Копилка картотек по экспериментированию
картотека по окружающему миру на тему

Симакина Анна Леонидовна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_pamyati.pptx305.64 КБ
Office presentation icon igry_po_sensorike.ppt548.5 КБ
Office presentation icon kartoteka_eksperimentov.ppt754 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие ПАМЯТИ 24.01.2012 1 http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

Игра " Угадайка для малышей» Описание игры: спокойная игра, развивающая мелкую моторику рук, усидчивость, смекалку. Инвентарь: небольшие непрозрачные пакеты-мешочки (тканевые, бумажные, пластиковые); мелкие предметы (к примеру, карандаш, ключ, расческа, игрушки и т.д.). Важно, чтобы ребенок был знаком с угадываемыми предметами. 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 2

Слайд 3

Подготовка и правила игры: 1) Необходимо подготовить небольшие пакеты-мешочки и мелкие предметы – по одной штуке на один мешочек. 2) Предметы раскладываются по пакетам и завязываются веревкой (заклеиваются скотчем или степлером ) у основания. 3) Объясняем ребенку, что необходимо угадать предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек. 4) Если ребенок угадывает предмет правильно, можно разорвать пакетик. Если ошибается, необходимо подсказать ребенку, что это может быть наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не угадает все предметы 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 3

Слайд 4

Игра "Цветная ярмарка" Описание игры: игра для детей от 3-6 лет, способствует закреплению основных понятий (фрукты, овощи, животные, цвета), развивает мышление, память. Инвентарь: мелкие предметы разных цветов – шарики, кубики, кружки из цветной бумаги. Правила игры: 1. Дети-«продавцы» становятся в круг, держа за спиной руки с мелким предметом какого-либо цвета. В центре круга находится «покупатель». 2. Ребенок-«покупатель» выставляет вперед руки (стрелкой) и крутится вокруг себя. В это время дети произносят следующие слова: « Имя, Имя , покружись, всем ребятам покажись, И какой тебе милей, укажи нам поскорей! Стоп!» 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 4

Слайд 5

3. На слове «стоп» крутящийся ребенок должен остановиться. Тот ребенок, на которого указывает стрелка, спрашивает у ведущего-«покупателя»: «Что угодно для души? Все товары хороши!» 4. Ведущему нужно сделать заказ – фрукт, ягоду, животное, растение, цветок. Ребенок-«продавец» предлагает фрукт, ягоду, цветок и т.д. именно такого цвета, какой имеет вещь, спрятанная за спиной. 5. Смена ведущего может производиться через определенное количество покупок или пока тот не купит фрукт или овощ какого-то определенного цвета. Пример игрового диалога: Дети: « Имя, Имя , покружись, Всем ребятам покажись, И какой тебе милей, Укажи нам поскорей! Стоп!» Дети: «Что угодно для души? Все товары хороши!» Ведущий: «Хочу овощ!» Продавец: (у «продавца» красный предмет) «Вот помидор!» 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 5

Слайд 6

«Игра "Слова по кругу» Описание игры: игра для детей старшего дошкольного возраста, развивает память. Правила игры: Дети садятся по кругу, рассчитываются на первый-второй. Число игроков обязательно должно быть четное! Дети под первым номером – одна команда, под вторым – другая. С помощью считалки выбираем начинающего. Он произносит любое слово, следующий за ним участник другой команды повторяет его слово и произносит любое свое, третий игрок должен повторить уже два слова и предложить свое (слова могут быть не связаны между собой, например, "палка", "крем", "утка" и т.д.). Игра продолжается по кругу, пока кто-либо не забудет последовательность слов. Команда ребенка, забывшего слово, проигрывает. Очередной круг игры начинается с участника, который сидит следующим за проигравшим. 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 6

Слайд 7

Игра "Найди пару» Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары - в один пакет, другой предмет из пары - в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет. Понаблюдайте, сколько времени уходит у него на поиски каждой пары. 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 7

Слайд 8

Игры на развитие ВНИМАНИЯ 24.01.2012 8 http://aida.ucoz.ru

Слайд 9

Игра "Запрещенное движение» Описание игры: подвижная игра, развивающая координацию, внимательность, память. Правила игры: 1) Воспитатель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. 2) Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям. 3) Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». 4) Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны. 5) Тем самым более внимательные дети-победители останутся в начале колонны. Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру. 24.01.2012 http://aida.ucoz.ru 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ

Слайд 2

"Поймай киску" Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

Слайд 3

"Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Слайд 4

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Слайд 5

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Слайд 6

"Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Слайд 7

"Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

Слайд 8

"Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Слайд 9

"Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Слайд 10

"Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

Слайд 11

"Отгадай цифру" (букву) На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Очень полезны также для дошкольников игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

Слайд 12

"Что это?" Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Слайд 13

"Собери матрешку" Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

Слайд 14

"Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Слайд 15

"Угадай, что внутри" Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЛШЕБНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

Слайд 2

Прозрачность воды Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Слайд 3

Лед – это твердая вода Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Слайд 4

Вода – жидкая, течет Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предло­жите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель гус­той. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Слайд 5

Лед легче воды Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Слайд 6

Вода не имеет формы Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Слайд 7

Горячая, теплая, холодная вода Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая. В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Слайд 8

У воды нет вкуса Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется свой действующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Слайд 9

Пар – это вода Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипа­ния воды появляется все больше пара.

Слайд 10

Радуга Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «paдуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ракруга».

Слайд 11

Встреча с ручейком Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положи­те его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держал­ся и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Что­бы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Слайд 12

Капельки Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель­ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Слайд 13

Превращение в воду Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Слайд 14

Иней Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в сне­гу. Что это? Это иней.

Слайд 15

Чем пахнет вода Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Слайд 16

Цветы лотоса Сделать цветок из бумаги, лепестки закрутить к центру и опустить в воду. Цветы начинают распускаться. Бумага намокает, становится тяжелее.

Слайд 17

Соленая и пресная вода Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

Слайд 18

Тонет, не тонет Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета. Вода выталкивает более легкие предметы.

Слайд 19

ВОЛШЕБНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

Слайд 20

Ветер - это движение воздуха Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха.

Слайд 21

Ветер Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда по­явится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги

Слайд 22

Волны Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Слайд 23

Воздух имеет вес Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с на­дутым шариком перевесит.

Слайд 24

Воздух невидим Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Слайд 25

В воде появляются пузырьки воздуха Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? (Воздух.) Что случится, если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки - воздух из дырочек будет выходить в воду.

Слайд 26

Гром и молния Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два наду­тых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближай­те один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несиль­ное потрескивание, как гром.

Слайд 27

ВОЛШЕБНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

Слайд 28

Сыпучий песок Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмот­рите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

Слайд 29

Песок может двигаться Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Слайд 30

Свойства мокрого песка Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намо­кает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Слайд 31

Как передвигается вода в почве Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднима­ется из более глубоких слоев почвы.

Слайд 32

Песок и глина Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комоч­ками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стакан­чики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее помес­тить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяс­нили, что песок - рыхлый .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка. Картотека комплексов утренней гимнастики / учебный материал

Картотека комплексов утренней гимнастики в детском саду.  Средняя группа....

Методическая копилка. Картотека дидактических игр по познавательному развитию.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию. Для старших дошкольников....

Методическая копилка. Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию. Для старших дошкольников....

Методическая копилка. Картотека игр по художественно-эстетическому развитию.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию. Для старших дошкольников....

Методическая копилка. Картотека игр по социально-коммуникативному развитию.

Картотека игр по социально-коммуникативному  развитию. Для старших дошкольников....