Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации. «Всемирный день воды»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маркина Лариса Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsemirnyy_den_vody_2.docx177.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

« Школа № 2053»

111674, г. Москва, ул. Покровская, д. 35 E-mail: 2053@edu.mos.ru Тел. 8-499-588-01-77

ОКПО 38322858, ОГРН 1127746075995, ИНН 7721749335; КПП 772101001

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации. «Всемирный день воды»

                                       Подготовила и провела: Маркина Л.Н.

                                Март 2017

22 марта – Всемирный день воды

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации. «Всемирный день воды»

Для детей старшей  группы

Цель: Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.

Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.

Материал: картины с изображением реки, озера, моря, ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок, соль, растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения, чайник с кипящей водой, два мольберта.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды. Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.

Бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.

Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4. Вода не имеет собственной формы

Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.

Опыт 5. Лед - это твердая вода.

Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.

Опыт 6. Лед легче воды.

Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт 7. Растворяется - не растворяется

Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т. д.

Опыт 8. Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.

Опыт 9. Делаем облако.

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт 10. Яйца в воде - опыты с плотностью.

Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.

Опыт 11. Поющий бокал.

Мокрым пальцем провести по краям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщины его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан.

Можно воду заколдовать.

1. Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.

2. Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить (опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.

3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух».

Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

(Включить запись «журчание воды»)

Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)

А что льется в ручье? (вода)

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)

Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)

В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.

Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)

Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки.

  • Без языка, а говорит.

Узнаете меня. (Ручеек)

  • Дождь прошёл, а я осталась

            На дорожке во дворе.

            Воробьи во мне купались

            На потеху детворе.

            Но до завтрашнего дня

            Солнце высушит меня.

                                               (Лужа)

  • Сперва – блеск,

            За блеском – треск,

            За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

  • Не пешеход, а идет

            Мокнут люди у ворот.

           Ловит дачник его в кадку.

          Очень трудная загадка? (Дождь)

  • Он как алмаз:

            И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

            Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

  • Что за звездочки сквозные

             На пальто и на платке,

             Все сквозные, вырезные,

  • А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

            Растет она вниз головою,

            Не летом растет, а зимою.

            Чуть солнце ее припечет —

            Заплачет она и умрет. (Сосулька)

  • На дворе переполох:

            С неба сыплется горох.

            Съела шесть горошин Нина,

            У неё теперь ангина. (град)

  • Утром бусы засверкали,

            Всю траву собой заткали,

            А пошли искать их днём,

            Ищем, ищем - не найдём. (роса)

Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.

1. Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.

2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.

3. Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.

4. Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.

5. Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро (без воды)

6. Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.

7. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море)на мольберте, групповой рисунок.

Показ мультимедийной презентации о воде.

Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.

Мастер-класс «Свойства воды»

Экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской деятельности

"Дюймовочка и мир за окошком".

Цель: познакомить детей со свойствами воды, что вода - это жидкость, имеет свойства течь, прозрачная жидкость, не имеет формы; что в воде предметы,которые тяжелее - тонут, а которые легче воды - плавают; развивать у детей способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения; развивать речь.

Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, ёмкости различной формы: тарелка, бутылка, пробки, стаканы, колба, блюдце; клеёнка,ложки, стеклянные камушки; природный материал: скорлупа ореха,каштаны, камешки, жёлуди, листочки; игрушка Дюймовочка.

Все помнят,как начиналась сказка "Дюймовочка"?

У женщины не было детей, и одна волшебница дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было всё интересно и неизведанно.

1. Опыт "Вода- прозрачная"

Практическая деятельность (проблемная ситуация).

Проснулась Дюймовочка и что она перед собой увидела? Что стоит перед ней (Два стакана: один с молоком, а другой с водой)

-А что ещё лежит перед Дюймовочкой? (Ложки)

Наводящие вопросы:

-Чем будет заниматься Дюймовочка?

-Что она может сделать? (Погрузить ложки в ёмкость с водой и молоком.) Людочка, подойди,помоги мне - ты сегодня будешь моей помощницей)

-Как вы думаете, что она увидела?

-В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему (В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком- нет)

-Что можно сказать про воду? А про молоко?

Вывод: значит вода какая (прозрачная, а молоко- нет)

Молодцы, ребята, я с вами согласна, я тоже так думаю!

2. Опыт- "Вода - это жидкость и она не имеет формы".

Огляделась Дюймовочка по сторонам.

- Что увидела перед собой (Тарелку)

Налейте в тарелку воды. (Помоги мне Ирочка.)

-Что произошло с водой (Она растеклась и приняла форму тарелки)

-А что ещё увидела перед собой Дюймовочка (Стакан,колбу,блюдце)

-Это всё что (Ёмкости).

- Если Дюймовочка познаёт мир, что она сделает? (Нальёт воду в стакан, блюдце, колбу. мне поможет Света,Тома и Танечка)

-Что происходит (Вода принимает форму того предмета в котором находится)

-А что произойдёт с водой если мы её нальём на ровном месте (На ровном месте вода расползётся лужицей)

-Где мы можем наблюдать это процесс (Когда идёт дождь)

-Что мы можем сказать о воде? Вода имеет форму?

Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

-А что мы делали с водой? (Мы переливали воду)

-А благодаря какому свойству воды мы можем её переливать (Потому что вода жидкая, может течь)

- Если бы вода не была жидкой, она смогла бы течь в реках и ручейках, из крана?

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

-А жидкость - это что? (Жидкость - это то, что мы можем перелить,то что течёт)

3. Опыт.

Ещё интереснее стало Дюймовочке и она решила отправится в путешествие. А перед ней открылось озеро.

-Как может Дюймовочка переправиться на другой берег (Переплыть)

-На чём? (На кораблике)

- Какие предметы увидела Дюймовочка? Одним словом - это что (Природный материал: каштаны,камни, листики и т. д.)

-Давайте исследуем,какой предмет может стать корабликом? Как вы думаете? Давайте проверим. (Ответы детей)

-Что произошло с камнем? (Он утонул)

-Почему? (Он тяжелее воды)

-Почему листик поплыл? (Потому что он легче воды)

-А как вы думаете,что произойдёт с пластмассовой крышечкой? (Она не утонет)Почему?

-Давайте проверим.

-Значит в воде тонут какие предметы (Которые тяжелее воды)

-А которые легче воды (Поднимаются на поверхность воды- плавают)

4. Опыт.

Переплыла Дюймовочка озеро и на берегу встретила ласточку. За время полёта ласточка выбилась из сил и очень хотела пить.

-Что увидела Дюймовочка рядом с ласточкой? (Стакан с водой, камешки и т. д.)

Наводящие вопросы:

-Стакан полный? (Нет)

-Как вы думаете,почему ласточка не может попить (Она не достаёт до воды)

- Как мы можем помочь ласточке?

-Что можно сделать, чтобы водичка поднялась?

-Как сделать, чтобы стакан был полный?У нас есть камешки? Что мы с ними можем сделать? (Осторожно опустить камешки в стакан)

-Что произойдёт? (Вода будет подниматься)

-Почему? (Камешки тяжелее воды и они выталкивают воду).

-Молодцы ребята!

Ласточка была очень благодарна Дюймовочке и пригласила её отправится с ней в мир цветов.

Дюймовочке так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир, что она с удовольствием согласилась!

Итог исследований:

- Ребята, а какие свойства воды вы запомнили?

(Что вода- это жидкость, она не имеет формы, прозрачная; в воде тонут предметы, которые тяжелее воды,а которые легче поднимаются на поверхность воды; тяжёлые предметы могут вытолкнуть воду,поднять её на поверхность)

-Молодцы,ребята! Спасибо моим помощникам. Людочке, Томе и т. д.)Всё, ребята, у вас получилось, все выводы сделали верно. Я с вами согласна, я тоже так думала!

Мастер-класс для родителей «Опыты дома»

Цель: Научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности. Освоение современного способа обучения и развития ребёнка дома через обучение естественным способом.

Задачи:

• Предложить варианты создания материальной базы для экспериментальной деятельности в домашних условиях;

• Научить приёмам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи;

• Вызвать интерес к экспериментальной деятельности в разных вариантах.

Материалы и оборудование.

Раздаточный: воздушные шарики, расчёски, зеркала, кусочки ткани, ножницы, моющее средство для посуды, силуэт рыбки, нарисованный на картоне, вода, ёмкости для воды, лабиринт, нарисованный на листе бумаги, магниты, прозрачные стаканы, ложки, сахарный песок, речной песок, мука, стиральный порошок.

Демонстрационный: электрочайник, лимонная кислота, вода, столовая ложка, миска.

Предварительная работа:

• Организация пространства для проведения «мастер-класса»;

• Подготовка материалов;

• Подбор музыкального материала (песня «Почему»);

• Организация родителей на практическое занятие «мастер-класс»;

• Подбор опытов для элементарного проведения;

• Проведение различных экспериментов;

• Беседа о правилах поведения на кухне, с опасными предметами;

• Беседа о культуре общения, об умении договариваться между собой.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»: активизировать словарь детей, развивать монологическую речь, речь-доказательство, умение договариваться; закрепить правила поведения на кухне, с опасными предметами.

«Познание»: развивать любознательность, познавательный интерес, логическое мышление, память.

«Художественно-эстетическое развитие»: закрепить умение детей двигаться под музыку, выполняя движения по тексту песни.

Образовательные технологии: ИКТ (подбор дополнительного образовательного материала, здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, технология сохранения и стимулирования здоровья, технология исследовательской деятельности (игровые обучающие ситуации, экспериментирование и опыты).

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Опыты дома», где покажем, как с детьми провести эксперименты с элементарными предметами, которые есть у каждого дома.

1) «Чистим чайник». Для начала я вам сама покажу опыт, который можно провести на кухне. Дома вам ваши дети могут помочь очистить чайник от накипи. Наполним чайник водой. Добавим 2 столовые ложки лимонной кислоты. Затем включим прибор в сеть и вскипятим воду. Как только чайник выключится, оставим его на то время, пока мы с вами творить другие Волшебства. А в самом конце заглянем внутрь.

2) «Волшебные шары». Возьмите воздушный шарик и потрите его о мамину руку по одежде. А теперь поднесите к маленьким кусочкам ткани. Что происходит? Они прилипли. А теперь посмотрите, я тоже потру шарик и приложу его к стене. Что с ним? Тоже прилип.

3) «Чудо-причёска». Иногда ребята замечали, что волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Сейчас давайте-ка попросим мам вас энергично причесать. А вы держите перед собой зеркало. Потом мамы приподнимут немного расчёску, и вы посмотрите, что будет. Можно ещё так же потереть расчёску о ткань и тоже поднести к волосам. Волосы электризуются.

4) «Плавающие рыбки». Предлагаю взять силуэт рыбки. В центре сделано круглое отверстие и вырезана узкая полоска от центра к хвосту. Опустите рыбку в форму с водой, но очень осторожно, чтобы верх не намок. А гостям предлагаю в отверстие в центре рыбки капнуть средство для мытья посуды. Рыбка начинает плыть. Средство для мытья посуды начинает распространяться по поверхности воды. А растекаться ему мешает рыбка, поэтому жидкость двигается назад по вырезанному каналу, создаёт давление на стенки прорези и заставляет рыбку плыть в обратном направлении.

А теперь давайте немного потанцуем (звучит песня «Почему»). Приложите сначала руку к сердечку, почувствуйте, как оно бьётся. Потанцевали? Приложите руку к сердцу ещё раз. Чувствуете, как оно сильно бьётся? Чем больше мы двигаемся, тем лучше работает сердце, быстрее бьётся.

5) «Волшебная стрелка». Гостям предлагается приподнять немного лист с лабиринтом и положить на дорожку скрепку. А детям надо приложить магнит к обратной стороне бумаги точно под скрепкой. Двигаем магнит. Что происходит со скрепкой? Тоже двигается. Проведите скрепку по лабиринту. Металлические предметы намагничиваются.

6) «Что растворяется в воде?» Вспомните, какая вода? (прозрачная, без вкуса, без запаха) Как вы думаете, что произойдёт, если в воду добавить сахар? Добавьте и перемешайте. А теперь скажите, что вы наблюдаете? Так же предлагаю добавить муку, речной песок, стиральный порошок.

Мастер-класс для родителей.

 Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, крупа,бумага, ватные палочки и диски, раствор лимонной кислоты, раствор йодный, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).

Участники мастер-класса: родители, дети, воспитатель.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.

Так как же всё таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.

Ведущий: - Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?

Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.

А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Ведущий: - Какие вы можете выдвинуть предположения?

Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.

Опыт №1 Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент. Фоном звучит песенка «Где водятся волшебники» Барбарики)

Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.

По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?

В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.

Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.

Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: Степашка: Смотрите,какой мне магнит подарили! Он все-все может к себе притягивать. Я вчера такую грустную сказку читал, про Золушку. Бедную девочку злая мачеха не пустила на бал, а велела переделать кучу всякой работы.

Ведущий: Ах! Как жаль Золушку! А вам ребята?

А вы хотели - бы ей помочь? (Да)

Злая мачеха велела ей перебрать целый мешок с крупой. От вредности своей, мачеха перемешала крупу с гаечками, болтиками, гвоздиками.

Как же нам быстро-быстро перебрать крупу? Что можно придумать?

Дети пытаются самостоятельно решить проблему и предложить свой вариант.

Опыт№2 «Рассортируй крупу» При помощи магнита из крупы выбираются металлические предметы. (Звучит забавная весёлая музыка).

Выводы: Магнит притягивает к себе только металлические предметы, а крупу нет.

Золушка очень рада и благодарна вам за помощь. Посмотрите, какие красивые цветы она прислала вам в подарок.

На столах у каждого лежит цветок из бумаги с закрученными на карандаш лепестками.

Вы верите в чудеса? (да)

Хотите, чтобы цветочки от Золушки сейчас распустились? (Да)

Совершим ещё одно чудо…

Опыт№3 Опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. (Пока идет опыт фоном звучит песенка «Волшебный цветок» исп. К Румянова.)

Выводы: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Степашка: Цветочки очень красивые, все распустились. А я вот люблю играть в пиратов, даже знаю как можно написать секретное письмо, или карту секретную нарисовать, чтобы никто не догадался, где спрятан клад.

Ведущий: -Ой, как интересно! Мы тоже хотим научиться писать секретные письма. Научишь нас степашка?

Степашка: Вот, секретные чернила. Ими письмо писать надо.

Опыт№4: Родителям предлагается взять ватные палочки и нарисовать «секретными чернилами» какой-нибудь знак. Дать немного просохнуть.

Степашка: Ну а теперь читайте (на листах ничего не видно)

Вот вам ещё один раствор-волшебный.

После дети с помощью ватных дисков обрабатывают письмо йодным раствором (вода с йодом). На бумаге проявляется написанное.

Ведущий: Что же это за секретные чернила? И чем мы их потом обработали, чтобы прочесть письмо?

Степашка: Секретные чернила-это всего лишь лимонный сок. А то, чем мы их обработали - раствор воды с йодом, которым вы коленки разбитые мажете.

Выводы: Лимонный сок, вступая в контакт с раствором йода окисляется, рисунок проявляется на тёмном фоне.

Степашка: - Ух! Уморился я с вами мотивацией быть! Пить хочется. Минералочки бы сейчас!

Опыт№5 На столах у каждого стаканчик с минеральной водой: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Выводы: Минеральная вода содержит газ в виде пузырьков. А газ легче воды- поднимается и улетучивается (вода «выдыхается»)

Ведущий: Ещё вы можете обратиться за помощью в организации опытов- экспериментов к интернету. Один из таких представлю вашему вниманию. Показ опытов на ноутбуке.

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций, поля пробности.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

Рефлексия:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его повсеместно прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное с родителями познавательное развлечение, с использованием мультимедийной презентации.

Расширение и обобщение, имеющихся знаний у воспитанников о коренных народах нашего края – ХАНТЫ. Участники: родители и воспитанники ДОУ....

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации.

                         «Всемирный день воды»      Для детей старшей и подготовительной группы.Состави...

Спортивное развлечение с использованием мультимедийной презентации «Светофор – Светофорович в гостях у детей»

«Светофор – Светофорович в гостях у детей»/старшая и подготовительная группы/ Цель проведения: закрепление знаний о правилах дорожного движения.Место проведения: спортивная залВремя проведения:23...

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации.

С помощью развлечения создать для детей радостное настроение. (Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения)....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ,"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения....

Занимательная деятельность "22 марта -Всемирный день водных ресурсов (всемирный день воды)"

С воспитанниками подготовительной к школе группы №1 была проведена занимательная деятельность "22 марта-Всемирный день воды", на котором дети узнали о значимости данного праздника. Во время ...