Конспект НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальной деятельности) для детей старшей группы «Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Наталья Анатольевна

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_opytno.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №43 «Журавушка»

Конспект НОД

по познавательному развитию

(опытно-экспериментальной деятельности)

для детей старшей группы

«Волшебная соль»

 Воспитатель: Попова Н.А.

г. Лесосибирск 2017г.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:1) Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность. («Познавательное развитие».)

2) Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать аккуратность, самостоятельность. («Социально-коммуникативное развитие».)

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки,  салфетки, пипетки по числу детей.

Ход НОД:

В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.

Вос-ль: Ребята, я совсем забыла вам рассказать. Когда я  шла на работу, на пороге группы я увидела вот эту коробку. Как вы думаете, что это?

Дети: ответы.

Вос-ль: Как можно узнать, что там лежит? Присаживайтесь.

Вос-ль: (достаёт флэшку) Кто знает, что это такое?

Дети: ответы.

Вос-ль: (вставляет флэшку в ноутбук)

«Здравствуйте, дорогие дети, я хозяйка Медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится, вы отгадайте!!!

На столе стоит всегда,

Внешне белая она.

И на вкус не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

Вос-ль: Ребята, а вы догадались, о чем идет речь?

Дети: Соль.

Вос-ль:  А какую соль вы знаете?

Дети: Ответы

Вос-ль: (достает из посылки для сравнения разные виды соли).

Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют?

Дети: Предположения.

Вос-ль: Дети, а давайте посмотрим, что на этот вопрос ответили повар и медсестра нашего сада.

Видеозапись

Вос-ль: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы конечно уже догадались. А давайте вспомним правилабезопасности работы в лаборатории.Воспитатель подводит итог:

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая       другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Не трогай руками  глаза.

6. Если есть ранка, следи, чтоб туда не попала соль.

А теперь, предлагаю вам провести 1 опыт….

Опыт 1.А как вы думаете, если у соли запах и что для этого надо сделать?

Можем ли мы узнать, если у соли вкус? (соленая).

Опыт 2.

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

 Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).

Опыт 3.

 Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

 Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).

Вос-ль: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

 Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, кто знает?

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Видео фильм «Добыча соли»

Вос-ль: А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз.

 А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами сейчас и узнаем.

Опыт 4.

Вос-ль. Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти?

Дети: (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Вос-ль: Когда мешочки с солью, попали в воду. Что произошло? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.  Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Вос-ль: Ребята, к нам пришёл в гости журналист (воспитатель быстро переодевается в журналиста)

Журналист:  Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах). Добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Дети, что произошло с красками, почему они не смешались? Вот это домашнее задания. А где вы сможете найти на это ответ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей старшей группы «Путешествие за здоровьем».

Занятие разработано для старшей возрастной группы детского сада. Занятие интегрированное по следующим образовательным областям- познавательное развитие и физическое воспитание. Здесь решаются вопросы ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «На прогулку я пойду и в беду не попаду!»

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей старшей группы «Витамины и здоровый организм»

Задачи:Образовательные:- расширять  представления  о «Витамины», закрепить знания о зависимости здоровья человека от правильного питания;Развивающие: - развивать внимание, м...

Конспект ОД по познавательному развитию «Экскурсия в зоопарк» для детей старшей группы

Конспект ОД по познавательному развитию  «Экскурсия в зоопарк» для детей старшей группы  ...

Конспект занятия по познавательному развитию и экспериментальной деятельности для детей младшей группы «Волшебница-вода»

       Возраст детей: 3-4 годаЦель: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: познавательное.Задачи:Обучающие задачи: познакомить де...