Конспект НОД по истории Петербурга "Летний сад"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Валиева Елена Александровна

Цель занятия: создать условия для формирования познавательного интереса и начальных знаний о Летнем саде.

Задачи:

  • Закрепить и расширить представления детей о самом «старом» саде Санкт-  Петербурга;
  • Воспитывать любовь и  интерес к родному городу, желание узнать его историю;
  • Формировать понятие «Мы - Петербуржцы»;
  • Развивать культуру общения;
  • Развивать внимание, память, пространственное воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_sad.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

по петербурговедению,

область «Познавательное развитие»

Тема:

«Летний сад»

                                                                      Составил:

Воспитатель

Валиева Елена Александровна

Цель занятия: создать условия для формирования познавательного интереса и начальных знаний о Летнем саде.

Задачи:

  • Закрепить и расширить представления детей о самом «старом» саде Санкт-  Петербурга;
  • Воспитывать любовь и  интерес к родному городу, желание узнать его историю;
  • Формировать понятие «Мы - Петербуржцы»;
  • Развивать культуру общения;
  • Развивать внимание, память, пространственное воображение.

Ход занятия.

Троицкий мост

- Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. А сегодня мы с вами попадём в Летний сад. Нужно только проехать или пройти по Троицкому мосту (слайд 2), соединяющему два берега реки. Этому мосту чуть больше ста лет: он был построен в 1903 году. До этого здесь 100 лет находился наплавной мост,(слайд 3) который устанавливался на баржах, их ещё называют «понтоны». Устанавливать наплавные мосты через реку Неву гораздо сложнее, чем через каналы: в реке сильное течение, особенно весной, когда она освобождается ото льда. Разумеется, горожане очень радовались, когда городское правительство решило ко Дню 200-летия города построить здесь постоянный мост, который не нужно будет наводить весной и убирать осенью. Открывали мост очень торжественно, это был большой праздник.  На Неве собралось множество судов и яхт, украшенных флагами. Сначала моряки вынесли из Домика Петра маленький ботик – тот самый, на котором плавал сам Пётр – и на специальной барже прокатили по всей Неве. Люди собрались на берегах реки,(слайд 4) кричали, приветствовали, даже был устроен в честь этого торжественный салют из пушек. Потом отвезли кораблик к Медному всаднику (слайд 5) – а здесь ботик встретили уже император и императрица. Затем процессия вернулась по Дворцовой набережной к мосту. Ленточку, натянутую поперёк моста, перерезала сама императрица.(слайд 6) «На мост вступили церемониальным маршем войска и члены добровольных пожарных дружин в ярко начищенных медных касках. Красивейший мост Петербурга открыт» - так писали авторы книги «Из жизни Петербурга 1890-1891 гг.»

Но если вы очень внимательны, вы заметите подвох. Постоянный Троицкий мост открыли в 1903 году, в День 200-летия Петербурга. Наплавной мост стали наводить с 1803 года, т.е когда Петербургу исполнилось 100 лет. А как же люди переправлялись здесь до этого? Об этом вы узнаете в Летнем дворце, куда мы попадём уже совсем скоро.

Кстати, у петербургских мостов есть один секрет. Но чтобы узнать его, нужно прийти к ним не днём, а ночью. Дело в том, что ночью пролёты мостов расходятся, как поднятые вверх ладони, (слайд 7) чтобы пропустить большие военные и грузовые корабли. Силуэт разведённого моста является одним из символов города.

Летний дворец.

Итак, а теперь давайте познакомимся с Летним дворцом.

У Петра I была жена и две дочери, которых он очень любил.(слайд 8) Жену его звали Екатерина Алексеевна, а дочерей Анна и Елизавета. И конечно же, он хотел, чтобы они поскорее приехали к нему из Москвы, посмотреть на его новый город. Но для этого им нужно было построить дом. Пётр приказал это сделать архитектору Доменико Трезини.(слайд 9) Трезини построил небольшой двухэтажный домик. (слайд 10) Перед дворцом была построена небольшая пристань, где стояли лодки и шлюпки. (Вот и разгадка – как люди переправлялись через Неву до того, как построили Троицкий мост. Такие пристани с лодками были тогда у каждого дома, выходящего на Неву или на один из каналов, и петербуржцы, выйдя из дома, садились в лодки так же, как сейчас садятся в машины. Те же, у кого своей машины, то есть лодки, не было, могли нанять и лодку и шофёра, то есть перевозчика.)

Итак, на каждом этаже домика было по семь комнат. На первом располагались комнаты Петра. Самым интересным был его кабинет. (слайд 11) Там Пётр поставил прибор, который сделали специально по его заказу в немецком городе Дрездене. (слайд 12) В рамке были три разных диска: первый – обычные часы, а вот другие зато показывали силу и направление ветра, потому что были связаны с флюгером. Так что Пётр даже без прогноза погоды всегда мог узнать, хорошо сейчас прогуляться на корабле или не очень. Рядом с кабинетом расположена спальня царя. (слайд 13) На этом этаже также была токарня (слайд 14)– личная мастерская Петра, в котором он работал со своим токарем Андреем Нартовым.

Кроме того на первом этаже была пивоварня и столовая,(слайд 15) соединённые окном, через которое подавались блюда. Вода в мойку пивоварни набиралась из реки Фонтанки, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в пивоварню. Вы скажете: «Ну и что такого? Обычный водопровод.» Но в 18 веке это было модной новинкой, которую мог позволить себе только царь.

На втором этаже находились комнаты для царицы и царевен, вторая пивоварня, тронный зал Екатерины Алексеевны, спальня, (слайд 16)фрейлинская, где жили знатные девушки, помогавшие царице и девочкам, детская и маленький танцевальный зал, в котором учились танцам царевны Анна и Елизавета. А учиться танцам им было необходимо, потому что Пётр I стал устраивать в городе общие собрания с танцами. Но где же Пётр I их устраивал? Ведь дворец слишком мал. Вы уже догадались? Конечно же в саду.

Летний сад. (слайд 17)

Нам с вами очень повезло. Летом 2012 года (4 года назад) закончилась реставрация Летнего сада, и теперь мы можем увидеть его таким, каким он был при Петре I – очень уютным, укромным и полным загадок и секретов, которые не заметишь с первого взгляда. Первое, что, наверное, удивит тебя, - это его необычные аллеи. На них построены длинные деревянные галереи, которые увивает плющ, так что они превращаются в зелёные коридоры. В коридорах очень часто можно увидеть множество разных необычных припрятанных затей. Какие они? Вот мы и посмотрим.

Фонтаны.

Может быть, вы были в Петергофе, который называют «столицей фонтанов» (если не были, то обязательно съездите туда вместе с родителями). Фонтаны в Летнем саду меньше и скромнее, но они и построены были раньше.(слайд 18) (Вы любите фонтаны? В 18 веке их все обожали. Вот и царь не был исключением). Это первые фонтаны в Петербурге и его окрестностях. Из-за них и речку, протекающую вдоль Летнего сада, назвали Фонтанкой. Когда то в Летнем саду было более ста фонтанов! Сейчас восстановили только восемь. Самые интересные из них, пожалуй, это Дамский фонтан (слайд 19) и Гербовый.(слайд 20)

Статуи.

Статуи в Летнем саду тоже имеют свою историю. Их привезли из Италии, где давным – давно жил народ могучих воинов – римлян. Может вы уже слышали о них и знаете про Цезаря? Если нет, то вам обязательно расскажут о нём на уроках истории в школе.

Римляне когда-то покорили большую часть мира. Но они прославились не только как воины, но и как великие архитекторы и скульпторы. Их статуи были известны во всём мире. Римляне создавали скульптуры на сюжеты своих мифов, а также на сюжеты мифов своих соседей греков, которых очень уважали. На аллее Летнего сада рядом с Лебяжьей канавкой вы можете найти чудесную скульптуру «Амур и Психея». (слайд 21) Она рассказывает сказку о прекрасной девушке-гречанке, которую звали Психея (по-гречески это значит «душа»)

Психея была так красива, что сама римская богиня красоты Венера позавидовала ей и приказала своему сыну Амуру, богу любви, сделать так, чтобы Психея влюбилась в некрасивого и злого человека, который совсем не будет любить её. Для этого Амуру было достаточно выстрелить в сердце своей волшебной стрелой. Амур отправился исполнять приказание, но сам полюбил её. Но открыто признаться ей он не мог: ведь тогда Венера, его мать, разгневалась бы ещё больше и страшно отомстила бы им обоим.

Тогда Амур хитростью выманил Психею на скалу над морем, где ветры, слуги Амура подхватили девушку и доставили её в прекрасный дворец, стоящий на облаках.  А когда наступила ночь и во дворце погас весь свет, то в темноте к Психее пришёл Амур. Он ласково заговорил с ней, и вскоре Психея тоже полюбила его.

И она была очень счастлива, только одно смущало её: она не видела лица своего мужа. Он всегда приходил к ней в темноте, и уходил на рассвете, когда она спала, и говорил, что она не должны пытаться его увидеть. Однажды Психея притворилась, что уснула, а сама взяла лампу, зажгла её и подкралась к кровати. Она посветила на кровать  и увидела спящего прекрасного юношу – бога любви Амура. Психея вскрикнула от радости и качнула лампу, капелька горящего масла упала на кожу Амура и разбудила его. Он увидел, что Психея нарушила его запрет, рассердился и улетел.

Именно этот момент и изображён в скульптуре. Как вы думаете что здесь говорит Психея?

Кстати, была в Летнем саду когда то и статуя Венеры, богини красоты и любви, матери Амура. Пётр построил для неё специальную галерею на берегу Невы. Это была настоящая древняя статуя, найденная в Риме при раскопках. Сейчас она находится в Эрмитаже.

Во время реконструкции Летнего сада все статуи заменили копиями, т.к. мраморным оригиналам вредно стоять под дождём и ветром. Теперь настоящие статуи хранятся под крышей в Михайловском замке, где вы можете побывать и посмотреть на них. Он расположен – как раз напротив выхода из Летнего сада. Но нам с вами ещё много предстоит увидеть в Летнем саду. Но продолжим мы наше путешествие на следующем занятии.

Санкт-Петербург 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме: История Александро - Невской лавры

Презентация. История Александро - Невской лавры. ...

Конспект открытого занятия «История книги»

Задачи:  Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить  об   оформителях  книг – художниками  - иллюстраторами.Показать  из каких частей...

Конспект интегрированного занятия «История возникновения Олимпийских игр»

Интегрированное занятие cиспользованием презентации. ...

Конспект НОД "Колесо истории"

Воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей малой Родине, народу....

Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.

Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной  группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...

Конспект по ФЭМП "История часов"

Познакомить детей с историей часов....