Проект "Что нам Осень принесла" в старшей разновозрастной группе комбинированной направленности.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Уставщикова

Проект для детей старше-подготовительной группы комбинированной направленности, который через интеграцию образовательных областей и различные виды детской деятельности дает возможность обобщить и систематизировать знания детей о "дарах Осени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_nam_osen_prinesla.docx38.89 КБ
Файл proekt_chto_nam_osen_prinesla.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад № 124» (комбинированного вида)

ПРОЕКТ

«Что нам осень принесла»

Образовательная область «Познавательное развитие».

 (старшая разновозрастная группа комбинированной направленности)

Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна.

Г. Дзержинск 2018г.

Проект на тему: «Что нам осень принесла?»

Краткая аннотация проекта:  Проект для детей старше - подготовительной группы детского сада, который через интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания детей о «дарах осени».

Актуальность:

      Выбор  темы проекта позволяет в условиях  воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты) сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и  применения приобретенных знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (три недели)

Участники: воспитанники  группы, воспитатели, музыкальный руководитель,  родители.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Что нам осень принесла?»

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Задачи:

Образовательные:

-Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

- Расширить представление детей о времени сбора фруктов, овощей, грибов, ягод;

-Познакомить со злаковыми культурами.

. -Дать преставления детям о народном фольклерном празднике «Капустные посиделки».

-Способствовать овладению детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, танцев, игр, хороводов.

-Укреплять детско-родительские отношения, активизировать участие родителей в жизни детского сада.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах,  хлебе.

-Способствовать развитию  умения  замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать: бережное отношение в природе; любознательность; положительное отношение и уважение к труду, желание трудиться; доброжелательные отношения со сверстниками; эмоциональную отзывчивость; самостоятельность в организации знакомых игр; желание участвовать в совместной деятельности и радоваться результатам.

Коррекционно-развивающие задачи:

 использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей с нарушенным слухом;

 использование устной речи как ведущей при общении со слабослышащими детьми;

- формирование интереса к изобразительной деятельности.

- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

Предполагаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей об осени, ее признаках и дарах.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства  с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

Развитие познавательной активности детей;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, познавательной, игровой, коммуникативной).

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

Постановка проблемы: 

-К Детям в группу приходит осень: «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года.  Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть.  Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время  года,  которое  готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.

Решение проблемы:

Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года.

Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.

Развивающая предметно - пространственная среда в группе по проекту «Что нам осень принесла?»:

  • Аудиотека
  • Картотека «Загадки про осень»
  • Дидактические, развивающие игры
  • Альбомы, раскраски
  • Коллекция «Злаковые культуры»
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Плакаты
  • Схемы - модели для составления описательных рассказов
  • Карточки со словами по лексической теме «Осень» для детей с нарушенным слухом
  • Мультимедийная презентация «Осень»

Для родителей:

  • Консультация «Развитие познавательной активности дошкольников»
  • Консультация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
  • Информационные листы по лексической теме «Осень».
  • Папка-передвижка «Осенние прогулки с детьми».
  • Выставка изобразительной деятельности детей.
  • Фотовыставка развлечения «Капустные посиделки».

.

Реализация проекта

Схема и содержание проекта «Что нам осень принесла?»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия членов семьи и социальных партнеров.

1 этап-

Подготовительный

(Проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

 Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, Принятие задачи.

Модель трех вопросов:

1. «Что мы знаем об осени?»

2. «Что хотим узнать?»

3. «Как можно узнать?».

-Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию.

-Разработка анкет.

-Заполнение тематической матрицы по проекту.

Мотивационная  поддержка - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

2 этап Организационный.  (Организация

деятельности,

реклама,   (анонсирование,

визитная карточка) проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС)

Поиск информации из различных источников:

1.Подумать самостоятельно.

2. Спросить у родственников.

3. Посмотреть в книгах.

4.Посмотреть по телевизору.

5. Понаблюдать.

-Создание соответствующей развивающей среды:

подбор наглядно-иллюстративного материала, видео и  аудио материалов, методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы. - Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Овощи и  фрукты», «Ягоды, грибы», «Осень».

-Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование).

-Анкетирование родителей.

-Педагогическая диагностика развития ребенка.

Информационная поддержка -  родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации.

3. этап.

Деятельностный.

( осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы по поиску информации детьми).

Игровая деятельность

-Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх.

-дидактические (настольно - печатные, словесные, подвижные).

-Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта.

Изготовление, приобретение необходимых дидактических игр.

Помощь в оснащении сюжетно - ролевых игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий.

Восприятие художественной литературы

-Знакомство и разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

-Восприятие литературных произведений

-Подбор стихов, загадок, пословиц

Пальчиковых игр

-Чтение литературы, рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику.

Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе.

Коммуникативная деятельность.

Рассматривание книжных иллюстраций, журналов, альбомов.

Обсуждение пословиц, разгадывание загадок.

Свободное общение по теме

«Осень»

Коммуникативные коллективные  игры по типу: «Что изменилось?», «Я начну, а ты – продолжи», «Отгадай овощи».

Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми.

Словотворчество детей и родителей: «Придумай загадку» (про овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Ситуативные разговоры, беседы познавательного характера. Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе

Познавательно - исследовательская деятельность.

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, колосьев.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью на участке д. сада во время прогулок.

Беседы познавательного характера.

-Просмотр и обсуждение презентации.

Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок.

Дидактические, развивающие игры.

Подбор необходимого материала для проведения познавательно -  исследовательской деятельности.

Проведение бесед познавательного характера по ознакомлению с природой.

Цикл наблюдений за объектами  неживой природы.

-Изготовление дидактических игр: «Во саду ли в огороде», «Разрезные картинки», «Четвертый - лишний»,

Коллекция семян «Злаковые культуры».

Помощь в подготовке  необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности.

Наблюдения в природе во время совместных прогулок с детьми.

Продуктивная деятельность

Изобразительная деятельность:

Рисование,

Лепка,

Аппликация,

Конструирование из природного и бросового материала во время проведения Н.О.Д.

Самостоятельная  художественно - изобразительная деятельность.

Подготовка необходимого материала и оборудования  для проведения Н.О.Д.

Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, трафареты, схемы, образцы по лексической теме «Осень».

Помощь в подготовке материала для продуктивной творческой  деятельности детей (природный и иллюстративный материал)

Участие в выставке творческих семейных работ на тему « Волшебные овощи»

Музыкально-художественная деятельность.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание песен, танцев, игр

Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций.

Изготовление атрибутов к песне - инсценировке «Семечки», масок козы, овощей для  «Капустных посиделок»

Помощь в оформлении группы, музыкального зала.

Двигательная деятельность.

Подвижные игры

Физкультминутки

Создание картотеки физкультминуток,

 динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр

Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм.

Трудовая деятельность.

Ручной труд. Изготовление поделок  из природного и бросового материала во время Н.О. деятельности и самостоятельно.

Сбор природного материала  (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок.

Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок

Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала.

Помощь в подготовке материала для изготовления поделок.

4 этап. Завершающий.

Участие в выставке поделок из овощей совместно с родителями  «Волшебные овощи».

Участие в тематическом музыкальном развлечении «Капустные посиделки»

Проведение:

1.Выставки совместных поделок родителей и детей «Волшебные овощи».

2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки».

3.Повторного анкетирования родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.

4.Повторная диагностика детей.

Помощь и участие в проведении:

1.Выставки совместных поделок из овощей «Волшебные овощи».

2.Осеннего тематического музыкального развлечения  

«Капустные посиделки».

Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта.

Образовательные области:    

 Формы организации образовательной деятельности.

Задачи.

 Познавательное развитие

Рассматривание и обследование овощей, фруктов, муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток по теме «Осень»

Цикл наблюдений:

-за изменениями в природе,

- за температурой воздуха,

- изменения цвета листьев березы, тополя, рябины,

-за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников,

за распространением семян и плодов,

-за работой взрослых на огороде (перекопка земли, сбор сухой травы)

-за привозом овощей в детский сад.

-за хлебной машиной

-за работой дворника (окучивание деревьев и кустарников).

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Осенние работы на огороде»

Ситуативные беседы:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев -  овощ  или фрукт?» «Почему я люблю (не люблю) осень?»

О.Д. Ознакомление с предметной и социальной действительностью:

«Во  саду ли в огороде»,

 «В гости к осени».

О.Б.Ж. «Правила поведения в природе».

«Злаковые хлебные культуры»

•        углубить знания об изменениях в природе  осенью;

•        развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

•        привлечь  внимания к окружающим природным объектам;

•        развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

•        пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Злаковые хлебные культуры».

•        расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, злаковых культур,   созреваемых  в осенний период;

 Художественно -   эстетическое развитие

О.Д. Рисование:

Комарова Т.С. « Космея  осенью»,

«Укрась платочек»,

«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»,

. «Осенний лес».

Н.О.Д. Аппликация:

«На лесной полянке выросли грибы»

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

Н.О.Д. Лепка:

Вылепи,  какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»

«Ветка рябины» (барельеф).

Н.О.Д. Конструирование из бросового материала:

«Хлебная машина»

Н.О.Д. Конструирование из природного материала:

«Лесовичок».

Самостоятельная  художественная деятельность:

Рисование «Овощи и фрукты, «Ветка рябины», «Чем нам осень нравится?», «Колосок», «Осенние листочки».

Лепка: «Любимые фрукты», «Хлебобулочные изделия»

Слушание музыкальных произведений:

А. Вивальди: «Осень».

Пение:

Р. нар. песня «Я капустицу  полола»,

«Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова

Р.нар. песня «Семечки»

Музыкальные игры:

«Ворон»,  «Плетень»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сыграй песенку дождя», «Весело -  грустно».

-Способствовать формированию художественно-эстетического отношения к действительности посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей.

-Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения, творчества.

-Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности.

-Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

 Чтение стихов и загадок.

Словесные игры: « Вспомни - назови», «Один - много», «Подбери действие», «Будь внимательным», «Опиши словами осень».

Восприятие художественной литературы:

-пословицы, поговорки, загадки об осени.

-Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

-К. Ушинский «Осенняя сказка»

-И.А. Белоусов « Осень».

-К. Ушинский «Хлеб»

-М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

-Н.О.Д. Развитие речи:

«Составление рассказов на тему «Осень наступила»

«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

«Заучивание стихотворения «Осень» И. Белоусова».

-Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;

-развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

-поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры:

-«Овощной магазин», «Магазин семян», « Семья. Собираемся на прогулку в лес»,

Дидактические игры:

«Времена года», «Узнай по описанию»,  «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «С какой ветки детки?», «Вершки - корешки», «Найди дерево по описанию».

«Во саду ли в огороде», «Скажи наоборот», «Четвертый - лишний», «Отгадай по описанию (овощи, фрукты)..

Трудовые поручения:

-сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки).

-уборка опавшей листвы.

-подготовка клумбы группового участка к зиме.-

-укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа «Осенние хлопоты человека осенью».

 

-Расширить  и систематизировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

-Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

-Формировать позитивное отношение к различным видам труда;

-Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, в огороде, на полях.

Физическое   развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров »

Подвижные игры: «А нас дождик не замочит», «Огород», «Урожай», «Съедобное – несъедобное», «Белки - шишки – орехи».

Физкультминутки:

«Клен»,

«Грибы»

«Осень, осень».

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Дует, дует ветерок»

-Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

-Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья.

-Развитие навыков общения.

 

Формы организации работы с детьми в ходе проекта:

Виды детской деятельности:

Формы работы с детьми:

Игровая

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение.

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов, придумывание небылиц.

Познавательно - исследовательская

Наблюдения ,беседы, экскурсии; решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения; встреча с интересными людьми, ведение календаря.

Восприятие художественной литературы

Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций, слушание; разучивание.

Труд в природе

Трудовые поручения  на прогулке (сбор природного материала).

Изобразительная

Рассматривание репродукций, иллюстраций, продуктивная изобразительная деятельность

Конструирование

Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала;

Музыкальная

Слушание; исполнение; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; фоновая музыка, хороводные игры; тематический праздник.

Двигательная

Подвижные игры,, соревнования, физкультминутки, пальчиковые игры.

Продукт проектной деятельности:

-Презентация проекта «Что нам осень принесла?».

-Семейные поделки из овощей, природного материала «Волшебные овощи»

-Осеннее развлечение «Капустные посиделки»

Результаты проектной деятельности. Подведение итогов:

Была создана РППС группы для развития познавательной активности каждого ребенка с учетом его возможностей и интересов.

У детей пополнились, систематизировались знания,   и представления об осенних изменениях в природе о многообразии даров осени, повысилась познавательная и творческая активность.

 На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался  словарный запас.

Появилось желание самостоятельно заниматься изобразительным и музыкальным творчеством, сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, работать сообща над общим проектом.

Все родители приняли активное участие в реализации проекта.

.  Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова Харьков 2008

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвещение 1981

«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова. Мозаика-Синтез Москва 2005

« Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт - Петербург «Детство-Пресс»

«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвещение» 1991

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад № 124» (комбинированного вида)

ПРОЕКТ

«Что нам осень принесла»

Образовательная область «Познавательное развитие».

 (старшая разновозрастная группа комбинированной направленности)

Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна.

Г. Дзержинск 2018г.

Проект на тему: «Что нам осень принесла?»

Краткая аннотация проекта:  Проект для детей старше - подготовительной группы детского сада, который через интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания детей о «дарах осени».

Актуальность:

      Выбор  темы проекта позволяет в условиях  воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты) сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и  применения приобретенных знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (три недели)

Участники: воспитанники  группы, воспитатели, музыкальный руководитель,  родители.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Что нам осень принесла?»

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Задачи:

Образовательные:

-Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

- Расширить представление детей о времени сбора фруктов, овощей, грибов, ягод;

-Познакомить со злаковыми культурами.

. -Дать преставления детям о народном фольклерном празднике «Капустные посиделки».

-Способствовать овладению детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, танцев, игр, хороводов.

-Укреплять детско-родительские отношения, активизировать участие родителей в жизни детского сада.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах,  хлебе.

-Способствовать развитию  умения  замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать: бережное отношение в природе; любознательность; положительное отношение и уважение к труду, желание трудиться; доброжелательные отношения со сверстниками; эмоциональную отзывчивость; самостоятельность в организации знакомых игр; желание участвовать в совместной деятельности и радоваться результатам.

Коррекционно-развивающие задачи:

 использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей с нарушенным слухом;

 использование устной речи как ведущей при общении со слабослышащими детьми;

- формирование интереса к изобразительной деятельности.

- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

Предполагаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей об осени, ее признаках и дарах.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства  с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

Развитие познавательной активности детей;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, познавательной, игровой, коммуникативной).

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

Постановка проблемы: 

-К Детям в группу приходит осень: «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года.  Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть.  Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время  года,  которое  готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.

Решение проблемы:

Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года.

Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.

Развивающая предметно - пространственная среда в группе по проекту «Что нам осень принесла?»:

  • Аудиотека
  • Картотека «Загадки про осень»
  • Дидактические, развивающие игры
  • Альбомы, раскраски
  • Коллекция «Злаковые культуры»
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Плакаты
  • Схемы - модели для составления описательных рассказов
  • Карточки со словами по лексической теме «Осень» для детей с нарушенным слухом
  • Мультимедийная презентация «Осень»

Для родителей:

  • Консультация «Развитие познавательной активности дошкольников»
  • Консультация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
  • Информационные листы по лексической теме «Осень».
  • Папка-передвижка «Осенние прогулки с детьми».
  • Выставка изобразительной деятельности детей.
  • Фотовыставка развлечения «Капустные посиделки».

.

Реализация проекта

Схема и содержание проекта «Что нам осень принесла?»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия членов семьи и социальных партнеров.

1 этап-

Подготовительный

(Проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

 Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, Принятие задачи.

Модель трех вопросов:

1. «Что мы знаем об осени?»

2. «Что хотим узнать?»

3. «Как можно узнать?».

-Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию.

-Разработка анкет.

-Заполнение тематической матрицы по проекту.

Мотивационная  поддержка - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

2 этап Организационный.  (Организация

деятельности,

реклама,   (анонсирование,

визитная карточка) проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС)

Поиск информации из различных источников:

1.Подумать самостоятельно.

2. Спросить у родственников.

3. Посмотреть в книгах.

4.Посмотреть по телевизору.

5. Понаблюдать.

-Создание соответствующей развивающей среды:

подбор наглядно-иллюстративного материала, видео и  аудио материалов, методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы. - Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Овощи и  фрукты», «Ягоды, грибы», «Осень».

-Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование).

-Анкетирование родителей.

-Педагогическая диагностика развития ребенка.

Информационная поддержка -  родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации.

3. этап.

Деятельностный.

( осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы по поиску информации детьми).

Игровая деятельность

-Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх.

-дидактические (настольно - печатные, словесные, подвижные).

-Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта.

Изготовление, приобретение необходимых дидактических игр.

Помощь в оснащении сюжетно - ролевых игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий.

Восприятие художественной литературы

-Знакомство и разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

-Восприятие литературных произведений

-Подбор стихов, загадок, пословиц

Пальчиковых игр

-Чтение литературы, рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику.

Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе.

Коммуникативная деятельность.

Рассматривание книжных иллюстраций, журналов, альбомов.

Обсуждение пословиц, разгадывание загадок.

Свободное общение по теме

«Осень»

Коммуникативные коллективные  игры по типу: «Что изменилось?», «Я начну, а ты – продолжи», «Отгадай овощи».

Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми.

Словотворчество детей и родителей: «Придумай загадку» (про овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Ситуативные разговоры, беседы познавательного характера. Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе

Познавательно - исследовательская деятельность.

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, колосьев.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью на участке д. сада во время прогулок.

Беседы познавательного характера.

-Просмотр и обсуждение презентации.

Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок.

Дидактические, развивающие игры.

Подбор необходимого материала для проведения познавательно -  исследовательской деятельности.

Проведение бесед познавательного характера по ознакомлению с природой.

Цикл наблюдений за объектами  неживой природы.

-Изготовление дидактических игр: «Во саду ли в огороде», «Разрезные картинки», «Четвертый - лишний»,

Коллекция семян «Злаковые культуры».

Помощь в подготовке  необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности.

Наблюдения в природе во время совместных прогулок с детьми.

Продуктивная деятельность

Изобразительная деятельность:

Рисование,

Лепка,

Аппликация,

Конструирование из природного и бросового материала во время проведения Н.О.Д.

Самостоятельная  художественно - изобразительная деятельность.

Подготовка необходимого материала и оборудования  для проведения Н.О.Д.

Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, трафареты, схемы, образцы по лексической теме «Осень».

Помощь в подготовке материала для продуктивной творческой  деятельности детей (природный и иллюстративный материал)

Участие в выставке творческих семейных работ на тему « Волшебные овощи»

Музыкально-художественная деятельность.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание песен, танцев, игр

Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций.

Изготовление атрибутов к песне - инсценировке «Семечки», масок козы, овощей для  «Капустных посиделок»

Помощь в оформлении группы, музыкального зала.

Двигательная деятельность.

Подвижные игры

Физкультминутки

Создание картотеки физкультминуток,

 динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр

Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм.

Трудовая деятельность.

Ручной труд. Изготовление поделок  из природного и бросового материала во время Н.О. деятельности и самостоятельно.

Сбор природного материала  (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок.

Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок

Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала.

Помощь в подготовке материала для изготовления поделок.

4 этап. Завершающий.

Участие в выставке поделок из овощей совместно с родителями  «Волшебные овощи».

Участие в тематическом музыкальном развлечении «Капустные посиделки»

Проведение:

1.Выставки совместных поделок родителей и детей «Волшебные овощи».

2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки».

3.Повторного анкетирования родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.

4.Повторная диагностика детей.

Помощь и участие в проведении:

1.Выставки совместных поделок из овощей «Волшебные овощи».

2.Осеннего тематического музыкального развлечения  

«Капустные посиделки».

Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта.

Образовательные области:    

 Формы организации образовательной деятельности.

Задачи.

 Познавательное развитие

Рассматривание и обследование овощей, фруктов, муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток по теме «Осень»

Цикл наблюдений:

-за изменениями в природе,

- за температурой воздуха,

- изменения цвета листьев березы, тополя, рябины,

-за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников,

за распространением семян и плодов,

-за работой взрослых на огороде (перекопка земли, сбор сухой травы)

-за привозом овощей в детский сад.

-за хлебной машиной

-за работой дворника (окучивание деревьев и кустарников).

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Осенние работы на огороде»

Ситуативные беседы:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев -  овощ  или фрукт?» «Почему я люблю (не люблю) осень?»

О.Д. Ознакомление с предметной и социальной действительностью:

«Во  саду ли в огороде»,

 «В гости к осени».

О.Б.Ж. «Правила поведения в природе».

«Злаковые хлебные культуры»

•        углубить знания об изменениях в природе  осенью;

•        развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

•        привлечь  внимания к окружающим природным объектам;

•        развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

•        пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Злаковые хлебные культуры».

•        расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, злаковых культур,   созреваемых  в осенний период;

 Художественно -   эстетическое развитие

О.Д. Рисование:

Комарова Т.С. « Космея  осенью»,

«Укрась платочек»,

«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»,

. «Осенний лес».

Н.О.Д. Аппликация:

«На лесной полянке выросли грибы»

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

Н.О.Д. Лепка:

Вылепи,  какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»

«Ветка рябины» (барельеф).

Н.О.Д. Конструирование из бросового материала:

«Хлебная машина»

Н.О.Д. Конструирование из природного материала:

«Лесовичок».

Самостоятельная  художественная деятельность:

Рисование «Овощи и фрукты, «Ветка рябины», «Чем нам осень нравится?», «Колосок», «Осенние листочки».

Лепка: «Любимые фрукты», «Хлебобулочные изделия»

Слушание музыкальных произведений:

А. Вивальди: «Осень».

Пение:

Р. нар. песня «Я капустицу  полола»,

«Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова

Р.нар. песня «Семечки»

Музыкальные игры:

«Ворон»,  «Плетень»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сыграй песенку дождя», «Весело -  грустно».

-Способствовать формированию художественно-эстетического отношения к действительности посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей.

-Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения, творчества.

-Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности.

-Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

 Чтение стихов и загадок.

Словесные игры: « Вспомни - назови», «Один - много», «Подбери действие», «Будь внимательным», «Опиши словами осень».

Восприятие художественной литературы:

-пословицы, поговорки, загадки об осени.

-Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

-К. Ушинский «Осенняя сказка»

-И.А. Белоусов « Осень».

-К. Ушинский «Хлеб»

-М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

-Н.О.Д. Развитие речи:

«Составление рассказов на тему «Осень наступила»

«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

«Заучивание стихотворения «Осень» И. Белоусова».

-Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;

-развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

-поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры:

-«Овощной магазин», «Магазин семян», « Семья. Собираемся на прогулку в лес»,

Дидактические игры:

«Времена года», «Узнай по описанию»,  «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «С какой ветки детки?», «Вершки - корешки», «Найди дерево по описанию».

«Во саду ли в огороде», «Скажи наоборот», «Четвертый - лишний», «Отгадай по описанию (овощи, фрукты)..

Трудовые поручения:

-сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки).

-уборка опавшей листвы.

-подготовка клумбы группового участка к зиме.-

-укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа «Осенние хлопоты человека осенью».

 

-Расширить  и систематизировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

-Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

-Формировать позитивное отношение к различным видам труда;

-Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, в огороде, на полях.

Физическое   развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров »

Подвижные игры: «А нас дождик не замочит», «Огород», «Урожай», «Съедобное – несъедобное», «Белки - шишки – орехи».

Физкультминутки:

«Клен»,

«Грибы»

«Осень, осень».

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Дует, дует ветерок»

-Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

-Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья.

-Развитие навыков общения.

 

Формы организации работы с детьми в ходе проекта:

Виды детской деятельности:

Формы работы с детьми:

Игровая

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение.

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов, придумывание небылиц.

Познавательно - исследовательская

Наблюдения ,беседы, экскурсии; решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения; встреча с интересными людьми, ведение календаря.

Восприятие художественной литературы

Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций, слушание; разучивание.

Труд в природе

Трудовые поручения  на прогулке (сбор природного материала).

Изобразительная

Рассматривание репродукций, иллюстраций, продуктивная изобразительная деятельность

Конструирование

Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала;

Музыкальная

Слушание; исполнение; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; фоновая музыка, хороводные игры; тематический праздник.

Двигательная

Подвижные игры,, соревнования, физкультминутки, пальчиковые игры.

Продукт проектной деятельности:

-Презентация проекта «Что нам осень принесла?».

-Семейные поделки из овощей, природного материала «Волшебные овощи»

-Осеннее развлечение «Капустные посиделки»

Результаты проектной деятельности. Подведение итогов:

Была создана РППС группы для развития познавательной активности каждого ребенка с учетом его возможностей и интересов.

У детей пополнились, систематизировались знания,   и представления об осенних изменениях в природе о многообразии даров осени, повысилась познавательная и творческая активность.

 На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался  словарный запас.

Появилось желание самостоятельно заниматься изобразительным и музыкальным творчеством, сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, работать сообща над общим проектом.

Все родители приняли активное участие в реализации проекта.

.  Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова Харьков 2008

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвещение 1981

«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова. Мозаика-Синтез Москва 2005

« Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт - Петербург «Детство-Пресс»

«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвещение» 1991

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по взаимодействию с семьей разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» 2021-2022 уч. год

План по взаимодействию с семьей  разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко»  2021-2022 уч. год...

Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2021- 2022 учебный год

Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности для детей с 5 до 7 лет «Г» «Солнышко» (далее Программа), разработанная на осно...