Экологический проект для старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Не губите нашу Волгу"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Александрова Елена Алексеевна

Экологический проект "Не губите нашу Волгу" исходил от самих детей, которые живя на Волге, практически ничего о ней не знали. "Прожив" этот проект дети стали иметь представление о роли реки в жизни людей и необходимости бережного отношения к водным ресурсам в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ne_gubite_volgu_5_gr.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Не губите нашу Волгу»

Продолжительность проекта:1 неделя.

Тип проекта: исследовательско-познавательный.

Авторы проекта: Александрова Е. А., Бахтурина Н. Н., Шайдуллина З. С., Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Цель  проекта: формирование у детей экологических представлений о роли реки в жизни людей и необходимости бережного отношения к водным ресурсам.

Задачи проекта:

- для детей:

Образовательные:

- научить детей формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

- пополнить знания детей о значении и влиянии водных ресурсов реки Волги на жизнь человека;

- учить понимать взаимосвязь живой природы и среды, созданной человеком;

- обогащать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к реке;

- формирование ЗОЖ (употребление чистой воды, купание).

Развивающие:

- развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;

- развивать познавательные способности детей в исследовательской и экспериментальной деятельности;

- развивать эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- для педагогов:

- формирование проектной культуры.

- для родителей:

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальна игра-викторина.

Название итогового мероприятия: «О, Волга, колыбель моя!»;

Продукты проекта:

- для детей:

- создание фотовыставки «Любимые места на Волге»;

- выставка детского творчества – аппликация «Рыбный промысел «вчера» и «сегодня»;

- итоговое мероприятие музыкальная игра-викторина «О, Волга, колыбель моя!»;

- создание буклета «Не губите Волгу».

- для педагогов:

- презентация проекта

- для родителей:

- итоговое мероприятие музыкальная ига-викторина «О, Волга, колыбель моя!»;

- создание фотовыставки по результатам проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

- приобретение необходимых знаний и представлений о взаимозависимости человека и природы;

- осознанное отношение к ценности чистоты водных ресурсов (реки);

- умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности  (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов:

- формирование проектной культуры.

- для родителей:

- установление эмоционального контакта с детьми.

Этапы реализации проекта «Не губите нашу Волгу»

1 этап – подготовительный

Участники проекта

Задачи проекта

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о Волге как крупном водном ресурсе и бережном отношении к нему.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод трех вопросов.

Что мы знаем о Волге?

Наш город Ярославль стоит на реке Волге.

Что мы хотим узнать?

Какова роль реки в жизни людей? Что наносит ей ущерб и что поможет спасти Волгу?

Что для этого нужно сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Выявить уровень осведомлённости детей  и их родителей о проблеме опасного загрязнения Волги, необходимости бережного отношения к воде. Формирование экологического сознания детей и родителей.

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Анкетирование родителей и детей.

Приглашение в проект «Не губите нашу Волгу»

(сделаны детьми)

2 этап  основной

Понедельник

Вид деятельности

Дети

Коммуникативная деятельность

Презентация «Наша Волга» (приложение)

Программное содержание:

формировать знания:

- о протяженности реки, о городах, расположенных на берегах Волги, дать представление о понятиях исток, русло, устье;

- вызвать желание беречь реку и заботиться о её чистоте;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызвать негативное отношение к факторам, загрязняющим реку.

Беседа «Волга и человек» Приложение №1

Познавательно-исследовательская деятельность

Подготовка и проведение экспериментов

«Свойства воды»:

- вода – это жидкость, которая не имеет своей формы,

- вода – прозрачная,

- вода – растворяет вещества,

- вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.

Двигательная активность

Дыхательная гимнастика «На корабле»

Подвижная игра «Воздух, земля, вода, огонь» (приложение №5)

Конструирование

Изготовление приглашений для родителей и педагогов к участию в проектной неделе.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» (приложение №2)

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Получение приглашений, изготовленных к участию в проектной неделе.

Консультация на информационном стенде «Вместе с детьми» (проведение опытов в домашних условиях)

Вторник

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Какую воду мы пьем. Чистая вода – залог здоровья» (приложение №1)

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность:

«Чем загрязняется вода» Цель: определение источника загрязнения воды (водоемов).

Игровая деятельность

Игра-ситуация «Вода – это жизнь!» Цель: определение роли воды в жизни человека, животных, растений. Дидактическая игра «Что было бы, если...» Цель: определение изменения жизни животных и растений при отсутствии воды.

Двигательная активность

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

Подвижная игра «Судак и плотва»

 (приложение №5)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение С.Г.Романова экологическая сказка «Жила-была река»

(приложение №2)

Среда

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Рыбное богатство Волги» (приложение №1)

Игровая деятельность

Д/и «Отгадай загадку» (приложение №2)

Сюжетно-ролевая игра «Путешественники» сюжет поход по берегу реки.

Игра-ситуация «Секреты путешественника» (Цель: определение правил поведения путешественника).

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за очищением загрязненной воды. Цель: показать несколько способов очистки воды (марля, вата, песок, уголь).

Двигательная деятельность

Гимнастика для глаз «Прогулка» (приложение №5)

Подвижная игра «Река впадает в море»; (приложение №5)

Восприятие  художественной литературы и фольклора

Рассказ Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» (приложение №2)

Музыкальная деятельность

Частушки «Про Волгу».

Самообслуживание и элементы бытового труда

«Чистые руки – залог здоровья».

Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и листьев комнатных растений, опрыскивание растений водой.

Конструирование из различных материалов

Аппликация (коллективная) «Рыбное хозяйство реки Волги «вчера» и «сегодня» (рыба, которая водилась в Волге раньше, и какая водится сейчас)

Родители

Консультация на информационном стенде «Рыбное хозяйство реки Волги в разное время»

Четверг

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Судоходство на Волге» (приложение №1)

Игровая деятельность

Д/и «Подбери слово» (подбор определений)

Д/и «Отгадай загадку» (приложение №2)

С/р игра «Экологический патруль» (сюжет спасаем водоем от загрязнения)

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент  «Вода – растворитель» (все ли растворяется в воде)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Составление рассказа «Путешествуем по  Волге» (какой вид транспорта более удобный и безопасный для путешествия).

Разучивание стихотворения

А. Игнатовой «Недалёкое будущее».

Двигательная деятельность

Самомассаж «Улитка»

Подвижная игра «Рыбки и рыбаки» (приложение №5)

Изобразительная деятельность

Рисование «Рыба в Волге».

Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук)

Самообслуживание и элементы бытового труда

Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и листьев комнатных растений, опрыскивание растений.

Родители

Участие в подготовке фото-стенда «Любимые места на Волге».

Консультация на информационном стенде «Экологическая проблема Волги».

Пятница

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Кто занимается вопросами экологии реки?» (о работе экологов)

Видео-экскурсия на водоканал (очистные сооружения) Как происходит очистка воды в больших объёмах.

Познавательно-исследовательская деятельность 

Составление цепей питания. Объяснение взаимосвязей: Водоросли – комары - лягушки – цапля. Водоросли – рыба – птицы. Водоросли – планктон – птицы (рыбы). Водоросли – планктон – птицы – человек.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра Туристическое агентство» сюжет «Путешествие на теплоходе по Волге»

Игра-ситуация «Хорошо-плохо» (приложение №6)

Двигательная активность

Подвижная игра «Щука и караси»

Упражнение на профилактику плоскостопия «Утята» (приложение №5)

Восприятие Художественной литературы и фольклора

Стихотворение «Мы экологами стали»

Песня «А по камушкам река бежит»

Самообслуживание и элементы бытового труда

Изготовление экологических знаков о поведении на берегу рек и в природе вообще.

Родители

Музыкальная игра-викторина «О, Волга, колыбель моя!»

3 этап  - заключительный

Дети

Формировать навыки правильного поведения на природе, закрепить представления детей  о взаимозависимости человека и природы

Музыкальная игра-викторина «О, Волга, колыбель моя!»

Родители

Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс

Создание буклета «Не губите Волгу» (совместная работа детей и родителей)

Оформление фотовыставки «Любимые места на Волге».

Музыкальная игра-викторина «О, Волга колыбель моя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".

Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Обитатели морей и океанов"

Проект разработан и составлен с целью воспитания экологической культуры  и развития познавательных и творческих способностей детей. В нем представлены различные виды деятельности с детьми....

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Оздоровительный проект в старшем дошкольном возрасте "Лето, солнце и вода - наши лучшие друзья!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655353","...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...