Проект "Экологический календарь"
проект по окружающему миру по теме

Серебрякова Елена Юрьевна

Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx82.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»»

Проект

«Экологический календарь»

Опытно-исследовательский

Тяжинский

Исполнитель  Серебрякова Елена Юрьевна, воспитатель  высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Проект «Экологический календарь» направлен на воспитание экологической культуры  детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Он  носит комплексный характер - включает в себя опытно-исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями и воспитателями.

Содержание

1. Паспорт проекта

2. Анализ проекта или исходного материала

3. Цели и задачи

4.  Предполагаемые результаты

5. Целевые группы

6. Краткое описание проекта

7. Перспектива проекта

8. Сетевые взаимодействия

9. Социальные партнёры

10. План реализации проекта

11. Список  литературы

12. Список демонстрационного материала

13. Приложение

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Экологический календарь»

Заказчики:  Администрация МАДОУ

Разработчик проекта: Серебрякова Елена Юрьевна воспитатель   МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для организации экологического    воспитания детей 4-5 лет.

Задачи

1.   Формировать  у детей   экологические знания бережного отношения, любви к природе   и всему окружающему.

2.  Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях  в окружающей среде.

3.   Развивать творческий потенциал ребенка, как  ключ к освоению экологической культуры.

4.  Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,  

    любознательность.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет,  созданы  условия:

 - систематическая работа по формированию экологических знаний у дошкольников в образовательной деятельности   и в повседневной жизни;

-  участие родителей (законных представителей) воспитанников в воспитательно –образовательном процессе МАДОУ по экологической тематике.

Тип проекта: опытно-исследовательский, долгосрочный, групповой.

Сроки   реализации проекта  01.09.2016 г.  по  30.06.2017 г.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап

- диагностика экологических знаний;

- подбор методической, художественной литературы;

- опрос детей;

- анкетирование родителей;

- консультация для родителей;  

-  создание музыкальной  копилки;

- подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

2.Основной этап

- беседы;

-дидактические, подвижные игры;

- продуктивная деятельность;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

- прослушивание музыкальных произведений;

-прогулки;

- работы с лэпбуками;

- экспериментальная деятельность;

-чтение художественной литературы.

3.Заключительный этап

- диагностика экологических знаний детей;

- анкетирование родителей;  

- развлечение;  

- создание презентации;    

- создание костюмов из бросового материала.

Перечень основных мероприятий:

 Развлечение «Кафе ромашка», диагностика экологических знаний детей,

анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей», создание презентации   «Вода - волшебница», создание костюмов из бросового материала.

Анализ проекта или исходного материала

    Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. Дети, будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой,  внести свою посильную лепту в дело  сохранения и приумножения богатства  природы.  

     Таким образом, в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.  

Цель: Создание оптимальных условий для организации экологического    воспитания детей 4-5 лет.

Задачи проекта:    

 1.   Формировать  у детей   экологические знания бережного отношения, любви к природе   и всему окружающему.

2.  Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях  в окружающей среде.

3.  Развивать творческий потенциал ребенка, как  ключ к освоению экологической культуры.

4.  Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,  

    наблюдательность и любознательность.

 4.  Предполагаемые  результаты проекта:

Для детей

  1.  У детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе, а так же представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  2. Повысится уровень экологической воспитанности.
  3. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  4. Разовьётся познавательная активность детей.

Для педагогов

  1. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
  2. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Для родителей

  1.  Экологическое просвещение  родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
  2. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании.
  3. Умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Целевые группы: педагоги МАДОУ, дети 4-5 лет, родители воспитанников, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, корреспондент газеты «Призыв», специалисты ветеринарной службы.

Краткое описание проекта:

Проект ««Экологический календарь»» направлен на воспитание экологической культуры  детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Он  носит комплексный характер - включает в себя опытно-исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями детей дошкольного возраста и воспитателями.

Перспектива проекта

1.Создать проект на группу детей дошкольного возраста 5-6 лет

2. Разработать программу «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента» (Сибирь)

8. Сетевые взаимодействия

 - МБОУ  «Тяжинская  средняя  общеобразовательная  школа  №1»

- МБОУ  ДОД  «Детско - юношеский  центр  эстетического  воспитания»

п.Тяжинский  (посещение  мастер - классов,  развлечений,  просмотр  детских

спектаклей театра кукол и др. в летний период).

-МОУДОД «Детская художественная школа № 13»

(посещение выставок и мастер - классов).

- МБОУ  ДОД  «Детская  школа  искусств  № 31»  (посещение  отчетных

концертов выпускников детского сада, приглашение с концертами в МАДОУ).

9. Социальные партнёры

Для  создания  у  ребенка  целостного представления  об  окружающем  мире,  развития  познавательной мотивации,  установлено   взаимодействие  с    учреждениями района:

 (преемственность дошкольного и начального школьного образования).

- Тяжинская центральная районная библиотека имени Н. И. Масалова (план  взаимодействия  МАДОУ  и  районной  библиотеки,  согласно  которому воспитанники подготовительных групп ежемесячно посещают детское отделение библиотеки,  где  с  ними  проводятся познавательные  беседы,  викторины, развлечения и другие досуговые мероприятия);

- Тяжинский районный краеведческий музей


План реализации проекта

Сроки реализации

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и

соисполнители

Сентябрь

Коммуникативная

Музыкальная

Игровая

Диагностика экологических знаний

Подбор методической, художественной литературы

Опрос детей

Анкетирование родителей.

Консультация для родителей «Осень дарит витамины»

 Создание музыкальной копилки   (песен о природе, звуки природы шум дождя, пение птиц, шум ветра и т.д.)

Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр

Интернет ресурсы, методическая литература

Интернет ресурсы, библиотека

Беседа с детьми по опорным картинкам

Распечатанные анкеты на компьютерном устройстве

Папка передвижка

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Картотека подвижных и пальчиковых игр, маски,

Дидактический материал

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

 музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели,

Воспитатели

Воспитатели

Подготовительный этап

Основной этап

Сроки реализации

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и

соисполнитель

       Октябрь

 Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

 Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

  Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

  Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентаций

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская  

Просмотр  мультфильмов, видеороликов, презентации

*Беседа  «Овощи и фрукты»

*  Беседа « Домашние животные»

* Работа с лэпбуком «Времена года»

*  К.Чуковский «Мойдодыр»;

* Ю.Дмитриев  «Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята».

*   Лепка «Листик рябины»;

* Рисование «Грибы»

Выставка «Осенние фантазии»

* Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева «Осенняя песенка»

*  Дидактические игры: «Узнай по вкусу, что лежит в волшебном мешочке», «Найди такой  же

листочек»

*  Прогулка « Рябина и рябинка – это один вид растений»

* Сбор листьев и растений для гербария

*  Мультфильмы  «Даша путешественница»

*  Презентации: «Животный мир России»

*  Беседа   «Подготовка диких зверей к зиме»

*  Беседа «Земля – наш общий дом»

* Работа с лэпбуком «Перелётные и зимующие птицы России»

* Н.Сладков  «Жалейкин и лягушка», «Жалейкин и дятел»

*   Лепка «Овощи и фрукты для друзей Незнайки».  

* Аппликация « Деревья осенью»

*  Русские народные песни  и мелодии

«Осенью».

*  Музыка Ю. Чичкова, слова И.Мазнина «Осень»

*  Подвижные  игры:  «Вокруг себя обернись и в зверя лесного превратись»

* Дидактические игры: «Третий лишний», «Мойдодыр», «Кто живет в лесу?»

*   Трудовое занятие «Способы ухода  за комнатными растениями»

*Видеоролик «Осень»

* Презентация «Перелётные птицы»

* Беседа  «Зима полна серебра»

*  Рассматривание картинок « Как живут растения зимой»

* Работа с лэпбуком «Деревья»

*   К,Д,Ушинский «Проказы старухи – зимы»

* В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

*  Аппликация « Кормушки для птиц »

* Рисование « Зимняя ёлка»

*  Русская народная песня  

«Кисонька-мурысонька»,

*  Музыка Н. Метлова, слова М. Клоковой «Зима прошла»

*Д/игра «Когда это бывает?»,

«Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает»

*   Вода – помощница. Опыты с водой, снегом.

*  Посадка лука в уголке природы.

*Мультфильмы  «Мальчик и Земля»,

 «Маша и медведь»,  

*Видео  ролик «Синица»

*   Беседа «Вода нужна всем »

*  Беседа  «Синичкин календарь»

*  А. Яшин  «Покормите птиц»

*  Г.Скребицкий  «Четыре художника».

*Рисование « Снежинки»

*Лепка «Снеговик»

* Музыка  П.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

* Музыка  О. Берта, слова В. Антоновой  «Снежинки»

*Дидактические игры: «Кто, чем питается», «Кто как кричит?»,

«Назови детенышей»

*   Прогулка  «Наблюдение за воробьем и синицей»

*Опыт «Воздух невидимка»

*  Презентация «Пернатые друзья»

* Мультфильм «Однажды в лесу»

*  Беседа « Птицы наши пернатые друзья »

*  Ситуативная беседа «Как зимуют звери в лесу»  

*Вечер зимних загадок и отгадок

*  Б.Заходер «Про всех на свете»

*Рисование «Следы на снегу»

*Аппликация «Цветик семицветик»

*А. Вивальди «Зима»,

«Февраль. Масленица» цикла «Времена года» П. И. Чайковский

*Дидактические игры: «На бабушкином дворе», «Хорошо – плохо»

*  Месячник «Птицы – наши друзья».

* Опыты «Разноцветные льдинки»

* Видео ролик «Зима»

*    Ситуативная беседа « Весна – красна »

* Беседа  «Удивительный лес. Жизнь диких зверей весной»

* Работа с лэпбуком «Мир дикой природы Сибири»

* Е.Чарушин «Утка с утятами»

*Чтение стихов о весне

*  Рисование «Весенние сосульки»

* Лепка « Сосульки»

*  Русские народные песни  и мелодии:

Как у наших у ворот», «Кукушечка», «Паучок», «Гуси»

* Музыка М. Красева,   слова  Н. Френкель  «Дождик»

*Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Птичка – невеличка»,  «Ручеёк».

* Проект «Огород на окне»

* Наблюдение за веточками берёзы в вазе

*Видеоролик «Весна»

Мультфильм: «Рыжая кошка»

«Про всех на свете»

* Беседа « Как всё живое растет?»

* Ситуативная беседа « Как узнать растение (дерево, куст, траву)»

* Н.Некрасова отрывок из поэмы «Дед Мазай и зайцы».

*  М.А.Кузнецова, А.С. Резникова «Сказание о лекарственных растениях».  

*Аппликация «Скворечник»

* Рисование «Капельки»

*  Русские народные песни  и мелодии «Ах ты, берёза»

* Музыка Ю. Матвеева, слова А. Блока « Зайчик»

*Дидактические игры «Что создано природой, а что человеком»,

«Найди пару»

*Экспериментальная деятельность  с  землёй

*   Посадка фасоли

*Мультфильм: «Приключения кузнечика»

*  Презентации:«Пернатые друзья»

«Природа в опасности» - 22 апреля день земли

*  Беседа «Таинственный мир насекомых »

* Викторина «Дикие животные»

*  В,Бианки «Как муравьишка домой спешил»

*Энциклопедия «Живая природа»

*Рисование « Весенние цветы»

* Лепка «Рыбки»

* Музыка М. Щеглова, слова народные «Две тетери»

* Музыка Н. Потоловского,  слова народные «Жук»

*Дидактические игры: «Огонь друг и враг», «Да или нет», «Что за птица»

*  Прогулка «Травушка – муравушка»

* Опыты с бумагой

*Мультфильмы: « На лесной тропе»,

«Клад»

*Работа с лэпбуком «Цветы»

*Беседа «Значение воздуха для человека»

*Лопатина, А.А. Сказы матушки земли.

 *Г.С.Скребицкий«На пороге весны»

*Рисование «Ромашки»

*Аппликация «Божья коровка»

* Музыка Э. Грига   «Бабочка»

* Музыка М. Глинки   «Жаворонок»

*Дидактические игры: «Какого растения не стало?»

*   Прогулка « Кто такие насекомые?»

* Озеленение участков детского сада

* Опыты с песком

*  Презентации:  «Животные жарких стран»,  «Эти забавные букашки»

*Мультфильм «Это совсем не про это»

*Беседа «Морские обитатели»

*Беседа «Бережём природу от пожара»

 *С.Соколов-Микитов «Сойки»

*Н.Павлова  «Мать-и-мачеха»

*Лепка «Мухоморы»

*Рисование «Травушка-муравушка»

* Музыка Е. Тиличеевой, слова

М. Долинова «Птенчики»

*Игры – забавы

* Дидактические игры:  «Когда это бывает», «Что происходит в природе»

*  Прополка цветника.

*Экскурсия в берёзовую рощу

*Презентация:  «Растительный мир»,

*Мультфильм: «Бабочка», «Сказка о белой льдинки.

Картинки, наглядные пособия.

Лэпбук.

Книги  данных авторов

 Альбомные листы, краски, кисточки,  пластилин, доска для лепки

Магнитофон

 Дидактический материал

Корзинка

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядный материал

Лэпбук

Книги данных авторов

Пластилин, досточки, стеки, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Маски животных,

Дидактический материал.

Лейки, грабельки, тряпочки (для протирания листьев).

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Картинки «Зима»,

«Растения зимой», лэпбук.

Художественная литература данных авторов.

Иллюстрации по произведениям.

Цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

Гуашь,  кисточки, палитра, альбомные листы.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Дидактический материал, картинки домашних животных.

Пластиковые стаканчики, ложечки, сахар, соль, земля, семена лука.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные пособия по теме бесед

Художественная литература данных авторов.

Цветная бумага, гуашь, кисточки, баночки для воды, пластилин, досточки, стеки.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Карточки, дидактический материал

Корм для птиц, пакетик (целофановый), верёвочка

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки птиц, картинки диких животных

Художественная литература.

Цветная бумага, клей  ПВА, тряпочки, клееёнки, гуашь, кисточки, баночки для воды.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки,  Настольная игра «Ферма»

Корм для птиц, краски гуашь, формочки для льда

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки, плакат «Времена года», дикие животные (фигурки)

лэпбук

Художественная литература данных авторов

Цветная бумага, гуашь, кисточки, баночки для воды, пластилин, досточки, стеки.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядный материал, дидактические пособия

Земля, семена, лейки, грабельки, Веточки берёзы

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки, плакат «Деревья и кустарники»

Художественная литература данных авторов, иллюстрации к произведениям

Цветная бумага, клей  ПВА, тряпочки, клееёнки,  восковые мелки,  альбомные листы

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядный и дидактический материал

Земля, семена, лопатка, грабельки, лейки

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки,  

набор диких животных,

Телевизор, флеш носители.

Энциклопедия, художественная литература данных авторов

 Альбомные листы,  печатки,  гуашь, кисточки, баночки для воды, пластилин, досточки, стеки.

Магнитофон, телевизор, флеш носитель.

Наглядные картинки, плакат

Лупа, бумага, вода

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Лэпбук, наглядный материал

Художественная литература данных авторов

Цветная бумага, клей  ПВА, тряпочки, клееёнки,  восковые мелки,  альбомные листы

Магнитофон, телевизор, флеш носитель.

Дидактический материал

Лупа, рассада цветов, песок, вода

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Наглядные картинки, плакат «Пожарная безопасность»

Художественная литература данных авторов

Альбомные листы,     гуашь, кисточки, баночки для воды, пластилин, досточки, стеки

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Маски, дидактический материал

Перчатки, вёдра,

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Родители

Педагог ДО

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог ДО

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог ДО

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог ДО

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог ДО

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог До

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог До

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог ДО

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог До

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заключительный этап.

Сроки реализации

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и

соисполнители

Август

Коммуникативная

Продуктивная

Диагностика экологических знаний детей.

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

Развлечение «Кафе Ромашка»

Родительское собрание «

 Создание презентации   «Вода - волшебница»

Создание костюмов из бросового материала

Комнатные цветы,    небольшие фигурки домашних и диких животных, карточки овощи, фрукты, игрушка-Лесовичок.

Телевизор, экран, проектор, флеш носители.

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители

Воспитатели,

Музыкальный

руководитель

Воспитатели

Родители


Список литературы

  1. Бобровская, Н. В.,  Лампман, В. Е., Битютская, Н. П., Сысоева, В. В., Губко, Е. В.,  Желтикова, И. А., Тырышкина, О. В.  Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Комплексный проект «Весёлый летний марафон»  [Текст] / Н. В. Бобровская»  [и др.] – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2012. – 57 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко  - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  3. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
  4. Лыкова, И. А., Шипунова В. А. Непоседа-ветерок. Дидактическая сказка о безопасности в природе. [Текст] / И. А. Лыкова,  В. А. Шипунова  - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 18 с.
  5. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду.  [Текст]/   О. М.  Масленникова, А. А. Филиппенко.  – Волгоград: Учитель: ИП  Гринин Л. Е.,  2008. – 232 с.
  6.  Машкова, С. В., Суздалева, Г. Н., Егорова, Л. А., Березняк, Я. К., Макаренко, Т. А., Магомедова, Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми  на экологической тропе  [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.
  7.  Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.
  8. Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32

Список демонстрационного  материала

  1. Демонстрационный материал  «Азбука безопасности на природе»
  2. Детское лото «Зоопарк»
  3. Игровой дидактический материал «Береги живое»
  4. Лото «Азбука «Растения»
  5.  Лото «Животный мир»
  6. Наглядно – дидактическое пособие «Деревья»
  7. Наглядно - дидактическое пособие «Времена года. Природные явления»
  8.  Наглядно -  дидактическое пособие «Комнатные растения»
  9. Обучающие карточки «Домашние животные и птицы»
  10.   Обучающие карточки «Животные Австралии»
  11.   Обучающие карточки «Животные Африки»
  12.   Обучающие карточки «Животные Северной Америки»
  13.   Обучающие карточки «Мамы и детки»
  14.   Обучающие карточки «Насекомые»
  15.   Обучающие карточки «Обитатели морей и океанов»
  16.   Обучающие карточки «Овощи и фрукты»
  17.  Плакаты:  Времена года, Время года «Лето», Время года «Осень», Время года «Зима»,  Время года «Весна»,  Животные России»,  Морские рыбы и животные, Птицы леса, Растения, Съедобные грибы. Несъедобные грибы., Цветы
  18.   Развивающая игра-лото «Гнездо, улей, нора»

Приложение 1

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Приложение 2

Консультация для родителей «Осень дарит витамины»

http://ma-ma.kiev.ua/storage/vitaminu/4/1/medium-vitaminu89.jpg

МОРКОВЬ известна людям уже 3500 лет. В средние века морковь считали деликатесом, и только в 17 веке она распространилась повсеместно.
Морковный сок считался целебным. Морковь содержит каротин, который в организме человека превращается в
витамин А, названный витамином роста. Этот же витамин необходим для нормального зрения, для хорошего состояния кожи и слизистых оболочек. Лучшему усвоению каротина способствуют потребляемые при этом жиры.                                                  

В народной медицине применяется все растение - ботва, корнеплод, сок и семена. Действие на организм универсально: общеукрепляющее, слабительное, мочегонное, антисептическое, противовоспалительное, обезболивающее, кровоостанавливающее и ранозаживляющее. Трудно перечислить хотя бы основные показания - их десятки. Морковный сок улучшает, освежает цвет лица, у кормящих матерей увеличивается выделение молока; очень полезен он в начальной стадии туберкулеза, при почечнокаменной болезни, заболеванияхсердечно-сосудистой системы, расстройствах зрения.

Белков в моркови меньше, чем в картофеле, но морковные гарниры способствуют усвоению белков мяса и рыбы лучше, нежели картофельные. И все же в избытке морковные блюда и сырую морковь употреблять не следует. В 1968 г. английская газета "Таймс" опубликовала любопытный факт. Некий Б. Браун, ученый 48 лет из города Кройдона, умер от неумеренного употребления морковного сока. Ежедневно выпивая примерно до трех и даже до пяти литров, он пожелтел и отравился избытком витамина и провитамина А.

Еще в Древней Греции листовая КАПУСТА была широко распространена и любима. Именно там она впервые получила широкое признание. Греки приписывали капусте способность исцелять от болезней, залечивать раны. Греческие врачи рекомендовали ее как средство от бессонницы. Ею лечили "желчные болезни", раны и гнойники. Пифагор в VI веке до н. э. писал, что "капуста поддерживает бодрость духа, веселье и способствует хорошему настроению".
Витамины С в капусте не меньше, чем в лимонах и апельсинах, а в цветной капусте его даже больше. Сок квашеной капусты богат молочной кислотой, полезной, по мнению ряда ученых, для больных сахарным диабетом. Сок свежей белокочанной капусты способствует излечению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Опубликованы сведения об эффективном использовании свежеприготовленного капустного сока при некоторых болезнях печени и толстого кишечника. Такими же свойствами обладает свежеприготовленный салат из белокочанной капусты, заправленный сметаной или растительным маслом.
Измельченная сырая и кислая кочанная капуста усиливает секрецию желудка, повышает аппетит, нормализует деятельность кишечника. Кислая капуста является хорошим профилактическим средством против хронической диспепсии, цинги. Как лечебное средство капусту рекомендуют употреблять при ожирении, сахарном диабете, она же способствует выведению из организма холестерина, что является положительным фактором предупреждения атеросклероза.
В народной медицине диапазон применения капусты очень широк. Листья, сваренные в молоке и смешанные с отрубями, назначают в виде припарок при золотухе, мокнущей экземе. Измельченные свежие листья, смешанные с яичным белком, рекомендовали прикладывать к гнойным ранам, ожогам, хроническим язвам. Сок, разведенный с водой, можно использовать для полосканий при заболеваниях горла.

Очень полезны блюда из ТЫКВЫ и КАБАЧКОВ. В них не очень много растительной клетчатки при значительном содержании воды; поэтому они мало раздражают желудок и кишечник. Кроме того, они обладают свойством выводить излишки воды из организма. В тыкве и кабачках много солей калия.

Диетическими блюдами являются тыквенное пюре, тыквенно-пшенная каша на молоке, сырой тыквенный сок. Все они обладают противоотечным, желчегонным действием, способствуют оздоровлению кишечника, полезны при профилактике и лечении малокровия, травм, ожогов, инфекционных болезней. Тыквенное пюре, блюдо малоуглеводистое и малокалорийное, вполне пригодно для включения в рационы больных, страдающих сахарным диабетом и ожирением.

Диетические достоинства кабачков в первую очередь определяются благоприятным соотношением калия и натрия, обилием жидкости, сравнительно небольшим количеством грубых пищевых волокон и малой калорийностью (27 ккал в 100 г продукта). Кроме того, кабачки - ценный источник меди. Блюда из кабачков полезны при явных и скрытых отеках, при анемии, они также обладают способностью стимулировать кишечник и желчный пузырь.

Основная ценность СЛАДКОГО ПЕРЦА - в высоком содержании аскорбиновой кислоты. По содержанию витамина С он занимает первое место среди овощей. Достаточно съесть совсем немного перца, чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине С (70-125 мг). Как известно, при тепловой обработке овощей часть витаминов теряется, поэтому желательно употреблять сладкий перец в сыром виде, но не следует забывать, что солидным носителем витамина С остается и консервированный перец. В нем содержится также каротин (особенно богат им красный перец), витамины В1, витамины В2 и витамины РР.
Помидоры способствуют лучшему кроветворению, необременительно и вместе с тем отчетливо стимулируют перистальтику желчевыводящих путей, кишечника, участвуют в его оздоровлении и помогают выведению лишней жидкости из организма. Свежие плоды и их сок - отличное лекарство при витаминной недостаточности. Принято считать также, что употребление в пищу томатов и томатного сока стимулирует деятельность половых желез.

В последние годы учеными-биохимиками открыты еще более замечательные свойства помидоров. В них обнаруженликопин, который почти в 3 раза более активен, чем бета-каротин. Он обладает очень высокой антиокислительной активностью, способен на 12 - 17% снижать уровень холестерина в крови, способствует улучшению самочувствия,повышению общего тонуса. В ряде стран статистически доказано, что люди, употребляющие в пищу много томатов, менее подвержены риску заболеть раком простаты и молочной железы.

Приложение 7

Развлечение «Кафе «Ромашка»»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о растениях и животных.    

Задачи:  формировать представления детей о живой природе;

              учить  удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочке ;

              учить размышлять, сознавать необходимость защиты животных;

              способствовать воспитанию любви к природе;        

              доставить детям радость от участия в общем празднике.

Материал: огород на окошке, комнатные цветы, тряпочки для протирания листочков, конструктор для строительства  леса и дома, небольшие фигурки домашних и диких животных, карточки овощей и фруктов, игрушка-Лесовичок.

Ход    развлечения

Воспитатель: Ребята посмотрите кто у нас сегодня в гостях, это Лесовичок.

Дети с воспитателем рассматривают Лесовичка.

 У него есть мешок и лопата, как вы думаете зачем.

Ответы детей

Воспитатель:Лесовичок убирает мусор в лесу, наводит порядок. Скажите, в лесу можно мусорить, разводить костры?

Ответы детей

Воспитатель: Вы знаете, а Лесовичок сказал мне по секрету, что в лесу открылось Кафе «Ромашка», но чтобы нам до него добраться, необходимо выполнить несколько заданий.

1.задание  «Огород на окошке».

Рассказать какие растения мы посеяли, и они теперь растут у нас на окне.

Ответы детей

Воспитатель: Правильно у нас растёт лук, укроп, салат, петрушка, горох, редиска.  Мы за всем ухаживаем: пропалываем, поливаем, рыхлим почву.

2.задание «Помоги комнатным растениям»

Протереть листья растений, объяснить для чего это делается. Кто ухаживает за комнатными растениями.

Дети вместе с воспитателем и младшим воспитателем протирают листочки комнатных цветов.

3.задание «Рассели животных»

Расставить фигурки животных: диких в лес (лес построен из конструктора), домашних к домику (дом из конструктора).

Дети выполняют задание,  воспитатель помогает, дети доказывают свой выбор.

4. задание «Назови, что на картинке»

Взять картинки овощей и фруктов, дети берут по одной картинки и называют что на них нарисовано.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за вывеска (читает) Кафе Ромашка.

Приглашает детей пройти в Кафе. (там детей ждут сервированные столы с чаем из шиповника и булочка).

Воспитатель от имени Лесовичка раздаёт детям на память раскраски растений и животных.