Перспективное планирование по теме "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предлагаю разработку в области опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_opytno.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности
( старший дошкольный возраст)
Вид деятельности, тема | Задачи, цели, содержание | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ 1.Воздух. Некоторые свойства воздуха. а) Есть ли у растения органы дыхания? б) Что выделяет растение? | •продолжать формирование причинно-следственных связей. •дать представление о воздухе, как газообразном веществе. •познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. • выявить потребность растения в воздухе, дыхании; • понять, как происходит процесс дыхания у растений. • помочь установить, что растение выделяет кислород; • понять необходимость дыхания для растений. | • раздаточный материал: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка. • комнатное растение; • трубочки для коктейля; • вазелин; •лупа; • микроскоп. • черенок растения в воде или маленький горшочек с растением; • большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички. | Консультация « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
2.Как устроена дыхательная система человека?
| • обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы. | • у каждого ребенка: зеркало, стакан с водой, салфетка; • у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, изображение легких (таблица, рисунок в книге или макет). | |
3.Вода. Некоторые свойства воды. а) Поглощение воды растениями б) С водой и без воды в) Соленая вода непригодна для растений г) Островки в океане | • уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. • познакомить детей с процессом поглощения воды растениями. • помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). • помочь определить важность пресной воды в жизни растений • установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | • пластиковые стаканы; • соль; • краски; • емкости различных форм. • сельдерей; • чернила; • пипетка; • емкость с водой. • два одинаковых растения; • вода. • два растения в горшках; • простая вода; • соленая вода. • плоская емкость; • корнеплоды: морковь, свекла. | |
ОКТЯБРЬ 1.Зачем человеку глаза? а) Есть ли у глаз помощники? б) Что я вижу одним глазом? в) Взаимосвязь органов вкуса и запаха | • помочь определить, зачем человеку нужны глаза. • помочь определить помощников глаз. • помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз. • показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | • шарф. • мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши. • шарф. • пищевые продукты. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. Консультация: «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников». |
2.На свету и в темноте а) Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы б) Черный цвет и тепло | • Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. • познакомить детей с различными по плотности предметами. • дать представление о взаимосвязи тепла и цвета. | • две луковицы; • темный картонный чехол. • книга; • лист бумаги; • прозрачный лист пластика; • фонарик. • две стеклянные емкости; • вода; • темная ткань. | |
3.Песок и глина. Песочные часы | • закрепить свойства песка и глины. | • пластиковые прозрачные стаканы; • вода; • палочка для размешивания; • песок и глина; • песочные часы. | |
4.Почва. Некоторые свойства почвы. | • дать представление о том, что почва — верхний слой земли; • познакомить с составом почвы; • показать взаимосвязь живого на земле. | • земля; • вода. | |
НОЯБРЬ 1.Земля на глобусе | •развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. • расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях. | • глобус; • энциклопедия « Мир вокруг»; • фотографии с изображениями Земли из космоса. | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» |
2.Портрет Земли – карта | • развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. • формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | • карта полушарий, большой атлас Земли; • схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта | |
3.Как действуют магниты на предметы? а) Испытание магнита б) Представление о полюсах магнита в) Как достать скрепку из воды, не замочив рук? | • расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться. • познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими • раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы. • помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | • игра «Кукла Наташа» (картонная кукла с вделанным в нее магнитом и набором бумажных «нарядов», к каждому из которых приклеен стальной кружок так, что его не видно, — он сверху заклеен бумажным квадратиком), бумага, клей. • магнетические материалы: канцелярские скрепки, кнопки, ложки, пилки, болтики, гвозди, шуруп, заколки для волос «невидимки» и т. д.; • немагнетические материалы: детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, кирпичи деревянные, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка и т. д. • скрепки; • магниты. • вода. | |
4.Магнитные свойства Земли. Компас. | • познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; •сформировать представления о компасе. | • глобус; • магниты. | |
ДЕКАБРЬ 1.Термометр и температура | • развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. • познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; •сравнение разных видов термометров. | • термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; • два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка. | Беседа: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Папка – передвижка «Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности». |
2.Выявление механизма образования облаков и инея | • выявить механизм образования облаков и инея. | • Термос с горячей водой. Эксперимент проводиться на улице. | |
3.Опыты с солью | • познакомить со свойствами соли. | • соль; • пластиковые стаканы; • ложки; • цветные мелки. | |
4. Плавучесть Предметов а) Почему не тонут корабли? | • подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. • подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.
| • пульверизатор; • комнатное растение с большими, крупными листьями. • емкость с водой; • металлические предметы; • жестяная банка | |
ЯНВАРЬ 1.Почему идет снег? | • дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках; • упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | • у воспитателя и у детей по 4 образца снежинок. | |
2.Разноцветные льдинки | • познакомить с тремя состояниями воды. | • вода; • краски; • формочки для льда. | |
3.Выращивание грибка «Хлебная плесень» | • установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | • полиэтиленовый пакет; •ломтики хлеба; • пипетка; • лупа. | |
ФЕВРАЛЬ 1.Мир бумаги | • познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); • формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | • квадраты, вырезанные из разных видов бумаги; • ёмкости; • ножницы. | |
2. Мир ткани а) Наряды куклы Тани | • познакомить с различными видами тканей; •формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; •помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. • познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); • побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | • небольшие кусочка ткани (вельвет, бархат, плащевка); • ножницы; • емкости; • вода. • кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам; •картинки — пейзажи севера и юга; • разнообразные ткани; •пипетка; • лупа. | |
3.Путешествие в мир стеклянных вещей | • познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; • вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | • предметы из стекла. | |
4.Легкая пластмасса | • помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. | • изделия из пластмассы (гладкие и рифленые типа «рыбка», кегли, посуда пластмассовая, пластинки); •ёмкость. | |
МАРТ 1.Мир камней | • познакомить с различными видами камней по форме и цвету; • показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду. | • камни разные; • лупа; • емкость. | |
2.Вершки - корешки | • выяснить, что раньше появляется из семени. | • бобы (горох, фасоль); •влажная ткань (бумажные салфетки); • прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения. | |
3. Плавление парафина | • уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. • упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. | • кусочки парафина; •игрушечные сковородки; • палочки для размешивания парафина; • тряпочки. | |
4. Опыты с лимоном | •познакомить со свойствами лимона во взаимодействии с содой, уксусом. | • лимон; • бумага; • бутылка. | |
АПРЕЛЬ 1.От чего происходит смена дня и ночи? | • развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; •объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | • модель Земли – глобус; • фонарик; • картинки с изображением различных времен суток. | |
2.Темный космос | • узнать, почему в космосе темно. | • воздушный шарик; • ножницы; •салфетка; • пластилин; • большая металлическая скрепка. | |
3. Виды электричества | • познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; • формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | • провод в оплетке; •резиновые перчатки; • пластмасса; • дерево; • стекло. | |
4. Проводники и диэлектрики | • формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. | • кусочки бумаги; • расческа; • воздушный шарик; • электроприборы. | |
МАЙ 1.Источник звука и его распространение. Способы восприятия звуков человеком и животных. | • познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки. | • детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещотка. | |
2.Спичечный телефон | • познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | • два спичечных коробка; • тонкая длинная нить; • иголка, две спички. | |
3.Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой ( нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе). | • продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком. | • пластмассовая бутылка; • воздушный шарик; • 2 миски с горячей и холодной водой; • термометр, две спички. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".
Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...
Перспективный план проведения математической экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план проведения математической экспериментальной работы....
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В данной методической разработке содержится перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....