Задает вопрос: «Почему речка твердой стала? Что случилось с водой?». - Предлагает объяснить медведю, что такое лед. - Задает вопрос: «Как медведь узнает о том, что такое лед, если он зимой спит?». - Предлагает отправить медведю письмо с картинками-символами, которые помогут ему понять, что такое лед. | - Внимательно смотрят и слушают видеописьмо от медведя с просьбой о помощи. - Предлагают варианты ответа. Приходят к выводу, что вода в реке замерзла, превратилась в лед. - Принимают решение помочь медведю. - Предлагают варианты ответа. - Принимают решение отправить медведю письмо с картинками-символами о свойствах льда. |
Содержательно-деятельностный | 1. Проведение опыта №1 «Заморожу». Задачи: формировать умение определять свойства объекта (лед – холодный). Воспитывать самостоятельность, наблюдательность. Содержание: «Возьмите кубик льда и положите его на ладошку. Что вы чувствуете? Замерзла ли ваша ладошка в том месте, где лежит лед? А почему? Лед какой? - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: обследование, вопросы, моделирование. - Задает вопрос: «А может ли лед плакать?» 2. Проведение опыта №2 «Лед плачет». Задачи: формировать умение устанавливать простые связи между воспринимаемыми предметами и явлениями (в тепле лед тает). Содержание: «Возьмите кубик льда и положите его на ладошку. Посмотрите, что происходит с вашими кубиками? Откуда появилась на ладошках вода? - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: обследование, вопросы, моделирование. - Предлагает согреться и проводит подвижную игру «Вот так холод, вот мороз». - Обращает внимание на то, что лед «плакал» (таял), стал гладким. Предлагает поиграть. 3. Проведение опыта №3 «Катаемся с горки». Задачи: формировать представление о свойствах льда (лед скользкий). Содержание: «Лед «плакал», таял. А теперь, давайте развеселим кубики льда. Покатаем их с горки. Почему лед скатился? Какой он?» - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: игра, вопросы, моделирование. - Сообщает новые знания: «А еще лед прозрачный. И вы сейчас в этом убедитесь. Я приготовила для вас сюрприз». 4. Проведение опыта №4 «Я тебя вижу». Задачи: познакомить с новым свойством льда (лед прозрачный). Содержание: «Ребята, вы видите, что заморожено внутри льда? (киндер-игрушки). Почему вы ее увидели? Что можно сказать про лед?» - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: наблюдение, вопросы, моделирование. - Подводит детей к мольберту и предлагает еще раз вспомнить все свойства льда с помощью картинок-символов. - Индивидуальное задание «Расскажи, какой лед». | - Берут по кубику льда и держат его непродолжительное время на ладошке. Приходят к выводу, что лед холодный. - Выбирают картинку-символ и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Предлагают варианты ответа. - Берут по кубику льда и держат его непродолжительное время на ладошке. Приходят к выводу, что лед в тепле тает, проливает слезы. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. -Выполняют игровые движения под музыку. - Внимательно слушают, наблюдают за состоянием льда. Замечают, что он подтаял, ста гладким. - Берут по кубику льда и наблюдают, как лед скатывается с горки. Приходят к выводу, что лед скользкий. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Воспринимают новую информацию. - Рассматривают льдинки с замороженными игрушками. - Приходят к выводу, что лед прозрачный. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Перечисляют свойства льда, опираясь на картинки-символы. - Один из детей перечисляет свойства льда с опорой на картинки-символы. |
Оценочно-рефлексивный | - Проводит обобщающую беседу по вопросам: «Как вы думаете, мы помогли медведю? Что мы делали, чтобы ему помочь?» - Предлагает поместить картинки-символы в конверт с изображением медведя. А чтобы письмо попало к медведю в лес, наклеить на конверт елочки. - Благодарит детей за помощь медведю. | - Отвечают на вопросы, оценивая свой вклад в помощь медведю. - Помещают картинки-символы в конверт. Наклеивают на конверт елочки. |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Игра-эксперимент,
как прием активизации умственных способностей детей»
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Развитие умственных способностей - одно из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. В соответствии с ФГОС ДО, развитие способностей детей осуществляется в различных видах деятельности по следующим направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей 3-4 лет в таких, как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Познавательно-исследовательская деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте - это эмоциональность познания, необходимость создания игровой ситуации, введения игрового персонажа (игры-эксперименты), непосредственная деятельность с познаваемыми предметами, объектами, формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, деятельность под руководством взрослого.
Но познавательно-исследовательская деятельность не становится самоценной деятельностью, если возникает по инициативе взрослого и носит репродуктивный характер. Для того чтобы данный вид деятельности стал ведущим, познание должно возникать по инициативе самого ребенка.
Для овладения познавательно-исследовательской деятельностью у детей необходимо развивать такие умственные способности, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Экспериментирование - эффективный прием активизации умственных способностей детей. В процессе экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления. Наиболее развивающего эффекта этот прием достигает при косвенном руководстве взрослым опытно-экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль воспитателя - поддерживать стремление детей к экспериментированию. Развивать у детей умение действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций; не делать за них то, что они могут сделать сами; не сдерживать инициативу детей; не спешить с вынесением оценочных суждений; развивать умение прослеживать связи между предметами и явлениями; анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В парциальной программе «Мир вокруг нас» экспериментированию отводится большая роль при ознакомлении ребенка с неживой природой. Содержанием программы выступает система знаний об окружающем мире (неживая природа), выстроенная по темам «Земля», «Солнце», «Свет», «Вода», «Звук», «Строение вещества». Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребенка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе.
В работе с детьми 3-4 лет используются такие формы организации детского экспериментирования, как непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей (на прогулке, в центре воды и песка), совместная деятельность с родителями.
Для развития у детей исследовательских способностей, во второй младшей группе разрабатывается перспективный план проведения игр-экспериментов с учетом тематических недель и сезонности. Непосредственная образовательная деятельность осуществляется в три последовательных этапа: 1. Мотивационно-целевой. 2. Содержательно-деятельностный. 3. Оценочно-рефлексивный.
На первом этапе создается мотив, побуждающий детей к действию. Во второй младшей группе преобладает игровая мотивация. В созданной воспитателем игровой ситуации дети могут реализовать потребность своей значимости, «помогая» различным персонажам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
На втором этапе проводятся игры-эксперименты. Дети непосредственно действуют с познаваемыми объектами, знакомятся с их свойствами и устанавливают простые связи между воспринимаемыми объектами и явлениями. Для закрепления полученных представлений в работе с детьми 3-4 лет необходимо использовать картинки-символы, обозначающие свойства объектов и явлений.
На третьем этапе проводится беседа, обобщающая полученные представления в ходе игр-экспериментов.
Для детей 3-4 лет характерен повышенный интерес ко всему, то происходит вокруг. Дети в этом возрасте стремятся узнать не только названия предметов и объектов, они начинают задумываться над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому игры-эксперименты необходимо включать в совместную деятельность с детьми, создавать такие ситуации в течение дня, которые могли бы удовлетворить эту детскую потребность.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей, целесообразно провести анкетирование родителей. По результатам запросов следует организовать консультацию на тему «Экспериментируем дома». В ходе, которой необходимо объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску знаний, предоставить ему возможность самом подумать о причинах того или иного явления. Далее следует создать картотеку домашних игр-экспериментов. Результаты этой работы можно предложить родителям оформить в виде книжек-малышек. Опыт показывает, что экспериментирование захватывает и увлекает не только детей, но и родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе является условием развития самостоятельного детского экспериментирования. Особая роль в ее организации для детей 3-4 лет отводится центру воды и песка. Оснащение данного центра происходит с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и задач познавательного развития. Материалы и оборудование размещаются согласно тематическому принципу и в соответствии с планом работы, что позволяет закрепить детям пройденный материал в самостоятельной деятельности, свободно экспериментировать. Занимаясь в центре воды и песка, ребенок свободен в выборе способов преобразования объектов неживой природы, он получает удовлетворение от результатов поисковой деятельности.
С введением ФГОС, открытым вопросом в дошкольном образовании остается выбор методов и приемов организации работы по каждому направлению развития детей дошкольного возраста, в частности и по познавательному развитию. В соответствии с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Для формирования данных качеств требуется выбор таких методов и приемов организации работы по познавательному развитию, которые активизируют умственные способности детей. Начинать работу следует с младшего дошкольного возраста. Игры-эксперименты один из эффективных прием активизации умственных способностей детей 3-4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как прием активизации умственных способностей детей»
Предлагаем серию консультаций для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-275839-1376935445.jpg)
Опыт работы. Тема: «Пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно- ролевых игр».
В работе описываются эфективные пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно-ролевых игр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-302141-1411751328.jpg)
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Развитие мелкой моторики у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1059134-1542354125.png)
«Речевые логические задачи как прием активизации умственных способностей дошкольников»
Доклад для выступления на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-907976-1549716916.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1231544-1586441510.jpg)
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1297840-1607788397.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ по теме: Приемы активизации умственных способностей дошкольников.
На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий , то есть формирование у дошкольников устойчивого ин...