Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
материал

Семинар – практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

 

Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 104 «Золотая рыбка» г. Орска

Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование –

основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель Караулова Н.Н.

г. Орск, 2021г.

Семинар – практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!        Мы рады приветствовать Вас на семинаре

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Упражнение «Выбери дистанцию»

Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.

Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы)

А сейчас мы вам предлагаем поделиться на команды, а для этого поиграем в игру

«Чудесный мешочек».

Педагогам предлагается выбрать из мешочка карточку с обозначением (воздух, вода,) и сесть за столы с определённым символом (педагоги делятся на команды).

Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность

  • естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача выявить и поддержать адекватную форму появления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основными формами такой активности являются наблюдение и экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное    мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Формы работы с детьми по поисково – экспериментальной деятельности

- занятия;

  • беседы;
  • знаково-изобразительные средства;
  • экспериментирование, исследовательская деятельность;
  • дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • конструирование;
  • рассматривание;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • экологическая тропа (экскурсии);
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность,
  • проблемные ситуации.

Цели и задачи игры - экспериментирования:

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие речи. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Правила безопасности при проведении экспериментов и опытов:

1 Требования безопасности перед началом экспериментальной деятельности:

  1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  3. Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.
  4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  5. Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
  6. Перед проведением экспериментальной деятельности напоминать детям правила безопасного поведения.

2 Требования безопасности во время экспериментальной деятельности:

  1. Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей
  2. Нельзя оставлять детей в помещениях        без присмотра взрослых ни на секунду.
  3. При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал,

соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

  1. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
  2. Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не более 15 мин.
  3. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
  4. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
  5. Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3 Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности

  1. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
  2. Выключить демонстрационные, электрические приборы-проектор, телевизор.
  3. Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в

специально предназначенные места.

  1. Тщательно вымыть руки с мылом.

Алгоритм организации детского экспериментирования

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,

рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

  • Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования (эксперимента, опыта).

  • Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
  • Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование результатов эксперимента.
  • Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

В зоне экспериментирования должны быть выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  2. место для приборов
  3. место для хранения материалов (природного, «бросового»)
  4. место для проведения опытов
  5. место        для        неструктурированных        материалов        (песок,        вода,        опилки,        стружка, пенопласт и др.)

Материал и оборудование для зоны экспериментирования

Средняя группа

  • Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,
  • Набор объемных геометрических тел
  • Набор плоскостных геометрических форм;
  • Сортировочный ящик с прорезями;
  • Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки);
  • Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
  • Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками);
  • Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги);
  • Разноцветная юла (волчок);
  • Звучащие        инструменты        (колокольчики,        барабаны,        резиновые        пищалки, молоточки, трещотки, маракасы,        тамбурины;
  • Набор для экспериментирования с        водой: универсальный стол с

емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и        вылавливания - черпаки, сачки;

  • Набор для экспериментирования с        песком: универсальный стол с

емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации,        емкости разного размера, предметы-        орудия - совочки, лопатки;

Старшая и подготовительная группа

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
  • коллекция минералов

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
  • индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Ведение фиксации детского экспериментирования

  1. Календарь природы
  2. Дневник наблюдений
  3. Фотографирование
  4. Запись воспитателя в блокноте 5 Картотека опытов
  1. Схема
  2. Карточки – подсказки
  3. Мини – стенд «О чем хочу знать завтра»

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и

огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Рекомендации по работе с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

  1. Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно
  • исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
  1. Оформить на стендах материал для родителей по познавательно – исследовательской деятельности.

Формы работы по взаимодействию с родителями по развитию у детей интереса к поисково - экспериментальной деятельности

  1. Консультации, буклеты, памятки, папки – передвижки.
  2. Родительские собрания в форме педагогического всеобуча или круглого стола – дискуссия (например – «Растить детей любознательными»).
  3. Проведение конкурсов рисунков, макетов, плакатов, сказок, рассказов.
  4. Открытые заседания клуба «Юный исследователь» (например – «Занимательный магнит», «Фокус – покус»).
  5. Создание мини – музея (например - «Волшебный мир камней» или музей

«Семян, плодов»).

  1. Совместная проектная деятельность (например – «Путешествие капельки»).
  2. Организация совместных экскурсий, целевых прогулок.
  3. Проведение познавательно – игровых мероприятий, развлечений, праздников.

Практическая часть Блиц-игра «Вопрос-ответ».

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

Опыт – это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент        –        это        любой        опыт,        попытка        осуществить        что-либо,        особый        вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями;
  • опыты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в парке.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-16 детей);
  • фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

-прогнозирование результата

  • Что первично: причина или следствие?

Ответ: Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

  • Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет?

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

  • Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный- активный, способный решать интеллект. задачи, способный

управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

  • Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

Игра «Устами младенца» (аудиозапись голоса детей)

  1. Это такое помещение, где стоит много баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нужно быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди, там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
  2. Это такое дело, когда что-то хочется узнать, и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получиться. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
  3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).
  4. Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Опыты

Сегодня в игровой форме вместе с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Опыт 1 "Надувающийся шарик"

Для опыта нам понадобятся: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус.

Насыпьте в шарик 3-4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать.

Опыт 2 "Выделение красителя из конфет" или "Радуга"

Для опыта нам понадобятся: тарелочки, конфеты, вода.

Выкладываем конфеты на тарелочку, заливаем их небольшим количеством воды, наблюдаем.

Опыт 3 "Натуральный или нет?"

Для опыта нам понадобится: салфетки, натертые овощи (свекла, морковь), пипетки или ватные диски, содовый раствор. Краситель.

Разводим краситель. Обмакиваем салфетки в красители, затем капаем на них содовым раствором, цвет должен измениться. Если цвет не меняется краситель не натуральный. Опыт 4 "Лопни шарик апельсином"

Для этого опыта нам понадобится: воздушный надутый шар, апельсин.

Опыт будет громким. На надутый шарик капаем сок апельсина, шарик должен лопнуть.

 Опыт № 5 «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Игра « Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские  удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!


  Рефлексия

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

  1. строчка –это название темы
  2. строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
  1. строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
  2. строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

  1. Эксперимент
  2. Увлекательный, познавательный
  3. Открывает, подтверждает, доказывает
  4. Жизнь без экспериментов скучна!
  5. Исследование

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...