Консультация для педагогов ДОУ по теме: Приемы активизации умственных способностей дошкольников.
консультация

Федорова Наталья Викторовна

На дошкольном этапе развития детей важным моментом является  создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных  учебных действий , то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

Консультация для педагогов ДОУ

«Приемы активизации умственных способностей дошкольников»

                                                                                                                     Провела воспитатель

                                                                                                             Федорова Наталья Викторовна

                                                 11.03.2021

                                                   г. Химки

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на этом этапе организованная образовательная деятельность должна быть яркой, необычной как по форме, так и по содержанию.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Определяя цели и задачи своей деятельности, воспитатель должен продумать приемы активизации познавательной деятельности детей.

Условно эти приемы можно обозначить следующим образом: вербальные; невербальные; ситуативные;

игровые; аудиовизуальные.

К вербальным приемам мы можем отнести :

вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы и др.

Невербальные приемы это-пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

Ситуативные приемы : создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей.

Игровые приемы : игровая мотивация, различные виды игр.

Аудиовизуальные приемы : применение ИКТ – технологии, прослушивание муз. произведений.

Давайте рассмотрим некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Применение нетрадиционных нестандартных форм НОД. Занятия «погружения»; деловые игры; пресс-конференции; соревнования; театрализованные НОД; деятельность детей в подгруппах; в группах творчества; аукционы; творческие отчеты; фантазии и др.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов.Основной вид деятельности детей в детском саду это-игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе НОД или в самостоятельной деятельности детей поможет поддержать их интерес.

К игровым приемам активизации относятся : игровая мотивация, дидактические, развивающие, речевые, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.

3. Широкое применение проблемных ситуаций.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций..

Необходимо также учитывать то, что:

• ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);

• формулировка должна заинтересовать детей (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);

• варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.

4. Использование разнообразных форм работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

5. Использование всех методов мотивации и стимулирования воспитанников.

Обязательно использовать положительную и объективную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий

6. Вовлечение детей и родителей в создание творческих работ.

Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

7. Также можно использовать в процессе деятельности с детьми исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольниковДетям нравится проводить совместные опыты«Угадай на ощупь»«Превращения»«Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

8. Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей.

9. Применение новых информационных технологий.

В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации активизируют мышление детейспособствуют поддержанию познавательного интереса.

Старшим дошкольникам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность, тенденция к игровой деятельности. Активизируя эту деятельность детей, необходимо уделять особое внимание подбору средств, форм, методов и приемов организации непосредственно - образовательной деятельности.

Я считаю, что интегрирование приемов активизации детей в непосредственно образовательной деятельности или в самостоятельной деятельности детей под руководством взрослого поможет достичь хороших результатов в работе педагога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с  использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...

Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Приемы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления игры в шашки

В материале отображены приемы активизации умственной деятельности детей старшего возраста в процессе ознакомления игры в шашки....

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"

Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решат...

Консультация для педагогов ДОУ на тему : "Развитие логического мышления старших дошкольников"

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область позна...