План самообразования по экологии во 2 младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Яруллина Айгуль Фаритовна

План по самообразованию по экологии во 2 младшей группе. На 2018-2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ФИО: Яруллина Айгуль Фаритовна

Образование: высшее

Специальность: воспитатель

Квалификационная категория: нет

Стаж педагогической работы: 6 лет

Начало работы по теме 2018-2023 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2023 уч. год

Цель самообразования:

Повысить собственный уровень знаний по методической теме.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю.

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Список изучаемой литературы: 

  1. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  3. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  7. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  8. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 2003.
  11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 2002.
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  14. Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
  15. Журналы «Ребёнок в детском саду»:
  16. .Журналы «Дошкольное воспитание
  17. Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  18. Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
  19. Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
  20. .Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
  21. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23

Сроки реализации

Содержание работы

Практические выходы

сентябрь - февраль  2018г.

Планирование работы по самообразованию.

составление плана.

Определение содержания работы по самообразованию.

Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Приобретение методической литературы

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика  в экологическом  воспитании  дошкольников».

Приобретение методической литературы.

«Играя, познаем мир».

«Природа нашего города».

Советы, рекомендации для родителей.

март - май 2019г.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.

Создание папки-передвижки «Ребенок и природа».

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок.

Создать картотеку художественных произведении.

май – август  2019г.

Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников.

Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука».

Анкетирование родителей .Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Оформление газеты

Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные».

Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы.

Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду».

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Изучение уровня отношения детей к окружающей природе.

Беседы, наблюдения, д\игра.

сентябрь – декабрь 2019г.

Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала

Выставка «Волшебный сундучок осени».

Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг

декабрь – май 2020г.

Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании».

Приобретение научно-методической литературы.

сентябрь -январь 2020

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме

Выступление на педагогическом совете.

февраль 2020

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

 Акция «Наши меньшие друзья!»

Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые»

.

Пополнение экологического уголка.

март – апрель 2020

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Работа с родителями.

Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016»

Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016»

Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей по данному направлению.

май- август 2020

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями

Посев семян на грядке

Совместная деятельность с детьми.

«Экологический десант» - привлечь родителей к озеленению территории детского сада.

Совместная деятельность родителей и детей.

сентябрь – ноябрь 2020

Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы

Перспективный план.

Подбор материала для оформления картотеки по темам:  «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые»,  и т.д.

Папка-передвижка «Природа – общий дом».

Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала

Выставки: «Волшебный сундучок осени»

Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников.

 Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Развлечение «Золотая осень»

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр для детей старшей группы.

декабрь 2020

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

январь – март 2021

Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья»

Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада.

«Мы – жители планеты».

Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир».

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.

Пополнение дидактических игр..

апрель-май

2021

Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь».

Облагораживание участка.

Праздник «День Земли»

Проведения праздника совместно с родителями

«Животные на земле»- природоохранная деятельность.

Подобрать иллюстрации по теме.

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

сентябрь - ноябрь 2021

Изучение научно-методической литературы.

Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год

Перспективный план на 2015-2016 учебный год.

«Природа и люди в русских волшебных сказках».

Консультация для родителей.

Украшение группы, создание атмосферы осенней природы.

Фотоотчет.

Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень».

Выставка «Дары осени».

Развлечение «Золотая осень»

Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром.

Экскурсия в эколого- биологический центр.

декабрь 2021 – февраль 2022

Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы.

Фотоотчет.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Отчёт

Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой.

Подбор литературы.

. Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Оформление папок

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей.

март – май 2022

Фольклорные праздники в экологическом воспитании «Масленица».

Праздник «Масленица».

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Консультации для родителей.

Подбор методического оснащения.

Украшение участка цветами созданного из бросового материала

Совместная работа с родителями по подготовке украшение участка

КВН «Знатоки природы»

Подготовка к мероприятию

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

Июнь-август 2022

Экологическая викторина.  «В природе нет ничего лишнего»

Подбор материала.

«Клумбы для бабочек».

Посещение цветников.

Список использованной литературы.

1.С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».

2.С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников.

3.О.М.Масленникова , А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». 

4.. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

5. М. В. Лучич «Детям о природе».

6.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

7. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром».

8.Т.Н.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в младшей группе детского сада «Чудесница-вода».

1.Уточнить представление детей о важности воды для всего живого: растений, животных, человека.2. Рассказать о значении воды в нашей жизни. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в пр...

Конспект занятия по экологии в младшей группе « Наши друзья - комнатные растения».

. Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине, китайском розане) и их существенных признаках ( корнях, листьях, стеблях, цветках). Учить сравнивать растения по их признакам, выделяя сход...

Конспект НОД по экологии в1 младшей группе.Экологическая сказка "Путешествие маленькой Снежинки"

Конспект НОД  по экологии в1 младшей группе Экологическая сказка «Путешествие маленькой Снежинки» Цель: Развивать у детей общие представления о снеге (холодный, белый, лёгкий, пада...

Занятие по экологии в младшей группе детского сада.

Экспериментирование со снегом в доступной для детей форме....

Перспективное планирование по экологии в младшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е.

В перспективном планировании представлены темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром и формы их организации...

Конспект открытого занятия по экологии в младшей группе "Черепаха"

Предлогаю вашему вниманию конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе- знакомство с водоплавающей черепахой. Занятие первичное, с дидактической игрой....