Особенности сезонных наблюдений в формировании экологических знаний детей младшей группы детского сада.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шакирова Рузалия Мавлемзяновна

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга, леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sezonnye_nablyudeniya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

 « Особенности сезонных наблюдений в формировании экологических знаний детей младшей группы».

Автор: Воспитатель МАДОУ №86 г. Нижнекамска РТ Шакирова Рузалия Мавлемзяновна.

     

     Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга, леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи взрослых.

    С целью формирования  экологических знаний в младшей группе знакомлю детей с характерными особенностями каждого времени года.

      Осенью через наблюдение учу замечать изменения погоды, любоваться осенними листьями, называть основные цвета листьев. Показываю детям отличительные особенности листьев клёна, дуба и берёзы. Стараюсь формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы. Провожу игры «От какого дерева лист?», «Найди такой же листок», «Ветер и листочки».

     В этот период года желательно сходить с детьми в сад, где растут фруктовые деревья. Рассказываю детям, что осенью в саду и на огороде созревают овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, полезные для человека. Беседуем с детьми о том, как люди одеваются осенью. Заучиваем с детьми песни и стихи об осени.

    Зимой знакомлю детей с её характерными особенностями : солнце светит редко, холодно, идёт снег, все деревья в снегу, дует холодный ветер. Также заучиваем песни и стихи о зиме. На прогулке наблюдаем за елью, обращаю внимание на то, что это дерево круглый год с зелёными иголками. На прогулке также наблюдаем за птицами, которые прилетают зимой на участок (голуби, синички, воробьи). Наблюдаем за снегирём, как он клюёт ягоды рябины. Наблюдаем за птицами на кормушке.

      Рассматриваем с детьми льдинки, сравниваем снег и лёд (что между ними общего, чем они отличаются). Обращаю внимание на свойства снега и льда. Во время прогулки наблюдаем за падающим снегом, рассматриваем снежинки. Лепим снеговика.

     Стараюсь формировать у детей общаться между собой в процессе коллективной деятельности , поощряю желание помогать взрослым и друг другу. На прогулке организую игры «Воробушки и автомобили», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит».

     Весной также обращаю внимание детей на изменения, происходящие на участке детского сада. Раньше, когда было холодно, шёл снег, теперь потеплело и идёт дождь, всё стало мокрым, люди надели плащи, резиновые сапоги, взяли зонты. Обращаю их внимание на появление ручейков, сравниваем лужи и ручейки. Рассматриваем сосульки (блестят на солнце, с них капает вода, они длинные, их много на солнечной стороне), вносим сосульки в помещение и наблюдаем, что с ней будет происходить. Подвожу детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Обращаю внимание детей на то, что весной солнце яркое и тёплое, на солнышке можно погреть лицо и руки. Продолжаю формировать желание любоваться первыми цветами, порхающими бабочками, божьими коровками. Также провожу с детьми наблюдения за птицами, прилетающими на участок, слушаем, как поют птицы весной.

       На участке наблюдаем за работой на огороде: подготовкой земли к посеву семян и посадки лука. Подвожу детей к пониманию того, что труд людей нужно уважать и беречь.

      Поздней весной показываю детям, как цветут кустарники и деревья: шиповник, сирень, яблоня, слива, вишня.

      На прогулке с детьми организую подвижные игры: «Лошадки», «Заинька, выходи», «Скворечник», «Игра с вертушками».

        Летом обращаю внимание детей на характерные особенности летнего периода. Загадываю загадки о лете. Заучиваем песни и стихи об этом периоде.  Рассматриваем бабочек, божьих коровок, муравьёв, стрекоз. Объясняю, что не следует ловить насекомых, своим присутствием они украшают нашу жизнь.

    Во время летнего дождя предоставляю детям возможность ощутить, что он – тёплый.  Наблюдаем с детьми из окна за дождём, рассказываю, что иногда дождь сопровождается громом и молнией.

   На прогулке постоянно обращаю внимание детей на красоту окружающей природы (красивые цветы, яркие бабочки, нежные зелёные листочки). Рассматриваем на клумбах цветы.

   При описании красоты окружающей природы использую художественные произведения и фольклор. На прогулке летом организую подвижные игры «Куры в огороде», «Наседка и цыплята».

     В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Литература:

1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.

2. Торочкова Т.Ю. Играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наблюдение за изменениями в развитии детей средней группы детского сада (аналитическая справка)

·        выявлие индивидуальных особенностей развития  ребенка  для максимального раскрытия потенциала детской личности....

Экологические игры для детей младшей группы детского сада

В материале собраны и перечислены игры и упражнения с экологическим содержанием для младших дошкольников...

Наблюдение-опыт "Мороз-природное явление" в младшей группе детского сада

Наблюдение-опыт "Мороз-природное явление" проводится с детьми младшей группы детского сада во время прогулки.Задачи:1.Формировать элементарные представления о природном явлении « мороз...

Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»

Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»...

Методическая разработка «Наблюдения за трудом взрослых» в 1 младшей группе детского сада

Наблюдение за трудом взрослых воспитывает в детях уважение к людям труда, формирует готовность прийти на помощь, способность оценивать результаты труда....

Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».“Детское экспериментирование претендует на роль веду...