Краткосрочный проект "Птицы" в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей. 
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами ухода за животным миром, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение

Любимый край,

Мой край, привольный!

Идешь, идешь под синевой

В лицо целует ветер вольный,

И песни птиц над головой.

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке.

Не причини природе зла.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди.

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

И. Дружинин

Наименование проекта: «Крылатая неделя»

Вид проекта: познавательный

По количеству участников: групповой

Участники: дети старшего возраста ,воспитатели., родители.

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя –06.02.17-10.02.17

2. Актуальность создания проекта:

Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей. 
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами ухода за животным миром, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. 

3. Цели и задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цель – привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: формирование навыков проектной деятельности и основ экологической культуры, активизация желания искать пути решения в проблемной ситуации. Закреплять и систематизировать знания о птицах, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям (расширить знания детей о группах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие, уточнить представлений детей об изменении образа жизни птиц в разное время года, познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов, учить узнавать и различать птиц по внешним признакам  (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.)). Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать экологическое поведение в природе, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, активизировать совместную деятельность родителей и детей. Развивать творчество в  детях через приобщение к миру живой природы.
 

4. Аннотация проекта

Проект носит интегрированный характер, включает в себя исследовательскую, практическую, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду бережного отношения к природе. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей старшей группы дошкольного возраста.

Участвуя в выполнении этого проекта , можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать у учащихся заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

5. Ожидаемые результаты:


К окончанию проекта дети должны: иметь представление о видовом разнообразии пернатых нашей планеты; различать зимующих и перелётных птиц родного края;  иметь представление об условиях жизни птиц и приспособленности их к полёту; знать о значении подкормки для зимующих птиц, о роли человека в сохранении дикой природы.  иметь представления об особенностях строения тела  и внешнего вида различных птиц, повадках и способах приспособления к среде обитания.

6. Продукт проекта:   «Энциклопедия нашей группы о птицах» (составленная совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с жизнью птиц ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Птицы», книжная выставка познавательной и художественной литературы по теме, памятки «Как правильно подкармливать птиц зимой».

5. Этапы реализации проекта программы

Этап планирования.

Воспитатели осуществляют подбор дидактического материала, литературы, игр, форм и содержания предстоящих мероприятий, организует совместное со специалистами обсуждение предстоящей деятельности. Продумывает содержание экспериментальной и практической, продуктивной деятельности.

Организационный.

Воспитатель раскрывает перед воспитанниками проблему, инициирует совместное обсуждение , используя модель трех вопросов. Что мы знаем о птицах? Что мы хотим узнать о них? Как мы сможем это узнать? Осуществляется совместное «вживание» в ситуацию, вхождение в проект. Информирование родителей о предстоящей деятельности для получения положительного отклика, интереса и для понимания целей и задач данного проекта.

Дети совместно с родителями подготавливают листы групповой энциклопедии о птицах (диких, домашних, птицах нашего города), потом рассказывают остальным, что нового и интересного они знают о птицах, участвуют в беседах, обсуждениях, викторинах, просмотре компьютерных презентаций, заучивают стихи, участвуют в продуктивной, музыкально-художественной, экспериментальной, двигательной и др деятельности.

Заключительный этап.

Проводится игровая викторина «Что мы знаем о птицах», презентуется созданная энциклопедия.

6. План мероприятий

7. Ресурсное обеспечение  проекта:

Материальное обеспечение:

Дидактический наглядный материал: дидактические плакаты, карточки, дидактические альбомы по тематике проекта.

Технические средства: монитор, компьютер, аудио- и видеоматериал по теме.

Литература познавательного характера, художественная литература по тематике проекта.

Бросовый материал, бумага, пластилин

Глобус и карта мира

Шапочки и медальоны с изображением птиц для участия в играх-драматизациях

Художественные альбомы с картинами по тематике проекта

Кормушка.

10. Литература:

Проектная деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, М., Мозаика-Синтез, 2015

Альбом по развитию речи С.В. Батяева, М., Росмен, 2014

Природа России. Птицы. Фотоэнциклопедия,  В. Иваницкий, М., АСТ,1999

Расскажите детям о птицах. Карточки для занятий в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2008

Удивительные птицы планеты, М.,  Махаон, 2012

Птицы. Полная энциклопедия, Ю. Школьник, М., Эксмо, 2006

Кто без крыльев летает?, И.А. Акимушкин, М., АСТ, 2015

Энциклопедия Знаешь ли ты? Птицы. М., Махаон, 2013

Как человек научился летать? А. Евстегнеев,  А. Ященко, М.,  Капитал, 2016

Атлас-определитель От земли до неба,  А.А. Плешаков, М., Просвещение, 2006

Какие птицы самые красивые? В.В. Владимиров, М., Капитал, 2016

Познавательное и речевое развитие. Птицы России. 16 демонстрационных картинок., М., Сфера, 2015

Птицы. В.А. Вишневский, М., Фитон, 2015

Птицы. Наглядный справочник. Определитель для малышей. А.А. Мосалов, М., Астрель, 2013

Каменка-плясунья, Н. Сладков, СПб, Акварель, 2013

Птицы России. Комплект тематических наглядных материалов, М., Сфера, 2013

Большая энциклопедия оригами, В.В. Корнева, М., Харвест, 2014

Птицы. Какие они?, Т.А. Шорыгина, М., Гном, 2014

Наглядно-дидактический материал для организации занятий с детьми. Птицы., Т.А. Куликовская, М., Стрекоза, 201

Энциклопедия детского фольклора «Как у наших, у ворот…»,  Н. Астахова, М., Белый город, 2009

Приложение:

Рабочие материалы по теме проекта.

Пальчиковая  гимнастика.

Птичка: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Филин:Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). Петушок: Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика 
Птички 
Маленькая птичка 
Принесла яичко. 
Мы с яичком поиграем, 
Мы яичко покатаем, 
Покатаем, не съедим- 
Мы яичко отдадим. 
Детям раздаются маленькие шарики , они катают их между ладошками. 
Перелетные птицы 
Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. 
С юга птицы прилетели! 
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. 
Серенькое перышко. 
Жаворонок, соловей 
Торопились: кто скорей. 
Цапля, лебедь, утка, стриж, 
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. 
Все вернулись,прилетели, 
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют». 

Птички прилетали 
Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз. Сжать пальцы в кулачок. 
Крыльями махали. 
Сели. Посидели 
И дальше полетели. 
Дятел 
Вдруг в лесу раздался стук. Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. 
Это дятел долбит сук. 
Он деревья не калечит, 
Он деревья лечит. 
Птички в гнезде 
Улетела птица- мать Машут « крыльями». « Малыши» - пальцы руки обхватывают левой ладонью. 
Малышам жуков искать. Получается « гнездо». Шевеление пальцами правой руки. 
Ждут малютки- птицы 
Мамины гостинцы.

Заклички о птицах:

Ой вы, жаворонки, жавороночки! Летите в поле, несите здоровье, первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье. Дай, весна, добрые годы! Годы добрые, хлебородные!

Синички-сестрички, чечетки-тетки, кулички-мужички, скворцы-молодцы, из-за моря к нам летите, весну красную несите! С шелковой травой, с жемчужной росой, с теплым солнышком, с пшеничным зернышком!

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимою-              

В метель, вьюгу, холода,                                    

Хлеба, семечек, чуть сала-                                  

Угостите их друзья!                                            

Зимой снежной и холодной!            

Прошу вас, покормите птиц!                                

Таких озябших и голодных,                                  

Совсем продрогших и холодных,

Прошу вас, покормите птиц!

Тинь-тинь-тинь!»-звенит синичка

в створку клювиком  стучит.

помоги ей не замёрзнуть

Горстку зёрнышек насыпь!

Просим вас, спасите нас

Кормушки сделайте для нас!

Про крошки хлеба не забудьте

Чтоб сыты были хоть на час!

Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко

Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима!

Так давайте же кормушки мы развесим во дворах,

Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам  великое!»

Игра Подскажи словечко.

     1.  Трещала   с  самого утра:

 «Пор- р- ра! Пор- р- ра!» А что пора?

 Такая с ней морока,

Когда трещит……….(сорока)

2.  В лесу ночном кукует птица.

Она  назвать себя боится……

Ку- ку…. Ку- ку,-

Не  спит опушка.

А птицу эту звать…….(кукушка)

3.Зимой на ветках-  яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…………(снегири)

4.То не радуга и не пламя!

Что за  птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный………(попугай)

5.В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной  телеграфист:

И ставит подпись……..(дятел)

6.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ………(совы)

7.На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой  скатиться-

Два могучие  крыла

У хозяина………(орла) 

Скороговорки о птицах

Приучить сороку - одна морока. а сорок сорок - сорок морок.

Сел сокол на гол ствол.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Орел на горе, перо на орле. орел под пером, Гора под орлом.

Проворонила ворона вороненка.

Перепелка перепелят перепеленовывала.

Цапля чахла, цапля сохла.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

Солнце садится, струится водица. Птица синица в водицу глядится.

Бегают две курицы прямо по улице.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Сидел воробей на сосне, заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

Курица волнуется. Не пугайте курицу.

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится - поется.

На иве галка, на берегу галька.

Летели лебеди с лебедятами.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

        Грачиха говорит грачу:
"Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."

Три свиристели еле свистели на ели.

Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.

Свиристель свиристит свирелью.

Страус на стратостате осваивал стратосферу.

Пословицы, поговорки:

1. Слово не … (воробей) , вылетит – не поймаешь.

2.  Старого … (воробья) на мякине не проведёшь.

 3. Всяк… ( кулик)  своё болото хвалит.

 4.  … (Гусь)  свинье не товарищ.

5.  Лучше … (синица)  в руке, чем … (журавль)  в небе.

 6.   … ( Синичка) невеличка, а птичка.

 7.   … (Соловей) – птица малая, а и та знает, что май пришёл.

«Отгадай название сказки»

« Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Журавль и лиса», «Ворона и лисица»,»Сказка о золотом петушке

 Игра «Летает – не летает» (встаём - изображаем, сидим – молчим)

Синица, лисица, сорока, куница, снегирь, киви, попугай, павлин, дрозд, тукан, страус, пеликан, иволга, секретарь,пингвин.

Народные приметы:

.  Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2.  Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3.  Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4.  Воробьи прячутся под крышу (к буре).

5.  Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6.  Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7.  Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.  Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9.  Вороны садятся на снег (к оттепели).

10.  Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди…(хорошую погоду).

Рассказ по картине

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Узнай по описанию:

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях,- белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

5. Прилетает из южных стран поздней весной или в начале лета, гнездо на верхних ветках высоких деревьев, ярко-жёлтое оперение, крик похож на вопль рассерженного кота. (иволга)

6. Близкий родственник кур, служил украшением царских садов и парков, кричит очень громко и отвратительным голосом. (павлин)

7. Обитает в Африканской саванне, в одно гнездо откладывают яйца несколько самок, высиживает яйца и воспитывает птенцов самец, очень плохо летает, зато очень быстро бегает. (страус)

Примерные вопросы для викторины:

1.  Птица-водолаз (оляпка).

2.  Какое расстояние пролетают ласточки за «рабочий день»-15-18 час. (до 1000 км).

3.  Какая птица кормит птенцов «птичьим молоком» (голубь - творожистая смесь из зоба).

4.  Гнёзда каких птиц можно есть (стриж-саланган).

5.  Какую птицу и почему называют «лесной кошкой» (иволга).

6.  Символом чего является сова (мудрости).

7.  Самый крупный представитель сов (филин).

8.  Какую «птицу» можно встретить в приёмной начальников (Секретарь).

9.  В имени какой птицы отражены особенности её движений? (трясогузка).

10.  Какую птицу можно встретить на кухне? (ополовник).

11.  За что один из прибрежных куликов получил прозвище «перевозчик»? (летает над водой с берега на берег).

12.  Почему самую крупную из наших лесных птиц обзывают глухой? (когда глухарь поёт, ничего не слышит).

13.  У каких птиц птенцов воспитывает папа? (страус).

14.  У какой птицы длинный язык? (дятел до 15 см).

15.  Какая птица не высиживает яиц? (кукушка).

16.  У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел).

17.  Какая птица стала символом мира на земле? (голубь).

18.  Есть ли своя песня у скворца? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект старшей группы «Мы будем помнить ваши имена»

Познакомить с историей и традицией празднования праздника «День Победы»...

Краткосрочный проект (старшая группа) «Здоровое питание, залог здоровья!»

Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитани...

Краткосрочный проект (старшая группа) «Польза или вред!»

Краткосрочный проект  (старшая группа) «Польза или вред!»...

Краткосрочный проект (старшая группа) «Польза или вред!»

Нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей. В большей степени страдает детский организм, при употребле...

Краткосрочный проект (старшая группа) «Давайте дружить»

Краткосрочный Социально-личностный проектв старшей группе.Тема: «Давайте дружить!»...

Краткосрочный проект (старшая группа) «Здоровое питание, залог здоровья!»

Здоровье – это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание слабостью, конечно, никогда н...

Проект краткосрочный «Дождь» (старшая группа)

Проект разработан для формирования у дошкольников  представлений  об особенностях дождя (ливневые, кратковременные, тёплые, холодные, затяжные)...