Главные вкладки

    Перспективное планирование по теме "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Шубина Наталья Юрьевна

    Предлагаю разработку в области опытно-экспериментальной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_opytno.docx36.25 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности

                                                              ( старший дошкольный возраст)

         Вид деятельности,    

                    тема

          Задачи, цели, содержание

             Материалы и  

             оборудование

         Работа с родителями

           

             СЕНТЯБРЬ

    1.Воздух. Некоторые  

       свойства воздуха.

    а) Есть ли у растения

        органы дыхания?

    б) Что выделяет

        растение?

    •продолжать формирование причинно-следственных связей.

    •дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

    •познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

    • выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

    • понять, как происходит процесс дыхания у растений.

    • помочь установить, что растение выделяет кислород;

    • понять необходимость дыхания для растений.

    • раздаточный материал: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка.

    • комнатное растение;

    • трубочки для коктейля;

    • вазелин;

    •лупа;

    • микроскоп.

    • черенок растения в воде или маленький горшочек с растением;

    • большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички.

    Консультация « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

    Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

    В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

    Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

    2.Как устроена

      дыхательная система

      человека?

     

    • обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

    • у каждого ребенка: зеркало, стакан с водой, салфетка;

    • у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, изображение легких (таблица, рисунок в книге или макет).

    3.Вода. Некоторые

       свойства воды.

    а) Поглощение воды

        растениями

    б) С водой и без воды

    в) Соленая вода

        непригодна для

        растений

    г) Островки в океане

    • уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.

    • познакомить детей с процессом поглощения  воды растениями.

    • помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

    • помочь определить важность пресной воды в жизни растений

    • установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ  для растения.

    • пластиковые стаканы;

    • соль;

    • краски;

    • емкости различных форм.

    • сельдерей;

    • чернила;

    • пипетка;

    • емкость с водой.

    • два одинаковых растения;  • вода.

    • два растения в горшках;

    • простая вода;

    • соленая вода.

    • плоская емкость;

    • корнеплоды: морковь, свекла.

             

              ОКТЯБРЬ

    1.Зачем человеку

       глаза?

    а) Есть ли у глаз

       помощники?

    б) Что я вижу одним

        глазом?

    в) Взаимосвязь органов

        вкуса и запаха

    • помочь определить, зачем человеку нужны глаза.

     помочь определить помощников глаз.

    • помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

    • показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

    • шарф.

    • мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши.

    • шарф.

    • пищевые продукты.

    Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

    Консультация: «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников».

    2.На свету и в темноте

    а) Непрозрачные,

       прозрачные и

       полупрозрачные

       предметы

    б) Черный цвет и тепло

     Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

    • познакомить детей с различными по плотности предметами.

    • дать представление о взаимосвязи тепла и цвета.

    • две луковицы;

    • темный картонный чехол.

    • книга;

    • лист бумаги;

    • прозрачный лист пластика;

    • фонарик.

    • две стеклянные емкости;

    • вода;

    • темная ткань.

    3.Песок и глина.

       Песочные часы

     закрепить свойства песка и глины.

    • пластиковые прозрачные стаканы;

    • вода;

    • палочка для размешивания;

    • песок и глина;

    • песочные часы.

    4.Почва. Некоторые

       свойства почвы.

     дать представление о том, что почва — верхний слой земли;

    • познакомить с составом почвы;

    • показать взаимосвязь живого на земле.

    • земля;

    • вода.

               НОЯБРЬ

    1.Земля на глобусе

    •развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. • расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях.

    • глобус;

    • энциклопедия « Мир вокруг»;

    • фотографии с изображениями Земли из космоса.

    Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

    Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

    Консультация:

    «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

    2.Портрет Земли –

       карта

    • развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. • формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

    • карта полушарий, большой атлас Земли;

    • схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта

    3.Как  действуют

     магниты на предметы?

    а) Испытание магнита

    б) Представление о

       полюсах магнита

    в) Как достать скрепку

        из воды, не замочив

        рук?

     расширить логический и

    естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться.

     познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими

    • раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

    • помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

    • игра «Кукла Наташа»

    (картонная кукла с вделанным в нее магнитом и набором бумажных «нарядов», к каждому из которых приклеен стальной кружок так, что его не видно, — он сверху заклеен бумажным квадратиком), бумага, клей.

    • магнетические материалы: канцелярские скрепки, кнопки, ложки, пилки, болтики, гвозди, шуруп, заколки для волос «невидимки» и т. д.;

     • немагнетические материалы: детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, кирпичи деревянные, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка и т. д.

    • скрепки;

    • магниты.

    • вода.

    4.Магнитные свойства

      Земли. Компас.

     познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;

    •сформировать представления о компасе.

    • глобус;        

    • магниты.

            ДЕКАБРЬ

    1.Термометр и

       температура

    • развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры

    окружающей среды и собственного тела.

    • познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;

    •сравнение разных видов термометров.

    • термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;

    • два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка.

    Беседа: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

    Папка – передвижка «Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности».

    2.Выявление

    механизма образования облаков и  инея

    • выявить механизм образования облаков и инея.

    • Термос с горячей водой. Эксперимент проводиться на улице.

    3.Опыты с солью

    • познакомить со свойствами соли.

    • соль;

    • пластиковые стаканы;

    • ложки;

    • цветные мелки.

    4. Плавучесть

       Предметов

    а) Почему не тонут корабли?

    • подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им

    утонуть.

     подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

     

    • пульверизатор;

    • комнатное растение с большими, крупными листьями.

     емкость с водой;

    • металлические предметы;

    • жестяная банка

             ЯНВАРЬ

    1.Почему идет снег?

    • дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках;

    • упражнять детей в установлении различий между

    инеем и снегом.

    • у воспитателя и у детей по 4 образца снежинок.

    2.Разноцветные  

       льдинки

    • познакомить с тремя состояниями воды.

    • вода;

    • краски;

    • формочки для льда.

    3.Выращивание грибка

      «Хлебная плесень»

    • установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

    • полиэтиленовый пакет; •ломтики хлеба;

    • пипетка;

    • лупа.

            ФЕВРАЛЬ

    1.Мир бумаги

    • познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);

    • формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

     квадраты, вырезанные из разных видов бумаги;

    • ёмкости;

    • ножницы.

    2. Мир ткани

    а) Наряды куклы Тани

    • познакомить с различными видами тканей;

    •формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; •помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

     познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость);

    • побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

    • небольшие кусочка ткани (вельвет, бархат, плащевка);

    • ножницы;

    • емкости;

    • вода.

    • кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам;

    •картинки — пейзажи севера и юга;

    • разнообразные ткани; •пипетка;

    • лупа.

    3.Путешествие в мир

       стеклянных вещей

     познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность;

    • вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.  

    • предметы из стекла.

    4.Легкая пластмасса

     помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

     изделия из пластмассы (гладкие и рифленые типа «рыбка», кегли, посуда пластмассовая, пластинки); •ёмкость.

           

                МАРТ

    1.Мир камней

    • познакомить с различными видами камней по форме и цвету;

    • показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.

    • камни разные;

    • лупа;

    • емкость.

    2.Вершки - корешки

    • выяснить, что раньше появляется из семени.

    • бобы (горох, фасоль);   •влажная ткань (бумажные салфетки);

    • прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения.

    3. Плавление парафина

    • уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.

    • упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

    • кусочки парафина;  •игрушечные сковородки;

    • палочки для размешивания парафина;

    • тряпочки.

    4. Опыты с лимоном

    •познакомить со свойствами лимона во взаимодействии с содой, уксусом.

    • лимон;

    • бумага;

    • бутылка.

              АПРЕЛЬ

    1.От чего происходит

       смена дня и ночи?

    • развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; •объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

    • модель Земли – глобус;  

    • фонарик;

    • картинки с изображением различных времен суток.

    2.Темный космос

    • узнать, почему в космосе темно.

     воздушный шарик;

    • ножницы;

    •салфетка;

    • пластилин;

    • большая металлическая скрепка.

    3. Виды электричества

     познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

    • формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

     провод в оплетке;

    •резиновые перчатки;

    • пластмасса;

    • дерево;

    • стекло.

    4. Проводники и

        диэлектрики

    • формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

    • кусочки бумаги;

    • расческа;

    • воздушный шарик;

    • электроприборы.

                  МАЙ

    1.Источник звука и его

       распространение.

       Способы восприятия

       звуков человеком и

       животных.

     познакомить детей с понятием «звук»,  с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать

    различные звуки.

     детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещотка.

    2.Спичечный телефон

    • познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

    • два спичечных коробка;

    • тонкая длинная нить;  

    • иголка, две спички.

    3.Взаимодействие и

      переход вещества из

      одного вида в другой

      ( нагрев и

      охлаждение, горение,

      круговорот воды в

      природе).

     продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

    • пластмассовая бутылка;  

    • воздушный шарик;

    • 2 миски с горячей и холодной водой;

    • термометр, две спички.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

    Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

    Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

    Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

    Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

    Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья зна...