Главные вкладки

    Петрушка- главный герой кукольного театра
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Кустова Ирина Сергеевна

    Петрушка- главный герой кукольного театра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon petrushka-_glavnyy_geroy_kukolnogo_teatra.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности

    на тему «Петрушка – главный герой кукольного театра»

    по игровому развитию детей

    старшего дошкольного возраста

                                                                                                                   

    Пыть-Ях, 2014

    Цель: Развитие воображения и формирование навыков совместного творчества, через различные виды деятельности.

    Задачи:

     Образовательные:

    1. Расширить и закрепить представления детей о кукольном театре через   образ Петрушки.
    2. Привить навыки игры на различных инструментах.

     Воспитательные:

    1. Формирование представления о народных праздниках.
    2. Формирование навыка коллективной деятельности.
    3. Воспитание толерантного отношения к участникам образовательных отношений.

      Развивающие:

    1. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, театральной, изобразительной)
    2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление.
    3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать зрительно-моторную координацию.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, познавательная, двигательная, продуктивная.

    Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие.

    Развивающая среда: (мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиоаппаратура, телевизор).

    Материал и оборудование: картинки музыкальных инструментов, перчаточная кукла «Петрушка»; бубен, бубенцы, трещетки, колокольчики, клеевые карандаши, лист А3, картинки Петрушки, цветные карандаши, заготовки маскарадной маски.

    Ход непосредственно-организованной деятельности

    1. Организационный момент

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться- «Доброе утро!».

    Доброе утро солнцу и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    -Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Здравствуйте!

    Скажите ребята, а вы любите праздники?

    Выражают своё мнение.

    А какие праздники вы знаете и любите?

    Вспоминают названия праздников.

    На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. ( слайд № 2 – 4)

     (показ слайда с изображением народного гуляния)

    И вот на этих праздниках показывали кукольные представления, вы знаете, что это такое?

    (демонстрация слайда   о кукольном театре)

    Каких персонажей кукольного театра вы знаете и любите?

    Выражают своё мнение, вспоминают героев кукольного театра.

    А у меня тоже есть любимый персонаж. Хотите узнать кто?

    Эмоционально откликаются.

    Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать.

    Он с бубенчиком в руке,

    В сине-красном колпаке.

    Он весёлая игрушка,

    А зовут его… (Петрушка)

    (появляется перчаточная кукла петрушка)

    П: - здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Как я рад вас видеть! Я так люблю петь и танцевать! А хотите послушать моё любимое произведение?

    Приветствуют Петрушку.

    Выражают своё мнение. Эмоционально откликаются.

    (Звучит запись РНП «Как у наших у ворот») Петрушка танцует.

    Дети внимательно слушают и наблюдают за действиями Петрушки.

    Ребята, вам понравился танец Петрушки?

    Выражают свои мнения о прослушанном произведении.

    Какой характер у этой музыки?

    Пытаются подобрать различные слова, характеризующие музыку.

    Как вы думаете, музыка похожа на нашего петрушку?

    Выражают своё мнение по данному вопросу

    2. Актуализация.

    А что вы знаете о петрушке?

    Делятся знакомой информацией о Петрушке.

    А что нового вы бы хотели о нём узнать?

    Пытаются сформулировать то, о чём хотели бы узнать.

    А где мы можем это узнать?

    (задаёт наводящие вопросы)

    Дети предполагают возможные варианты.

    Спросить у взрослого.

    Посмотреть в книге/энциклопедии.

    Увидеть по телевизору

    1. Восприятие и усвоение нового.

    Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. (слайд № 5).

    "ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль). (слайд № 6)
       Первое упоминание о кукольном театре в России было почти 400 лет назад! (слайд № 7)

       Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. (слайд № 8)        

         Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов.  (слайд № 9)

         Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! (слайд № 10). В других странах тоже были герои, похожие на Петрушку. (слайды № 12 – 15)

    1. Динамическая пауза «Поплясать становись».

    Поплясать становись и дружку поклонись – 2 раза,

    Будем все приседать, дружно сесть, дружно встать – 2 раза,

    Машут ручки ребят, это птички летят – 2 раза,

    Ручки хлоп, ручки хлоп, еще раз хлоп да хлоп – 2 раза,

    Ножкой топ, ножкой топ, еще раз топ да топ – 2 раза,

    Не шали, не шали, не шали со мной дружок,

    Не шали, не шали, покружись еще разок.

    Вот и кончился пляс, поклонились еще раз – 2 раза

    5. Практическая работа.

    Отлично. А сейчас мы продолжим наш разговор о Петрушке в центрах активности. И нам необходимо определиться, в каком центре вы сегодня будете работать, в тот центр и пойдёте!

    Итак, те, кто из вас попадут театральный центр, помогут Петрушке подготовиться к празднику, создать необычную маску.

    В центре музыкальных инструментов вы узнаете про шумовые инструменты и даже сможете подготовить для Петрушки музыкальный подарок.

    А в центре искусства вас ждут увлекательные задания и совместная работа над картиной, которую мы подарим Петрушке.

    Как вы думаете, интересная работа нас ждёт?

    Да!

    Тогда распределяемся по центрам и начинаем!

    (Наблюдает и по необходимости направляет детей в центры).

    6. Заключительная часть/Рефлексия.

    Обсуждение того, чем дети занимались в центрах, что получилось, что было сложно. (Педагог задаёт наводящие вопросы).

    Представление работ.

    Образ Петрушки.

    Музыкальный подарок для Петрушки.

    Вручение коллажа.

    Интернет-ресурсы.

    1. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7418-konstrukt-po-tekhnologii-soobshchestvo.html
    2. https://dou23neftekamsk.edu-rb.ru/
    3. http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-iz-opyta-raboty.html
    4. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/17/razvitie-vnimaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
    5. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/organizovannaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-v-mladshey-gruppe-quot-zayka-quot-1227961
    6. http://www.maam.ru/maps/news/30705.html
    7. https://uchsovet.ru/publikacii/oo/1774
    8. http://www.myshared.ru/slide/639087/
    9. http://raguda.ru/vs/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-doshkolnogo.html
    10. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/02/17/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po
    11. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-fizicheskomu-razvitiyu-tema-vesna-prishla.html
    12. http://www.myshared.ru/slide/901972/
    13. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/17/vidy-deyatelnosti-igrovaya-dvigatelnaya-poznavatelno
    14. http://www.myshared.ru/slide/1090184/
    15. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-fizicheskomu-razvitiyu-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy-letchiki.html
    16. https://dou28neftekamsk.edu-rb.ru/
    17. https://my.mail.ru/community/visss/multipost/840F00008CB38805.html
    18. https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokutema-kukolniy-teatr-russkaya-narodnaya-skazka-kolobok-v-klass-723759.html
    19. http://doshkolnik.ru/musika/12167-muzykalnaya-deyatelnost.html
    20. http://anchiktigra.livejournal.com/1812878.html
    21. https://infourok.ru/prezentaciya-vneshkolnogo-meropriyatiya-dlya-pyatiklassnikov-529108.html
    22. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/01/31/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-uchashchihsya-5-7
    23. https://infourok.ru/narodnie-prazdniki-na-rusi-897061.html
    24. http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/scenariy-na-temu-zdravstvuy-leto.html
    25. http://translate.academic.ru/здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые/mj/ru/
    26. http://www.maam.ru/detskijsad/rosija-rodina-moja-92302.html
    27. https://infourok.ru/konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya_po_izo_i_tehnologii_na_temu-179764.htm
    28. http://ppt4web.ru/muzyka/jarmarochnye-guljanija.html
    29. http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=8865&st=40
    30. https://my.mail.ru/community/vsemvam/multipost/2B0700009300490A.html
    31. http://pedsovet.su/load/31-1-0-5675
    32. http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-metody-individualizaci-obrazovatelnogo-procesa-v-dou.html
    33. http://ru-wiki.ru/wiki/Петрушка_(персонаж)
    34. http://rodnichok.mmc-pytyach.org/(Сохраненная копия)
    35. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/petrushka.html
    36. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/03/proekt-shchelkunchik
    37. https://infourok.ru/konspekt-uroka-teatr-petrushki-414499.html
    38. http://www.art.ioso.ru/wiki/index.php/2.Петрушка
    39. http://maskball.ru/szena/kukly_spektakli_petrushka.html
    40. http://www.booth.ru/petrushka/swazzle2.shtml
    41. http://www.showplacetravel.com/puppet-show/61
    42. https://otvet.mail.ru/question/83050827
    43. http://супертинейджеры.рф/load/v_gostjakh_u_ozornika_petrushki/58-1-0-5946(Сохраненная копия)
    44. http://pippilotta-kids.ru/content/teksty-pesen/2-3-goda
    45. http://barmaleyka.nethouse.ru/articles/98270
    46. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/vneklassnye_zanjatija/tema_proekta_kto_takoj_petrushka/23-1-0-266(Сохраненная копия)
    47. http://www.rustoys.ru/zakroma/Petrushka.html
    48. http://www.zamschool.ru/Fail_teacher/v_gostjakh_u_ozornika.doc
    49. http://jollity.narod.ru/dolls.html
    50. http://www.eduprezent.ru/detail_8787.html
    51. http://gorod.tomsk.ru/index-1279833092.php
    52. http://www.elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html(Сохраненная копия)
    53. http://hitcrazy.ru/hc-song/ladushki_popljasat-stanovis
    54. http://www.webkind.ru/text/85879150_6451151p912106811_text_pesni_poplyasat-stanovis.html
    55. http://www.midi.ru/song/155074/
    56. : http://forum.in-ku.com/printthread.php?t=135668&pp=15&page=22
    57. http://stomaster.livejournal.com/2126938.html
    58. http://kykolnik.livejournal.com/858914.html
    59. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/11/19/konstrukt-nash-zelyonyy-drug


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА

    Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА...

    "Рассказ о самом главном герое"

    Презентация работы  по ознакомлению дошкольников с участниками ВОв...

    Сценарий сказки кукольного театра "Петрушка и Капризка"

    Сценарий сказки для детей средней группы....

    Сценарий сказки для кукольного театра: « Петрушка и Капризка»

    Кукольная инсценировка « Петрушка и Капризка», с использованием кукол Би-Ба-Бо...

    Конспект занятия факультатива «Кукольный театр малышам» на тему: «Драматизация сказки «Страшный зверь» (отбор главных героев сказки) во второй младшей группе

    Цели: развивать актерские способности по средствам мимики, жестов, характера изображения персонажей сказки;побуждать детей объективно оценивать выбор главных героев сказки;дать понятия «актер&ra...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

    Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

    Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».

    Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....