Перспективное планирование по теме "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шубина Наталья Юрьевна

Предлагаю разработку в области опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_opytno.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

                           Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности

                                                          ( старший дошкольный возраст)

     Вид деятельности,    

                тема

      Задачи, цели, содержание

         Материалы и  

         оборудование

     Работа с родителями

       

         СЕНТЯБРЬ

1.Воздух. Некоторые  

   свойства воздуха.

а) Есть ли у растения

    органы дыхания?

б) Что выделяет

    растение?

•продолжать формирование причинно-следственных связей.

•дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

•познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

• выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

• понять, как происходит процесс дыхания у растений.

• помочь установить, что растение выделяет кислород;

• понять необходимость дыхания для растений.

• раздаточный материал: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка.

• комнатное растение;

• трубочки для коктейля;

• вазелин;

•лупа;

• микроскоп.

• черенок растения в воде или маленький горшочек с растением;

• большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички.

Консультация « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

2.Как устроена

  дыхательная система

  человека?

 

• обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

• у каждого ребенка: зеркало, стакан с водой, салфетка;

• у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, изображение легких (таблица, рисунок в книге или макет).

3.Вода. Некоторые

   свойства воды.

а) Поглощение воды

    растениями

б) С водой и без воды

в) Соленая вода

    непригодна для

    растений

г) Островки в океане

• уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.

• познакомить детей с процессом поглощения  воды растениями.

• помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

• помочь определить важность пресной воды в жизни растений

• установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ  для растения.

• пластиковые стаканы;

• соль;

• краски;

• емкости различных форм.

• сельдерей;

• чернила;

• пипетка;

• емкость с водой.

• два одинаковых растения;  • вода.

• два растения в горшках;

• простая вода;

• соленая вода.

• плоская емкость;

• корнеплоды: морковь, свекла.

         

          ОКТЯБРЬ

1.Зачем человеку

   глаза?

а) Есть ли у глаз

   помощники?

б) Что я вижу одним

    глазом?

в) Взаимосвязь органов

    вкуса и запаха

• помочь определить, зачем человеку нужны глаза.

 помочь определить помощников глаз.

• помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

• показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

• шарф.

• мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши.

• шарф.

• пищевые продукты.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Консультация: «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников».

2.На свету и в темноте

а) Непрозрачные,

   прозрачные и

   полупрозрачные

   предметы

б) Черный цвет и тепло

 Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

• познакомить детей с различными по плотности предметами.

• дать представление о взаимосвязи тепла и цвета.

• две луковицы;

• темный картонный чехол.

• книга;

• лист бумаги;

• прозрачный лист пластика;

• фонарик.

• две стеклянные емкости;

• вода;

• темная ткань.

3.Песок и глина.

   Песочные часы

 закрепить свойства песка и глины.

• пластиковые прозрачные стаканы;

• вода;

• палочка для размешивания;

• песок и глина;

• песочные часы.

4.Почва. Некоторые

   свойства почвы.

 дать представление о том, что почва — верхний слой земли;

• познакомить с составом почвы;

• показать взаимосвязь живого на земле.

• земля;

• вода.

           НОЯБРЬ

1.Земля на глобусе

•развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. • расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях.

• глобус;

• энциклопедия « Мир вокруг»;

• фотографии с изображениями Земли из космоса.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

2.Портрет Земли –

   карта

• развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. • формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

• карта полушарий, большой атлас Земли;

• схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта

3.Как  действуют

 магниты на предметы?

а) Испытание магнита

б) Представление о

   полюсах магнита

в) Как достать скрепку

    из воды, не замочив

    рук?

 расширить логический и

естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться.

 познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими

• раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

• помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

• игра «Кукла Наташа»

(картонная кукла с вделанным в нее магнитом и набором бумажных «нарядов», к каждому из которых приклеен стальной кружок так, что его не видно, — он сверху заклеен бумажным квадратиком), бумага, клей.

• магнетические материалы: канцелярские скрепки, кнопки, ложки, пилки, болтики, гвозди, шуруп, заколки для волос «невидимки» и т. д.;

 • немагнетические материалы: детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, кирпичи деревянные, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка и т. д.

• скрепки;

• магниты.

• вода.

4.Магнитные свойства

  Земли. Компас.

 познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;

•сформировать представления о компасе.

• глобус;        

• магниты.

        ДЕКАБРЬ

1.Термометр и

   температура

• развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры

окружающей среды и собственного тела.

• познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;

•сравнение разных видов термометров.

• термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;

• два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка.

Беседа: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Папка – передвижка «Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности».

2.Выявление

механизма образования облаков и  инея

• выявить механизм образования облаков и инея.

• Термос с горячей водой. Эксперимент проводиться на улице.

3.Опыты с солью

• познакомить со свойствами соли.

• соль;

• пластиковые стаканы;

• ложки;

• цветные мелки.

4. Плавучесть

   Предметов

а) Почему не тонут корабли?

• подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им

утонуть.

 подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

 

• пульверизатор;

• комнатное растение с большими, крупными листьями.

 емкость с водой;

• металлические предметы;

• жестяная банка

         ЯНВАРЬ

1.Почему идет снег?

• дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках;

• упражнять детей в установлении различий между

инеем и снегом.

• у воспитателя и у детей по 4 образца снежинок.

2.Разноцветные  

   льдинки

• познакомить с тремя состояниями воды.

• вода;

• краски;

• формочки для льда.

3.Выращивание грибка

  «Хлебная плесень»

• установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

• полиэтиленовый пакет; •ломтики хлеба;

• пипетка;

• лупа.

        ФЕВРАЛЬ

1.Мир бумаги

• познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);

• формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

 квадраты, вырезанные из разных видов бумаги;

• ёмкости;

• ножницы.

2. Мир ткани

а) Наряды куклы Тани

• познакомить с различными видами тканей;

•формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; •помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

 познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость);

• побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

• небольшие кусочка ткани (вельвет, бархат, плащевка);

• ножницы;

• емкости;

• вода.

• кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам;

•картинки — пейзажи севера и юга;

• разнообразные ткани; •пипетка;

• лупа.

3.Путешествие в мир

   стеклянных вещей

 познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность;

• вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.  

• предметы из стекла.

4.Легкая пластмасса

 помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

 изделия из пластмассы (гладкие и рифленые типа «рыбка», кегли, посуда пластмассовая, пластинки); •ёмкость.

       

            МАРТ

1.Мир камней

• познакомить с различными видами камней по форме и цвету;

• показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.

• камни разные;

• лупа;

• емкость.

2.Вершки - корешки

• выяснить, что раньше появляется из семени.

• бобы (горох, фасоль);   •влажная ткань (бумажные салфетки);

• прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения.

3. Плавление парафина

• уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.

• упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

• кусочки парафина;  •игрушечные сковородки;

• палочки для размешивания парафина;

• тряпочки.

4. Опыты с лимоном

•познакомить со свойствами лимона во взаимодействии с содой, уксусом.

• лимон;

• бумага;

• бутылка.

          АПРЕЛЬ

1.От чего происходит

   смена дня и ночи?

• развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; •объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

• модель Земли – глобус;  

• фонарик;

• картинки с изображением различных времен суток.

2.Темный космос

• узнать, почему в космосе темно.

 воздушный шарик;

• ножницы;

•салфетка;

• пластилин;

• большая металлическая скрепка.

3. Виды электричества

 познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

• формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

 провод в оплетке;

•резиновые перчатки;

• пластмасса;

• дерево;

• стекло.

4. Проводники и

    диэлектрики

• формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

• кусочки бумаги;

• расческа;

• воздушный шарик;

• электроприборы.

              МАЙ

1.Источник звука и его

   распространение.

   Способы восприятия

   звуков человеком и

   животных.

 познакомить детей с понятием «звук»,  с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать

различные звуки.

 детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещотка.

2.Спичечный телефон

• познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

• два спичечных коробка;

• тонкая длинная нить;  

• иголка, две спички.

3.Взаимодействие и

  переход вещества из

  одного вида в другой

  ( нагрев и

  охлаждение, горение,

  круговорот воды в

  природе).

 продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

• пластмассовая бутылка;  

• воздушный шарик;

• 2 миски с горячей и холодной водой;

• термометр, две спички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В данной методической разработке содержится перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....