Конспект НОД "Удивительный Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Корзина Ольга Юрьевна

Экспериментирование с детьми подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.20181.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

НОД

«Удивительный воздух»

  (экспериментирование) 

Провела:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Корзина Ольга Юрьевна

Санкт-Петербург

2018г


Цель: закрепить знания детей о воздухе и его значении в жизни людей.

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать обмену информацией о воздухе, его свойствах;
  • Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов;
  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающие: 

  • Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия;
  • Развивать познавательную активность детей, инициативность.

Воспитательные:

  • Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов;
  • Поощрять стремление договариваться между собой;
  • Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки;
  • Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оздоровительные: 

  • Укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии;
  • Уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.

Используемые педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • проблемно-игровая технология;
  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), полиэтиленовые пакеты по количеству детей), трубочки для коктейля (по количеству детей), воздушные шарики (2 из них надутые), ватные шарики (по количеству детей), стакан с сухой салфеткой, острая палочка (иголка) для прокалывания целлофанового пакета, крышки от фломастеров, бутылочки пустые, дудки (по количеству детей), раковина морская и раковина морская в разрезе, музыкальный центр с музыкой для пальчиковой гимнастики, непрозрачные контейнеры с продуктами пронумерованные (№1 – апельсин, №2 – кофе, №3 – чеснок), стакан стеклянный и сухая салфетка, тряпочка для обтирания стакана, тазик с водой, 1 декоративная свеча, стакан стеклянный, спички (зажигалка).

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, чтение сказок. 


Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро!

(утреннее приветствие; приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу)

 

Здравствуй, Небо!

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

(Руки поднять вверх)

(Руками над головой описать большой круг)

(Плавно опустить руки на ковер)

(Соединить руки в фигуру «круг» круг над головой)

(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).Тогда я предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (воздух)

Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (ответы детей) Давайте с вами сделаем глубокий вдох, выдох через нос( через 5-7 секунд) хорошо молодцы.

Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды,  а без воды? (ответы детей: несколько дней) А без воздуха? (Ответы детей: не больше 5 минут).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Кто такие ученые? Чем они занимаются?

*СПРАВКА - наука – это наши знания об окружающем нас мире. Она отвечает на многие вопросы, например, как устроен наш мозг, или, что такое земное притяжение.
Ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены. Все полученные знания ученые стараются использовать, чтобы изобретать разные полезные для людей вещи.

Где работают ученые (в каком помещении)? (ответы детей) Правильно, в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (ответы детей) -Лаборатория.

Воспитатель: В каждой Лаборатории есть правила, которые надо соблюдать (знаки  по безопасности расположены на мольберте):

Строго ЗАПРЕЩЕНО:

  • Бегать и  баловаться;
  • Кричать, перебивать друг друга;
  • Ломать оборудование, приборы и инструменты;
  • Есть (пробовать) без разрешения ничего.

РАЗРЕШЕНО:

  • Задавать вопросы;
  • Думать и искать ответы;
  • Слушать;
  • Смотреть;

Без разрешения НЕЛЬЗЯ:

  • Трогать и нюхать и пробовать

Воспитатель: Сегодня мы тоже вместе с вами побываем в лаборатории.

Воспитатель: Давайте отправимся скорее туда и начнем проводить опыты (подходим к столам). Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Как одеты ученые, когда они находятся в лаборатории? Для чего они так одеты?(ответы детей). На каждом стульчике для вас приготовлены фартуки - их надо надеть, обращайтесь за помощью, если она нужна. Готовы? Садитесь за столы. (дети садятся)

Эксперимент №1. «Как увидеть воздух?»

Воспитатель: Мы можем увидеть воздух? А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен. А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей). Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Попробуете?

Воспитатель: Что вы увидели? (ответы детей-пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. На счет 3 заканчиваем дуть. А теперь слабо подуйте. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (ответы детей) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Эксперимент №2. «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Можно ли поймать воздух? (ответы детей) А давайте мы попробуем это сделать. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

Вывод: воздух можно почувствовать, и поймать.

Физкультминутка. Игра "Бывает - не бывает".

Воспитатель: Я буду  задавать вопросы, а вы отвечать - если «Да» - то хлопаете  2 раза в ладоши,    если «НЕТ» - то 2 раза топаете  ногами.


•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Эксперимент №3.  «Как услышать воздух?»

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек или мы его можем услышать когда дует ветер.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (ответы детей - Писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). А что нам помогало слышать воздух совсем еще недавно?- может быть Даня мне поможет с ответом? (Даня - раковина морская) Как она это делала?(воздух бился о стенки комнат раковины и мы слышали из раковины- шум моря)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Эксперимент №4. «Узнай по запаху»

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?(ответы детей)

Воздух имеет запах? (ответы детей). Как можем это проверить? А может ли воздух сам переносить запахи? 

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (№1апельсин, №2чеснок  и №3кофе). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному, например,  из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Физкультминутка. Е.Железнова. «Краб» (проводится на ковре под музыку) 

Эксперимент № 5. «Имеет ли воздух вес?» (проводит воспитатель)

Воспитатель: Как вы думаете,  имеет ли воздух вес? Давайте проверим ваши предположения.

Воспитатель: Посмотрите, что лежит передо мной? 2 шарика – не надутых. (Провожу опыт с ними ( одновременно отпускаю их с одной высоты – касаются пола одинаково быстро. Почему: потому что одинаковые  – без воздуха)

А что теперь я взяла в руки? (шары воздушные: один надут, а второй пустой). Что в этом  шарике, а в другом? (в надутом – много воздуха; а в другом воздуха очень мало, почти нет). А как вы думаете, какой шарик легче: надутый или не надутый? (ответы). Если я эти шарики отпущу с одинаковой высоты, какой шарик упадет быстрее? (ответы) Проверим? (отпускаю). Какой шарик теперь упал быстрее? (не надутый шар  упал быстрее) А почему? (он тяжелее- в нем нет воздуха). Воздух делает шар каким? (легким).Значит воздух какой? (легкий). А что происходит с надутым шариком? (он падает  медленнее - ему легче держаться в воздухе, потому что внутри него воздух.)

Вывод: воздух имеет вес.

Эксперимент №6. «Можно ли выйти сухим из воды?»

Воспитатель: Ребята вы знаете,  что значит «Выйти сухим из воды»?  (ответы детей)

«Выходить сухим из воды» - это такое устойчивое выражение. Это значит избежать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях). ПРИМЕР: "Он постоянно врёт, изворачивается, как уж на сковородке, но в конце концов всегда выходит сухим из воды".

Воспитатель: А так как мы с вами находимся в лаборатории и проводим опыты, то нам надо практическим путем выяснить можно ли выйти сухим из воды? Как это выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте попробуем? Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая (она приклеена к дну стакана двусторонним скотчем, чтобы не перевернулась). Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Стакан снаружи можно протереть и  воспитатель предлагает определить, намокла ли салфетка (опытным путем - дотронуться до салфетки), и объяснить, что помешало воде намочить ее (ответы детей - воздух в стакане)

Воспитатель: А  что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан?  (Ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Физкультминутка-соревнование. 

А теперь я предлагаю вам намного поиграть, используя воздух. С помощью воздуха вам нужно передвинуть кусочки ваты, лежащие перед вами за ЭТУ линию. Нельзя касаться ватного шарика ничем, кроме воздуха. Двигать шарики ватные будем по очереди.

Эксперимент №7. ( дополнительно)

Воспитатель: Сейчас я покажу вам того, кому тоже нужен воздух, без него он очень быстро погибает. Это огонь. Я зажигаю свечу. Как она горит? (хорошо, ярко) а теперь я накрываю свечу банкой. Что происходит? (воздух заканчивается и огонь гаснет) Кто тоже хочет попробовать? Помните - огонь очень горячий и может обжечь, поэтому трогать руками его НЕЛЬЗЯ, стакан берем за донышко и аккуратно опускаем на стол, накрывая свечку (опыт повторяют дети).

Вывод: огонь без воздуха гаснет. Поэтому небольшой пожар можно потушить, перекрыв доступ воздуха к огню, накрыв место возгорания плотной тканью, например одеялом.

Рефлексия: 

Воспитатель: А теперь давайте вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе:

  1. Воздух невидим, но с помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
  2. Воздух можно почувствовать, и поймать.
  3. Можно услышать воздух с помощью разных предметов.
  4. Воздух без запаха, но может переносить запахи сам.
  5. Воздух имеет вес - он легкий.
  6. Можно выйти сухим из воды.
  7. Воздух нужен всему живому.
  8. Огню тоже нужен воздух – огонь можно потушить с помощью плотной ткани, изолировав его от воздуха.

Воспитатель: На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...