Проект "Природа - наш общий дом" для детей младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Соснина Галина Николаевна

Краткосрочный педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «Природа - наш общий дом»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный педагогический проект

для детей младшего дошкольного возраста

«Природа - наш общий дом»

Филиал МБОУ «В-Матигорская средняя общеобразовательная школа – Детский сад №30 «Ромашка»  Воспитатели Борзая Н.Н. Соснина Г.Н.

                                                                                Сроки прохождения с 4 по22 апреля                          

                                                                                2016г.

Актуальность

    Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

    Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

 Цель.

- вызвать у детей интерес к образу жизни растений и животных;

- сочувствие, сопереживание к живому организму при нарушении его целостности;

- желание самому оказывать помощь.

Задачи.

-  учить видеть красоту природы;

- познакомить детей с правилами поведения в природе,  с экологическими запретами;

-  обогащать словарный запас;

-  развивать логическое мышление, внимание, память;

-  воспитывать желание беречь природу;

-  формировать навыки экологически  грамотного, нравственного  поведения в природе;

-  прививать любовь к родной  природе, подводить к  пониманию её хрупкой красоты.

Предполагаемый результат:

- проявление интереса к птицам и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

-  эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

-  воспитывается бережное отношение к природе.

        Содержание.

Работа по проекту приурочена ко Дню Земли.

        Подготовительный этап.

-  папка-передвижка для родителей  «Работа по проекту»

-  выставка книг и иллюстраций «Наши друзья»

-  беседа « 1 апреля – день защиты птиц»; «22 апреля – день Земли»

- оформление места для сбора корма птицам.

-  проведение конкурса « Оригинальная кормушка»

 Исследовательский этап.

-  Занятие   «Кактус в горшке» (лепка из пластилина)

-Занятие «Одуванчик в траве» (рисование красками)

-  Занятие «Наш сад на окне» (занятие по формированию целостной картины мира.)

-  Занятие «Красивый цветок» (лепка)

-Занятие«Солнышко на травке»  (занятие на прогулке)

-  Занятие «Почему цветок плачет?»

-  Занятие «Кормушка» (Рассматривание картинок зимующих птиц)

-  Занятие  «Птицы – наши друзья»

-  Занятие  «Экологическая тропа» (экскурсия в парк)

 Чтение художественной литературы :

В. Бианки «Как муравьишки спешили домой»

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

С. Кирсанов «Что значит ты без травы и птиц»

А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом»

В.Бианки «Синичкин календарь»

И.Крылов « Кукушка и петух»

Б.Житков «Сад»

Г.Серебрицкий «Берегите птиц»

Отчет о проведенном проекте.

В период с4 апреля по 22апреля была оформлена  папка передвижка для родителей  «Работа по проекту», выставка книг и иллюстраций «Наши друзья»также было  оформление места для сбора корма птицам.  Проведение конкурса « Оригинальная кормушка»

Проведены следующие занятия:

-  Занятие   «Кактус в горшке» (лепка из пластилина)

-Занятие «Одуванчик в траве» (рисование красками)

-  Занятие «Наш сад на окне» (занятие по формированию целостной картины мира.)

-  Занятие «Красивый цветок» (лепка)

-Занятие «Солнышко на травке»  (занятие на прогулке)

-  Занятие «Почему цветок плачет?»

-  Занятие «Кормушка» (Рассматривание картинок зимующих птиц)

-  Занятие  «Птицы – наши друзья»

-  Занятие  «Экологическая тропа» (экскурсия в парк)

приложение

«Кактус в горшке» (лепка из пластилина)

Программное содержание.  Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

Демонстрационный материал. Кактус в горшке, лейка с водой.

    Раздаточный материал. Пластилин, сосновые или еловые иголочки, крышка от пластиковой бутылки, дощечка-подкладка.

Ход занятия

     Покажите детям кактус в горшке. Предложите аккуратно потрогать колючки кактуса и спросите: « Какой он?» (Зеленый, колючий, маленький.) расскажите ребятам, что кактус живой и ему нужна вода, но так как кактусы живут в пустынях, он привык обходиться малым количеством воды. Дайте одному ребенку лейку с водой и попросите немного полить кактус.

    Предложите детям сделать такой же кактус. Для этого надо наполнить крышку то пластиковой бутылки черным пластилином - это будет горшок  с землюй. Затем нужно скатать зеленый шарик, придать ему овальную форму, слегка раскатав между ладоней, и « посадить в горшок с землей». В зеленый овал нужно воткнуть сосновые или еловые иголки – колючки.

 В конце занятия сравнить сделанные детьми кактусы с настоящим кактусом.

«Одуванчик в траве» (рисование красками)

 Программное содержание. Вызвать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приемы рисования красками. Закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать её о тряпочку. Учить радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

    Материалы .Альбомные листы бумаги зеленого тона, краски гуашь желтая, темно – зеленая; кисть, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими образовательными областями. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», рассматривание иллюстраций в детских книгах. На прогулке рассматривание первых появившихся цветов. Игра «Найди такой же цветок».

Ход занятия

     Вспомнить с детьми, как на прогулке они любовались цветущими одуванчиками; уточнить какого цвета одуванчики; рассмотреть цветок одуванчика, определить его форму.

    Спросить, как можно нарисовать цветы одуванчика. Вызвать ребенка для показа к доске. Затем спросить, как можно нарисовать стебель одуванчика, и вызвать для показа к доске другого ребенка.

    Предложить детям рисовать цветы по всему листу бумаги. Сказать, что рисовать одуванчик  можно по- разному: сначала  можно изобразить ножку с листами, потом цветок, а можно начать рисование с цветка, который можно также изобразить разными способами.

    Готовые рисунки выставить на доске. Полюбоваться с детьми, отметить, как красиво выглядят одуванчики в зеленой траве.

    В заключении прочитать стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

«Наш сад на окне»

(занятие по формированию целостной картины мира.)

Цели:

 - Закреплять знания названий комнатных растений.

 - Продолжать учить различать части растений (стебель, листья, цветок).

Оборудование: комнатные растения – фиалки, бальзамин, традесканция, фикус, кактус, предметные картинки с изображением комнатных растений.

Ход занятия

Воспитатель уточняет с детьми, что на улице холодно, а в группе тепло и на окошке есть разные растения. Раздается стук в дверь, в группу приходят дети старшего возраста и приносят в подарок комнатные растения, которые они вырастили для малышей. Воспитатель предлагает рассмотреть растения, уточняя с помощью старших детей основные части, окраску листьев и цветов, некоторые названия, сообщает новые названия.

Показывает кактус, обращает внимание на то, что у некоторых растений нет обычных листьев, но есть колючки, поэтому такие растения опасны и в группе их не содержат. Педагог предлагает сравнить новые растения и уже имеющиеся в группе, показать аналогичные.

Для закрепления знания частей растения воспитатель проводит игру «Разложи правильно»: раздает детям картинки с изображением комнатных растений и предлагает положить к фиалке растения с цветками, к фикусу- растения, имеющие стебель, и к традесканции цветущее растение с листьями, педагог предлагает показать у этого растения листья и спрашивает у ребенка, что еще есть у этого растения(цветок).

Подводя итог, педагог благодарит старших детей за подарок. Напоминает , что о растениях нужно заботиться, трогать аккуратно, поливать водичкой, тогда они всегда будут радовать всех своими цветами и зелеными листочками.

«Красивый цветок»(лепка)

Цели:

- Закреплять навыки работы в технике платилинографии.

- Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями, умение создавать из полученных элементов полуобъемное изображение.

Оборудование: изображение цветов в технике пластинографии, подготовленные колбаски и шарики для показа приемов работы, листы полукартона формата А5 пастельных тонов, пластилин, стеки.

Ход занятия

 Воспитатель напоминает о том, какие красивые фиалки они рассматривали, показывает изображения цветов и предлагает сделать такие же.

Педагог просит показать в воздухе, как дети будут раскатывать пластилин между ладонями, чтобы сделать стебель ( прямые движения) и цветок (круговые движения). Напоминает и показывает, как накладывать, прижимать и слегка расплющивать пластилин для изготовления цветка, предлагает выбрать фон и цвета пластилина, обращает внимание на красивое сочетание цветов.

    В процессе лепки напоминает о приемах работы, предлагает использовать для украшения стеку.

«Солнышко на травке»  (занятие на прогулке)

Цели:

- пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс);

- Продолжать учить рассматривать растения на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист, цветок;

- Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за ними.

Словарная работа: существительные (весна, снег, цветок, тюльпан, нарцисс, одуванчик, шуба, пальто, земля, клумба, стебель, лист, форма, цвет, листья, корень, аппетит, хоровод, небо); глаголы (пригреть, открыть, использовать, рвать, завянет, потерять, рисовать).

Оборудование: физкультминутка «Одуванчик», загадки, картинки с изображением первых цветов, цветные мелки, стихотворение О. Высотской «Одуванчик».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель:Как вы догадались?

Дети: Растаял снег.

Воспитатель:Как одеты люди весной?

Дети: Легко. Сняли шубы и надели пальто, вместо варежек перчатки.

Воспитатель. Теплое весеннее солнышко растопило снег и лед, превратило их в талую воду. Весенние талые воды наполнили растения – вот они и проснулись, зазеленели. Расцвели первые весенние цветы: нарциссы, тюльпаны ( показывает их на картинках).

Воспитатель. Ведет детей к одуванчикам.

Ребята, отгадайте загадку. Что это за цветок?

Был он желтым, станет белым,

Только дунет ветерок-

К облакам взлетит он смело,

Он летающий цветок.

(одуванчик)

Дети. Одуванчик.

Воспитатель. Сейчас цветок какого цвета?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Когда он будет белым?

Дети. Летом.

Воспитатель. Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травкой показались на свет и желтые цветы – одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко – улыбаются. Солнышко желтое и одуванчики желтые. Давайте посмотрим, какой у него стебель. (дети рассматривают). Какой он у одуванчика?

Дети. Длинный.

Воспитатель. А листья какие?

Дети. Тоже длинные.

Воспитатель. Цветок какой по форме и цвету?

Дети. Круглый, желтый.

Воспитатель (читает стихотворение)

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький привет.

Одуванчик – лекарственное растение. В медицине используют его листья и корни для лечения кашля и улучшения аппетита.

Воспитатель ведет детей на веранду.

Физкультминутка «Одуванчик».

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

( дети приседают, потом медленно поднимаются).

Если ветер быстрый – быстрый

(разбегаются в разные стороны).

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит,

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(берутся за руки и идут по кругу).

И сольются с небосводом.

Воспитатель. На зеленой травке одуванчики очень красивы, но не стоит их рвать. Они поникнут, букет завянет, венок из одуванчиков потеряет свою красоту. Давайте возьмем мелки и нарисуем одуванчики на асфальте.

Дети рисуют.

Одуванчики на траве и асфальте останутся и долго будут радовать всех.

«Почему цветок плачет?»

Цель:

- Вызвать у детей чувство сострадания к живому. Формировать представление о пользе и красоте растений.

Словарь: храбрый, мать-мачеха.

Этический заряд: Какая? (веселая, грустная, сердитая).

Материал: поляна с множеством цветов мать-и - мачехи и полянка с одним цветком.

Ход занятия

Воспитатель. «Еще лежит снег, не только в лесу, но и на тротуаре .Еще на реке лед. Но на солнышке, где растаял снег, возле моего дома, появилось чудо – желтый, как само солнышко, цветок. Он без листьев, только стебелек и сам цветочек. У него длинное имя: мать – мачеха. Это удивительно: вокруг снег, а на маленьком кусочке черной земли – живой цветок! Храбрый, не боится, что рядом столько холодного снега. Веселый, потому что все, кто его видят, улыбаются. Подошла я к нему и говорю: «Здравствуй, милый! Я тебе очень рада. Я знаю: ты – зацвел, значит, скоро настоящая весна. Мне так хочется показать тебя детям, можно я тебя сорву?»

Вдруг нахмурился цветок, стал грустным-грустным и говорит: « если только ты меня сорвешь, я не обижусь. Но вот утром расцвели еще цветы, а сейчас их нет. Значит, почему?

- Дети, а как вы думаете?

Да, сорвали их дети, некоторые с собой унесли. А несколько ногами затоптали. А мы ведь живые…

Возьмитесь рукой за один пальчик, сожмите его – больно? А нам еще больнее – ведь нас совсем затоптали. Посмотрите, вот так здесь было утром… А вот так теперь стало.

Было так красиво и весело, радостно всем.

А теперь я один, мне плохо и страшно. Я живой, и я плачу.

Воспитатель: Не плачь, милый, мы с детьми все о тебе расскажем и попросим всех тебя не рвать. Хочешь? Ребятки, а вы?

Воспитатель: Вы еще не знаете, что цветы не просто нас радуют, они и лечат. Посмотрите ( пачки с изображением ландыша, розы, василька, тюльпана).

Сейчас мы с вами попробуем душистый чай из розы. Он очень вкусный, полезный, у него красивый цвет.

Смотрите, какой у него цвет – розовый и красный. Правда, вкусно?

Так что мы сегодня решим:

- цветы живые, им больно.

- не будем рвать цветы, если не мы их посадили!

- а если посадили мама и бабушка, спросим разрешения.

«Кормушка» (Рассматривание картинок зимующих птиц)

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему  виду.

- Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Развивать наблюдательность, внимание, учить говорить спокойно с естественными интонациями.

- Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Предварительная работа: Ежедневное наблюдение за птицами у кормушки, подмечать их повадки, какой корм им нравится. Приготовить картинки, конверты с разными картинками, корм.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вспомните, каких птиц мы видим у нашей кормушки? (дети называют, воспитатель дополняет).

     Посмотрите на эту птицу – показывает воробья. - Что есть у воробья? Иди, Ксюша, покажи и скажи. (ребенок показывает головы, клюв, глаза, крылья, хвост, ноги. – Какого цвета его перышки? Дети называют цвета с помощью воспитателя. – Что делает воробей?  Клюет зернышки, крошки. Как он себя ведет у кормушки?Воробей смелый, шустрый, быстро подлетает и улетает. (все слова дети повторяют хором и индивидуально. – Послушайте я про него расскажу стихотворение. (читает стихи В. Стоянова «Воробей».

Я – веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен, и болтлив, и пуглив, чив, чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки,

Я хитер и шаловлив, суетлив. Чив, чив!

Дни мои зимою тяжки,

- Нет ни крошки, ни букашки,

Вот когда я молчалив, еле жив, чив, чив.

Как кричит воробышек? (дети повторяют хором – чив,чив.)  - Поэтому мы кормим воробьев зимой, жалеем их. Вот как жалуется воробей: «Дни мои зимою тяжки, нет ни крошки, ни букашки».

     Воспитатель показывает синицу. (рассматривание идет так же).

Читает стихотворение А.Барто «Синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень – тень – тень.

- Как поет синичка? (дети повторяют).

     Далее показывает галку. Дети рассматривают птицу. Ребенок читает стихотворение Е.Трудневой «Галка»

Скоком, боком, боком, скоком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

     Воспитатель показывает голубя. Идет его рассматривание, а затем ребенок читает потешку.

Гуля, гуля – голубок, гуля сизенький

Сизокрыленький, всем миленький.

     Воспитатель. Молодцы! Всех птичек вспомнили и рассказали про них. Давайте поиграем. Вы все будете птички. Я буду говорить слова, а вы на слово «ай» улетайте в домики. Птички сидят, клюют и улетают.

Села птичка на окошко:

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка – ай!

(игру повторяют 2-3 раза).

Воспитатель. Какие хорошие птички! А теперь вы снова ребятки. Садитесь, успокойтесь. Посмотрите, что у вас в конвертах? Надо сложить из частей целую птичку и сказать, какая у вас птичка.(дети выполняют задание).

Воспитатель повторяет название всех птиц, которых назвали дети. Читает стихотворение Р.Бухараева «Кормушка».

Медленно, медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек

В шапке и шубке своей меховой,

Красные санки везет за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц:

Для корольков, снегирей и синиц.

Падает, падает, падает снег

Доброй дороги тебе, человек!

Вот и мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покормим птиц крошками и зернышками семечек. (дети уходят одеваться, берут с собой корм для птиц.

«Птицы – наши друзья»

Задачи:

- закреплять представления детей о птицах, весне и признаках её наступления;

- воспитывать интерес к жизни птиц;

- формировать бережное и заботливое отношение детей к птицам;

- активизировать словарь, развивать мышление;

- закреплять умение рисовать пальчиками.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, вопросы, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа:

-  чтение художественной литературы;

-  беседа о весне, природных явлениях, птицах;

-  разучивание стихов, песен, загадок, подвижных игр, наблюдения на прогулках.

Оборудование: оформление зала по теме «Весенний лес», презентация, костюм героя(кошка Мурка), подарки детям, стихотворение И. Токмаковой «Весна», аудиозапись голосов птиц и музыки С. Прокофьева «Кошка», картинки с их изображением.

Ход.

(Под аудиозапись пения птиц дети входят в зал.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. А теперь послушайте меня: какое сейчас время года?

Дети. Весна.

(Воспитатель читает с выражением стихотворение И. Токмаковой «Весна»).

Здравствуй, милая весна!

Ты душиста и ясна.

Зеленеет лес и луг,

Так красиво все вокруг!

И зовет тепло лучей

И зовет тепло лучей

На прогулку всех детей!

(Затем предлагает детям встать в хоровод для проведения игры «Веснянка».)

Солнышко – солнышко,

(дети идут по кругу, держась за руки.)

Золотое донышко.

Побежал в лесу ручей,

(бегут по кругу).

Прилетели сто грачей,

(бегут, имитируя полет птиц).

А сугробы тают, тают,

(медленно приседают).

А цветочки подрастают.

 (  встают на цыпочки и тянут руки вверх).

(Затем дети садятся на стульчики.)

Воспитатель. А вы знаете, что бывает весной?

Дети. Тает снег, текут ручьи, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы.

Мы строим для них кормушки.

Воспитатель. Правильно, ребята, весной прилетает много птиц. Вот сейчас мы попробуем отгадать  их названия.

На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

А зовут его … (скворец).

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает.

Как ту птичку называют?

(жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка).

Дети. К нам прилетают грачи, дикие гуси и утки. (ответы детей сопровождаются показом презентации).

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы.

Дети. Перьями.

Воспитатель. Есть голова, туловище, хвост, уши – они не видны из-под перьев. Наружных ушей нет. Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями, в нижней – чешуйками.

     На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах острые, загнутые когти, широко расставленные в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

(Воспитатель предлагает нарисовать птичкам корм, используя пальчиковую технику.)

Утром, когда я проснулась, первыми меня приветствовали птицы. Они проснулись раньше меня и весело щебетали, здороваясь с солнышком.

(звучит аудиозапись голосов птиц, музыки С.Прокофьева «Кошка», в зал входит недовольная кошка Мурка, сердито мяукая.

Мурка. Кто мне сладко спать мешает?

Воспитатель. Здравствуй, Мурка. Извини, пожалуйста, что мешаем тебе спать на теплом весеннем солнышке. Не сердись на нас, мы тебе расскажем про птиц.

(проводится игра «Узнай птицу на картинке».

Мурка. Все знают ваши дети. А вот загадки умеют отгадывать или нет?

Воспитатель. Умеют.

Мурка. Тогда отгадайте.

Солнце лучиком играет,

А снежок все тает, тает.

Стало детям не до сна,

В гости к нам пришла …

Дети. Весна!

Мурка. Молодцы!

Воспитатель. А теперь все вместе поиграем в игру «Кошка и птички».

(дети и кошка играют)

Мурка, мы очень весело поиграли, только ты, пожалуйста не забывай, что за птичками охотиться нельзя.

Ребята, скажите Мурке почему.

Дети. Птицы – наши друзья, помощники. Они едят вредных жуков, червяков, красиво поют.

Воспитатель. Птицы приносят большую пользу лесу. Напомним, ребята, как нужно вести себя в лесу, что нельзя делать? Ведь там мы в гостях у лесных жителей.

Дети. Нельзя сорить , шуметь, играть со спичками, рвать цветы, разорять гнезда. Нужно вести себя хорошо, красиво, воспитанно.

Мурка. Большое спасибо, ребята. Вы научили меня правилам поведения в природе. За ваши умения, знания, активность я хочу вас поблагодарить и подарить подарки.

До свидания, ребята!

(кошка Мурка раздает детям подарки. Воспитатель подводит итог занятия. Дети уходят из зала).

«Экологическая тропа» (экскурсия в парк)

Программное содержание. Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев.

Материалы. Объекты экологической тропы: дерево, кустарник, травянистые растения. Игрушка Лесовичок.  Саженец рябины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения в природе. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание иллюстраций. Рисование « Одуванчики в траве».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости снова пришел Лесовичок. Давайте покажем Лесовичку нашу зеленую  тропинку, на которой  растут  разные растения. Лесовичок, если ты отгадаешь загадку, то узнаешь, какое дерево мы тебе хотим показать.

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице - в полоску

Ты узнаешь……

Лесовичок. Березку!

Воспитатель. Правильно, эта загадка о березе. Дети, покажите Лесовичку березку, которая  растет около тропинки, и расскажите, чем береза отличается от других деревьев. У березы белый ствол и черные пятнышки. Весной у березы распускаются нежные  зеленые листочки и длинненькие сережки. А теперь покажите Лесовичку , где у нас растет сирень. Сирень- это кустарник. В отличии от деревьев, у кустарников не один, а много стволов. Ребята, расскажите Лесовичку об этом растении. У сирени очень красивые ароматные цветы. Сирень украшает нашу зеленую тропинку.

В нашем садочке сирень расцвела.

Всех насекомых туда привлекла.

Очень красиво стало кругом,

Пахнет сиренью и ночью и днем!

Еще на зеленой тропинке есть травянистые растения. Кто может показать их Лесовичку? (дети показывают Лесовичку травянистые растения.)

Воспитатель обращает внимание детей на одуванчик и читает стихотворение З.Александровой:

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

И, как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Воспитатель. Ребята, покажите, как одуванчик стал седой и ветром улетел – ветер разносит семена одуванчика.

     Дети разбегаются в разные стороны и кружатся на месте, изображая семена.

Лесовичок. Как в саду красиво! Весной светит солнце и все растения оживают. А у вас растет рябинка? Нет? Я хочу подарить вам такое дерево. Это рябинка еще очень маленькая, и поэтому её называют саженец. Этот саженец нужно посадить в землю. Сегодня я вам расскажу, как это нужно делать.

      Лесовичок показывает детям саженец и спрашивает: «Что есть у яблоньки? (ствол, ветки и корень.)

     Лесовичок . Дерево сажают в землю. Как вы думаете, какая часть дерева должна быть в земле? Конечно, корень. Все растения прячут свои корни в земле. Как вы думаете, почему? Чтобы растение не упало, корни всегда должны быть глубоко в земле. А еще с помощью корня растение питается. Что нужно сделать для того, чтобы корень был в земле? Нужно сначала выкопать ямку.  Глубина ямки должна скрывать весь корень.

     Воспитатель. Лесовичок, мы выкопали ямку. Теперь можно садить дерево?

     Лесовичок. Нет, сначала в ямку нужно налить воды, чтобы дерево легче прижилось. При посадке дерева необходимо обратить внимание детей на то, что следует особенно бережно относиться к корням саженцев.Лесовичок комментирует действия воспитателя: «Земля должна быть мягкой, но дерево должно стоять крепко. Для этого один ребенок должен аккуратно пройти по земле вокруг дерева, чтобы земля немного уплотнилась. А теперь нужно сделать лунку вокруг дерева, чтобы вода задержалась и питала корни. Потом дерево нужно еще раз полить. Поливать следует под самый корешок».

     Воспитатель. Деревья растут долго, поэтому нужно бережно относиться к ним. Если наша рябинка приживется, то через несколько лет на ней появятся грозди рябины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «Природа- наш общий дом Филиал МБОУ «В- Матигорская средняя общеобразовательная школа – Детский сад №30 «Ромашка» Воспитатели Борзая Н.Н. Соснина Г.Н. Сроки прохождения с 4 по22 апреля 2016 г.

Слайд 2

Актуальность: Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо , Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь .

Слайд 3

Цель: вызвать у детей интерес к образу жизни растений и животных, сочувствие, сопереживание к живому организму , желание самому оказывать помощь. Задачи : учить видеть красоты природы , познакомить детей с правилами поведения в природе, с экологическими запретами, обогащать словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать желание беречь природу, формировать навыки экологически грамотного , нравственного поведения в природе, прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты.

Слайд 4

Предполагаемый результат: - проявление интереса к птицам и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; - эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы; - воспитывается бережное отношение к природе.

Слайд 5

Подготовительный этап: - папка-передвижка для родителей «Работа по проекту» - выставка книг и иллюстраций «Наши друзья» - беседа « 1 апреля – день защиты птиц »; « 22 апреля – день Земли» - оформление места для сбора корма птицам. - проведение конкурса « Оригинальная кормушка»

Слайд 6

Исследовательский этап: - Занятие «Кактус в горшке» (лепка из пластилина) - Занятие «Одуванчик в траве» (рисование красками) - Занятие «Наш сад на окне» (занятие по формированию целостной картины мира.) - Занятие «Красивый цветок» (лепка) - Занятие «Солнышко на травке» (занятие на прогулке) - Занятие «Почему цветок плачет?» - Занятие «Кормушка» (Рассматривание картинок зимующих птиц) - Занятие « Птицы – наши друзья» - Занятие « Экологическая тропа» (экскурсия в парк)

Слайд 7

Чтение художественной литературы: В . Бианки «Как муравьишки спешили домой» Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка» С. Кирсанов «Что значит ты без травы и птиц» А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом» В.Бианки «Синичкин календарь» И.Крылов « Кукушка и петух» Б.Житков «Сад» Г.Серебрицкий «Берегите птиц»

Слайд 8

Папка передвижка

Слайд 9

Конкурс «Птичья столовая»

Слайд 11

Занятия

Слайд 12

Земля – наш общий дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Отчет "Динамика общего развития детей разновозрастной группы за 2 года с 2018-2020гг сентябрь 2020г

В отчете представлены данные мониторинга общего развития детей разновозрастной группы с 4-6 лет за 2018-2019 уч.гг., а также данные мониторинга развития детей разновозрастной группы с 5-7 лет за 2019-...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для детей младшей группы обще развивающей направленности (с 3 до 4 лет) на 2021 - 2022 учебный год

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» – базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки...

Консультация для родителей "Общая характеристика детей возрастная группа 6-8 лет"

Данная консультация познакомит родителей с процессом развития ребенка старшего дошкольного возраста, поможет понять ребенка на данном этапе развития....