Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Ежова Ирина Анатольевна

     

    Конспект образовательной деятельности  по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы 

    Развивать познавательные способности детей через экспериментирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx188.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности  по экспериментированию

    «Чудо-лимон»

    для детей подготовительной группы «Почемучки»maslo-limona.jpg

     

     Ежова Ирина Анатольевна,

    воспитатель МБДОУ
    «Детский сад №7 «Ромашка»

     

    Цель: Развивать познавательные способности детей через экспериментирование.

     Задачи:

    — обогащать знания детей о лимоне, расширять представления о регионах произрастания, способах выращивания.

    — побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу.

    — активизировать в речи специальные термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.

    — формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

    — поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    — создавать детям хорошее настроение, воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.

    — вырабатывать умения внимательно слушать товарища, не перебивая его.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Материал и оборудование: лимон (по количеству детей),  глубокая емкость с водой, стаканчики с водой,  ватные палочки, листы бумаги (по количеству детей), настольная лампа, лимонная кислота, вода, пластиковая бутылка, воздушный шарик,  картинки с изображением лимона, скотч.

    Ход образовательной деятельности:

    Мотивационно-организационный этап:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята, хотела сегодня с вами поиграть, но я не смогу очень горло болит. Может быть, вы мне как-нибудь поможете? (Ответы детей)

    Воспитатель: Подождите, у нас где-то была аптечка. (Воспитатель открывает аптечку, а там вместо лекарств лежат чипсы, шоколад, лимоны). Куда же подевались все лекарства? Кто же так мог подшутить? Теперь я точно не смогу вылечиться (дети обращают внимание на лимон).

    Воспитатель: А как я смогу им лечиться? (Ответы детей). Что мы можем сделать из лимона? (Витаминизированный напиток) Но перед его использованием, что нужно сделать? (Помыть его)

    (Детям предлагается помыть лимоны в емкости с водой.)

    Воспитатель: Почему нельзя кушать грязные лимоны? (Ответы детей)

    Поисково- исследовательский этап:

    Воспитатель предлагает детям взять лимоны и опустить их в емкость. Разыгрывается удивление, что лимоны не тонут.  Дети наблюдают и делают выводы: лимоны остаются на поверхности воды. Разрезает лимон. Дети опускают дольки лимона в кувшин с водой, делают витаминизированный напиток. (Опустить дольки лимона в кувшин с водой).

    Воспитатель: Пока ваш напиток настаивается, я предлагаю вам поиграть.

    Фрукты, садshutterstock_172477541.jpg

    Мы вчера в саду гуляли

    (идут по кругу)

    Мы смородину сажали

    (копают яму)

    Яблони белили мы

    (движение правой рукой вверх-вниз)

    Известью, белилами.

    Починили мы забор,

    (имитируют удары молотком)

    Завели мы разговор

    (говорит выбранный заранее ребёнок)

    -Ты скажи, садовник, наш

    Что ты нам в награду дашь?

    (далее все вместе)

    -Дам в награду слив лиловых,

    Груш медовых,

    Самых крупных, спелых яблок,

    Вишен целый килограмм.

    Вот что вам в награду дам!

    (загибают пальцы на название 

    каждого фрукта)

    Воспитатель: Мы немножко с вами отдохнули, пришла пора лечить меня,  попробовать наш напиток.

    (Дети с воспитателем пробуют напиток).

    Воспитатель: Ребята, вы меня вылечили, горло перестало болеть? Что же в лимоне содержится, что помогло мне вылечить горло? (Витамины).

    Давайте с вами нарисуем схему, что в лимоне содержаться витамины. (Дети схематически изображают лимон и витамин С).

    Воспитатель: Ребята посмотрите на дольки лимона, что с ними произошло? (Ответы детей).

    Воспитатель:  Почему большой целый лимон не утонул, а маленькие дольки опустились на дно? (Ответы детей).

     Воспитатель (уточняет): Лимонные дольки тонут потому, что мякоть лимона наполняется водой, дольки становятся тяжелыми, лишний вес от воды и позволяет им опуститься на дно.  А у целого, неразрезанного лимона кожура (цедра) очень плотная, она не пропускает воду внутрь лимона, поэтому он не тонет, держится на поверхности.

    (Дети рассматривают кожуру лимона через лупу.)

    Воспитатель:  Я предлагаю вам нарисовать схему, что в лимон не тонет в воде. А как вы думаете, чем еще полезен лимон?

    А вы знаете, что это за фрукт? (Беседа о лимоне).

    Воспитатель (уточняет): Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров, желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения. Они быстро растут, цветут и плодоносят круглый год. Лимоны очень кислые на вкус. Как вы думаете, что в них содержится? (Лимонная кислота).

    Воспитатель (уточняет): Лимонная кислота – это кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств и поэтому используется во многих областях жизнедеятельности человека.

    (Показывает как лимонная кислота растворяется в воде, дает попробовать детям).

    Воспитатель:   Как вы думаете, где используется лимонная кислота?

    Воспитатель (уточняет): Используется в пищевой промышленности для изготовления таких продуктов, как майонезы и кетчупы, желе, джемы, соусы, консервы, плавленые сыры, подливы, кондитерские изделия, фруктовые и овощные консервы, замороженные продукты, напитки. Обладая отбеливающим свойством, используется в косметологии для удаления веснушек и разных пятен на коже, для укрепления ногтей. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения многих болезней. Лимонную кислоту добавляют во многие лекарства, чтобы они не были такими горькими. При сочетании лимона и чая, наш организм усваивает аскорбиновую кислоту. Именно поэтому чай с лимоном отлично утоляет жажду, повышает работоспособность, а также иммунитет организма. На основе проведенных экспериментов доказано, что в помещениях, где находятся деревья лимона, воздух исключительно стерилен».

    Воспитатель:   Вот видите, сколько много вы знаете о лимоне. (Ответы детей).

    Воспитатель:   Хорошо, а давайте проверим, на что еще способен лимон.

    Опыт «Лимон-защитник»

    Воспитатель:   Мы разрезали яблоко пополам, положили его срезами вверх на блюдце и выдавили немного лимонного сока на одну из половинок. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым).

    Воспитатель:  Нам нужно подождать, чтобы узнать, что произойдет с яблоком. Я вам предлагаю поиграть с шариком. Как вы думаете, как я его надула?  Сейчас я вам открою секрет.

    Встаем и подходим к другому столу, где воспитатель без помощи детей проводит опыт «надуй воздушный шар» при помощи лимонного сока, соды и уксуса.

    Воспитатель: Сначала налили воду в бутылку и растворили в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешали сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и вылили в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. И, о чудо! Шарик стал надуваться.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему шарик надулся? (Ответы детей). Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом начали взаимодействовать: вступили в химическую реакцию, выделили углекислый газ и создали давление, которое и надуло шарик. Ведь, когда мы надуваем шарик ртом, мы тоже выделяем углекислый газ и шарик надувается.

    (После опыта, дети возвращаются к опыту с яблоком. Делают выводы.)

    Воспитатель: Мы с вами узнали, что лимон может быть защитник и надувать шарик. Давайте тоже это изобразим схематически.

    Рефлексия:

    Воспитатель: Узнали ли вы сегодня что-то новое про лимон? Какой вам опыт показался самым интересным?

    Посмотрите, у нас есть лимонное дерево и смайлики-лимончики. Если вы узнали, что-то новое про лимон, выберите веселый смайлик. Если вы все это знали - простой лимон. Если вам было грустно – сердитый смайлик.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности “ Я среди людей” Для детей подготовительной группы.

    Задачи.1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди разные ( отличаются не только возрастом ...

    Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы

    Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы...

    "Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

    Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

    "Зимние чудеса" Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

    Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

    Конспект образовательной деятельности "Путешествие в Африку" для детей подготовительной группы

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) для детей подготовительной группы  по теме "Животные жарких стран". Форма проведения - путешествие со сказочным ...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...