Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кравченко Елена Михайловна

Тема: «Дикие животные зимой»

Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.

Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни;

- напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу;

- рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Развивающие:

- обогащение и активизация активного словаря – словообразование  по теме «Животные и их детеныши»: белка-бельчонок-бельчата; заяц – зайчиха-зайчонок-зайчата; лис-лиса-лисенок-лисята; волк-волчица-волчонок-волчата; медведь-медведица-медвежонок-медвежата; еж-ежиха-ежонок-ежата;

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического мышления, слухового внимания;

- развитие способности группирования по определенному признаку.

Воспитательные:

- воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно;

- воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц;

 - воспитывать любовь к живым существам, желание оберегать и заботиться о животных.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

- ИКТ-технология (использование в ходе занятия презентации),

- Здоровьесберегающие  технологии (пальчиковая гимнастика)

Оборудование:

- мультимедийное оборудование,

- ноутбук.

Предварительная совместная деятельность:

Чтение художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о животных, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, проведение подвижных игр «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст)

Тема: «Дикие животные зимой»

Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.

Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни;

- напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу;

- рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Развивающие:

- обогащение и активизация активного словаря – словообразование  по теме «Животные и их детеныши»: белка-бельчонок-бельчата; заяц – зайчиха-зайчонок-зайчата; лис-лиса-лисенок-лисята; волк-волчица-волчонок-волчата; медведь-медведица-медвежонок-медвежата; еж-ежиха-ежонок-ежата;

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического мышления, слухового внимания;

- развитие способности группирования по определенному признаку.

Воспитательные:

- воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно;

- воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц;

 - воспитывать любовь к живым существам, желание оберегать и заботиться о животных.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

- ИКТ-технология (использование в ходе занятия презентации),

- Здоровьесберегающие  технологии (пальчиковая гимнастика)

Оборудование:

- мультимедийное оборудование,

- ноутбук.

Предварительная совместная деятельность:

Чтение художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о животных, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, проведение подвижных игр «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы» и др.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

Слайд1. Фото зимнего леса. Ребята, что вы видите? Каким вы увидели зимний лес?

Заслушиваются короткие рассказы детей

Воспитатель. Кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Дети. Белка!

Воспитатель. Правильно, ребята, это белка!

Слайд 2. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?

Ответы детей.

Воспитатель. Белка меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло, мягко.

Белочка- большая хлопотунья, труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц.

Слайд 3. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Ответы детей.

Воспитатель. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка.

А как заяц себе домик утраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Есть у зайчика главные враги  - лиса и волк.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?  (Лиса.)

Слайд 4.Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Слайд 5. Волк хоть и не меняет свою шубку, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и  лапы. Они спят обычно днем, а ночью охотятся.

Ребята, как вы думаете, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку – это еж, медведь. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Слайд 6.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна. (Медведь.)

Медведь спит в берлоге.

Слайд7. Еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой.

Физминутка «Шишки»

Дети стоят по кругу, выполняют движения вместе с педагогом.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку

Белка шишку уронила

Прямо в мишку угодила

Застонал, заохал мишка –

На носу вскочила шишка

Дети прыгают на носках

Ходят на месте на внешней стороне стопы

Стоят, руки на пояс, покачиваясь из стороны в сторону

 Воспитатель. Ребята , а давайте с вами немножко поиграем. Я предлагаю вам вспомнить , как называются детеныши диких животных. Я называю вам животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Слайд 8.Белка- бельчонок-бельчата.

Слайд 9.Заяц-зайчонок- зайчата. (Как называют маму зайчат?)

Слайд 10.Лиса – лисенок – лисята. (Кто пап в лисьем семействе?)

Слайд 11. Волк – волчонок – волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Слайд 12.Медведь – медвежонок – медвежата. (Кто мам у медвежат?)

Слайд 13.Еж – ежонок- ежата (Как называют маму ежат?)

Молодцы ребята, а сейчас проверим, какие вы внимательные? Поиграем в игру «Четвертый лишний» (Игра проводится без опоры на наглядность).

  1. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь – впадает в спячку).
  2. Волк, лиса, лось, олененок (олененок  - детеныш, остальные – взрослые животные).
  3. Волк, лиса, еж, заяц (заяц – травоядное животное, в рационе остальных есть мясо).
  4. Лось, рысь, сова, куница (1. Сова – птица, остальные – животные; 2. Лось –травоядный, остальные – хищники).

Молодцы, ребята. А хотите поиграть еще в одну игру? «Обобщи словом»

Волк, заяц, лиса, еж, медведь, белка -…..(животные)

Бурый, рыжий, серый….(окрас)

Берлога, нора, дупло, логово ….(жилье)

Добыча, кора, ягод, коренья - ….(пища)

Плутовка, косолапый, косой, сохатый …. (прозвища)

Молодцы, ребята. Сколько нового мы с вами сегодня узнали! Скажите, как зимует медведь, заяц, волк?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные»

Цель: Пополнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»Задачи: обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных. Развивать у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Открытое занятие по окружающему миру в разновозрастной группе 3-5 лет Тема << Дикие животные зимой>>

Открытое занятие по окружающему миру в разновозрастной группе 3-5 летТема :« Дикие животные зимой»   Цели: Закреплять знания о диких животных, их повадках и среде обита...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «Эколята – дошколята» по теме «Дикие животные»

Вместе с Ёлочкой и Шалуном ребята учатся отличать диких животных от домашних, называть животных и их детенышей. Учатся быть внимательными и проявлять заботу о братьях наших меньших....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные зимой»

Название «Дикие животные зимой» Цель: Совершенствовать умение составлять описательный рассказ про животных по иллюстрации. Образовательные задачи: 1. Обучающие: - совершенствовать диалоговую речь...