НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шевченко Галина Анатольевна

Конспект занятия по окружающему миру  с использованием игр в средней группе "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasekomye.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии с использованием игр в средней группе «Насекомые»

Цель: закрепление знаний детей о насекомых с помощью игр

Задачи:

• Закреплять знания детей о насекомых, их признаках, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

• Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

• Продолжать знакомить с играми В. В. Воскобовича.

• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

• Развивать умение конструировать предметы по схеме и по собственному замыслу.

• Развивать фантазию, творческое воображение.

• Развивать логическое мышление детей.

• Развивать мелкую моторику рук и тактильно-осязательных анализаторов.

Методы и приемы: беседа, ИКТ, загадывание загадок.

Оборудование: Коврограф «Ларчик», карточки с изображением превращения гусеницы в бабочку, карточки с изображением насекомых; на каждого ребенка: «Игровизор» и серия картинок 4 лишний с насекомыми, «Чудо-соты 1», квадрат Воскобовича.

Предварительная работа: беседы «Полезные и вредные насекомые», «Маленькие хищники», «Гении маскировки»; наблюдения за насекомыми; игры с игровизором, квадратом и сотами.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа, он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Вводная часть.

Сегодня, когда я пришла в группу, я обнаружила письмо. Его написала пчелка Жужа. Послушайте, я прочитаю его.

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мои друзья-насекомые попали в плен к злому колдуну. Он заколдовал их, помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, с насекомыми случилась беда. Вы хотите им помочь?

Дети: Да-а-а-а!

Воспитатель: А мы сможем им помочь? Почему?

Дети: Сможем, потому что мы сильные, умные и мы любим насекомых.

Воспитатель: А чем мы сможем помочь малышкам-насекомым?

Дети: Мы поймаем колдуна и посадим его в тюрьму.

Воспитатель: А давайте лучше докажем злому колдуну, что насекомые полезны, красивы и тогда он тоже их полюбит. Согласны?

Дети: Да-а-а-а!

Воспитатель: Я верю, что у вас все получится. Давайте не будем терять время и сейчас же отправимся на остров к пчелке Жуже. А что такое остров?

Дети: Это суша, которая со всех сторон окружена водой.

Воспитатель: Правильно. Как же нам добраться до острова?

Дети: На лодке или на корабле.

Воспитатель: Но у нас нет лодки, на которой мы можем доплыть до острова. Что же нам делать?

Дети: Мы можем смастерить ее.

Воспитатель: Правильно. Хорошо, что у нас есть «Волшебный квадрат». Он может превратиться в лодку. Давайте вместе со мной смастерим себе лодочки.

Проводится игра с «Квадратом Воскобовича».

(Дети делают лодочки.)

Воспитатель: Лодки готовы. Занимайте места. Мы отплываем.

Дети на ковре изображают, что плывут по волнам и приговаривают:

Лодочка плывёт по речке

Оставляя на воде колечки

Ветер по морю гуляет

Ветер лодочку качает.

Воспитатель: Прямо по курсу - остров. Причаливаем к берегу.

Кто это встречает нас?

(Слайд № 1 с изображением пчелки Жужи).

Дети: Это пчелка Жужа.

Воспитатель: Подойдите поближе поздоровайтесь с ней.

(Дети встают полукругом перед экраном.)

Пчелка Жужа: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Я очень рассчитываю на вашу помощь. Посмотрите, что сделал с моими друзьями злой колдун!

(Слайд № 2 с изображением камней).

Воспитатель: Он превратил их в камни! Но посмотрите, что-то написано на каждом камне. Похоже, что это загадки. Как вы думаете, чем нам могут помочь загадки?

Дети: Возможно, мы отгадаем загадку и расколдуем насекомое.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.

• У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

• Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

• Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

• Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

• Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель: Какие слова вам подсказали, что это божья коровка?

Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кого мы с вами угадали?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Назовите признаки насекомых.

Дети: У насекомых 3 пары лапок, тело состоит из головы, грудки и брюшка.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки, но почему-то насекомые не расколдовались.

Пчелка Жужа: У меня с собой моя любимая игра «Чудо-соты». Раз она чудо, может она поможет нам?

Воспитатель: На что похожи детали игры?

Дети: На соты.

Воспитатель: Правильно. На соты, в которых пчелы хранят мед. Из частей этого конструктора можно сложить разные фигуры. Садитесь за столы. У вас у каждого есть «Чудо-соты» и схема бабочки. Давайте попробуем ее сложить. Кто первым справится с заданием, можно выложить еще одно насекомое по собственному замыслу.

Проводится игра с «Чудо сотами 1».

Воспитатель: Какие вы молодцы. Собрали столько насекомых. Ой, что это? Посмотрите, камни превратились в насекомых. У нас получилось!

(Слайд №3 полянка с насекомыми.)

Воспитатель: Теперь мы можем вернуться обратно в детский сад!

Дети: Нет, мы должны найти злого колдуна и научить его любить насекомых!

Звучит тревожная музыка. Появляется злой колдун.

(Слайд № 4 с изображением колдуна.)

Воспитатель: А вот и он! Ребята, выходите из-за столов.

(Дети встают полукругом перед экраном.)

Злой колдун: Как вы посмели расколдовать этих противных никчемных насекомых?

Воспитатель: Напрасно ты так говоришь. Насекомые очень интересны и полезны.

Воспитатель: Ребята перечислите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Воспитатель: Какую пользу они приносят?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Злой колдун: А что полезного делают гусеницы, комары и мухи?

Дети: Это вредные насекомые. Они не приносят никакой пользы. Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар - питается кровью.

Злой колдун: Раз вы так хорошо знаете насекомых, попробуйте справиться с моим заданием.

Воспитатель: Садитесь на стульчики перед экраном и возьмите игровизоры.

Игра «4 лишний» с использованием игровизора.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и обведите маркером лишную картинку. Объясните свой выбор.

• Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

• Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

• Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

• Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Злой колдун: Какие вы иолодцы!

Воспитатель: А еще мы знаем, что насекомые так здорово играют в прятки и становятся незаметными. Ребята, давайте покажем, как насекомые умеют маскироваться.

Двигательная пауза.

Воспитатель: Выберите себе кружок любого цвета и представьте себя каким-нибудь насекомым такого же цвета. Назовите себя. Под веселую музыку вы можете кружиться, порхать, ползать, летать, но как только прозвучит сигнал тревоги, вам нужно стать невидимыми, опустится на одну из полянок нужного вам цвета.

Проводится подвижная игра «Замаскируйся».

Воспитатель: Для чего насекомые используют свою окраску?

Дети: Насекомые используют свою окраску для маскировки.

Воспитатель: Правильно. Зеленого кузнечика очень трудно заметить в траве, коричневую гусеницу – на коре дерева, а бабочки очень похожи на цветы. Посмотри, колдун, какие они красивые.

(Слайд №5 с изображением бабочек).

Воспитатель: Они не только красивые, но еще они ведут очень интересную жизнь. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» с использованием коврографа –«Ларчика».

Воспитатель: Вот посмотри, колдун, как гусеница превращается в бабочку.

(Воспитатель размещает на коврографе цикл развития бабочки, но специально неправильно).

Дети: Нет, неправильно.

Воспитатель: Что такое? Неправильно? Арсений, исправь мои ошибки.

Один ребенок исправляет ошибки, а потом по цепочке рассказывают о превращении гусеницы в бабочку.

Рассказы детей по цепочке:

• Бабочка отложила яички на цветке.

• Потом появилась гусеница.

• Гусеница питалась листьями и росла.

• Потом гусеница превратилась в куколку.

• Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Колдун: Как я раньше не замечал, что насекомые такие красивые, и какую интересную жизнь они ведут. Больше никогда не буду обижать насекомых. Спасибо вам, ребята, за поучительный рассказ.

Воспитатель: Колдун, наши ребята много знают и умеют. Прилетай к нам в детский сад и ребята с удовольствием поделятся с тобой своими знаниями. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.

Посмотрите, какая полянка красивая стала.

(Слайд с изображением насекомых).

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Садитесь в свои лодочки и мы отплываем.

Дети садятся на ковер и изображают, что гребут веслами и приговаривают:

Лодочка плывёт по речке

Оставляя на воде колечки

Ветер по морю гуляет

Ветер лодочку качает.

Воспитатель: Вот мы и приплыли обратно в детский сад.

-Где же мы с вами побывали?

Дети: На острове у пчелки Жужи.

Воспитатель: Зачем мы туда отправились?

Дети: Чтобы помочь насекомым и научить колдуна любить насекомых.

Воспитатель: Мы помогли им?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы научили колдуна любить насекомых?

Дети: Да!

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...