Семинар - практикум для воспитателей "Детское экспериментирование- основа поисково исследовательской деятельности"
презентация по окружающему миру по теме

Материал по исследовательской деятельности для работы с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blits_igra.docx24.8 КБ
Файл detskoe_eksperimentirovanie.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬЕО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «РАДУГА»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ОСНОВА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: воспитатель Протасова Т.С.

Г.Жердевка

Март 2018 год

1-й слайд –титульный лист

В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новые технологии. Одним из таких эффективных методов является экспериментирование.

2- й слайд- высказывание

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Как и большинство слов в русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться и как форма организации педагогического процесса, если, последний, основан на методике экспериментирования. И также, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

3-й слайд –(Детское экспериментирование…)

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление, а экспериментирование, соответствует этим возрастным категориям. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Экспериментальная деятельность развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, обобщение знаний о свойствах различных материалов.

4-й слайд

Цели экспериментирования:

5-й слайд

Задачи:

6-й слайд -методы.

В своей работе использую методы, применяемые в экспериментировании:

(Со слайда)

 Достоинство метода экспериментирования, в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти, активизируется мыслительные процессы, так как появляется необходимость  в анализе, сравнении и обобщении. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и прочными.

7-й слайд -(со слайда)

В группе постарались создать развивающую среду способствующая познавательному развитию детей, представлена в виде мини-лаборатории.

8-й слайд

Задачи мини-лаборатории:

  • Развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • Формирование умений комплексно обследовать предмет;

9-слайд –(ФОТО С ЛАБОРАТОРИЕЙ)

В лаборатории выделены:

1. Место для приборов;

2. Место для хранения:

  • природного  материала;          
  •  бросового материала;

3. Коллекции:

  • камней;
  • бумаги;
  • ткани;
  • меха.

10-й слайд (СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКПЕРИМЕНТА)

В работе по исследовательской деятельности использую три уровня реализации :

1Педагог ставит проблему и намечете этапы решения, само решение предстоит ребенку найти самостоятельно.

2.Педагог ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно

3. Постановка проблемы, поиск методов ее решения ребенок ищет самостоятельно.

 Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

11-й слайд (С ФОТО)

Обучение экспериментированию организуется поэтапно- сначала дети учатся экспериментировать под руководством педагога, затем они воспроизводят опыты под наблюдением педагога.

12-й слайд (С ФОТО)

Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличение объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс приобретения могут стать развитием интеллекта и важным фактором развития личности.

13-й слайд (ПОСЛЕДНИЙ)

 Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворить потребность познания доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сейчас мне бы хотелось предложить вам блиц-игру «Вопрос-ответ».

1.Что первично: причина или следствие?

Ответ: Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет?

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

(Экспериме́нт (от лат.— проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.

3. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

4. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет?

Ответ: плавает- не плавает,  извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

5. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный- активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

6.  Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? 

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

7. Какие объекты используются  в экспериментах:

Ответ:

             - опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

8.Форма организации эксперимента:

Ответ: -индивидуальные (1—4 ребенка);

-групповые (5—10 детей);

-коллективные (вся группа).

9.Какие могут быть по  причине их проведения:

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.

- запланированные - проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

-поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

10.ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нужно быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди, там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

2.Это такое дело, когда что-то хочется узнать, и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получиться. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3.Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль.  (МИКРОСКОП).

4.Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму».Сегодня мне бы хотелось вам предложить поучаствовать в экспериментальной деятельности.

Приглашаются желающие.

Проведение опытов.

Опыт «Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь: макет вулкана, сода, уксус, красная краска, капелька жидкого моющего  средства.

В отверствие  вулкана насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства и каплю красной краски, заливаем уксусом.

Опыт «Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

В стакан налить воды, выдавить пену сверху, пипеткой накапать окрашенной воды. Понаблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана. С помощью этого опыта можно схематично объяснить детям как идет дождь.

Подведение итогов  игры:

           Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Спасибо за участие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- ОСНОВА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель: Протасова Т.С. г. Жердевка 2018г.

Слайд 2

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Слайд 3

Детское экспериментирование- один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. ФГОС – «создание благоприятных условии познавательного развития детей в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Слайд 4

Цель - экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Слайд 5

Образовательные Развивающие Воспитательные Познакомить детей со свойствами предмета исследования; ф ормировать умение делать открытия и выводы; о бучать плавному направленному выходу на предмет. Развивать интерес, инициативность, любознательность и познавательный интерес детей; Развивать познавательные умения ( задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия); Воспитывать самостоятельность и активность в течении всего занятия; у мение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость; а ккуратность в работе. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Слайд 6

МЕТОДЫ: ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОЫЙ МЕТОД: АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТОМ. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ. БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА, ЭКСПЕРИМЕНТА.

Слайд 7

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЫЛИ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ: Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска. Составила план проведения опытов и экспериментов. Разработала проекты( исследовательские, творческие, информационные). Подобрала дидактический материал : карточки –схемы, модели, дидактические игры, инструкции.

Слайд 8

Организовали предметно-развивающую среду: «Детскую лабораторию». Разработала рабочую программу кружка «Лаборатория Почемучек».

Слайд 10

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Проблема Постановка задачи Варианты решения План эксперимента Выбор оборудования Правила безопасности Эксперимент Вывод Связь с жизнью О бобщения

Слайд 13

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличение объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...

Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"

Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  инфор...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа  поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...