Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кустова Елена Анатольевна

   В наше время экологическое воспитание имеет важное  значение для всего общества. За  годы пользования природными ресурсами, человечество не задумывалось о последствиях.  Потребительское отношение к природе, вмешательство  в её природные процессы, привело к серьёзным  экологическим проблемам, которые теперь вызывают большую тревогу.                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Экологическое воспитание дошкольников, воспитатель Кустова Елена Анатольевна

   В наше время экологическое воспитание имеет важное  значение для всего общества. За  годы пользования природными ресурсами, человечество не задумывалось о последствиях.  Потребительское отношение к природе, вмешательство  в её природные процессы, привело к серьёзным  экологическим проблемам, которые теперь вызывают большую тревогу.                                                        Каждый ребёнок  развивается в природной среде, и в будущем тоже будет пользоваться плодами природы, поэтому так важно  начиная с раннего возраста, учить детей бережному отношению к природе.  Именно экологическое воспитание учит человека ценить природу, любить её. Чтобы уметь жить в согласии с природой, люди  на протяжении всей жизни должны учиться общению с природой.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с первыми экологическими понятиями, ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, знакомится с разными биологическими видами, у детей закладываются основы экологического мышления и  культуры.              

Задачей экологического воспитания ПО ФГОС является - формирование экологического сознания, воспитание гуманной, экологически культурной личности, способной ответственно относится  к окружающей среде понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Если ребенок будет обладать экологическими знаниями,  то он не будет    обижать растения – ломать ветки деревьев, рвать  и топтать  цветы или просто забывать заботиться о них (например, о комнатных растениях).  

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. Любить природу это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

 Также для освоения основ экологического воспитания применяют другие методы и формы работы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые помогают детям понять природу. Нужно выделить такие методы как: наблюдение, эксперимент, экскурсии, , игры.  Также применяются методы художественной литературы: рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Хороший метод воспитания работа с родителями это - родительские собрания, консультации, беседы.                                                                                                                            

 Важной стороной является нравственно-эстетическую сторона отношения человека к природе и ее воздействие на личность. Нравственно-эстетическое отношение к природе хорошо раскрываются в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Наглядные пособия и художественные произведения в детском саду, содержательно и эмоционально отражающие объекты и образы природы, помогают детям почувствовать природу, через чувства восприятия, образного мышления, ребёнок лучше понимает природу, становится ближе к ней. Хорошо помогают восприятию природных явлений, различные музыкальные произведения, отражающие природу ее явления, деятельность людей.                                                   Детям нравятся познавательные видеофильмы, надо показывать им фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон, о животных жарких стран на картинках или в зоопарке, такой метод  расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру.                                                                                   Еще один из  методов игра, это основной вид деятельности у детей дошкольного возраста. Важный момент этого метода заключается в том, чтобы увлечь детей  любимой деятельностью и создать благоприятные условия для восприятия «природного» содержания.                                                                                                Самое важное в экологическом воспитании дошкольников – личная заинтересованность воспитателя, привить детям и родителям желание любить, беречь и охранять природу, и  самому быть эталоном для подражания.                            Экологическое воспитание проходит в условиях комплексного подхода взаимосвязано. Так, бережное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что наша планета неповторима, уникальна, нуждается в нашей заботе. Важным условием работы с детьми, при комплексном подходе, является создание среды, в которой дети учатся бережному отношению к природе и активно, по мере своих возможностей, участвуют в природоохранной деятельности.         Развивающая экологическая среда:

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок.

Для создания развивающей среды в дошкольном учреждении, педагогу нужно организовать экологическое пространство, ежедневно поддерживать условия, необходимые для жизни всех живых существ. Такой метод экологического воспитания приучает детей думать и реально заботиться о растениях и животных, живущих рядом с ними. Такой метод может работать только при условии совместного взаимодействия взрослого и детей.                                                                              Важную роль в образовании дошкольников играет непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Современные дети, особенно городские, имеют слабое представление о живой  природе. Поэтому необходимо начинать с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Можно посадить растения на участках детского сада и наблюдать за их развитием, ухаживать. Это хороший  познавательный материал  для реализации полноценного экологического воспитания.                                    Действенный метод выполнение сельскохозяйственной деятельности, в области охраны природы,  на таких занятиях ребята знакомятся с  разными животными  и растениями, изучают их виды, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Процесс обучения будет малоэффективным без непосредственного взаимодействия с природой,  эмоционального восприятия деревьев, трав, цветов.                             Дети наше будущие и как они будут относиться к природе, пользоваться природными ресурсами, зависит от экологического образования, которое он получит в детстве, важно чтобы ребёнок получил специальные знания, умения и навыки, необходимые для жизни и труда. Только тогда можно быть уверенными, что экологический кризис нам не грозит.

                                                Список литературы

  1. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома: метод. пособие: издание Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.
  2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие:  издание Сфера, 2011. – 128с.
  3. Николаева С. Н.Система экологического воспитания дошкольников: пед. пособие: издание Мозайка синтез, 2011г. – 256с.
  4. Николаева С. Н.Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. Дошкольного уч: издание Мозайка – синтез, 2010г. – 114с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...