Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру на тему

Фаррахова Гульназ Ханифовна

Представляю вам статью "Экологическое воспитание дошкольников в детском саду", с которой я выступала на III Всероссийской  научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx641.71 КБ

Предварительный просмотр:

       Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня  экологической культуры,  экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.  Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру  осуществляется в детском саду постоянно.

    Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

    Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

      Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению. Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Картинка 1 из 99604

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное  значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях, экскурсиях, на прогулке. Однако воспитатель должен уметь использовать при организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств.

Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.

Знакомя детей с окружающим миром, конечно, необходимо учитывать и возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Посмотрим на примере, как, учитывая сказанное выше, можно организовать деятельность, направленное на формирование экологической культуры дошколят.

План - карта проведения акций с детьми 4-5 лет.

Цель:  обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе, обучение общению с природой, бережному  отношению к елям, формирование представлений   о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней, воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

        

Акции

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

«Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь)           

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Сбор в поход (беседа,наблюдение)

Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

Экологические знаки

Распределение знаков на участке детского сада

Изготовление знака «Не сорите»

Экологическая тропа

Игра-путешествие «Собери и положи».

Игра-любование на участке

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи

Экологическая газета

Раскрашивание листовок «Чистый двор»  

Газета «А у нас во дворе», «Фото газета»

«Птичье меню»   (октябрь-ноябрь)               

Экологическая тревога

Птицам нет еды

Наблюдение, беседа.

Оформление коробки для корма птиц

Экологические знаки

Аппликация «Птички в кормушке»

Составление слайдов,  что едят птички

Экологическая тропа

Экскурсии, п/и, д/и

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

Экологическая газета

Разучивание стихов о птицах

«Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.

«Ёлочка-краса»    (декабрь)                                                                     

Экологическая тревога

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»

Выпуск плакатов  и развешивание плакатов в микрорайоне

Экологические знаки

Изготовление альбома «Спасём ёлочку»

Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»

Экологическая тропа

Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом.

Установка знаков по экологической тропе.

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?»

Фотовыставка  ели на экологической тропе.

«Капелька воды»    (февраль-март)                                                                          

Экологическая тревога: вода  в опасности

Капитошка рассказывает…

Опыты по изучению свойств воды.

Создание семейной  лаборатории.

Экологические знаки

Рисование «Мир в капельке воды»

Выставка  «Запрещающие знаки»

Экологическая тропа

Экскурсия «Кому нужна вода»

Развлечение «Вода и птички»

Изготовление атрибутов к развлечению

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

Итоговым результатом  экологического проекта для детей 4-5 лет и родителей  стало участие во Всероссийском конкурсе  «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля», «Эколята – Дошколята»   и посвящение  юных защитников природы с вручением почётного значка.  

logo-konkurs

         Участниками  проекта стали воспитанники, педагоги и родители   ДОУ. Участие  приняли  12 детей, 2 педагога, 5 родителей.  Образовательная  деятельность  была  организованна  в форме  тематического урока  «Ну-ка вместе, ну-ка дружно защитить природу нужно!»
         

                        Проект имеет разделы:

  1. Тематический урок «Ну-ка вместе, ну-ка дружно защитить природу нужно!»
  2. Экологическая акция «Посади дерево дома»
  3. Конкурс рисунков «Защитим природу»
  4. Экологическая акция «Береги животных»

«Береги животных»                              «Посади дерево дома»                   

                 Конкурс рисунков                              «Мы - защитники природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...