Приемы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления игры в шашки
консультация (старшая группа)

В материале отображены приемы активизации умственной деятельности детей старшего возраста в процессе ознакомления игры в шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов59.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приемы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления игры в шашки»

 «Несмотря на предельно простые правила,

шашки существуют, чтобы родить гения»
Жан Жак Руссо

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед дошкольным образованием - это всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять, но не менее важно развивать у ребёнка мыслительную активность, так и  умственное  развитие в целом.

Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приемов умственной деятельности – одна из насущных  проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами : М. Монтессори, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Л.А. Венгер А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Семёнов, Б.М. Кедров, Н.В.Григорян, Л.М.Фридман, Н.А. Подгорецкая и др.

Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий.

Актуальность опыта.

На сегодняшний день  игра в шашки стала одним из видов спорта. Эта игра развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме;  развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.  Игра в шашки гениальна. Ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи.

Особенностью  данного опыта является приобщение большего количества детей старшего дошкольного возраста к интеллектуальной игре в шашки, к формированию у них умственных способностей, а также выявление и развитие  одаренных детей. В процессе дети  получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых  в практической деятельности и жизни в современном обществе.

Задачи:

Обучающие:

- Обучать основам игры  в шашки, простым комбинационным приемам; умению применять полученные знания о шашках в процессе игры.

Развивающие:

- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.

- развивать у детей логическое мышление: ориентирование на плоскости, умение производить расчеты на несколько ходов вперед,   память, внимание, наблюдательность, воображение;

- развивать умение конструктивно выстраивать диалог в спорных вопросах;

-  формировать позитивные детско-родительские отношения.

Воспитательные:

- Воспитывать положительное  отношение к игре в шашки, как к серьезному, полезному и нужному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;

- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, усидчивость, уверенность в своих силах, волю, самостоятельность в принятии решений.

- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.

Игры в шашки и шахматы признаны самыми интеллектуальными играми, которые, прежде всего, стимулируют мыслительную деятельность детейспособствуют их логическому мышлению, развивают пространственное воображение, память и вниманиеформируют такое качество, как усидчивость

"Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мыслительной деятельности.

Какие же приемы  для развития умственной деятельности детей можно использовать на основе   такой игры как шашки.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет художественное слово:

Начинать бой можешь смело —
Первый ход всегда за белой!
Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по чёрным клеткам!
Наверно, шашкам не везёт,
Что ходят шашки лишь вперёд!
Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьём вперёд-назад!
Шашка соперника сразу погибнет

Я предлагаю  стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

  • Точно неизвестно, где придумали шашки. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игру любили фараоны, и считалось, что её придумал Тот — бог мудрости.
  • Древние греки верили, что игру придумал бог Гермес, который покровительствовал торговле, ловкости, красноречию. Он предложил богине Луне сыграть с ним с условием, что в случае победы получит от неё 5 дней. Гермес одержал победу и прибавил эти 5 дней к году: с тех пор он стал составлять 365 дней.
  • В древности вместо шашек использовались круглые камешки двух оттенков.
  • Фишки символизируют собой 2 армии, которые сражаются. Отступление невозможно: поэтому шашки идут только вперёд. Когда одна фигура бьёт другую, она перескакивает через неё — точно так же в битве победивший воин перешагивает через поверженного, чтобы продолжать сражаться дальше.
  • В средние века обучение шашечной игре входило в обязательную программу подготовки рыцарей. Таким способом им прививали навыки ведения рыцарских поединков, необходимые будущему воину.
  • На Руси шашки стали популярны с X века. Первоначально они изготавливались из глины и камня, в том числе янтаря.
  • В отличие от шахмат, у каждой нации была своя разновидность шашечной игры (например, разное число клеток на поле и немного разные правила). Но это имело недостаток — игроки из разных стран не могли участвовать в международном состязании. И поэтому около столетия назад в Голландии создали международный вариант игры под названием «Стоклеточные шашки».

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

  • «Иванушка-дурачок и Змей Горыныч». В одной деревне жили братья Степан, Демьян и Иван-дурак. Весь день они работали, а вечером ходили на посиделки или же устраивали кулачные бои. Только Иван вечерами садился на расчерченную доску и играл сам с собой в шашки, передвигая белые и чёрные камушки. Как-то раз братья отправились за грибами и заблудились. К ночи вышли они к поляне, где стояли белокаменные хоромы с открытой дверью. Там оказалась старая прислужница. Она накормила молодцев и сказала, чтобы они скорее уходили: ведь это дворец Змея Горыныча, скоро он прилетит и заставит их играть в шашки, обыграет, а потом съест одного за другим. Тут с грохотом домой заявился страшный Змей и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатую доску с золотыми и серебряными клеточками и чугунными фигурами). Старшие братья проиграли, сидят, заливаются горючими слезами. А вот Иван выиграл — сыграл так, что у Змея глаза на лоб вылезли от удивления. И пришлось ему отпускать молодцев домой.
  • «Королевство шашек». В шашечном государстве правила королева Дамка. А жителями страны были чёрные и белые шашки. Они жили очень дружно и очень любили проводить шашечные турниры. Побеждали то чёрные, то белые, и все были счастливы. Но поблизости от этой замечательной страны жил злобный колдун Домино. Любил он играть в свою игру, причём всегда хотел лишь выигрывать, добивался победы любой ценой — волшебством и обманом. Никто поэтому не хотел с ним играть. Волшебник страшно завидовал Дамке и её подданным и однажды он заколдовал их королевство. Все жители разом забыли правила шашечной игры. Шашки стали спорить друг с другом, даже воевать — хотели силой добыть победу. Дамка хотела успокоить жителей, но она тоже забыла правила игры. И тогда правительница издала указ: кто напомнит правила игры и наведёт порядок в королевстве, то навеки будет его почётным гражданином и получит золотую медаль. Далее воспитатель предлагает дошкольникам напомнить королеве и её жителям важные правила игры в шашки.

Усилить интерес к шашкам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице. Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использовать объёмных божьих коровок из картона двух цветов. Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие.

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

В занятие следует включать физкультминутки соответствующей тематики (ведь сидеть всё время за доской утомительно), например, сделать с детьми «Шашечную зарядку». Движения могут быть следующими:

  1. Взять в правую руку любую фишку.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Для развития мыслительной деятельности дошкольников

помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд  фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шашечные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шашечных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
  •  «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
  • «Найди свое поле» Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т.д. по кол-ву детей)

Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.

1.Способ ловли одинокой дамки тремя, владеющими большой дорогой, был разработан А. Д. Петровым и опубликован в 1827 году в его шашечном учебнике. Система эта впоследствии получила название «треугольника Петрова».

http://draughts-checkers.ru/articles/draughts3_files/draughts3-114.png

Главный принцип «треугольника» в том, чтобы постепенно все больше ограничивать одинокую дамку в ходах, вытеснив ее последовательно с двойников и тройников. Придерживаясь этого принципа, при правильной игре можно поймать дамку за 11— 13 ходов в любой позиции.

2. Задача каждому поставить «Треугольник Петрова» друг другу.

http://draughts-checkers.ru/articles/draughts3_files/draughts3-112.png

 «Три дамки против дамки и простой».

Приступая к рассмотрению такого соотношения сил, нужно иметь ввиду, что если сильнейшей стороне удается уничтожить неприятельскую простую, и игра сводится к построению «треугольника Петрова».

Поэтому мы не будем с Вами рассматривать такие варианты, где слабейшая сторона отдает свою простую.

-Рассмотрим пример самое сложное окончание, когда пешка черных на поле a3:

Шашечная диаграмма

Боевая позиция дает возможность поймать черную дамку в несколько ходов, где бы она ни находилась.

Рассмотрим, как ловится черная дамка при различных ее положениях:

1)    черная дамка на поле b8:

1.    а7—с5    b8—b2    2.    d4—е5х;

2)    черная дамка на поле d8:

1.    а7—с5    d8—h4    2.    d4—f6x;

3)    черная дамка на поле f8:

1. а 7—с5х;

4)    черная дамка на поле Ьб:

1.    d4—g7    h6:f8    2.    а7—с5х;

5)    черная дамка на поле b4:

1.    d4—е5 и после 1. . .b4—g5—

2. а5—b4х.

Если же 1. . . b4—d8, то решает 2. е5—с7х. В    случае    1. . .h4—е7 выигрывает 2. а7—с5, и, наконец, при 1. . .h4—el приносит победу 2. е5—c3;

6)    черная дамка на поле h2:

1. а 7—b8х;

7)    черная дамка на поле c l:

1. а5—d2 X .

3. «Эндшпиль» - это заключительная стадия партии. Его особенность в том, что перевес на одну, а подчас и на две шашки или дамки не обеспечивает победу.

http://draughts-checkers.ru/articles/draughts3_files/draughts3-111.png

Наиболее часто встречается окончание, в котором три дамки ведут борьбу против одной у противника. Правила игры предоставляют для достижения выигрыша лишь 15 ходов. Если

за 15 ходов одинокая дамка не будет побита, партия признается ничьей.

Вывод: Во время работы шашечной секции  дети научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дети научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника.

 В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шашки. Дети, которые овладели игрой стали обучать остальных детей, выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Через знакомство детей с историей шашек  расширился кругозор детей. Кроме того, процесс обучения азам шашечной игры развил у детей способности ориентироваться на плоскости, мыслительной деятельности. (Что крайне важно для школы).

 В конце учебного года по итогам занятий с шашками или шахматами обычно устраивается турнирДля детей он должен стать настоящим праздником, который только усилит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Самая торжественная часть — это подведение итогов с вручением почётных грамот.

Грамоты вручаются победителям (1, 2 и 3 место), однако и всем участникам обязательно нужно вручить поощрительные символические подарки (например, значки или конфеты).

Список литературы:

  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Белоусов, Ю. А. Идеи умственного и физического труда в работах К. Д. Ушинского / Ю. А. Белоусов // Естествознание: исследование и обучение. – Ярославль, 2010. – Ч. 2. – С. 107–111.
  4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
  7. Заика Е.В. Учитесь мыслить играя // Наука и жизнь. 1991. №4.
  8. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.
  9. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей/ Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с
  10. Подопригова, А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. - М.: Феникс, 2012. - 459 c.
  11. Смирнова В. А. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233

 

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно- ролевых игр».

В работе описываются эфективные пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно-ролевых игр....

« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается ка...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осущест...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступко...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: Приемы активизации умственных способностей дошкольников.

На дошкольном этапе развития детей важным моментом является  создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных  учебных действий , то есть формирование у дошкольников устойчивого ин...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Природа играет огромную роль в развитии ребенка и привлекает его внимание независимо от него включает его в процес наблюдения....