Конспект ООД "Волшебная капелька воды"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_volshebnaya_kapelka_vody.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе на тему:

«Волшебная капелька воды»

Цели: Закрепить знания детей о свойствах воды: не имеет запаха, вкуса, цвета, прозрачная, вода жидкая – может течь. Закрепить способы очищения воды.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с различной посудой, работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия, развитие навыка последовательного изложения своих мыслей, учить правильно строить свою речь.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги, проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадки:

Кругом вода,

А с питьем беда

Кто знает, где это бывает? (Море)

Много рек, озер морей

Он в себя вобрал

Ты подумай и ответь

Что за великан. (Океан)

Ни вода, ни суша

На лодке не переплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в сильный зной

Ледяной поит водой. (Родник) .

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

Но никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

(дождь)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные - вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце её припечет-

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Быстро убегает прямо из под ног,

Брызгами, играя, прохладный (ручеек)

А за поворотом. Тиха и глубока,

Течет, качая лодки, широкая… .(река)

Облака нахмурятся, соберутся в кучу,

Ты увидишь черную грозовую (тучу)

Включается аудиозапись шума воды (Звуки природы 5 – океанское побережье, журчание ручья, весна - легкий дождь.)

Ребята, что за звуки вы слышали.

Ответы детей.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Верно о воде.

Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?

Ответы детей.

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

- А сколько человек может прожить без воды?

Ответы детей.

Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

Что такое пресная вода? Ответы детей.

Где находится пресная вода? (ручей, река, озеро)

Какая вода в океанах и морях? (солёная) На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали глобус и узнали что на земле больше какой воды? (солёной)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Воду нужно беречь.)

Физкультурная минутка.

(Под музыку – звуки природы – весна – легкий дождь.)

Дождик капнул на ладошку --- правой рукой касаемся левой.

На цветы --- круговое движение правой рукой.

И на дорожку --- обе руки перед собой.

Льётся, льётся --- руки опускаем сверху вниз.

Ой, ой, ой --- покачивание головы.

Побежали мы домой --- бег на месте.

Вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких?

Ответы детей.

В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Сегодня к нам на занятие пришла маленькая капелька (либо кукла, либо вырезанная из картона капелька с лицом, зовут её Капитошка, также как и нас с вами, ведь наша группа называется как? «Капитошки» Так вот, она попросила меня рассказать вам сказку про её путешествия, послушайте:

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже… ”.

- В каком состоянии находится капелька сейчас?

(В жидком.)

Что же такое вода и какими свойствами она обладает. Чтобы это вспомнить мы пройдем в нашу лабораторию.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:

(дети проходят в лабораторию, надевают фартуки, садятся за столы)

На столах разносы с 4 – мя стаканами : 1- сок лимона, 2- молоко, 3- вода, 4- пустой.

- Понюхайте, есть ли запах в первом стакане? Чем пахнет?

Понюхайте воду, есть ли запах? (нет)

-Попробуйте на вкус содержимое 1 первого стакана (лимонный, кислый)

Попробуйте воду (безвкусная)

Давайте вспомним, если добавить в воду сахар, то вода станет какой? (сладкая) А если соль? (соленая)

Уберите стакан с лимонным соком .

Возьмите цветные полоски. Давайте определим цвет воды. Приложите каждую из полосок и сравните. Какого цвета вода? (бесцветная)

Возьмите стакан с белой жидкостью. Попробуйте, что это? (молоко)

Какого оно цвета?

Докажите мне, что вода прозрачная.

(дети опускают маленькую игрушку поочередно то в воду, то в молоко)

Убираем стакан с молоком, берем пустой. Переливаем воду в пустой стакан (что делает вода?, льётся) поэтому она жидкая.

Что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, бушевать- водопад, журчать –ручей и т. д.)

Капитошка хвалит детей.

Физкультурная минутка. (под музыку Джо Дассен – саксафон и звуки природы)

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“… После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться… ”

Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

- Все это можно делать только зимой. Почему?

(Потому что зимой есть и снег, и лед.)

- А в каком состоянии находится капелька сейчас?

(В твердом.)

Правильно.

А что же случилось с нашей капелькой?

“… Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко… ”.

Во что превратилась капелька? (в пар)

- В каком состоянии капелька находится теперь?

(В газообразном.)

Где мы можем наблюдать газообразное состояние воды? (кипит чайник, туман, дыхание человека и т. д.)

Давайте вспомним в каких состояниях бывает вода? (твердом, жидком, газообразном)

Какие свойства воды вы знаете? (нет запаха, вкуса, цвета, прозрачная, жидкая, не имеет формы)

Кому нужна вода? Для чего?

(ответы детей)

Капитошка, мы с ребятами приготовили чистую водичку, чтобы показать тебе как мы поливаем свои цветочки.

(в стороне, на столе накрытые салфетками стоят стаканы с водой)

Воспитатель открывает, а в стаканах грязная вода.

- Ой, ребята, что случилось с нашей водой? (ответы детей)

А разве можно поливать растения такой водой? Что же нам теперь делать? (очистить воду)

Сколько способов очистки воды вы знаете?

Дети выбирают себе фильтр, проводят очистку воды.

Затем сливают в лейку при помощи воронки.

Дежурные после занятия польют цветы.

Капитошка хвалит ребят.

Воспитатель говорит, что Капитошка просит детей оживить капельки, которые упали на листочки ребят.

-Подумайте, во что капельки могут превратиться? В этом вам помогут карандаши.

(работа детей под музыку звуки природы 5 –шум дождя или ручей)

- Во что вы превратили капельки? (ответы детей)

Воспитатель и Капитошка: молодцы, вы очень хорошо знаете и о состояниях воды, и о её свойствах, многое умеете, Капитошке очень понравилась ваша работа и она приготовила вам маленькие подарочки, Чтобы вы никогда не забывали её, не забывали, что воду нужно беречь. (раздает медальки с изображением Капитошки)

Спасибо за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Развлечение на воде " Здоровье в капельке воды"

Данный материал  предназначен для проведения  развлечения на воде в бассейне детского сада с детьми подготовительной группы. Занятие направлено на совершенствование опорно - двигательного ап...

Конспект занятия на тему «Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе»

Данный материал содержит специально-разработанный конспект занятия для старшей группы. Указано актуальное направление - ознакомление с окружающим. Занятие описано в интересной для детей форме....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Конспект занятия "Капелька воды"

Ознакомление с окружающим миромТема.«Капелька воды»Образовательная область.Познавательное развитиеИнтеграция областей.Познавательное развитие, Речевое развитие, физическое развитиеИнтегрир...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....