План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.
проект по окружающему миру на тему

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность  развитию  логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_snopkovoy_t._s.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.

                       

Ф.И.О. Снопкова Татьяна Сергеевна

Должность: воспитатель.

Образование: Высшее. ИЭУиП – 2005г.,

Профессиональная переподготовка: Институт экономики, управления и права (г.Казань), 612часов,   по программе «Педагогика дошкольного образования»  диплом 162401637481 регистрационный номер 2494/2014-Н,от 23 мая 2014 года.

Повышение квалификации: «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом  требований ФГОС»  64 часа

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» КИУ  регистрационный номер ПК-757-2017 23 марта 2017года, удостоверение

Квалификационная категория: Первая

Стаж: 19 лет

Дата составления плана:

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством ознакомления с природой»

                                                                                                               Счастье – это быть с природой,

Видеть ее, говорить с ней.

(Л.Н.Толстой).

  1. Актуальность темы и ее обоснованность. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность  развитию  логического мышления.
  2. Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  3. Задачи:

1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу; 

2. расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

3. развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность, любовь и бережное отношение к природе; развивать бережное отношение к своему здоровью;

4. формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

5. развивать эстетическое восприятие природных явлений;

6. упражнять в определении состоянии погоды, закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

7. приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы, клумбе, ухаживанию за ними.

  1. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети»:

•        учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);

•        знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

•        формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);

•        приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).

•        использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;

•        воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

•        привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

  1. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнитивных способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

План работы

п/п

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2019 – 2020 учебный год

1.

Теоретический

Нормативная база современного до-школьного образования: санитарные пра-вила и нормы. ФГОС 2017 г.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 го-да.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Ин-формационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014  

Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В. 2015 г.

Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г. * Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015

- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г.

- Веракса Н.Е. , Галимов О.П.  «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.

-  Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2014г.

-   Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2015г.

-   Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.

- Николаева С.Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома»/ М.: «Мозаика-Синтез», 2015г.

2.Подбор литературы, дидактического материала:

- М.Султанова «Простые опыты с водой для дошкольников» / М.:ООО «Хатбер-пресс», 2014г.

-  М.Султанова «Простые опыты с воздухом для дошкольников» / М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014г.

- Л. Гилпин, Л. Пратт «Большая

книга занимательных опытов» / М.: «РОСМЭН», 2008г.

3. Пройти курсы повышения квалификации в 2020 г

В течении года

2020 – 2021 учебный год

2.

Разработка

Программно-методического обеспечения образовательного процесса 

1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающие в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую  художественную литературу.

2. Разработка диагностических карт для мониторинга по экологическому воспитанию детей.

3. Разработка анкет для родителей.

4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, дидактических игр и пособий. 

В течение учебного года

2021 – 2022 учебный год

3.

Практический:

1. работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Сентябрь

Игра «Что нам осень принесла» (см. А.О. Соломенникова стр.28)  

Цель:  Уточнить представления о времени года осень, ее отличитель-ных особенностях от других времен года, закрепить знания о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о неко-торых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в форме игры «Угадай по вкусу и запаху»

Игра «Времена года»

Цель: уточнить представления о временах года, их отличительных особенностях друг от друга, закрепить знание названий природных явлений.

Организация  опытно-экспериментальной деятельности «Для чего растениям вода?»

Октябрь

Мониторинг по экологическому воспитанию

Интегрированное  занятие «Осень золото роняет…»

Цель:  Расширять представление де-тей об осенних изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоциональный всплеск  в практическом применении через рисунок.

Экскурсия в природу «Прохождение экологической тропы»  (А.О. Соломенникова стр.33)

Цель: Продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Собрать природный материал для ручного труда.

Изготовление коробочек для хранения природного материала

Цель: Воспитывать бережливость.

Сбор и просушка семян садовых цветов.

Цель: Воспитывать бережливость, знакомить с разновидностью садовых цветов. Учить различать их по внешним признакам (строение листьев, вид цветка, внешний вид семян). Развивать наблюдательность, любознательность.

Выставка поделок «Этот гриб любимец мой» (совместное с родителями творчество).

Цель: закрепить знания детей полученные на занятиях, привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс экологического, познавательного и художественно-эстетического воспитания.

Ноябрь

Развлечение  «Осенняя сказка» (осенний утренник)

Цель: Учить  проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении.

Подбор книг для чтения детям

Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, об осенних явлениях.

Выставка детских работ из природного материала, рисунков о природе: тема «Осенняя фантазия»

Цель: Развивать творческие способности. Учить работать с природным материалом (с участием родителей).

Беседа «Наш природный уголок»

Цель: Знакомить с комнатными растениями и способами ухода за ними.

Декабрь

Развлечение на улице «Здравствуй, гостя зима!»

Цель: Знакомить с временем года зима, ее отличительными особенностями, Знакомство с народным творчеством (потешки, прибаутки, пословицы, поговорки) о зиме. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

«Кормушка для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала совместно с родителями)

Игра «Путешествие в царство комнатных растений»

Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сходства между ними. Воспитывать желание ухаживать за ними.

Опытно-экспериментальная деятельность «Как растения воду пьют»

Цель: Познакомить детей с понятием сок движение. Практическим путем познакомить с процессом поглощения воды растениями.  

Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Учить передавать впечатления о новогоднем украшенном дереве через рисунок и музыкальную деятельность.

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом.

Цель: Развивать познавательный интерес,  наблюдательность, речь.

Январь

Развлечение  «Зимние забавы»

Цель: Воспитывать здоровый образ жизни.

Настольный театр «На деревенском дворе» и «Лесные хоромы».

Цель: Конкретизировать представления о домашних и диких животных и птицах, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление.

«В гости к деду Природоведу»

Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе.

А.О. Соломенникова стр.50-53.

Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой»

Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях  природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

Февраль

Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки» (совместно с родителя-ми).

Цель:  Расширять представление детей о зимних изменениях в природе. Помочь увидеть красоту зимнего времени года, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоцио-нальный всплеск  в практическом применении через рисунок.

Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии»

Цель: Учить передавать свои впечатления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира.

Чтение рассказов о природе, знакомство с авторами.

Цель: Развивать познавательный интерес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание.

Экскурсия «Деревья на нашем участке»

Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период.

«Посадка лука»

Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).

А.О. Соломенниковастр.54-57.

Март

Беседа на тему: «Март улыбкою сияет»

Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе.

Опытно-экспериментальная деятельность «на веточках набухли почки, скоро появятся листочки»

Цель: познакомить детей с изменениями в растительном мире с приходом весны путем практического наблюдения за веточками в вазе.

Развлечение «Широкая масленица»

Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание веселиться, играть.

Беседа «День весеннего равноденствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз».

Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта.

Игровое занятие «Светит солнышко в окошко»

Цель: Продолжать знакомить с признаками весны, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Игра «Солнечные зайчики» (с помощью зеркал учить пускать зайчиков, стремиться вызвать радостное настроение)

Апрель

День птиц – 1 апреля.

Цель: Знакомить с перелётными птицами. Расширять представления о поведении птиц весной.

Вывешивание скворечников, сделанных папами и дедушками. Вывешивание скворечников, сделанных папами и дедушками.

Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Цель: Продолжать знакомить с признаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями.

 «Экологическая тропа весной»

Цель:  Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. А.О. Соломенникова стр.66.

Выставка рисунков «Пришла весна с цветами» (совместное с родителями творчество).

Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки»

Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь.

Май

Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

«В гости к хозяйке луга»

Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых.

А.О. Соломенникова стр.59.

Чтение и заучивание потешки «Божья коровка, улети на небо».

Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Фольклорный праздник на улице. Высаживание рассады цветов на участке совместно с родителями

Труд на цветнике.

Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. Развивать практические навыки по уходу за цветами.

1. Проведение родительских собраний о воспитательно-образовательных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии познавательных и практических способностей детей дошкольного возраста.

2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу.

3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями:

«Этот гриб любимец мой»;

«Осенние фантазии» выставка поделок из природного материала;

«Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки и елочных игрушек из любого материала;

«Кормушка для птиц» из бросового материала;

Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки»

Вывешивание скворечников изготовленных папами;

Высаживание рассады. Фольклорный праздник «День цветов».

4. Консультации для родителей:

– «Восприятие  красоты окружающего мира природы»;

- «Занимательные опыты с воздухом для детей»

– «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»;

– «Занимательные опыты с водой для детей»;        

5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через изучение природы».

        

6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой.

7. Благотворительная    акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц.

    Благотворительная акция «Скворечник»

9. Попросить о помощи в обустройстве игровой и экспериментальной зоны на участке в зимний и летний период.

1. Посещение занятий по проблеме.

2. Участие в семинарах-практикумах

3. Показ открытого занятия по проблеме.

Сентябрь, 2019 г.

Первая

декада

октября

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

в течение зимы

2 неделя

3 и 4

 неделя

5 неделя

в течение

зимы

1 неделя

2 неделя

В вечер-ний отре-зок вре-мени

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 - 4

неделя

Сентябрь  Май

сентябрь – май

октябрь,

ноябрь,

декабрь,

январь

февраль

апрель

май

октябрь,

декабрь,

февраль

апрель

апрель- май

декабрь

январь

апрель

декабрь

май

в течение

учебного

года

2022 – 2023 учебный год

№ п/п

Блоки

Мероприятия

Дата проведения

Форма отчета

4.

Обобщение и распространение опыта работы по теме.

1. Диагностический блок

2.Аналитический блок.

Определение уровня освоения программного материала детьми на начало и на конец года.

Обоснование и анализ уровня  освоения программы.

Анализ уровня достижения поставленных  целей и задач по теме самообразования.

октябрь, апрель

апрель

май

Диагностика и заполнение диагностических карт.

Сравнительный анализ по уровню освоения материала на начало и конец учебного года.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

5.

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ № 4 «Солнышко», пгт Камские Поляны на 2011 – 2016 уч.год

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пре...

Индивидуальный план повышения квалификации старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» Колобковой Татьяны Александровны на 2020-2024 г.г.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу....

Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г.

Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68» Константиновой Инны Викторовны

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...

План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Ибрагимовой В.К. на 2017-2021гг.

Тема самообразования: «Развитие творческо-художественного потенциала детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»Актуальность темы и ее обоснованность:Развитию творческих спо...