«Лаборатория воды» для детей подготовительной к школе группы детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Медовник Ирина Евгеньевна

Обучение дошкольников  навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Расширение представления детей о воде как о природном явлении, о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, вкуса; может находиться в трех агрегатных состояниях); об условиях перехода воды из одного состояния в другое; о значении воды для жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_respublika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия

«Лаборатория воды»

для детей подготовительной к школе группы детского сада

Составила: Медовник Ирина Евгеньевна,

воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи № 40»

Нижнекамск

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы детского сада

Тип: комбинированный

Вид: экологическое воспитание

Тема: «Лаборатория воды»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Программное содержание:

1. Обучать навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Расширять представления детей о воде как о природном явлении, о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, вкуса; может находиться в трех агрегатных состояниях); об условиях перехода воды из одного состояния в другое; о значении воды для жизни на Земле.

2. Приучать выдвигать гипотезы; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытническо-исследовательской деятельности, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.

3. Воспитывать правильное поведение в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, бережное отношение к воде.

Словарная работа: 

  1. пассивный словарь: видеописьмо, эксперименты, бейджи, пресная, мини-аквариум;
  2. активный словарь: лаборатория; коллега; газообразное; твердое, жидкое состояние; сосуд; фильтр; удовлетворительно.

Оборудование и материал: интерактивная доска Panaboard, проектор, ноутбук, музыкальный центр, аудиозапись журчания воды, контейнер с кубиками льда, морковный и томатный сок, пластиковые емкости для воды – 5 штук, воронка, вата, бинт, термос с горячей водой, стеклянная емкость, стекло 15х15 см или блюдце, бутилированная питьевая вода 5 л, комнатное растение, мини-аквариум с двумя рыбками.

Раздаточный материал (по количеству детей): пластиковые емкости для воды, мерные ложки, бейджи, салфетки бумажные, емкости с сахаром, емкости с солью.

Предшествующая работа воспитателя: изучение методической литературы по экологическому воспитанию, составление конспекта, разработка слайдов для ИД, запись видеописьма, подбор оборудования, демонстрационного и раздаточного материала

Методы и приемы:

- наглядные: интерактивная доска Panaboard;

- словесные: проблемные вопросы, загадки;

- практические: простейшие опыты;

- игровые: метод маленьких человечков, сюрпризный момент с мини-аквариумом.

Структура занятия:

  1. Введение (3 минуты):

а) организационный момент (видеописьмо);

  1. Основная часть (20 минут):

а) изучение свойств воды;

б) опыты по изменению свойств воды;

в) опыты по переходу воды из одного состояния в другое;

г) физкультминутка «Маленькие человечки»;

д) работа с интерактивной доской;

е) опыт по фильтрации воды;

  1. Заключительная часть (5 минут):

а) сюрпризный момент с мини-аквариумом;

б) подведение итогов.

Организация детей:

  1. Воспитатель и дети стоят возле интерактивной доски.
  2. Дети сидят за круглым столом, воспитатель сидит перед ними.
  3. Воспитатель и дети возле интерактивной доски.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Евгеньевна, я приехала к вам их города Нижнекамска и привезла видеописьмо от ребят нашей группы.

Страница № видеописьмо

«Здравствуйте, ребята!

А у нас в саду дела – эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски,

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Приглашаем вас в нашу лабораторию воды. Желаем удачных экспериментов!»

Страница лаборатория воды

Вы принимаете приглашение в лабораторию воды?

Дети. Да, принимаем.

Воспитатель. Возьмите бейджи с эмблемой лаборатории. Теперь вы – настоящие ученые! Коллеги, прошу вас занять свои места за круглым столом.

Дети садятся.

Воспитатель. У вас на столах материал для проведения лабораторных исследований и опытов. Рассмотрим сосуды с водой. Что вы можете сказать о воде?

Дети. Вода прозрачная, бесцветная.

Воспитатель. Давайте проверим. Посмотрите на меня, друг на друга, на игрушки через сосуд с водой. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите?

Дети. Да. Предметы немного искажаются, но их хорошо видно.

Воспитатель. Действительно, коллеги, вода прозрачная и бесцветная. Есть ли запах у воды? Проверьте.

Дети. Вода не имеет запаха.

Воспитатель. Какая вода на вкус? Попробуйте.

Дети. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель. Мы выяснили, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и вкуса. Коллеги, можем ли мы изменить цвет, запах и вкус воды? Давайте проведем опыт. Предлагаю растворить в ваших сосудах различные вещества.

Дети кладут в сосуды сахар или соль и размешивают.

Воспитатель. Проверьте, появился ли у воды вкус? Какой? Следовательно, мы можем менять вкус воды. Теперь проведем опыт и докажем, что цвет воды может изменяться.

Воспитатель добавляет морковный, томатный соки в воду.

Воспитатель. Коллеги, какие три состояния воды вы знаете?

Страница состояния воды

Воспитатель. Как можно воду превратить в пар?

Дети. Надо воду нагреть.

Воспитатель. Как пар превратить в воду?

Дети. Охладить пар.

Воспитатель. Давайте проверим опытным путем.

Воспитатель наливает в стеклянный сосуд горячую воду

из термоса и накрывает сухим стеклом (блюдцем).

Воспитатель. Откуда на сухом стекле (блюдце) появились капельки воды?

Дети. Пар при остывании превращается в воду и опять становится жидкой.

Воспитатель. Как из жидкой воды сделать твердый лед?

Дети. Заморозить воду.

Воспитатель раздает кубики льда, предлагает подержать в ладони.

Воспитатель. Что происходит со льдом?

Дети. Лед при нагревании от теплых ладоней тает.

Физкультминутка «Маленькие человечки»

(звучит аудиозапись журчания воды)

Воспитатель. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим себе, что мы – маленькие человечки, частички воды. Наш круг, как и вода, может менять свою форму: вытянуться в овал, принять форму четырехугольника или любую свободную форму.

Дети держатся за руки и ходят.

Воспитатель. Представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться, вам становиться жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам больно держать друг друга за руки. Опустите руки, жара заставляет вас активно двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают врассыпную.

Воспитатель. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Встаньте ближе друг к другу, чтобы вам стало потеплее. Нас уже нельзя растянуть, мы приобрели твердую форму, как частички льда.

Дети стоят, плотно прижавшись друг к другу.

(физкультминутка повторяется 2-3 раза)

Воспитатель. Где в природе есть вода?

Страница где в природе есть вода

Воспитатель. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода в морях и океанах соленая, а в реках, озерах и родниках – пресная. В каких природных явлениях встречается вода?

Страница загадки

Страница вода в природных явлениях.

Воспитатель. Во всех этих явлениях встречается вода. Кому нужна вода?

Страница кому нужна вода

Воспитатель. Вода нужна всем. Но и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдают все живое: засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому чистую воду надо беречь.

Страница береги воду

Воспитатель. Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озер, потому что они защищают водоемы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить ее зря. Проведем опыт по очистке грязной воды с помощью простого фильтра. Для этого нам понадобится воронка, бинт и вата.

Воспитатель демонстрирует опыт по очистке воды, сравнивает грязную и профильтрованную воду.

Воспитатель. Эта фильтрованная простым способом вода стала чистой, и хотя ее нельзя пить, но она стала пригодной для растений и животных: мы можем полить комнатное растение или добавить в аквариум.

Воспитатель демонстрирует мини-аквариум с рыбками.

Воспитатель. Этих рыбок я дарю вам на память от ребят детского сада «Красная Шапочка» г. Нижнекамска. В заключение предлагаю оценить работу нашей научной лаборатории воды: солнышко – отлично, тучка – хорошо, тучка с дождем – удовлетворительно.

Страница релаксации

Воспитатель подводит итог по детским оценкам и благодарит коллег за исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада

Консультация  "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада            Отпечатать анкеты на каждую семь...

Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы детского сада. « РОССИЯ! РОДИНА МОЯ!», Посвященной Дню России»

Лето- это море радости , веселья и свободного времени для детей. Однако и в летний период необходимо правильно организовать активный отдых детей дошкольников для развития их творческих способностей, с...

Конспект развлечения «Енисей-батюшка» для детей подготовительной к школе группы детского сада

Сценария для про ведения развлечения на экскурсии на берегу реки...

Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы детского сада.

Задачи: 1. Воспитание уважения и почтительного отношения к государственным символам Российской Федерации.2. Пробуждения у детей интереса к истории своей страны.3. Углубление знаний о культуре России.4...

Сценарий выпускного утренника для детей подготовительной к школе группы детского сада

Цель: создание торжественной, праздничной атмосферы.Задачи:– создать атмосферу праздника;– прививать любовь к учебе;– развивать любознательность;– расширять знания де...

Дидактические игры со словами для детей подготовительной к школе группе детского сада

Дидактические игры со словами для детей подготовительной к школе группе детского сада...