Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Танюкова Галина Петровна

Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые" - старшая группа. Цель: расширение знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Информационная карта проекта.

Название проекта: «Наши удивительные соседи- насекомые»

Авторы проекта: воспитатели Танюкова Г.П., Анисимова Т.С.

Продолжительность проекта: месяц (август 2018)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

              Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, на решение которой направлен проект: Любовь к природе- великое чувство! Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает и понимает. Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети обратили внимание на насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что недостаточные знания дошкольников о насекомых порождают различные споры.  Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »

Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи проекта:

Для детей:

Общеобразовательные: 

-  Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные: 

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие: 

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;                                                                                      

Для педагогов:

1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

3. Освоение дополнительной литературы.

Для родителей:

 Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка накопленного материала, детских поделок и рисунков. Художественно-эстетическое  развлечение «Мир насекомых»

Название итогового мероприятия проекта: «Мир насекомых»

Продукты проекта:

Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Шестиногие малышки», «Природа летом».

Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

Для родителей: помощь в изготовлении масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые». Будут стремится к правильному поведению по отношению к насекомым.

Для педагогов:

Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Для родителей:

 Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром. Экологическое просвещение родителей станет большим плюсом в экологическом воспитании детей.

II. Краткое содержание проекта «Наши удивительные соседи-насекомые»

                                                             

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

Исследовательская деятельность детей.

 Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?»

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

Собрать материал, информацию.

Дать домашние задания родителям и детям.

Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

Деятельностный

Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

Подвижные игры

Ручной труд из бросового материала (капсулы киндер-сюрпризов) «Полянка насекомых»

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Бабочка»; «Шестиногие малышки»

Проведение дидактических и подвижных игр.

Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

 Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

 Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Презентация «Эти милые букашки»

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

Завершающий

Презентация продуктов проекта

Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют накопленный материал.

 Оформление выставки детских поделок «Удивительные соседи -насекомые»

Художественно-эстетическое развлечение «Мир насекомых»

Презентация проекта.

Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

III.    Планирование (системная паутинка) по проекту

Удивительный мир насекомых

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки

 Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

Наблюдение за насекомыми (муравей).

Наблюдение за жуками

Наблюдение за бабочкой, кузнечиком.

Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»        Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

Чтение стихов о насекомых.

"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

 Ян Бжехва  «Муравей», «Комар».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

 В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

 В. Бианки «Приключения муравьишки».

 К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

 В. Песков «Лечебница под сосной».

 Чтение рассказа «Как появляется бабочка»        Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

Беседы:

 «Что мы знаем о насекомых?»

 «Шестиногие малыши»

 «Где зимуют насекомые?»

«Безопасность в природе»

Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

Составление описательного рассказа о насекомых;

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры:

«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки»,  «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Найди 4 лишний», «Собери насекомое»

Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

«Узнай насекомое по описанию», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

Творческие игры с игрушками насекомыми        Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

Раскраски по теме «Насекомые»

«Улитки и гусеницы» - лепка

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

Объёмная аппликация «Бабочка»

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями0

Подвижные игры:

«Медведь и пчёлы»

 «Бабочки и кузнечики»

 «Жуки»

«Ласточки и мошки»

Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Добрый жук»

Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

Художественно-эстетическое развлечение «Мир насекомых» (слушание музыкальных произведений, игры и рисование)

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

«Полянка насекомых» из бросового материала.

Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

Оригами «Бабочка»

Трудовая деятельность

 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

Подбор коллекции насекомых  игрушечных муляжей.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

Помощь   взрослым в изготовлении декораций к развлечению, украшение группы.

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

Передача образов насекомых в движениях под музыку.

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

Артикуляционная гимнастика  «Оса».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

«Первая помощь при укусах насекомых» - информационный стенд.

Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…

 Помощь в подготовке оркестра детских музыкальных инструментов «В траве сидел кузнечик», слушание музыки, музыкально-дидактические игры.

Познавательно-исследовательский проект

«Наши удивительные соседи - насекомые»

В старшей группе «В»

Воспитатели:

Анисимова Т.С.

Танюкова  Г. П.

                                        2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".

Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

При ознакомлении детей с природой открываются  вощможности для эстетического. патриотического, нравственного развития...

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...

Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"

Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...