ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Зимина Ольга Юрьевна

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

СЕНТЯБРЬ Тема  «Неживая природа осенью»

Тема занятия

Программные задачи.

Содержание работы.

Экологическая сказка

Сопутствующие формы работы.

«Я и природа»

- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке»

«Что такое природа».

Сбор мусора на экологической тропе.

«Наш дом -природа»

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек»,

В.Орлов «Дом под крышей голубой»

«Стрекоза и муравей»

«Дом – природа»

Аппликация из природного материала

«Сокровища природы»

Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Чтение художественной

литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».

« Пых», «Листопадничек»

 

Развлечение

«Путешествие в осеннее царство»

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

 - Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

Чтение «Четыре желания»

Игра «Солнечная система».

Игра «Передача солнечного зайчика»

Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

«Знакомим детей с почвой»

- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;

-Загрязнение почвы, возможные последствия;

- Необходимость охраны почвы.

  Сезонные наблюдения за опавшими листьями.

Чтение «Три поросёнка»

Акция

«Поможем земле подготовиться к зиме»

ОКТЯБРЬ      Тема  «Растительный мир осенью»

Тема занятия

Программные задачи

Содержание работы.

Экологическая сказка

Сопутствующие формы работы

Экскурсия на луг.

«Луг –экосистема»

- Закрепить правила поведения в природе;

- Учить находить связь растений с насекомыми.

- Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений

Чтение «Приключения кузнечика Кузи».

Дидактическая игра «Угадай растение»

Наблюдение «Живые барометры»

/предсказание погоды/

Рисование «Луг осенью», сбор природного материала, поделки из природного материала

«Как растения готовятся к зиме»

/целевая прогулка/

- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»

Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу

Чтение В. Бианки «Молоденькие зимовщики»

Аппликация

«Осенний пейзаж»

/из засушенных листьев/

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

Пересаживание растений с клумб, уход за растениями

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Чтение «Дюймовочка»

Сбор семян

НОЯБРь  Тема    «Животный мир осенью»

Тема занятия

Программные задачи.

Содержание работы.

Экологическая сказка

Тема занятия

«Поможем дождевому червю найти дом»

-Закрепить знания: почва как верхний слой земли.

- Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей,

Игра «Экологические цепочки»

Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей.

Просмотр обучающего видеофильма

Сравнение диких и домашних животных

- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде

Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/

 Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Поиск мест зимовки животных, насекомых

Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»

Сравнение рыб и лягушек

- Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/

- Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши.

Правила поведения в природе.  Красота окружающей природы

Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок»

Чтение «Царевна-лягушка»

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных

«У воды, на воде»

- Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах;

-Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений.

Бережное отношение к природе родного края

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой.

Чтение «О рыбаке и рыбке»

Игровое экологическое занятие «Берегите воду»

Беседа о перелетных птицах

- Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

                Знакомить с конкретными видами птиц своей местности.

Календарь природы.

Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц.

Наблюдение за поведением птиц

Чтение «Серая шейка»,

«Гадкий утенок»

Акция «Помогите птицам выжить»

Развлечение «День синицы»

                                       ДЕКАБРЬ Тема  «Человек и природа»

Тема  занятия

Программные задачи

Содержание работы.

Экологическая сказка

Сопутствующие формы работы

«Овощи и фрукты на нашем столе»

- Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне;

- Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах.

Приготовление салатов из овощей.

Наблюдение  за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ

Сбор урожая на огороде

 «Хлеб всему голова»

- Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании;

- Учить понятию «Культурные растения»;

- Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу;

Чтение «Три ржаных колоса»

Экскурсия  на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков

Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении.

«Планета Земля в опасности»

- Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.

- Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких»

Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос»

Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

- Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;

- воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки

Наблюдение состояния деревьев, кустов участка

Модель «Сухое(несчастное) дерево».

Стенд «Панорама добрых дел»

 

«Беседы об осени»

- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений .

Чтение «Четыре желания»

«Уж небо осенью дышало»; Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Осенний праздник. Заполнение календарей природы.

ЯНВАРЬ Тема     «Экосистема – лес»

   Тема занятия

Программные задачи

Содержание работы.

Экологическая сказка

 Сопутствующие формы работы

  «Лес –многоэтажный дом»

«Цепочка в лесу»

- Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

- Уточнить: лес как пример сообщества.

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки»

Экскурсия в лес.

Составление схем

«Цепочки питания»

«Кто главный в лесу?»

- Учить распознавать    5-6 деревьев,

3-4 кустарника;

- Закрепить, главное звено в лесу – растение;

- Уточнить последствия уничтожения деревьев;

_ Воспитывать бережное отношение к лесу.

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?»

Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса

Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников»

Анкетирование для родителей,   «А у вас какая елка?»

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

- Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Сравнение искусственной и живой ели

Подсчет  выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух»

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания

Тема  «Неживая  природа  зимой»

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

- Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью.

Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

  «Берегите воду»

«Вода и её загрязнение»

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- Закрепить знания исследование воды человеком.

- Необходимость экономии воды.

- Вода и ваше здоровье.

Чтение экологической сказки

«Как люди речку обидели»

Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками.

«Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды»

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»

 «Что мы знаем о воздухе»

- Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

Опыты по выявлению свойств воздуха

«Как рождается ветер»

- Дать представление о движении воздуха (ветре)

- Роль ветра в природе и жизни человека.

Определение направления и силы ветра

Опыт со свечами «Как рождается ветер»

«Приборы – помощники»

- Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире

Зарисовка признаков осени

Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды.

Консультация для родителей «Окно в природу».

«Чем можно заняться с ребенком во время прогулки»

«Зимние явления в неживой природе»

- Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Просмотр обучающего видеофильма

Поход в лес

«Зимнее царство»

- Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

- Воспитывать бережное отношение к окружающему мир

Красота зимнего леса.

Распознавать следы лесных обитателей на снегу.

Дидактическая игра  «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой.

Опыты «Зимние веточки»

Рисование «Зимнее царство»

 ФЕВРАЛЬ Тема Растения зимой»

«Как растения приспособились зимовать»

-  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

 Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

 - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

- Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Уход за растениями уголка природы

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».

Определить правильность ухода за растениями дома.

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие«комнатные растения»;

Тема  «Животный мир зимой»

  «Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

- Сезонные изменения в жизни животных.

Чтение сказки « Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких»

 «Животные  холодных стран»

- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

- Особенности погодных условий Крайнего Севера.

Чтение сказки «Снежная Королева»

Демонстрационный материал «Животные Севера»

 Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера»

 «Почему белые медведи не живут в лесу?»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Чтение книги  «Экология в картинках»

Игра «Угадай, где я живу»

Просмотр обучающего видеофильма

 «Животные жарких  стран»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Дать первоначальное представление о пустыне.

Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни

Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран

Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой.

Изготовление модели «Животные жарких стран»

 «Беседа о зимующих птицах»

- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Дидактическая игра по классификации птиц

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?»

Аппликация  «Птицы на кормушке»

Тема    «Природа и человек»

 

Комплексное занятие  «Пройдет зима холодная…»

- Обобщение знаний детей о зиме;

- Зависимость всего живого от условий окружающей среды.

Разучивание стихов и песен о зиме.

Наблюдение за неживой природой.

Зимний праздник

МАРТ  Тема   «Неживая природа весной»

 

«Весенние явления в неживой природе»

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;

- Взаимосвязь с живой природой.

Сравнение признаков зимы и весны (в модели)

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Субботник с родителями

«Весну встречаем чистотой»

 

 «Камни, песок, глина»

- Уточнить знания детей: песок  –сыпучесть, рыхлость…

Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней.

Рассматривание коллекции камней

Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней.

Лепка (изготовление различных изделий) из глины.

  «Экскурсия в парк»

- Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе.

Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам.

Цикл наблюдений «Пробуждение природы»

Работа с родителями «Окно в природу»

«А знаете ли вы?»

(народная мудрость)

    Тема   «Растения  весной»

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

- Особенности строения и назначения всех органов

Дидактическая игра о цветах.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

- Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить.

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы.

Опыты с семенами.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.

 

 Размножение растений  (два занятия)

- Учить пересаживать комнатные растения.

- Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.

АПРЕЛЬ Тема «Животный мир весной»

 «Особенности жизни зверей весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов

 «О животных, которых не любят»

- Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты.

- Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных.

Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий.

Наблюдение за черепахой.

Рассматривание модели террариума.

  «Встречаем птиц»

- Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья.

 «Когда животных в природе становится много или мало»

- Учить замечать нарушение равновесия в природе.

- Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания.

«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити».

Просмотр обучающего видеофильма

«Море бывает в беде»

- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

- Отношение современного человека с природой;

- Факты отрицательного воздействия человека на природу.

Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?»

Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть»,  «Нефтяная речка»

Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.

МАЙ  Тема «Природа и человек»

 

 «Земля – живая планета»

- Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?»

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать.

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях.

Выделение правил общения с животными

Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк.

Уход за обитателями природного уголка.

Выращивание зеленого корма.

«Мы туристы»

(экскурсия)

- Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Изготовление знаков «Берегите природу»

Приготовление, сбор необходимых вещей.

Операция «Осторожно, муравейник!»

 «Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?»

 Беседа о  

    Весне.

- Учить видеть сезонные изменения в природе.

- Взаимосвязь живой и неживой природы.

- Весенние работы на огороде, в саду, поле.

Чтение художественной литературы о весне

Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных

Труд на детском огороде и участке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В данном материалле представлен перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....