Игровая обучающая ситуация "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" (с литературным персонажем) старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Овсянникова Ирина Леонидовна

Конспект игровой обучающей ситуации "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" по теме: "Природное сообщество - лес" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_obuchayushchaya_situatsiya_ovsyannikova_i_l.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала

Овсянникова  Ирина Леонидовна,

воспитатель, МБДОУ«Детский сад №463», г.о. Самара

Игровая обучающая ситуация

"Прогулка по лесу древесная, очень интересная"

(с литературным персонажем)

старшая группа

Тема недели: "Природное сообщество - лес"

Задачи:

  1. развивать интерес к самостоятельному познанию объектов природы; расширять представления о природном сообществе - лес; подвести к осознанию разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая - природа, как среда жизни человека) и правил поведения в ней; закрепить умение пользоваться числами для обозначения количества предметов  ("Познавательное развитие").
  2. обобщить знания об основных источниках и видах опасности в природе и способах безопасного поведения; побуждать к использованию принятых норм вежливого общения (внимательно слушать, строить свои высказывания исходя из задачи);  воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям ("Социально-коммуникативное развитие").
  3. обогатить активный словарь за счет слов: бор, дубрава, роща; упражнять в согласовании числительного с существительным; упражнять в образовании прилагательного от заданного существительного и составлении словосочетания согласованного по роду; подвести к пониманию образности и выразительности языка литературных произведений ("Речевое развитие").
  4. побудить стремление к созданию поделки из природного материала и выделению выразительности природных объектов; активизировать проявление эстетического отношения к природе ("Художественно-эстетическое развитие").
  5. упражнять в ходьбе приставными шагами прямо и боком, сохраняя равновесие и правильную осанку ("Физическое развитие").

Методы и приемы:         

- практические: загадывание загадок о лесе, еже; дидактические упражнения "Посчитаем шишки", "Выбери березовый чурбачок", "Выбери дубовый лист"; физкультминутка "Мы по полю пойдем..."; динамические паузы "След в след" и "Приставной шаг"; изготовление поделки из природного материала и пластилина "Ежик";

- наглядные: демонстрация репродукций картин И. Шишкин "Мостик в лесу", "Среди долины ровныя…", И. Левитан "Березовая роща"; рассматривание листьев березы, дуба, клена, чурбаков сосны и березы, желудей; показ образца поделки "Ежик";

- словесные: ситуативные разговоры о правилах поведения в лесу и пользе деревьев; чтение стихотворений П. Воронько "Дуб" и Т. Шорыгиной "Береза"; дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"; указания к дидактическим играм; пояснение к изготовлению поделки из природного материала.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: макет дерева; репродукции картин: И. Шишкин "Мостик в лесу", "Среди долины ровныя…", И. Левитан "Березовая роща"; тексты стихотворений П. Воронько  "Дуб" и Т. Шорыгиной "Береза"; тексты загадок о лесе и еже; аудиозапись "Звуки леса"; игрушки: белка, поросенок, грибы; корзинка; листья, желуди; вывеска "Мастерская природы"; коврики "следы" и "кочки";

- раздаточный: природный материал: сосновые шишки, дубовые листья, березовые чурбаки,  (по количеству детей); доски для лепки, пластилин серого и черного цвета, бумажные салфетки.

Содержание:

Дети входят в зал, из-за  занавеса выходит воспитатель

 в костюме Лесной царицы (зеленое платье украшенное листьями, ягодами  и цветами, на голове венок из листьев, ягод и цветов).

В – ль: - Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я?

(ответы детей)

В - ль: - Я, царица! А название моего царства – государства вы узнаете, если отгадаете загадку.              

Зимой в белом кафтане,

Весной в зеленом сарафане,

Летом в платье цветном,

Осенью в плаще золотом. (Лес)

(ответы детей)

В -ль: - Правильно, ребята, это лес! А я – Лесная царица! Вы когда-нибудь бывали в лесу?  (ответы детей) 

А сегодня я приглашаю вас в мое царство – государство, не за ягодами и грибами, а на прогулку древесную – очень интересную! Но сначала хочу вам напомнить, как правильно себя вести в лесу, чтобы с вами не случилась беда. Даже если вы почувствуете жажду, пить воду из  родников, ручьев и рек нельзя, потому что она может быть грязная. Срывать незнакомые ягоды и грибы тоже нельзя, они могут оказаться ядовитыми. Ну и конечно нельзя влезать на деревья, вы можете упасть, пораниться, а врачи и больница далеко — помощь придет не скоро. Запомнили?  

В – ль: - Тогда в путь!

(звучит музыка, проводится физкультминутка «Мы по полю пойдем…»)

В - ль: - Мы по полю пойдем,

              Аромат свежих трав вдохнем!

(И.п. – о.с.; 1 – шаг правой ногой, руки в стороны, глубокий вдох; 2 – шаг левой ногой, руками обхватить плечи, выдох. Повторить 2 раза.)

- К речке выйдем – перепрыгнем!

(Прыжок через ленту голубого цвета – «речку»)

- Скоро выйдем на опушку,

  Сядем на упавший ствол

  И послушаем кукушку…

(дети садятся на лавочку, звучит фонограмма «Звуки леса»)

В - ль: - Хорошо в лесу осеннем! Ребята, скажите, без чего не бывает леса?

(ответы детей)

В - ль: - Правильно, ребята! Не бывает леса без трав и кустарников, птиц, насекомых, зверей. Но все же самые главные в лесу – это деревья. Ведь ЛЕС – это множество самых разнообразных деревьев, растущих, близко друг к другу. Ребята, названия каких деревьев вы  знаете? Назовите.

(ответы детей)

В - ль: - Все деревья носят различные названия, и у леса в котором они  растут, тоже есть имя. Если вы пришли в лес, в котором растут сосны, значит, вы оказались в сосновом бору.

(предложить детям хором повторить название «сосновый бор»)

 - Если вы пришли в лес, в котором растут дубы, значит, вы оказались в дубраве.

(предложить детям хором повторить название «дубрава»)

 - Если вы пришли в лес, в котором растут березы, значит, вы оказались в березовой роще.

(предложить детям хором повторить название «березовая роща»)

В - ль: - Слышите, ребята? Лес шумит, будто разговаривает. У каждого дерева свой голос, своя судьба. Деревьям есть о чем рассказать, есть, что вспомнить. Живут деревья долго! Давайте подойдем поближе…

(дети встают с лавочки и подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Шишкина «Мостик в лесу» и рисунок сосновой ветки, из-за «сосны» падают сосновые шишки)

В – ль: - Ой – ой – ой! Это кто озорничает – шишки в нас бросает?

(появляется игрушка - белка)

Белка: - Поклон тебе, Лесная царица! Здравствуйте, ребята! Я не озорничаю! Я готовлюсь к зиме – шишки собираю, они уже созрели, вот и падают с веток.  А вы, ребята, зачем в лес пожаловали?

(ответы детей).

В – ль: - Я пригласила ребят на древесную прогулку!

Белка:  - Это замечательно! Наш русский лес – чудесный лес! Здесь растет много полезных деревьев. Вот я, например, жить не могу без моей сосны. Здесь мой дом, знаете,  как он называется?

(ответы детей)

Белка: - Правильно, дупло. На ветках сосны я играю со своими подружками – белками в горелки. Сосновыми шишками я питаюсь. Ой, какие они вкусные! Если правильно сосчитаете, сколько шишек упало с сосны, я их вам подарю!

В – ль: - Ребята, давайте соберем шишки в корзинку и посчитаем их.

(дети собирают шишки, проводится дидактическое упражнение

 «Посчитаем шишки»)

В – ль: - Ребята, сколько шишек упало с сосны? (ответы детей)

Белка: - Молодцы, ребята! Сделайте из них поделки и украсьте ими свою группу в детском садике. А мне пора, потехе – час, а делу – время! До свидания!

(дети прощаются с белочкой)

В – ль: - Ну а мы, ребята, идем дальше. Впереди лесное болотце, нужно осторожно перепрыгнуть с кочки на кочку, не промочив ноги.

(проводится динамическая пауза «С кочки на кочку»

с использованием массажных ковриков)

В – ль: - Молодцы! А вот тот, кто шел перед нами, был не таким осторожным, как мы, ноги промочил и оставил на тропинке мокрые следы. Давайте пойдем по следам и узнаем, кто это и куда он направился.

(проводится динамическая пауза «След в след», дети подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Шишкина «Среди долины ровныя…» и рисунок дубовой ветки )

В – ль: - Ребята, смотрите, это кабан! Давайте посмотрим, чем он там лакомится? (показать детям желуди)

- Что это такое? (ответы детей)

- На каком дереве растут желуди? (ответы детей)

В – ль: - Правильно, это дуб. Самое могучее и величавое дерево русского леса. У него мощный ствол, густая крона и сильные корни, которые уходят глубоко в землю.

Дуб дождя и ветра  вовсе не боится:

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени он стоит зеленый –

Значит, дуб выносливый, значит закаленный.

- Испокон веку на Руси дуб почитали как символ богатырской силы, здоровья и красоты. Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из нее делают красивые и прочные вещи, например – мебель. Из коры  готовят целебные настои, которые лечат многие недуги (болезни). Да и желуди нравятся не только лесным животным, но и человеку. В давние времена люди собирали плоды дуба, высушивали их и перемалывали в  муку, из которой пекли хлеб.  

- А еще у дуба очень красивые листья: продолговатые, резные. Ребята, подойдите к столу и выберите дубовые листья.

(проводится дидактическое упражнение "Выбери дубовый лист")

В – ль: - Молодцы, ребята! Скажите, кокой лес называется дубравой?  

               Как выглядит дуб? Какую пользу приносит людям?

(ответы детей)

В – ль: - Много интересного вы узнали о дубе. Вот вам и подарок от лесного великана! Положим дубовые листочки в корзинку и продолжим путь. А лежит он через лесной овраг -  мы пройдем по стволу упавшего дерева и выйдем на узкую тропинку, ступайте осторожно, не мните травы, цветы и грибы.

(динамическая пауза с использованием коврика «Приставной шаг», дети подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Левитана «Березовая роща» и рисунок березовой ветки)

В – ль: - Привела тропинка нас в березовую рощу. Ах, как светло и красиво здесь!

- Ребята, как вы думаете, почему в березовом лесу светло?     (ответы детей)

- Правильно, у этого высокого, стройного дерева кора белого цвета, называется она берестой. Ребята, давайте все вместе повторим это новое, красивое слово. А еще, оттого что береза любит расти на просторных, солнечных полянах. На Руси всегда любили белоствольную красавицу, почитали как символ мира и красоты.

Березка белый сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица – душа!

- Береза – щедрое и доброе дерево! Люди из бересты плели лукошки, из березовых почек делали лекарственные  настои и исцеляли многие болезни, березовыми вениками парились в бане. А березовый сок – удивительный дар природы: он очень вкусный и пьют его, чтобы быть здоровым и крепким.

- Ребята, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ». Правила очень простые: я – задаю вопрос, а вы даете на него – ответ!

(проводится дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»)

- Лист с березы – какой?    Березовый лист.

- Ветка березы – какая?   Березовая ветка.

- Полено из березы – какое?   Березовое полено.

- Пень от спиленной березы – какой?   Березовый пень.

- Сок от березы – какой?   Березовый сок.

- Молодцы, ребята! А сейчас, я предлагаю рассмотреть чурбачки разных деревьев и выбрать только березовые!

(проводится дидактическое упражнение "Выбери березовый чурбачок")

- Ребята, как вы отличили березу от остальных деревьев?

(ответы детей)

- Правильно, главное отличие березы – это белая кора. Эти чурбачки – подарок вам от березки.

- А сейчас ребята, я приглашаю вас в «Мастерскую природы»! Давайте последуем совету Белочки и сделаем из лесных подарков  поделки для украшения вашей группы в детском садике.

(дети садятся за столики, каждому выдается сосновая шишка, дубовый лист и березовый чурбачок)

- Ребята, возьмите пластилин и подготовьте к работе, разомнѝте его хорошенько, согрейте теплом своих рук, а заодно послушайте загадку о лесном зверьке, которого мы сейчас будем делать.

(воспитатель читает загадку)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много – а нитки ни одной.   (Ёжик)

(ответы детей)

- Правильно, ребята, это ёжик.         (продемонстрировать образец работы)

Приступаем к работе:

  • скатайте пластилин в шарик;
  • примажьте к гладкой стороне сосновой шишки;
  • вылепите мордочку треугольной формы;
  • из черного пластилина сделайте нос и глазки;
  • поставьте ежика на березовый чурбачок;
  • вставьте в иголки дубовый листок.

- Бежит наш ежик по своим важным ежиным делам – несет листочек в норку, готовит себе теплую зимнюю постельку.

- Молодцы, ребята! Поделка готова.  Наведите порядок на своем рабочем месте – остатки пластилина положите на тарелочку, вытрите руки бумажной салфеткой.

- Прогулка подошла к концу! У каких деревьев мы были в гостях? Что нам подарила сосна, дуб, береза? Кого мы сделали из лесных подарков?

(ответы детей)

- А теперь пора вам возвращаться в детский садик! До свидания, ребята!

(дети выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Игровые обучающие ситуации с использование литературных персонажей в экологическом воспитании детей"

В данной статье представлены различные формы организации работы с детьми с использование сказочных и литературных героев по экологическому воспитанию....

Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе

Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...

Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу» по формированию основ экологической культуры в средней группе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательну...

«Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие по лесу» по формированию основ экологической культуры в средней группе»

«Игровая обучающая ситуация (ИОС)«Путешествие по лесу»по формированию основ экологической культурыв средней группе»...

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме «В мире много неизвестного, очень-очень интересного!»

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности с 17 января по 21 январяТема недели: «В мире много неизвестного, очень-очень интересного!»...

ООД в подготовительной группе с использованием инновационных игровых технологий «Говорят есть мультипликационная страна, очень интересная она». (обучение рассказыванию)

Программное содержание:Образовательные задачи:Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта.Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя ...

Интересный сценарий на 8 марта в детском саду с персонажами. Старшая группа

Интересный сценарий на 8 марта в детском саду с персонажами. Старшая группа...