Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Семинар – практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 104 «Золотая рыбка» г. Орска
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование –
основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила:
старший воспитатель Караулова Н.Н.
г. Орск, 2021г.
Семинар – практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы)
А сейчас мы вам предлагаем поделиться на команды, а для этого поиграем в игру
«Чудесный мешочек».
Педагогам предлагается выбрать из мешочка карточку с обозначением (воздух, вода,) и сесть за столы с определённым символом (педагоги делятся на команды).
Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность
- естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача выявить и поддержать адекватную форму появления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основными формами такой активности являются наблюдение и экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Формы работы с детьми по поисково – экспериментальной деятельности
- занятия;
- беседы;
- знаково-изобразительные средства;
- экспериментирование, исследовательская деятельность;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- конструирование;
- рассматривание;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- экологическая тропа (экскурсии);
- создание коллекций;
- проектная деятельность,
- проблемные ситуации.
Цели и задачи игры - экспериментирования:
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие речи. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Правила безопасности при проведении экспериментов и опытов:
1 Требования безопасности перед началом экспериментальной деятельности:
- Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
- Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
- Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.
- Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
- Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
- Перед проведением экспериментальной деятельности напоминать детям правила безопасного поведения.
2 Требования безопасности во время экспериментальной деятельности:
- Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей
- Нельзя оставлять детей в помещениях без присмотра взрослых ни на секунду.
- При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал,
соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
- В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
- Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не более 15 мин.
- Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
- Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
- Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3 Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности
- По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
- Выключить демонстрационные, электрические приборы-проектор, телевизор.
- Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в
специально предназначенные места.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
Алгоритм организации детского экспериментирования
- Выбор объекта исследования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,
рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
- Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования (эксперимента, опыта).
- Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
- Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксирование результатов эксперимента.
- Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
В зоне экспериментирования должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- место для приборов
- место для хранения материалов (природного, «бросового»)
- место для проведения опытов
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материал и оборудование для зоны экспериментирования
Средняя группа
- Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,
- Набор объемных геометрических тел
- Набор плоскостных геометрических форм;
- Сортировочный ящик с прорезями;
- Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки);
- Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
- Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками);
- Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги);
- Разноцветная юла (волчок);
- Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины;
- Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с
емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпаки, сачки;
- Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с
емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки;
Старшая и подготовительная группа
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
- коллекция минералов
Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
- индивидуальные дневники проведения экспериментов;
- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Ведение фиксации детского экспериментирования
- Календарь природы
- Дневник наблюдений
- Фотографирование
- Запись воспитателя в блокноте 5 Картотека опытов
- Схема
- Карточки – подсказки
- Мини – стенд «О чем хочу знать завтра»
Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и
огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Рекомендации по работе с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
- Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно
- исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
- Оформить на стендах материал для родителей по познавательно – исследовательской деятельности.
Формы работы по взаимодействию с родителями по развитию у детей интереса к поисково - экспериментальной деятельности
- Консультации, буклеты, памятки, папки – передвижки.
- Родительские собрания в форме педагогического всеобуча или круглого стола – дискуссия (например – «Растить детей любознательными»).
- Проведение конкурсов рисунков, макетов, плакатов, сказок, рассказов.
- Открытые заседания клуба «Юный исследователь» (например – «Занимательный магнит», «Фокус – покус»).
- Создание мини – музея (например - «Волшебный мир камней» или музей
«Семян, плодов»).
- Совместная проектная деятельность (например – «Путешествие капельки»).
- Организация совместных экскурсий, целевых прогулок.
- Проведение познавательно – игровых мероприятий, развлечений, праздников.
Практическая часть Блиц-игра «Вопрос-ответ».
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
Опыт – это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в парке.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
-прогнозирование результата
Что первично: причина или следствие?
Ответ: Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет?
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
- Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?
Ответ: любознательный- активный, способный решать интеллект. задачи, способный
управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.
- Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
Игра «Устами младенца» (аудиозапись голоса детей)
- Это такое помещение, где стоит много баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нужно быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди, там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
- Это такое дело, когда что-то хочется узнать, и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получиться. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
- Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).
- Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Опыты
Сегодня в игровой форме вместе с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Опыт 1 "Надувающийся шарик"
Для опыта нам понадобятся: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус.
Насыпьте в шарик 3-4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать.
Опыт 2 "Выделение красителя из конфет" или "Радуга"
Для опыта нам понадобятся: тарелочки, конфеты, вода.
Выкладываем конфеты на тарелочку, заливаем их небольшим количеством воды, наблюдаем.
Опыт 3 "Натуральный или нет?"
Для опыта нам понадобится: салфетки, натертые овощи (свекла, морковь), пипетки или ватные диски, содовый раствор. Краситель.
Разводим краситель. Обмакиваем салфетки в красители, затем капаем на них содовым раствором, цвет должен измениться. Если цвет не меняется краситель не натуральный. Опыт 4 "Лопни шарик апельсином"
Для этого опыта нам понадобится: воздушный надутый шар, апельсин.
Опыт будет громким. На надутый шарик капаем сок апельсина, шарик должен лопнуть.
Опыт № 5 «Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Игра « Жидкое и твердое»
Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Рефлексия
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
- строчка –это название темы
- строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
- строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
- строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
- Эксперимент
- Увлекательный, познавательный
- Открывает, подтверждает, доказывает
- Жизнь без экспериментов скучна!
- Исследование
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Детское экспериментирование- основа поисково исследовательской деятельности"
Материал по исследовательской деятельности для работы с воспитателями....
Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...