Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».

“Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО и отечественными педагогами Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько.

Экспериментирование формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети познают объект в ходе практических действий, которые выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, когда ребенок слышит, видит и делает сам, об этом говорится и в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!».

Экспериментирование объединяет все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Детское экспериментирование – тема неновая. Зарождение идей экологического воспитания дошкольников произошло уже на рубеже второй половины 19 и начала 20 века в работах русских прогрессивных педагогов : Ушинского, Водовозовой, Тихеевой.

Идея Тихеевой о способах приобщения детей к миру природы включает, с одной стороны , «приближение детей к природе» через прогулки, экскурсии, опыты, с другой- «приближение природы к детям»через создание специальных условий в детском саду, т.е. создание развивающей среды.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

        В повседневной жизни ребёнок сталкивается с незнакомыми явлениями в живой и не живой природе. Окружающий ребёнка мир - это удивительная, интересная непознанная страна, где всё происходит для него  впервые.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В 1981 году Поддъяков сказал: Детское экспериментирование– это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты .Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» .

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова  отмечает достоинства метода экспериментирования:

-он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

-  формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;)

В настоящее время модернизация Российского образования ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов , позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Научный поиск эффективных средств  развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний , с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавая окружающий мир , он стремиться не только рассмотреть предмет , но и потрогать его руками, языком, понюхать и т.д. В старшем возрасте дети уже начинают задумываться о различных физических явлениях. Таких как замерзание воды, распространение звука в воздухе и воде, различная окраску объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п.

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки ( части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта ( эксперимента), находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы( Ю.К  Бабанский , С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова и др.)

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями  природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен в процессе экспериментирования , точно и образно выражать в речи то , что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства ( Н.Ф. Виноградова).

Учитывая тот факт, что основу экспериментов , опытов составляет наблюдение , то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Доказано, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте. Если этот интерес был пробужден в недостаточной мере, то и умственные способности ребенка недостаточно развиваются (П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, А.И. Васильева, Н.А. Рыжова и др.)

Все психолого - педагогические концепции имеют общее – в качестве основного ориентира в организации учебной деятельности стоит развитие личностных качеств ребенка (Д.Б.Эльконин, Ю.К. Бабинский , В.В. Давыдов, И.С. Якиманская и др.)

Чтобы повысить мотивацию дошкольника к исследовательской поисковой работе , усилить познавательный интерес к изучаемым объектам , нужно использовать разные типы педагогических технологий : личностно-ориентированную (Ю.К. Бабинский, И.П. Подласый) ; развивающую ( Е.Н.Кабанова-Меллер, В.И. Загвязинский и др.); проблемную ( И.Я. Лернер, Г.С. Альтшуллер и др.) ; игровую (П.И. Пидкасистый и др.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».

“Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО и отечественными педагогами Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько.

Экспериментирование формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети познают объект в ходе практических действий, которые выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, когда ребенок слышит, видит и делает сам, об этом говорится и в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!».

Экспериментирование объединяет все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Детское экспериментирование – тема неновая. Зарождение идей экологического воспитания дошкольников произошло уже на рубеже второй половины 19 и начала 20 века в работах русских прогрессивных педагогов : Ушинского, Водовозовой, Тихеевой.

Идея Тихеевой о способах приобщения детей к миру природы включает, с одной стороны , «приближение детей к природе» через прогулки, экскурсии, опыты, с другой- «приближение природы к детям»через создание специальных условий в детском саду, т.е. создание развивающей среды.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

        В повседневной жизни ребёнок сталкивается с незнакомыми явлениями в живой и не живой природе. Окружающий ребёнка мир - это удивительная, интересная непознанная страна, где всё происходит для него  впервые.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В 1981 году Поддъяков сказал: Детское экспериментирование– это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты .Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» .

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова  отмечает достоинства метода экспериментирования:

-он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

-  формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;)

В настоящее время модернизация Российского образования ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов , позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Научный поиск эффективных средств  развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний , с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавая окружающий мир , он стремиться не только рассмотреть предмет , но и потрогать его руками, языком, понюхать и т.д. В старшем возрасте дети уже начинают задумываться о различных физических явлениях. Таких как замерзание воды, распространение звука в воздухе и воде, различная окраску объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п.

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки ( части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта ( эксперимента), находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы( Ю.К  Бабанский , С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова и др.)

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями  природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен в процессе экспериментирования , точно и образно выражать в речи то , что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства ( Н.Ф. Виноградова).

Учитывая тот факт, что основу экспериментов , опытов составляет наблюдение , то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Доказано, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте. Если этот интерес был пробужден в недостаточной мере, то и умственные способности ребенка недостаточно развиваются (П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, А.И. Васильева, Н.А. Рыжова и др.)

Все психолого - педагогические концепции имеют общее – в качестве основного ориентира в организации учебной деятельности стоит развитие личностных качеств ребенка (Д.Б.Эльконин, Ю.К. Бабинский , В.В. Давыдов, И.С. Якиманская и др.)

Чтобы повысить мотивацию дошкольника к исследовательской поисковой работе , усилить познавательный интерес к изучаемым объектам , нужно использовать разные типы педагогических технологий : личностно-ориентированную (Ю.К. Бабинский, И.П. Подласый) ; развивающую ( Е.Н.Кабанова-Меллер, В.И. Загвязинский и др.); проблемную ( И.Я. Лернер, Г.С. Альтшуллер и др.) ; игровую (П.И. Пидкасистый и др.)