Занятие по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Субаева Гульнара Рафисовна

"Беседа о зимующих птицах" (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_zimuyushchih_ptits.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 88»

Занятие  по ознакомление с окружающим миром:

«Беседа о зимующих птицах»

( старшая группа)

Нижнекамск

Тема: «Зимующие птицы».

Программное содержание:

Закреплять и уточнять представления детей о зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им. Продолжать учить составлять описательные рассказы на основе полученных ранее знаний. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, в согласовании существительных с местоимениями. Обогатить словарный запас детей.                                                                                    

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах. К занятию дети должны знать внешний вид нескольких птиц.                                                                                  

Словарная работа: красногрудый, черноголовая, чернохвостая, шустрая, пестрокрылый, невзрачный, малоподвижный.

Материалы: иллюстрации птиц, аудиозапись с пением птиц, конверт с загадками о птицах.

Ход занятия:

Воспитатель: Какое время года сейчас у нас наступило?

Дети: Зима

Воспитатель: Пришла зима. Хлопочет:

                          Укутала в снега

                          Все кочки и пенечки,

                          Скамейки и стога.

                          Зима велела дубу

                          Накинуть пышный мех,

                         Краснеют свиристели

                         На веточках берез,

                         Они не улетели.

                         А выдержат мороз?

- А что такое природа? Какая она бывает? (живая, неживая)

- Ребята, а как природа приготовилась к зиме?

(реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами...)

- Ребята, каких вы знаете смелых птиц, что зимы студеной не боятся и остаются зимовать? Назовите их.

(воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири, дятлы, голуби, свиристели, галки...)

- Как называют птиц, что остаются у нас зимовать? (зимующие)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришло письмо. А от кого же оно? Неизвестно. Давайте посмотрим, что внутри конверта и узнаем, от кого пришло к нам письмо.

Здесь находятся карточки с загадками. Давайте их разгадаем.

                                Маленький мальчишка

                                В сером армячишке.

                                По дворам шныряет,

                                Крохи собирает.

                                По ночам кочует,

                                Коноплю ворует, (воробей)

- Кто, ребята, отгадает эту загадку и расскажет нам о нем?

Воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и корочкой шеей, толстым, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий. Заостренный к концу. У воробья короткие, но сильные ноги, хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Они чистоплотные, любят купаться в   лужах, песке и пыли.                                                                                                        

-  Где же они зимуют?

-  Где находят пищу?                                                                            

В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Питаются во дворах, на свалках, в кормушках.

Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.

Воспитатель: Давайте, дети, посмотрим, что еще нам приготовили неизвестные друзья.

                 Эта птица — непоседа,

                 Одного с березкой цвета.

                  Кто это?    (сорока)

Сорока крупная птица с красивым, черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте черная с зеленоватым отливом, а на боках белая. Отсюда и ее название «сорока - белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнутый к низу. Сороки летают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостом, хвост держит веером.

- Почему ее называют «сорокой - воровкой»? Где же она устраивает свое гнездо?

- Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

В густых ветвях деревьев или кустарников. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается с боку. Сорока издает звуки, похожие на стрекот, треск, (слушают грамзапись)

Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы.

Воспитатель: О ком же еще здесь загадки?

                               Очень маленькая птичка,

                               А зовут ее?...(синичка)

- Кто хочет рассказать о синице?

На голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска-галстучек. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов - синичниках. Синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.

- А вот еще одна табличка с загадкой.                            

                        Красногрудый, чернокрылый,

                        Любит зернышки клевать,

                        В первым снегом на рябине

                        Он появится опять. Кто это?   (снегирь)

- Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег)

- Кто знает о снегире, и расскажет нам?

У снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое. Клюв короткий, толстый, черный.

- Зачем снегирю короткий, толстый клюв?

Чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, а так же, чтобы справиться с семенами других деревьев.

Воспитатель: Какая же еще есть там загадка?

                         Я по дереву стучу,

                         Червячка добыть хочу.

                         Хоть и скрылся под корой,

                         Все равно ты будешь мой!

                         Кто это? (дятел)

- Ребята, посмотрите, какай он красивый, кто хочет о нем рассказать? Голова, шея, спина и крылья у дятла черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, внизу темя белое, подхвостье и темя красное. Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.

- Посмотрите, какой у дятла клюв. Зачем он ему такой нужен?

У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нес своим длинным,  липким клювом насекомых и личинок.

Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.                                                                                              

Воспитатель: Ребята, тут еще карточка с загадкой есть.                                          

                            Кто там прыгает, шуршит,                                                                        

                            Клювом шишки потрошит.                                                                          

                            Голоском речистым, чистым

                           «Кле-кле-кле», - поет со свистом?  (клест)

Воспитатель: Необычная птица. Окраска оперенья у клеста у самца оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая. У нее необычный клюв. Надклювье и подклювье, изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щелкать орешки. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы для птенчиков на деревьях строит теплые гнезда. Клест свистит что-то похожее на «кле-кле».  Послушайте, как он свистит, (звучит грамзапись).

Воспитатель: Ребята, вот еще одна, последняя карточка с загадкой

                             Носит серенький жилет.

                             Но у крыльев черный цвет.

                             Видишь, кружат двадцать пар

                             И кричат: «Кар - кар - кар!        (ворона)

 - Кто хочет о ней рассказать?

У вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая., Днем вороны промышляют в городе, поселке, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях.

Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем в ворон.

                           Вот под елочкой зеленой

                           Скачут весело вороны:

                           Кар-кар-кар!  

                           Целый день они кричали

                           Спать ребятам не давали:

                           Кар-кар-кар!  (дети бегают и размахивают руками) 

                           Только к ночи умолкают

                           И все вместе засыпают:

                           Кар-кар-кар!  (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Как вы много знаете о птицах и умеете интересно рассказывать. Я думаю, что лесные птицы, приславшие это письмо с загадками, очень вами довольны. А хотите теперь отгадать мои загадки? Сможете? Ну, тогда слушайте внимательно:

1.  Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но все же драчливый, боевой, удалой!   (воробей)

2. Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь)

З. Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый, (дятел)

4. Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая, (сорока)

5.Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона)

6.  Маленькая, на брюшке черная полоска, юркая, ловкая, (синица)

7.  С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит (клест)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали все мои загадки, однако, я хочу еще с вами поиграть в игру.

Птицы разные, их очень много, поэтому запомнить их трудно.

Я предлагаю вам поиграть со мной в игру: «Я начну,  а вы закончите».

1.   У синицы клюв тонкий, а у дятла ....(толстый)

2.   Ворона большая, а воробей .. .(маленький)

3.   Снегирь малоподвижный, а синица ...(шустрая)

4.   Клест нарядный, а воробей  ...(невзрачный)

5.   Синицы высиживают птенцов летом, а клест ... (зимой)

6.   Если снегирь мало двигается, то но какой? (малоподвижный)

7.   Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

8.   Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

9.   Если у вороны черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

 10.Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Воспитатель: Про кого из зимующих птиц можно сказать:

       Мой ...(клест, дятел, снегирь, воробей...)

       Моя ...(ворона, синица, сорока...)  

       Мои...

 Вы знаете, кто как поет?

        Воробей - чирикает

        Сорока - стрекочет

        Ворона - каркает

        Голубь - воркует...

Воспитатель: Какую пользу птицы приносят людям?

     Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют пением, трелями;  

       украшают природу...

Воспитатель:  Как и чем мы можем помочь птицам?

Подкормить в холодное время года, при возможности вылечить раненную птицу и т.д.

Воспитатель: Ребята, я за вас очень рада, что  вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь. Молодцы!  На этом наше занятие закончилось.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты