ООД ФЦКМ "Знакомый Невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Герасимова Анюта Васильевна

открытое занятие по ФЦКМ "Знакомый Невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomyy_nevidimka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомый Невидимка»

Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха.

Задачи: 

Обучающие:
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах

экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

Развивающие:

• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

Воспитательные:

• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Оборудование:  сундучок с письмом, карта-схема, одноразовые контейнеры, стаканчики емкость 500мл., и 200мл., пластиковые бутылки , весы, воздушные шары, одноразовые коктейльные трубочки, ИКТ, полиэтиленовые пакета, карточки – схемы, свечи, бумажная спираль, стеклянная банка.

Ход занятия

Организационные моменты

Воспитатель

Дети

Организационный

 (3 мин)

Слайд 1

Основная часть

(20 мин)

Слайд 2

Опыт №1(воздух не имеет форму и цвет)

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Физминутка

Опыт № 3 (воздух имеет вес)

Опыт № 4 (Весит ли горячий воздух столько же, сколько холодный?)

Опыт № 5 (Из чего состоит воздух?)

Слайд 3

Опыт № 6 (нужен ли нам воздух)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В: Ребята вы любите играть?

А хотите поиграть в игру «Найди клад»? у меня есть карта – схема как найти клад. Тогда отправляемся искать.

В: Молодцы ребята, мы нашли клад  какой красивый сундук.

Интересно, что в нем?

Письмо:

Отгадайте что я,

Узнайте какой я,

Расскажите для чего я.

В: Ребят, что это может быть?

В сундуке что-то должно быть,  но я например ничего не вижу, а вы?

Может понюхаем?

Давайте попробуем на вкус?

В: Я ничего не понимаю…

Загляните ещё раз, может лупа нам поможет, что вы видите внутри сундука?

Может кто-то догадался, что это может быть?

Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. Загадка может быть написана на другой стороне листа.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем.

В: Правильно, в сундуке находиться Воздух. Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он?  Как узнать какой воздух?

В: Я предлагаю вам стать исследователями, чтобы  исследовать свойства воздуха. Вы согласны?

Ребята, а хотите,  я открою вам маленький секрет? Я немножко занимаюсь волшебством. Я могу вам, при помощи волшебной палочки перенестись в лабораторию чудес. Хотите?

Тогда закрывайте глаза. Буду творить чудеса.

(На экране появляется изображение лаборатории.

Ну вот мы с вами в лаборатории.

А что мы будем исследовать?

Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Что бы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям .Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
В: А мы можем увидеть воздух?
В: Значит какой воздух?
правильно ребята

Чтобы воздух исследовать , его нужно поймать. Хотите я научу, как  ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?

В: Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему?
Теперь мы соберем в пакет воздух и сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?
Как вы думаете, на что стал похож пакет?
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Где можно использовать это свойство воздуха?

В: Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
В: Вывод: Воздух прозрачный.

А теперь ребята я приглашаю вас к первому столу.

Возьмите в руки стакан, что  внутри.
теперь переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду накрыв поверх крышки. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна.. Посмотрите в стакан наполнился ли он водой, а узнать мы это можем посмотрев на крышечку (если она не поднялась значит и воды в стакане нет)

 Почему по чему вода не попала в стакан ?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде?
Откуда они взялись?
Это из стакана вышел воздух.

Теперь попробуем проверить пластиковую бутылку, есть ли в ней воздух

Вывод: В стакане и в бутылке есть воздух и поэтому он помешал воде проникнуть в емкость значит, воздух занимает место.

В: Чтобы немного отдохнуть я вам предлагаю поиграть в игру «Парашют».

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.

А как вы думаете воздух имеет вес?

Давайте мы с вами попробуем взвесить воздушный шарик на весах

В: вывод: воздух имеет вес

-Давайте подведем итоги наших опытов – что мы узнали о воздухе.

В: Хотели бы вы ещё больше узнать про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон, заполняет все предметы?  Ну тогда присаживайтесь на стульчики у стола № 2

Я зажигаю свечку. Напоминаю вам, что этот опыт можно проводить только в присутствии взрослых. Беру заранее подготовленную спираль из бумаги, подвешиваю её над источником тепла.

Что происходит со спиралькой?

 Да, она начала вращаться вокруг своей оси.

 Почему так происходит?

Под воздействием огня воздух нагрелся и поднимается вверх. Дойдя до спирали, он давит на её витки и придаёт ей вращательные движения. В: вывод: Горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.

Где люди используют это свойство воздуха?

В: Если бы мы раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма). Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ азот – зелёный, поменьше часть газ – кислород – синий, маленькие частички – углекислый газ. Вот и на диаграмме кислород обозначен синим цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Я зажигаю две свечи, одну накрываю её банкой.  Что произошло?

В: Вывод: Свеча израсходовала часть воздуха – кислород.

Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться без доступа воздуха.
Хотелось ли вам вдохнуть воздух? Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха.
Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!
Человек дышит и не может жить без воздуха.

Нашу планету окутывает атмосфера. Благодаря которой человек может жить на земле. Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться?

Только ли человеку необходим воздух?

Кто же нас выручает?

К счастью углекислый газ необходим растениям и дуб великан и маленькая травинка и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород!

Ребята а вы знаете, как человек загрязняет воздух?

А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому,  чтобы воздух был чист.

В: Ребята, скажите мне пожалуйста, в каких предметах быта работает воздух?

Посмотрите  на столе стоят приборы, в каких из них работает воздух.

Где еще используют воздух?

 Давайте вспомним все выводы которые вы сделали после опытов, исследования воздуха, какой он?

Вы просто молодцы. Все знаете.

Вы ответили на все вопросы, которые были вам заданы в письме?

А теперь подумайте, Так можно ли назвать воздух кладом?

Почему?

Ребята, смотрите, в нашей лаборатории есть воздушные шары. Что в них?

Хотите взять воздушные шары ?

Берите шарики. И нам пора возвращаться обратно в группу. Закрывайте глаза.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее небольшое путешествие в лабораторию?

Чем понравилось?

Д: Да.

Д: Да.

Дети находят по схеме сундук

(Открывают сундук, там письмо)

(Варианты ответов)

Д: Мы тоже.

(Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)

(Дети пробуют на вкус и приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса)

(дети смотрят через лупу в сундук)

Д: Мы видим только дно и стенки.

(Предположения детей)

Д: - Это Воздух!

Д: Это воздух.

Д: Можно его исследовать.

Д: Да.

Д: Да.

Звучит загадочная музыка.

 (дети закрывают глаза)

Дети открывают глаза и оказываются в Лаборатории.

Д: Воздух. Его свойства.

Д: хорошо

Д:Воздух

Д:Нет не видим.

Д: Невидимый.

Д: он пустой

Д: потому что он пустой

(дети ловят воздух в пакеты)

Д: воздух

(ответы детей)

Д: там воздух

Д: летом: надувные матрасы, спасательный круг

Д: видим он прозрачный, невидимый

Дети встают вокруг стола

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Д: видны пузырьки воздуха

Д: воздух выходит из стакана и его место занимает вода

Д:, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане

Дети самостоятельно выполняют опыт аналогично стакану

Дети выполняют задания воспитателя

Ответы детей

взвешиваем надутый шарик.

Д: Воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает всё пустое пространство и принимает форму предмета, который заполняет

Д: да

Дети присаживаются на стульчики

(ответы детей)

(ответы детей)

Д: аэропланы, полёт на воздушном шаре

(ответы детей)

Д: пламя погасло

Дети делают вдох, и пробуют не дышать

(ответы детей)

(ответы детей)

Кислород необходим для дыхания всем живым существам.

Ответы детей. (Лес,  где много растений)

(ответы детей)

1. Больше сажать  деревьев, цветов, ухаживать за ними.

2. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти.

3. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.

Ответы детей

Ответы детей.

 Ответы детей.

1) Не видим,  прозрачный.

2) Без запаха.

3) Без вкуса.

4) Имеет вес.

5) Имеет место.

6) При нагревании расширяется.

7) При охлаждении сжимается.

8) Необходим всему живому.

А ещё он состоит из газов. Основные: Азот, Кислород, Углекислый газ

Да.

Он очень ценен для нас, для всех живых существ на земле

Воздух.

Да.

( произносится заклинание и дети возвращаются в группу)

Да.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....