Экологическое развитие детей дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру на тему

Александрова Светлана Владимировна

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность   сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый виток в развитии. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, дающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности

 «Я открываю удивительный мир» от 3 до 7 лет

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность   сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

 Актуальность.

    С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый виток в развитии. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, дающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

   Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

  Детское исследование как метод обучения детей 3-7 лет в условиях современного общества особенно значимыми становятся такие человеческие качества, способность совершенствовать свои навыки как самостоятельность, постоянно обучаться, расширяя базу знаний. И сфера дошкольного образования, не может оставаться в стороне, ведь именно она формирует задатки к дальнейшему развитию детей. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития: - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

          Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с решением изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр - экспериментирования с дошкольниками

Пояснительная записка

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско -творческое отношение к миру. Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

  Цель: сформировать у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности и способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению

Задачи: активизировать интерес детей к окружающему миру.

  • систематизировать знания детей о явлениях природы:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;                                                                                                
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
  • 4. Развивать у детей умственные способности:
  • анализ, классификация, сравнение, обобщение
  • формирование способов познания путём сенсорного анализа;                            
  • обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;              
  •  активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.                
  • 5.Социально-личностное развитие каждого ребёнка:  
  • развитие коммуникативной;
  • самостоятельности;
  • наблюдательности;
  • элементарного самоконтроля  и  саморегуляции  своих действий;
  • ориентировать детей на здоровый образ жизни.
  • 6. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов
  • Предполагаемые промежуточные и конечные результаты

                        1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольной организации.

                        2.Улучшение качества работы каждого педагога.

                        3.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

                        4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

                        5.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Принципы

  • Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  • Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

  • Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  • Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем

  • решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
        7. Принцип креативности:

  • - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  • Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • •        дидактические         игры,         игровые         обучающие         и         творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия

Решение данных задач связано:

  • - с использованием различных видов деятельности, в числе экспериментально-исследовательской,
  • - с применением метода проектов для активизации познавательной деятельности детей;
  • - с применением методов и приемов эвристического обучения;
  • - с применением методов ТРИЗ - технологии;
  • - с проведением кружковой работы;

         

Разработанная мною программа включает три важных аспекта

  1. Передачу экологических знаний
  2. полученных в результате экспериментально – исследовательской деятельности
  3. их трансформацию в отношения.

В своей работе, я выделяю три взаимосвязанных блока.

1. Живая природа: многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде

2. Человек: функционирование организма.

3. Неживая природа: (воздух, вода, почва)

  • Содержание работы включает следующие разделы:
  • Сезонность в природе.
  • Растения, их связь со средой обитания.
  • Животные, их связь со средой обитания.
  • Природа - наш общий дом.
  • Человек, гигиена и здоровье.
  • «Красная книга» природы.
  • Формирование социальной активности.

Особое внимание хочу обратить на раздел Формирование социальной активности.     Этот раздел является своеобразным анализатором базового экологического сознания у детей  и состоит из 4-х уровней, которые вы видите на экране.                                                                          

При организации образовательной деятельности детей опираюсь на методику проведения детских исследований Александра Ильича Савенкова, которая включает в себя следующие конкретные этапы:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Выработка гипотез

3. Поиск путей решения  

4.Формулирование выводов  

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

  Экспериментально-исследовательскую деятельность реализую через следующие формы работы с детьми:

1. Подражательно - исполнительская. На этом этапе дети участвуют    “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому моему предложению или путём подражания мне.

2. Развивающая. На этом этапе дети согласовывают действия, оказывают друг другу помощь. Реже обращаются ко мне. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками, принимают проблему, уточняют цель. Самостоятельно находят решение проблемы.

3. Творческая. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей.

   Формирование основ экологического сознания  детей дошкольного возраста  эффективно при наличии педагогических условий:

- разработана система;
- создана  предметно-развивающая среда;
- организован
поэтапный процесс последовательного развития исследовательской активности старших дошкольников;

- построено взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями: Взаимодействие с семьей: родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» с целью ознакомления родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности; круглый стол «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребенка» с целью ознакомления родителей с методами и формами работы по разделу: «Детское экспериментирование (исследование)»

Взаимодействие со школой: начальных классов: экскурсии с детьми в школу, ознакомление учителей с направлением педагогического поиска в дошкольном учреждении по проблеме детского исследования.

Материальное и техническое обеспечение: обновление оборудования группового исследовательского уголка и его оформление (Исследовательский Центр Науки: детская мини-лаборатория «Экспериментайка»).

Учебная программа, рассчитана на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка, педагога, родителей, и строится на базе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. С.Н. Николаевой «Юный эколг», Н.А. Рыжовой «Природа наш дом», . Дыбина О. В. Неизведанное рядом,  Технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь»  

Программа включает в себя рабочие программы кружков, «Капитошка», «Почемучки» и «Волшебный мир»

Цели и задачи для раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет.

Цель: развитие и совершенствования познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и других познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1 . Формировать представление детей о физических свойствах окружающего мира, умение всесторонне воспринимать и представлять предметы и явления

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, проводить мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) – то есть формировать универсальные учебные действия;

4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект, умение применять полученные знания в практической и познавательной деятельности

5. Обогащать словарь и развить речь детей раннего дошкольного возраста.

6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление

доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

7. Привлечение родителей к совместной деятельности.

При построении системы работы    кружка особое внимание уделяется следующим основным направлениям: познавательно –развлекательное, практическое, исследовательское

Программа разработана для детей с раннего дошкольного возраста.

Возраст детей 2 - 3года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с

элементами экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться в 2 раза в год: октябрь и май.

ОКТЯБРЬ

1. «Мыльные пузыри». Наблюдение

Цель: Знакомство детей со свойством мыла- его превращения в   мыльные пузыри.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход опыта: Показать детям, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

2. «Волна воде». Эксперимент

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать интерес детей к происходящему. Поупражнять дыхание.

Ход опыта: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

 3.« Сюрприз в бутылочке». Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

4. «Вода бывает холодная и теплая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки теплой и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, теплая) .

НОЯБРЬ

1. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

2. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки

3. «Воздух в воде». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки

4. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

Познакомить со свойствами губки.

Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно Декабрь

ДЕКАБРЬ

1. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

2.  «Прищепки на веревочке». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

3. «Чудесный сундучок» №2 (по цвету). Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

Развивать тактильные ощущения.

Дать детям название цветов, активизировать речь.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Январь

1. «Игра со снежинкой (из ваты)». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, сравнение с настоящими снежинками. (в комнате они тают)

Задачи:

Формировать словарь: части тела.

Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять ватку и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Она по ладошке тихонько лежит,

Сначала по кругу, после вперёд.

По ручке она до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,

По ручке другой вниз уползает,

Опять по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, а после в полёт.

Куда полетит? Интересный вопрос.

Снежинка прилетела на маленький нос!

Потом эти ушки снежинка погладить захочет

Одно и другое немного щекочет.

снежинке пора теперь отдыхать,

Она улетает в карман полежать.

    Внести в комнату настоящие снежинки и успеть  рассмотреть пока они растают. Спросить – Куда подевались снежинки?

2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .

Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

3. «Чудесный сундучок» №3 (по ощущениям). Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Задачи:

Развивать тактильные ощущения.

Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный сундучок». Дети достают из него массажные мячики колючие, гладкие мячики, кубик из ткани мягкий, кубик из пластмассы твёрдый. Поговаривая каждый предмет, какой он называется.

ФЕВРАЛЬ

1. «Развесим платочки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

2.3. «Что такое снег? ». Рассматривание

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Задачи:

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках, в оттепель (тяжелый, мокрый)

Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Понаблюдать на прогулке за снегом (снегопад, снег на земле, снег на горке.) Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

4. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Знакомство с музыкальными инструментами, издаваемыми ими звуками.

Задачи:

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Закреплять названия музыкальных инструментов.

Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Март

1.«Воздух ». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

2«Воздушный шарик ». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу, развитие дыхательной системы у детей.

Задачи:

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Надуваем шарик воздухом, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, шарик опустел.

3. «Посмотрим, что внутри». Исследование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Мишка принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

3. «Отыщи по звуку». Эксперимент

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками, по две с одинаковыми наполнителями.  (Наполненными бобами, горохом, пшеном, манкой, водой) И продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит. Предложить найти такую бутылочку, по звуку.

АПРЕЛЬ

1. «Морские волны». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Учить регулировать и различать самим его силу.

Стимулировать хорошее настроение у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

2«Солнечные зайчики» Эксперимент

Цель: Формирование понятия причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

Показать способ появления солнечных зайчиков, их движение, познакомить с предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрите в окошечко – Солнышко светит! Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Посмотрите к нам сейчас, прискачет солнечный зайчик. Это не обычный зайчик, а солнечный. Он появляется только когда светит солнышко. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики

Скачут на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

3. «Игры с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Повышение эмоционального настроения у детей.

Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: Учить детей, пересыпать песок ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. Наполнять формочки влажным песком и делать пирожки.

4. «Игры с песком» Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Повышение эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Учить сравнивать свойства влажного песка и сухого. Попробовать слепить пирожок из сухого песка. Спросить у детей, как можно нам слепить из пека пирожок?

Май

1. «Что там лежит ». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Задачи:

Научить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку).

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать усидчивость, терпение.

Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее.

2. «Тонет, не тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о свойстве предмета.

Задачи:

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного, эмоционального настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камешки – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 3-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.

ОКТЯБРЬ

1 «Чудесный мешочек»

Цель: Знакомить детей с органами чувств и их назначением, глаза – смотреть, уши –

слышать, нос – определять запах, язык –определять вкус, пальцы – определять форму,

структуру поверхности); познакомить сохраной органов чувств.

Ход занятия: Предложить детям узнать продукты по запаху, предметы на ощупь, определить цвет предмета.

2.«.«Узнаем, какая вода»

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества);

развивать любознательность, мышление.

3.«Поиграем с ветерком»

Цель: Обнаружить движение воздуха в природе; способствовать развитию речи, мышления; воспитание любознательности, наблюдательности.

Ход занятия: Предложить поиграть с вертушками, посетить метеостанцию, по флюгеру вместе с детьми определить откуда дует ветерок.

4 «Свойства песка»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами песка состоит из

песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы,

слипается, мокрый песок темнее сухого.

НОЯБРЬ

1.«Живое и неживое»

Цель: Познакомить детей с тем, что объекты бывают живые и неживые. Рассказать о признаках живых и неживых объектов.

2.«Почему осенью бывает грязно»

Цель Познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду

Лупы «Сыщиков», ситечки, песок, почва, глина.

3 «Семена, плоды»

Цель Познакомить детей с семенами и плодами растений. Формировать знания о том, что из семян и плодов вырастают растения

4. «Глина: ее свойства и качества»

Цель: Познакомить детей с глиной, выявить ее свойства.

ДЕКАБРЬ

1«Горячо - холодно»

Цель: Научить определять температурные качества

веществ и предметов; развитие

познавательной активности детей в процессе

экспериментирования; воспитывать

аккуратность.

2Луч света «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы

3«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойство воды и красок. Вода прозрачная, но  меняет свою окраску,

когда в ней растворяются окрашивающие вещества. Способность красок растворятся вводе и изменять её цвет.

4  «Игры с соломинкой»

Цель: Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

 5. «Свойства льда»

Цель: Познакомить со свойствами льда. (лед-это

твердая вода, в тепле лед тает)

 учить устанавливать простейшие закономерности

ЯНВАРЬ

  1. «Проказы зимушки-зимы»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, показать, как вода меняет цвет.

2. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

3. «Как воду превратить в лед»

Цель: Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

ФЕВРАЛЬ

  1. «Снег-снежок»

Цель: познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;

2.«Чей след?»

Цель: развивать наблюдательность.

 Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

«Мой организм»

  1. «Для чего нужны глаза»4. «Руки помощники»

Цель: познакомить детей с организмом человека; развивать желание узнать что-то новое.

МАРТ

1. «Бумага: ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства.

2. «Расти, расти, росток»

Цель: дать понятие живых объектов, подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

3. «Дружба фасоли с водой» Эксперимент

Цель: подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

4. «Веточка тополя встречает весну»

Наблюдение и рисование веточки сначала эксперимента

Цель: дать понятие живых объектов, подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

АПРЕЛЬ

1«Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: вспомнить  с детьми  представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2«Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать

необходимость наличия света и воды для роста

и развития растений.

3. «Что в пакете»

Цель: продолжить знакомство со свойствами воздуха.

4 «Живое - не живое»

Цель: формировать представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Основные признаки живого организма (Растет и дышит)

МАЙ

1«Воздух»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

обратить внимание на движение воздуха.

2. «Камушки, – какие они?»

Цель: продолжить знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

3«Приборы - помощники»

Цель: познакомить детей с увеличительными стёклами

Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?»

4«Свет – тень»

Цель: продолжать знакомство с источниками света - природными и искусственными.

Познакомить, с образованием тени от предмета (напр. дерева); познакомить с тенью в разное время суток. Установить сходство тени и предмета;

Методическая литература:

 

1.        Григорьева Г.Г.  «Кроха» (Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений)

2.        Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)

3.        Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

4.        Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5.        Иванова А.И. Уманская   Мир, в котором я живу:

       Средняя группа. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития: - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей

Цели и задачи для раннего и младшего дошкольного возраста 4-5 лет.

средней группе «Почемучки»

Цель программы: Выявить и развивать познавательную способность детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

-познавательные: Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

 -формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

-развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные:

  -воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.

Формы работы Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Технология А.И. Савенкова Этапы организации и проведения опытов:

  Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Перспективный план кружковой работы «Почемучки?»

месяц

неделя

Тема недели

Задачи

Сентябрь

1

2

3

4

Вода. «Весёлая капелька»

Песок «Песочный городок»

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).

 2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. 3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Октябрь

1

2

3

4

Свет. «Солнечный блик» Тень. «Моя тень»

Воздух. «Пляшущие бабочки»

Рисование «Лучики и тень»

1. Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет)

 2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.

3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека

Ноябрь

1

2

3

4

Ткань. «В магазин ткани»

Бумага. «Для чего?» Оригами.

Железо. «Магнит»

1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно разрезать ножницами, намокает в воде)

2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.

 3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Декабрь

1

2

3

4

Стекло. «Калейдоскоп» Дерево. «Тонет не утонет? » Камень.

«Домик черепашке» Рисунки камешками.

1 Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупко .

 2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку : тонет, плавает 3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)

Январь

1

2

3

4

Мука. «Колобок – румяный бок»

Краски. «Радуга - дуга»

 Соль. «Тает, не тает» Практическая часть «Тестомес»

1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)

2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски

3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)

Февраль

1

2

3

4

Шампунь. «Прозрачный пузырь»

Мыло. «Кусает, не кусает» Пластилин. «Мои руки волшебники»

Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования. 2.Аналогично с шампунем. 3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом.

Март

1

2

3

4

Снег. «Чисто – грязно»

Сосулька. «Кап кап и нету» Лупа.

«Лучики снежинки» Работа с пиктограммой

1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

 3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.

Апрель

1

2

3

4

Магнит. «Собери игрушки»

Вода. «Кто пьет воду? »

 Картон «Бумажный дворец» Просмотр видеофильма «Цель воды»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

 2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. 3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение).

Май

1

2

3

4

Зеркало. «Всё наоборот»

Ветер. «Деревья проснулись» Почва. «Аквариум»

Работа с коврографом.

1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»

2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне)

Июнь Июль Август

Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

                                                     

Прогнозируемый результат. Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников

Программа дополнительного образования «Волшебный мир» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие.

Пояснительная запискаВ настоящее время развития современного общества, экологическое воспитание, является. одной из важнейших проблем современности.

  Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе

Одним из эффективных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры, можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

   Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 Данная программа для детей 5-7 лет. Программа рассчитана   2 года. Кружок проводится 1 раз в недели, по 25 минут.

Цель: Способствовать развитию у детей, исследовательской деятельности познавательной активности, наблюдательности, умения применять полученные навыки на практике, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание экологического сознания.

Задачи:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень) Развивать у детей умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • развитие элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий. развитие у детей элементарных представлений об основных

               физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к       природе, через познание окружающего мира.температура, состояние веществ, сила тяготения, трения.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ

Октябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Запасливые стебли»

«Что такое почва и для чего она нужна»

«Куда тянутся корни?»

«Знакомство с капелькой»

Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;

Воспитывать аккуратность при работе с водой;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли. Из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;

Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;

Подвести детей к пониманию того, что вода это много капелек. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, запаха.

Ноябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Приключения песчинки»

«Удивительная глина»

«Вертушка»

«Быстрый шарик»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Познакомить детей со свойствами глины сравнив их со свойствами песка.

Выявить, что воздух обладает упругостью;

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;

Развивать умение делать изделие по алгоритму.

 Выявить, что воздух обладает упругостью;

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение);

Развивать чувство взаимовыручки;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Зима

Декабрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Превращения капельки»

«Поможем воде стать чистой»

«Украшение для елочки»

«Волшебная бумага»

Дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар)

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;

Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;

Развивать умение схематично изображать проделанные действия;

Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Закрепить представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода жидкая и не имеет формы, но вода может принимать форму сосуда в котором находится и становиться твёрдой – превращаться в лёд.

Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги — точное копирование рисунка;

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;

Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;

.

Январь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Куда исчез сахар»

«Подарок для гнома»

«Воздух есть в пустых предметах»

«Защитные свойства снега»

Закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды.

Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества.

Уточнить представления детей о том, что в воде растворяются некоторые вещества (соль). В результате опыта подвести детей к пониманию того, что вода испаряется (выращивание кристалла из соли)

Закреплять знание о свойствах воздуха, познакомить, что воздух есть в пустых предметах

Познакомить со свойством снега. Учить быть внимательными, расширять словарный запас детей

Февраль

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

«Приключения Буратино»

«Испытание магнита»

«Знакомство с воздушным океаном»

Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;

Прививать интерес к сказкам;

Стимулировать желание помочь герою сказки;

Воспитывать аккуратность.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.

Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь понять детям значение воздуха в жизни человека и всей планеты. подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление.

Весна

Март

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Мир ткани»

«Можно ли поймать воздух?»

«Как веточка весну встречала»

«Термометр»

Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;

Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;

 

Закрепить понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете.

Подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.

Познакомить детей с работой термометра.

Апрель

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Дружат ли семечко с водой»

«Как семечко себе дом выбирало»

«Лабиринт»

«Растения тоже дышит»

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды.

Подвести детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва.

Установить, как растение ищет свет.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы:

  • Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность, развивать мышление, память.
  • Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через исследовательскую деятельность, опытным путем продолжать уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе
  • Помочь детям осознать, что человек — это часть живой природы, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
  • Продолжать формирование экологического сознания у дошкольников, через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира
  •  Воспитывать бережное отношение к природе.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ

Октябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

Ноябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Вы слышали о воде»

«Что такое почва?»

«Что может дерево?»

«Почва – живая земля»

«Какие бывают насекомые?»

«Подарок для Нюши»

«Удивительный магнит»

«Полет в космос»

«Откуда берутся волны на море?»

Воспитывать интерес  и бережное отношение к природе, расширять кругозор детей. Показать  зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить (что получится?).

Дать  понять, для чего нужна почва; из чего она состоит (песок, глина, земля); объяснить, что песок и глина водонепроницаемы, рассмотреть растительные остатки в почве.

Познакомить  детей с поделками из дерева; с тем,  где их используют; как называют рабочих, обрабатывающих дерево, дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает; в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки; сравнить металл и дерево: что тяжелее?

         Расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека.

Систематизировать  представления детей о многообразии насекомых, уточнить места обитания насекомых, воспитывать интерес к насекомым.

Продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными.

Продолжить знакомство детей с физическим явлением (магнетизмом), магнитом и его особенностями.

Продолжить знакомить детей с солнечной системой (в ней есть звезды, планеты, кометы, метеориты: самая большая звезда – Солнце.)

Расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха, сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

Зима

Декабрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Приключения капельки в снежном царстве»

«Волшебный

снежок»

«Что прячется в снегу?»

«Что такое звук»

Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами

Закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».

 Посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.

Январь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Как работает термометр»

«Стекло и лед»

«Приключения двух луковиц»

Опыт с мыльными пузырями.

Познакомить с разными видами термометров, для чего каждый из них предназначен?

Посмотреть,  как работает термометр.

С помощью опытов, уточнить схожие и отличительные свойства льда и стекла, дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным; стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным, дать  понять, что быстрее растает снег или лёд? Занести в группу рыхлый  снег, утрамбованный снег или лед.

На основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений.

 Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

 

Февраль

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№ 3

«Где ночует солнышко? Почему убывает зима и лето?»

«Что такое металл?»\

«Как растение дышит?»

Сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

Опытным путем дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает.

Опытным путем  определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Весна

Е

С

Н

А

Март

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

 

«Как цветы с солнышком дружат?»

«Угощение растений»

Как обнаружить воздух?

.  

«Пластмасса».

Опытным путем подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

В ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.

Опытным путем установить,  окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении, познакомить  детей с тем, что воздух – это смесь газов, в основном, кислород, которым мы дышим; объяснить, что с помощью газа надувают шарики,  газ  бывает ядовитым, где используют газ.

 Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют

Апрель

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Испарение воды»

«Какая лужа высохнет быстрее?»

«Зеркало»

«Как органы человека помогают друг другу?»

Дать понять  детям, что вода испаряется и преобразуется в  водяной пар.

Опыты: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения, объяснить, куда делась вода?

 На основе  наблюдений установить, в какой луже (большой или маленькой) вода высохнет быстрее, какие природные факторы способствуют быстрейшему высыханию, а какие, наоборот, – мешают; развивать любознательность, логическое мышление

Познакомить  детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета.

 дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Май

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Как увидеть «молнию?»

«Для чего корешки?»

«Дом, в котором я живу»

« Мы пишем книгу»

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе–развивать  у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об истории электричества.

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции; формировать познавательный интерес, умение устанавливать   причинно-следственные связи и на их основе делать вывод

Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;

Развитие фантазии, творчества;

Развивать умение придавать работе законченный вид

Совершенствовать графические умения;

Участвовать в коллективном создании книги «Жалобы природы»

Обобщение знаний и навыков.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....

Система экологического развития детей дошкольного возраста

Система экологического развития детей дошкольного возраста...

Экологическое развитие детей дошкольного возраста

Чистая природа – здоровье нашего народа...

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...