Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности.

    Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.

    В Приложении представлен следующий материал: картотека игр экологического содержания, конспекты занятий с детьми и др. Представлен методический материал по работе с педагогами и родителями в форме проведения анкетирования, консультаций и тренинга. Прилагаются фотографии, отражающие работу в данном направлении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

    «Золотой ключик»

    Методическая разработка по теме:

    Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного

    http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/9/6/1210692.jpg

    Реализация федерального государственного

    образовательного стандарта дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области «Познавательное развитие», разделы «Ознакомление с окружающим миром» и

    «Формирование элементарных экологических представлений»

    Автор:

    Пислегина Лариса Николаевна, воспитатель,

    1 квалификационная категория

    г. Югорск

    2017 год

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………………..……………2

    Система работы …………………………………………………………………..…………….4

    •        Перспективный план работы ………………………………………………………… 8

    •        Работа с детьми ……………………………………………………….……………….12

    •        Взаимодействие с родителями………………………………………………………..17

    •        Сотрудничество с педагогами………………………………………………………...19

    •        Социальное партнёрство……………………………………………............................20

    Итоги работы…………………………………………………………...……….......................22

    Заключение …………………………………………………………….....................................23

    Список используемых источников……………………………………………………………24

    Приложение  


    Аннотация

            В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.

            В приложении представлен следующие материалы: картотека игр экологического содержания, конспекты занятий с детьми, методический материал по работе с педагогами и родителями в форме анкетирования, консультаций и тренинга. Прилагаются фотографии, отражающие работу в данном направлении.

    Введение

            Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Не случайно 2017 год объявлен годом экологии.

            В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

            Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [20].

            В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077). В статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) [22].

            С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

            «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

            Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности [17]. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе [6].

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0348/00024d37-469bc3cd/hello_html_m729fd25a.png

    Система работы

            Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [15].

            Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на неё отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

            В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи:

    – формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

    – формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

    – знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т.д. [23].

            Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.

            Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения [12].

            Изучив достаточное количество литературы и различные документы, я убедилась, что формирование экологической культуры детей дошкольного возраста следует рассматривать как совершенно необходимое явление в жизни ребёнка.

            Вопросы создания и использования различных видов деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современной педагогике и методике являются недостаточно систематизированными и разработанными. В связи с этим выделила ряд противоречий между:

    •        возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной её разработанностью;

    •        потенциальными возможностями различных видов деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;

    •        обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей в данном процессе.

            На основе выявленных противоречий я сформулировала проблему, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.

            Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

            За основу в своей работе взяла примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].

            Определила цель, задачи и направления в своей работе, составила перспективное планирование.

            Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

            Задачи:

    1.        Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

    2.        Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.

    3.        Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.

    4.        По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

            Определила направления работы:

    •        работа с детьми,

    •        взаимодействие с родителями,

    •        сотрудничество с педагогами,

    •        социальное партнёрство.

             Для реализации образовательной программы дошкольного образования важно использовать различные средства и методы, которые являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста и способствуют формированию у воспитанников основ экологической культуры [24].

            Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

            Методы:

    • Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
    • Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания (работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой);
    • Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
    • Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности (диалог - разговор обсуждение; монолог - рассказ воспитателя, чтение книг; беседа);
    • Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач.
    • Экспериментирование - элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе.
    • Анкетирование и др. [15].

            Различные виды средств формирования экологической культуры являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию, предполагает их мотивированных отбор с учётом содержания материала и последующего включения в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата [20].

            Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования основ экологической культуры.

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0dc7/00011f36-2d4a3e73/img12.jpg

    Работа с детьми

            После изучения теоретических аспектов методики формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по средствам различных видов деятельности я приступила к исследовательской работе.

    Целью явилось выявление уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников, а также был поставлен ряд задач:

    1. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. На мой взгляд наиболее подходит методика Серебряковой Т.А. (Приложение 1)
    2. провести диагностику сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры.

    Получился следующий результат:

            Таким образом, на основе полученных результатов и данных, представленных в графике, можно сделать вывод, в целом уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников не высокий, что работа, осуществляемая с детьми в этом направлении, малоэффективна и требует большой доработки.

            Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой я организовала свою деятельность с учетом исходного уровня сформированности экологических культуры и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Составила перспективный план работы по формированию у детей основ экологической культуры. Разработала методику по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры

    В методике предусматривалось использование различных форм, методов и приёмов работы во всех видах организованной и самостоятельной деятельности.

    Компоненты

    Виды деятельности

    когнитивный

    беседы, чтение художественной литературы, игры экологического характера (центр активности «Центр настольных игр, игрушек и сенсорного развития»), посещение музеев, выставок и т.д.

    эмоционально-

    мотивационный

    наблюдение во время прогулок, экскурсии, экологические экспедиции, работа в центрах активности «Центр науки, природы и естествознания», «Центр воды и песка», экологические сказки и т.д.

    творческо-

    преобразовательный

    изобразительная деятельность, конструирование из природного материала, аппликация, лепка из глины и т.д. («Центр искусства»)

            Одним из условий эффективности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является чередование разнообразных форм экологической работы:

    1.        Экологические игры. (Приложение 2);

    2.        Интегрированные занятия экологической направленности. (Приложение 3)

    3.        Экологические наблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей;

    4.         С учетом ценностной составляющей экологической культуры мной были проведены экскурсии, «экологические экспедиции» (Экскурсия по экологической тропе, виртуальная экскурсия «Малая Сосьва – государственный природный заповедник», которому в 2016 году исполнилось 40 лет, экскурсия на выставку редких и экзотических животных и птиц, экспедиция в музей под открытым небом о жизни коренных народов севера «Суеват-Пауль»), предполагающие обследование детьми близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов развития.

    5.         Экологические праздники и другие мероприятия.

            Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения.

            Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов и приёмов, их интеграцию в самостоятельную деятельность. По окончании работы можно было заметить, что дети всё чаще стали самостоятельно играть в игры с экологическим содержанием, без напоминаний ухаживать за растениями, рассматривать иллюстрации и книги о природе, интересовались содержанием Красной книги – всё это свидетельствует об эффективности проведённой работы.

    Взаимодействие с родителями

            В рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, с целью выявления их отношение к значимости формирования основ экологической культуры у детей. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации.  

            Результаты анкетирования родителей показали, что лишь незначительное число родителей уделяют должное внимание важности экологического воспитания старших дошкольников, в силу своей некомпетентности в этом вопросе.

            Осуществляя просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников была предложена консультация на тему: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». (Приложение 5). В ходе, которой подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей.

    Родителям вместе с детьми участвовали в таких акциях и конкурсах, как:

    «Изготовление кормушки для птиц своими руками»;

    «Скворечник, который поможет птицам вывести птенцов»;

    «Вторая жизнь ненужных вещей»;

    «Спасти и сохранить» и т.д.

            Родители воспитанников приняли активное участие в организационных вопросах: организация транспорта для экскурсий, экспедиций, учувствовали в различных мероприятиях, акциях, приуроченных нашему исследованию.

            В перспективе планирую следующие мероприятия: проведение консультаций, дискуссий, «круглых столов», игровых тренингов, промо-акций по теме: «Экологическая культура детей дошкольного возраста», для родителей воспитанников.

    Сотрудничество с педагогами

            Одним из этапов работы стало выявление отношения педагогов к проблеме повышения уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Выявить отношение педагогов к данной проблеме помогло анкетирование, в котором приняли участие 9 педагогов образовательной организации.

            Отвечая на вопросы, многие педагоги посетовали на низкий уровень предметно-развивающей среды в Дошкольном образовательном учреждении.

            В результате анкетирования мы выявили, что педагоги считают экологическое воспитание детей актуальной задачей, но уделяют недостаточное внимание использованию игр экологического характера, с целью формирования экологической культуры дошкольников.

            Задача - повысить педагогическую компетентность педагогов по изучаемой проблеме.

            Для повышения компетентности педагогов по изучаемой проблеме я провела консультация на тему: «Экологические пространства в Дошкольном образовательном учреждении». В ходе, которой, поделились своим опытом работы по данной теме, а также дала ряд рекомендаций для создания экологического пространства в их групповых комнатах. (Приложение 7)

            Далее, с целью повышения знаний коллег, по выше указанной теме, я предложила экологический тренинг, который состоял из 5 частей. Каждый этап был регламентирован. В конце подвели общий итог. Отметили победителей. Каждый педагог, учувствовавший в тренинге заранее к нему готовился, подбирал соответствующий материал. (Приложение 8)

            Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

    Социальное партнёрство

            Социальное партнёрство помогает мне реализовать намеченные задачи по формированию экологической культуры воспитанников посредством различных видов деятельности.  Взаимодействуя с городской библиотекой №1, я консультируюсь с ее работниками по проблеме и подбираю нужную мне литературу.

            Также организую экскурсии детей вместе с родителями в Сосновый бор, где можно пройтись по экологической тропе. Экскурсия по тропе здоровья на территории культурно-спортивного комплекса «Норд» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск», наблюдения во время прогулок).

            Дети самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что важно и необходимо в данный возрастной промежуток

    Итоги работы

            Проведённое исследование и результаты педагогического эксперимента показали важность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

            Я убедилась, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.        

            Дети показали хороший уровень знаний о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.

            Также эффективность проделанной работы показал график, показавший уровень сформированности экологической культуры.

            Анализируя ответы родителей на предложенную анкету можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. А для этого педагогу необходимо постараться довести до родителей необходимость осознанно – правильного отношения к природе, к окружающей среде.

            Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

            Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи полностью решены. Уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился.

    Заключение

            Эффективным средством формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста являются игровая, экспериментальная, проектная, опытно-поисковая, познавательно-исследовательская, коммуникативная и другие виды деятельности, которые организуются во взаимодействии детей и взрослых (воспитателей и/или родителей, законных представителей).

            При разработке методики формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастая использовала различные формы, методы и приёмы работы.

            В моей работе прослеживалась интеграция всех Образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, коммуникативной, игровой, двигательной и восприятие художественной литературы и фольклора.

            Результаты показали положительную динамику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения. Родители воспитанников и педагоги Дошкольного образовательного учреждения тоже показали заинтересованность проблемой формирования экологической культуры у детей посредством различных видов деятельности. Следовательно, предложенная нами методика может быть рекомендована воспитателям и родителям для использования в практике формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

            Таким образом, разработанный мной комплекс мероприятий по повышению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.  

            

     6394409

    Список используемых источников:

    1. Александрова, О.В. Окружающий мир для малышей [Текст] / О.В Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.:
    2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 227 с.
    3. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание. [Текст]/ – 2005. — №7. – с. 10-15
    4. Вакуленко, Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». [Текст] / Ю.А Вакуленко. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г. 157 с.
    5. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]/ Под ред., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. — 304 с.
    6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. В.И. Вернадский [Текст] / М.: Наука, 1988 г. 522 с.
    7. Владимирова, Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы [Текст] / под ред. Сидорчук Т. А., – Ульяновск, 2002
    8. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию!». [Текст]/ О.А. Воронкевич СПб, «Детство– Пресс» 2006.
    9. Вострухина, Т.Н., Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет [Текст]. / Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская– М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
    10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии № 6. – 1966. – [Текст] Стр. 62 – 68.
    11. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических визов факультетов дошкольной педагогики и психологии. [Текст] / Г.М. Киселёва – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005. – 128 с.
    12. Николаева, С.Н Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.высш. пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.Н. Николаева. М.: Академия, 2011. 336 с.
    13. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия её реализации в детском [Текст] / С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.:
    14. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] /Н.А.Рыжова – М., ЛИНКА–ПРЕСС, 2003
    15. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
    16. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз», 2005.
    17. Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно–методическое пособие. И.Л Саво [Текст] / – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО– ПРЕСС», 2010. – 560 с.
    18. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / М.И. Салимова – Минск: Амалфея, 2004. – 126 с.
    19. Саморуковой, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / под ред. П.Г.Саморуковой. – М."Просвещение",1992. 222 с.
    20. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]// Т.А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 208 с.
    21. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]// Т.А. Серебрякова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 208 с.
    22. Фдеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077).  
    23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утв. Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1155 - Екатеринбург, издательский дом Ажур, 2014 г. – 22 с.
    24. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / В.Н Чернякова – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с
    25. Шишкина, В.А. «Прогулки в природу». Учебно–методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. [Текст]/ В.А. Шишкина М.Н. Дедулевич – М.: Издательство: Просвещение, 2004 г 112 с.
    26. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет [Текст] / Шорыгина Т.А – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
    27. Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации Т.А. Шорыгина, [Текст] / – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Картотека игр экологического содержания

    Что в корзинку мы берем.

    Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

    Научить различать плоды по месту их выращивания.

    Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

    Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

    Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

    Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

    Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

    Вариант2.

    Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

    Угадай, что в мешочке?

    Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

    Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

    Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

    Природа и человек.

    Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

    «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

    Угадай, что где растет.

    Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

    Где снежинки?

    Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

    Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

    Ход игры:

    Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

    Во время движения по кругу произносятся слова:

    Вот и лето наступило.

    Солнце ярче засветило.

    Стало жарче припекать,

    Где снежинку нам искать?

    С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

    Наконец, пришла зима:

    Стужа, вьюга, холода.

    Выходите погулять.

    Где снежинку нам искать?

    Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

    Вариант 2.Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

    Вывод делается из ответов на вопросы:

    - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

    Прилетели птицы.

    Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

    Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

    Например,. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

    Дети топают –

    Что неправильно? (мухи)

    - А мухи это кто? (насекомые)

    - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

    Дети топают.

    - прилетели птицы: голуби, куницы…

    Дети топают. Игра продолжается.

    Прилетели птицы:

    Голуби синицы,

    Галки и стрижи,

    Чибисы, стрижи,

    Аисты, кукушки,

    Даже совы – сплюшки,

    Лебеди, скворцы.

    Все вы молодцы


    Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

    Весной, летом, осенью.

    Дидактическая задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

    Звери, птицы, рыбы.

    Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

    Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

    Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

    Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

    Что из чего сделано?

    Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

    Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

    Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

    Цветочный магазин.

    Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

    Материалы: лепестки, цветные картинки.

    Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.

    Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

    Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

    Четвертый лишний.

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

    Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

    1) заяц, еж, лиса, шмель;

    2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

    3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

    6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    7) таракан, муха, пчела, майский жук;

    8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    9) лягушка, комар, жук, бабочка;
    10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

    Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

    Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

    Летает, плавает, бегает.

    Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы.

    Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

    Береги природу.

    Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

    Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

    Цепочка.

    Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

    Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

    Ходят капельки по кругу.

    Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

    Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия: Образовательная область: "Познавательное развитие" раздел «Формирование основ экологии» на тему:

    «Поможем бобрёнку очистить его речку»

            Цель: формировать у воспитанников ответственное и бережное отношение к родной природе

            Задачи:

    • обобщить представления о заповедниках, воспитывать бережное отношение
    • к животным, знакомство с бобрами и средой их обитания;
    • способствовать формированию элементарных представлений о воде, об опытах с водой, её очистке с помощью различных материалов;
    • воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди
    • берегут, охраняют заповедные уголки природы;

            Предварительная работа: просмотр фильма заповедник "Малая Сосьва", беседа на тему: "Почему растения и животные занесены в Красную книгу", работа в лаборатории,

    Оборудование: 2 одинаковых прозрачных сосуда для чистой и грязной воды; воронки - 9шт.; колбы - 9 шт., игрушка "Бобрёнок»; ватные диски 3-4 шт., бинт; активированный уголь 10 упаковок (часть растолочь); плотные бумажные салфетки; песок; специальные фильтры для очистки воды; аудиозапись: обращение Бобрёнка со своей проблемой,

            Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады вас видеть.

    2. Мотивационная часть - беседа: "Заповедник Малая Сосьва" (дети стоят на ковре)

    Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о заповеднике Малая Сосьва. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?

    Примерные ответы детей:

    Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам.  Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.  А я знаю, что в заповеднике "Малая Сосьва" обитают 38 видов животных, 209 видов птиц, 15 видов рыб.

    В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.  В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.В заповеднике запрещены охота и рыбалка.

    Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, всё помните, а вы знаете, что в нашем районе четыре особо охраняемых природных территорий.

     (дети садятся на стулья и смотрят слайды)

    • это заповедник «Малая Сосьва», о котором мы с вами уже говорили.
    • это Заказник «Верхне-кондинский».
    • это Памятник природы «Озеро Ранге-Тур», которое находится на территории заповедника Малая Сосьва.
    • это Природный парк «Кондинские озера».

            На этих территориях охраняются различные виды животных, птиц, рыб, растений.

    3. Основная часть Видеофильм заповедник «Западносибирский бобр».

    Воспитатель: Ребята, а кто помнить, сколько лет исполнилось в этом году заповеднику Малая Сосьва?

    Дети: Заповеднику Малая Сосьва исполнилось 40 лет.

    Воспитатель: Правильно, заповедник Малая Сосьва – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Сегодня я хочу вас познакомить с одним из обитателей этого заповедника - с западносибирским речным бобром или его ещё называют североазиатский речной бобр. (Просмотр видеофильма " Западносибирский речной бобр")

    Комментарии воспитателя во время просмотра фильма:

            Ребята, посмотрите, как хорошо этому зверьку живётся в заповеднике, он находятся под охраной государства. Вода в реке чистая, почти прозрачная. Около реки растёт много деревьев.         Самая любимая пища бобра - это кора деревьев, таких как: ива, береза, тополь и осина. Помимо коры кушают бобры речную и береговую растительность: кувшинки, тростник, кубышки, и еще многое другое.

            Бобр – искусный пловец. Хорошо плавать ему помогают перепончатые лапы и веслоподобный хвост. Кроме этого у бобра под хвостом есть железа, которая выделяет жир. С ее помощью бобер делает свою шерсть водоотталкивающей. Также они имеют большие легкие, благодаря которым задерживать дыхание и находится под водой до 15 минут. Весят бобры от 9 – 25 кг.

            Бобр – очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.

            Перезимуют бобры в хатке, а к весне появляются у них маленькие бобрята. Их может быть два или три, редко – пять. Новорожденные бобрята через день-два уже плавают, а ещё через три недели едят растения, хотя мать кормит их молоком недели три.

            Когда бобрятам исполнится два года, они отправятся в первое самостоятельное путешествие и находят себе новое место для жизни. И на лесном ручье поднимается ещё одна плотина, появляется ещё одна хатка.

            В этот момент вдруг раздаётся громкий плач

    Воспитатель: Что случилось? Ребята, кто плачет? (все вместе идут в раздевалку и находят там плачущего бобрёнка)

    Дети: Это бобрёнок!

    Воспитатель: Посмотрите, он ещё совсем маленький. Как вы думаете, что случилось? Почему он плачет? (ответы детей). Не плачь, пожалуйста, расскажи нам, что с тобой случилось?

    Бобрёнок: вместе с родителями живу на речке «Ух». Пришла весна, вода в реке начала таять, а вместе с ней и мусор. Я вышел из хатки и не узнал свою речку.  Там на экране, в заповеднике у моих друзей бобров вода чистая, а в нашей реке «Ух» грязная (плачет).

    Воспитатель: Что же делать, ребята, надо бобрёнку помочь. Но как это можно сделать?

    Дети: Нужно очистить воду в реке.

    4. Практическая часть (дети подходят к импровизированной лаборатории)

    Воспитатель: Давайте пригласим нашего гостя лабораторию. Но прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

    Дети: не шуметь – этим мы мешаем другим.  Аккуратно обращаться с посудой, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта. После проведения опытов оставить после себя порядок.

    Воспитатель: Правильно! Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим. Надеваем халаты, в лаборатории должны быть чистота и порядок. Посмотрите здесь вода с речки УХ, а вот здесь, чистая водопроводная вода (сравнивают).

    Дети: Нужно очистить воду.

    Воспитатель: Но как, каким образом мы это сделаем?

    Дети: Нужно убрать весь мусор (вылавливают мусор с помощью сачков);

    Воспитатель: Мусора в воде больше нет, но она не очень чистая, как быть?

    Дети: Нужно её ещё чем-то почистить.

    Воспитатель: нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. У вас у каждого есть специальный сосуды (пластиковые колбы) и воронки. Сейчас вы выберите тот материал, с помощью которого на ваш взгляд лучше очистить воду.

    1. вата и кусочки бинта

    2.активированный уголь и бумажная салфетка. Вам нужно очистить воду с помощью специальных таблеток, которые называются активированный уголь;

    3.песок, бумажные салфетки

    4. специальные фильтры для очистки воды

    Примерные ответы детей:

    мы очищали воду с помощью бинта и ваты, вода стала прозрачнее, но не совсем очистилась;

    мы очищали воду с помощью активированного угля, вода стала почти прозрачной;

    очищали грязную воду с помощью песка, на бумажную салфетку насыпали песок и налили грязную воду;

    мы очищали воду с помощью специальных фильтров для воды, вода стала чистой и прозрачной. Можно сделать вывод, что с помощью специальных фильтров воду очищать лучше.

    Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь, Бобрёнок дети показали хорошие знания и умения. Но мы очистили только часть воды, а реке «Ух» вода всё ещё грязная. Что делать?

    Дети: выдвигают свои версии:

    Можно, например, собрать много-много друзей и всем вместе очистить речку.

    Или написать письмо кому-нибудь главному и попросить его о помощи.

    Или переселить бобрёнка в заповедник Малая Сосьва.

    А можно заповедник создать там, где живёт бобрёнок, на речке Ух.

    Но есть же какие-то специальные приспособления, машины, с помощью которых чистят водоёмы?

    5. Закрепление (дети снова садятся на стулья)

    Воспитатель: Конечно, есть. Снимайте халаты, наведите порядок в лаборатории. Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, как чистят реки (слайды).

    Так выглядят специальные очистные сооружения

    Посмотрите, как люди очищают водоёмы с помощью специальной техники, исправляют свои ошибки.

    Мы с вами можем достать такие машины и очистить речку «Ух»?

    Ребята, скажите, что нельзя делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?

    Дети: Нет, только когда вырастем большими.

    Воспитатель: Но как же быть? Как помочь бобрёнку? Ребята, а давайте отправим видеописьмо нашему меру и попросим его о помощи. У меня есть камера, а вы попросите уважаемого мера помочь нашему бобрёнку, расскажите, как можно очистить воду (воспитатель снимает на камеру, а дети говорят меру о проблеме бобрёнка).

    Примерные ответы детей:

    Здравствуйте, уважаемый, Раис Закиевич!

    Мы узнали, что обитатели ручки «Ух» нуждаются в помощи.

    Бобрёнок вышел весной из своей хатки и удивился, как изменилась его речка.

    Я думаю, Вы уважаемый мэр сможете ему помочь.

    Помогите нам пожалуйста очистить речку «Ух» от мусора.

    В заповеднике Малая Сосьва бобрам живётся хорошо.

    Может быть нужно создать заповедник около реки «Ух», чтобы маленький бобрёнок и его семья жили в чистой воде, строили плотины, мастерили себе хатки.

    Нужно сначала из реки убрать весь мусор, а затем очистить с помощью специальных машин. А потом можно поставить таблички, чтобы люди их прочитали и не бросали больше мусор.

    Очень важно, чтобы люди знали, что, когда они отдыхают на берегу реки, нужно убирать за собой мусор, тушить костры.

    А мы всем своим друзьям и знакомым расскажем, что природу нужно беречь.

            Воспитатель: Этот видеописьмо я выложу на сайт в администрации нашего города, а там взрослые обязательно помогут очистить реку, помогут нашему Бобрёнку. А летом мы съездим и посмотрим. До свидания бобрёнок. (слайды с бобрятами)



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие» 

    Тема: Загрязнение окружающей среды

    в подготовительной к школе группе (6–7 лет)

            

            Программное содержание:

            Образовательная задача: учить детей видеть и выявлять проблему о причинах загрязнения окружающей среды, находить способы ее решения.

            Развивающая задача: развивать умение находить все возможные способы решения проблемы.

            Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру (природе).

            Задачи интегрируемых образовательных областей:

            Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    - формировать умение аргументировать свои предположения;

    - формировать умение применять полученные знания в практической деятельности (в реальной жизни);

    - формировать умение работать в коллективе.

            Образовательная область “Познавательное развитие”:

    - расширять представления детей об окружающем мире;

    - развивать логическое мышление (активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения), воображение, сообразительность, любознательность.

            Образовательная область “Речевое развитие”

    - формировать умение грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения;

    - расширять словарный запас по теме;

    - формировать умение внимательно и заинтересованно слушать.

            Образовательная область “Художественно - эстетическое развитие”:

    - формировать умение аккуратно выполнять аппликацию;

    - формировать стремление выполнять работу аккуратно, наводить порядок по окончании работы на рабочем месте;

    - развивать желание соблюдать правила поведения в природе.

    Образовательная область “Физическое развитие”:

    - формировать потребность в двигательной активности;

    - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

            Материалы к НОД:

    Ватман с наклеенными пеньками; заготовки деревьев из цветной бумаги, клей, клеенка, тарелочки под заготовки деревьев из бумаги, ёмкость с грязной водой, прозрачные пластиковые стаканы (по количеству детей), пластиковая бутылка со срезанным дном (по количеству детей), кусочек марли для фильтра (по количеству детей), вата (по количеству детей), карточки с правилами поведения в природе, интерактивная доска с лазерной указкой, музыкальный центр, магнитная доска.

    Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

    Приемы: голосовая и эмоциональная модуляция, объяснение, создание поисково-исследовательской ситуации с использованием мультимедийной презентации, решение игровых заданий.

            Программное обеспечение: MS PowerPoint.

            Предварительная работа:

    беседа с детьми об экологических проблемах, о правилах поведения в природе. В группе расположить три зоны: зона воды (на столе располагаются воронки (по количеству детей), вата, марля, прозрачные пластиковые стаканчики, емкость с грязной водой); зона воздуха (заготовки и материалы для аппликации “Лес”), зона правил (карточки с правилами).

    Ход образовательной ситуации

    Вводная часть. (2 мин.)

    Воспитатель: Ребята, сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие и погорим о природе, которая нас с вами окружает. Давайте пройдем и сядем на нашу чудесную полянку. Посмотрите, что это (показываю детям “Грязный” глобус)? (ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, это модель нашей планеты, которая называется Земля. Ребята, опишите ее, какая она?

    Дети: Темная грязная некрасивая и т.д.

    Воспитатель: Как вы думаете, она всегда была такой?

    Дети: Нет, она была яркой красивой чистой.

    Воспитатель: Из-за чего или кого она стала такой?

    Дети: Из-за человека заводов автомобилей.

    Воспитатель: Правильно.

    Основная часть. (25 мин.)

    Воспитатель: Ребята давайте пройдем и присядем на стульчики.

    (Дети проходят и присаживаются на стулья напротив интерактивной доски. Воспитатель стоит справа от доски. На экран выводится картинка с изображением загрязненного водоема)

    Воспитатель: Ребята, что вы видите на этой картинке?

    Дети: Загрязненный водоем мусор грязь.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему вода грязная?

    Дети: Потому что люди бросают в него мусор, не убирают за собой мусор, не чистят водоемы от природных загрязнений.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто загрязняет воду в реках?

    Ответы детей: Человек заводы.

    Воспитатель: Как именно человек может загрязнять воду?

    Дети: Мыть машины рядом с водоемами, бросать в них мусор, выливать в водоем грязную воду.

    Воспитатель: Правильно! А как заводы загрязняют воду?

    Дети: выливают грязную воду в водоем.

    Воспитатель: Все верно. К чему может привести загрязнение рек озер?

    Дети: В реках перестанут водиться рыбы, погибнут растения, в них нельзя будет купаться.

    (На слайд выводятся картинки с изображением обитателей водоемов и растений, которые страдают из-за загрязнения воды)

    Воспитатель: Что можно сделать, чтобы предотвратить загрязнение водоемов?

    Дети: Не бросать мусор в воду, очищать воду.

    Воспитатель: Но человек придумал специальное приспособление для очистки воды. Как вы думаете, как оно называется?

    Дети: Фильтр.

    Воспитатель: Правильно! Фильтр.

    (На слайде показана схема очистки воды при помощи фильтра)

    Воспитатель: И мы сейчас тоже с вами научимся очищать воду от загрязнений. Давайте пройдем к столу.

    (Дети поднимаются со стульчиков и становятся полукругом около стола, воспитатель становится с другой стороны)

    Воспитатель: Посмотрите у меня в этой банке вода из грязного водоема. Какая она?

    Дети: Грязная, темная, с мелким мусором, не прозрачная.

    Воспитатель: Все верно! Давайте попробуем очистить эту воду. Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы очистить эту воду?

    Дети: Фильтр.

    Воспитатель: Правильно, посмотрите внимательно, как я его буду делать. Для начала мы возьмем емкость, в данном случае, это обычная пластиковая бутылка со срезанным дном. Изнутри в горлышко вкладываем кусочек марли. Сверху, аккуратно кладется вата. Марлей накрываем вату. Теперь у нас есть фильтр. Начнем наливать в него, понемногу, грязной воды. Посмотрите, какая вода у нас получилась, после прохождения через фильтр?

    Дети: Прозрачная, без мусора.

    Воспитатель: Молодцы. Для того, чтобы не загрязнять водоемы, многие заводы ставят на свои очистные сооружения фильтры, которые очищают воду. Посмотрите, если человек не будет загрязнять водоемы, то они будут чистыми, то какой красивой станет природа вокруг нас.

    (На экран выводится картинка с изображением чистого и красивого водоема)

    Физкультминутка:

    Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на полянку и поиграем в игру, которая называется «Маленькие человечки». Сейчас мы превратимся в маленьких человечков. На карточках изображены модели:

    BOWLGRY жидкое

    DIAMOND2_LG_GRY твёрдое

    STEAM_LRG_CLR  газообразное.

    (дети изображают твёрдое – лёд, жидкое - вода и газообразное – пар, состояние воды), затем воспитатель просит показать стакан горячего чая.

    Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю посмотреть и узнать, что же еще загрязняет нашу природу. Присядьте на стулья.

    (Дети проходят и садятся на стулья напротив интерактивной доски воспитатель стоит справа от доски)

    Воспитатель: Посмотрите, что изображено на этой картинке?

    (На экран выводится картинка с изображением загрязненного города)

    Дети: Город. Грязные улицы. Много дыма.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему город такой грязный?

    Дети: Много заводов, много машин, мало деревьев, много мусора на дорогах.

    (На экране появляются картинки с изображением мусора, завода, машин)

    Воспитатель: Кто страдает из-за этого?

    Дети: Человек, животные, растения, птицы

    (На экран выводятся картинки с изображением человека, животных, птиц, растений)

    Воспитатель: Каким образом загрязненная окружающая среда может повлиять на живые организмы?

    Дети: Из-за мусора страдают растения, им не хватает воздуха, чтобы продолжать расти, грязь, и пыль их губят. Животные употребляют грязную пищу и у них развиваются болезни, человек дышит грязным воздухом и у него ослабевает иммунитет.

    Воспитатель: Что же можно сделать, что бы воздух стал чище?

    Дети: Нужно ставить воздушные фильтры на заводы, что бы они не пропускали загрязненный воздух.

    Воспитатель: Правильно! Фильтры бывают не только водными, но и воздушными. А каким еще способом можно очистить воздух?

    Дети: Нужно сажать больше деревьев.

    (На экран выводятся картинка с изображением леса)

    Воспитатель: Для чего нужны деревья?

    Дети: Они производят кислород, и воздух станет чище.

    Воспитатель: Правильно, а вы были в лесу? Какой там воздух?

    Дети: Да. В лесу воздух всегда чистый.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему?

    Дети: Потому что там много деревьев.

    Воспитатель: Правильно! Но человек уничтожает деревья. Поэтому их становится все меньше и меньше. Но сейчас зима и мы не можем посадить настоящие деревья. Поэтому давайте создадим свой лес, который будет нас радовать. Для этого пройдем на свои рабочие места (показывает ватман с наклеенными пеньками).

    (Дети садятся за парты. Перед ними лежат: заготовки деревьев, ножницы, клей, клеенка)

    Воспитатель: У вас на столах лежат заготовки для будущего леса. Возьмите одну деталь будущего дерева. Сложите по линии сгиба. Намажьте линию сгиба клеем и приклейте к ватману, то же с остальными деталями, которые лежат перед вами.

    (По мере выполнения данного задания, дети подходят к ватману и приклеивают елочки)

    Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, какой густой и красивый лес у нас получился, который будет очищать воздух. Я вас приглашаю, на чудесную полянку поиграть в игру “Запрещающие знаки”. Я вам буду показывать запрещающий знак, а вы будете мне говорить, что он означает.

    (Дети отвечают хором)

    – Нельзя выбрасывать мусор в лес.

    – Нельзя загрязнять водоемы

    – Нельзя вырубать деревья и т.д.


    Заключительная часть. (3 мин)

    Воспитатель: Посмотрите! (достаю и показываю детям модель нашей планеты, но уже в том виде, в котором она есть на самом деле) Что это?

    Дети: Планета Земля, на которой мы живем!

    Воспитатель: Молодцы ребята! Если каждый из нас будет соблюдать эти элементарные правила и беречь природу, то мир вокруг нас будет красивым и чистым. И каждый новый день будет нас радовать.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Формирование экологической культуры у детей

    старшего дошкольного возраста»

            Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

            Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

            Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

            «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.Камшилов.

            Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

            Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

            В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

            воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

            формирование знаний о природе;

            развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

    Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.

    Работа ведется по двум направлениям:

    •        формирование начал экологической культуры у детей;

    •        развитие начал экологической культуры у взрослых.

            В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

    – самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

    – постановка опытов и экспериментов;

    – стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

    – наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

    – наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

    – совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

    – чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

            Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

    Всё хорошее в людях из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем?

    Удивиться, узнать, полюбить?

    Я хочу, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши!

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!

    Тимофей Карпухин

    Анкета для родителей по теме:

    «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

    1. Что такое экология?.……………………………………………………………..

    2. Есть ли у Вас дома комнатные растения и домашние животные, какие? ……………………………………………………………………………………….

    3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?..........................................................

    4. Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи о природе?

    ………………………………………………………………………………

    5. Часто ли Вы бываете в лесу с ребёнком? Любит ли Ваш ребёнок бывать в лесу?...........................................................................................................................

    6. Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям? ………………………………………………………………………….

    7. Как Вы думаете, получает Ваш ребёнок знания о природе в детском саду?...........................................................................................................................

    Благодарим за участие в анкетировании


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию

           На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.         Многие...

    Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

    Проект о  фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...

    «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

    План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...

    План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

    Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

    Методическая разработка мероприятия, по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

    Методическая разработка мероприятия, по формированию  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

    В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....