Главные вкладки

    Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы
    учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы

     

    И сейчас внимательно послушайте легенду о рябине. Легенда о любви и семейном счастье. И откуда появилось дерево рябина.

    «Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева». А интересно, почему ягоду назвали именно рябина? (ответ детей). Это дерево получило свое название благодаря ярким ягодам. Мало того, что ягоды имеют яркий оранжевый цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах. Отсюда и название - "рябина" Рябина, очень красива в любое время года.

     

    Актуальность:

    Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

    Стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

    Цель: расширять представления о разнообразии плодов растений, их роли в природе и жизни человека.

    Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

    Задачи:

    Художественно-эстетическое развитие:

    Образовательные:

    • Совершенствовать умения составлять объемную аппликацию, создавая образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств.
    • Учить предавать характерные особенности ветки рябины, форму и цвет ягод

    Развивающие:

    • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы
    • Развивать самостоятельность, уверенность, активность
    • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе

    Коррекционные:

    • Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
    • Активно включать зрение в процесс рассматривания

    2. Познавательное развитие:

    • Уточнить и закрепить представления детей о рябине.
    • Познакомить с приметами, связанными с этим деревом.
    • Выяснить, какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных.
    • Активизировать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности.
    • Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы.
    • Закреплять представления о деревьях родного края.
    • Накапливать эмоционально-чувственный опыт.
    • Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

    3. Речевое развитие:

    • Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
    • Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, форма предметов, приметы осени и т.д.)

    4. Социально-коммуникативное развитие:

    • Развивать находчивость, взаимовыручку, выдержку, побуждать детей к самооценке.
    • Формировать патриотические чувства.
    • Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству.

    5. Физическое развитие:

    • Формировать двигательные умения и навыки вовремя физ. минутки
    • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

    Словарная работа: ягоды, кисть, гроздь рябины, аромат, плод, оранжево-красные.

    Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемно – поисковой ситуации, заучивание стихотворений о рябине, коллективная работа (художественный труд) венок «Рябиновые кисти», здоровье сберегающие технологии, моделирование, индивидуальная работа, рисование «веточка рябины».

    Материалы:

    Демонстрационный – грозди рябины, корзина, платок, магнитофон с записью «Танец осенних листьев». Филиппенко, «Ягоды рябинки» Е.Курячий.

    Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4 с изображением ветки рябины; цветные карандаши или гуашь, пластилин, дощечки для лепки, подсушенные плоды рябины, бумажные салфетки, клеящий карандаш, клеенки.

    Предварительная работа:

    • Во время прогулки рассматривание листьев и ягод рябины, составление о них описательных рассказов
    • Разучивание стихотворения И. Токмаковой "Рябина", слушание песен.
    • Проведение подвижных и дидактических игр с листьями.
    • Загадывание загадок.
    • Изготовление поделок из природного материала.
    • Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Осень», «Деревья», «Ягоды» и т.д.

     

    Ход занятия.

    1. Организационный этап.

    Под музыку («Танец осенних листьев» Филипенко) дети входят в группу, встают полукругом.

    Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

    2. Проблемно – поисковый этап.

    Воспитатель: осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

    Весною зеленела, летом загорала, осенью надела Красные кораллы Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам,

    А кудрявой ветке –Место у беседки. (Рябина)

    Воспитатель читает загадку, а отгадку показывает, раскрыв корзину.

    Как называются ягоды в моей корзинке? (рябины)

    Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

    Какой они формы? (Круглые)

    Какого они размера? (Маленькие). Правильно, ребята. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.)

    Воспитатель: вынимает из корзины рябиновую гроздь. Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
    Если на одной веточке много ягод, её называют гроздью рябины.

    В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

    Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту. Давайте прочитаем стихотворения, которые мы учили с вами об этом замечательном дереве.

    Ребёнок 1

    Осыпается весь наш бедный сад,

    Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

    Ребёнок 2

    Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

    Кисти ярко-красные вянущих рябин 

    Ребёнок 3

    Нежно гладит куст рябины

    Осень влажною рукой:

    Ягод красные рубины,

    И багряных листьев рой.

    Ребёнок 4 

    Стройную рябину вижу во дворе,

    Изумруд на ветках, утром на заре

    Ребёнок 5

     Много ягод красных,

    Спелых и прекрасных,

    Гроздями висят,

    Их красив наряд.

    Воспитатель: А теперь наши девочки-рябинки исполнят танец «Ягоды рябинки».

    Ребёнок 6

    А зимой рябинки

    Огоньком горят,

    Красны как рубины,

    На ветвях блестят.

    Ребёнок 7

    Зябнут берёзы, стынут осины.

    Только горят на морозе рябины.

    И отовсюду – смотри-ка, смотри! -

    Греться к рябине летят снегири.

    Звучит аудиозапись звука снегиря, в группу влетает снегирь.

    Снегирь: здравствуйте, мои друзья,

    Очень рад вас видеть я,

    Не один час к вам летел,

    Очень кушать захотел!

    Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто это? А где они живут? Чем питаются? Ответы детей; воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что снегирь прилетел в город из леса, потому что здесь растет рябина, и у нас в детском саду она тоже растет.

    Снегирь: Ребята, какие вы молодцы, мне хочется с вами поиграть, давайте поиграем в игру «Собери ветку рябины».

    3. Практический этап.

    Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем рябину, но прежде, чем начать нашу работу, давайте поиграем с нашими пальчиками, чтобы они нас лучше слушались.

    Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

    Вот рябинка у тропинки, кисти алые горят (дети показывают кисти)

    А девчонки и мальчишки их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

    Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,)

    Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев)

    Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим ветку рябины: какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Запомнили, как выглядит веточка рябины? Ну тогда садитесь за столы и начнем рисовать.

    У вас на столах листочки, на которых наклеен листочек рябины, вы будете рисовать ягодки. Мы попробуем напечатать тычком ровные и одинаковые кружочки. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ребята, какие интересные грозди у вас получились! Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

    - Ребята, давайте снегирю подарим вот эти веточки рябины. Бери, снегирь угощение для тебя и твоих друзей, мы приглашаем вас всех к нам на участок, вы сможете полакомиться рябиной.

    Снегирь: вот здорово, теперь нам ягод хватит на всю зиму. Спасибо вам, ребята! Ждите нас в гости.

    Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать! 

    4. Рефлексивный этап.

    Воспитатель: Ребята покажем своим родителям и расскажем, что мы научились делать? Как мы рисовали рябину? Зачем, для кого мы ее рисовали? А вам понравилось так рисовать? Вам в чем-то было сложно?

    Дети, какие вы молодцы! Я хочу угостить вас чудесными, вкусными ягодками.

    (Клюква в сахаре для угощения.)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы

     

    И сейчас внимательно послушайте легенду о рябине. Легенда о любви и семейном счастье. И откуда появилось дерево рябина.

    «Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева». А интересно, почему ягоду назвали именно рябина? (ответ детей). Это дерево получило свое название благодаря ярким ягодам. Мало того, что ягоды имеют яркий оранжевый цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах. Отсюда и название - "рябина" Рябина, очень красива в любое время года.

     

    Актуальность:

    Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

    Стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

    Цель: расширять представления о разнообразии плодов растений, их роли в природе и жизни человека.

    Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

    Задачи:

    Художественно-эстетическое развитие:

    Образовательные:

    • Совершенствовать умения составлять объемную аппликацию, создавая образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств.
    • Учить предавать характерные особенности ветки рябины, форму и цвет ягод

    Развивающие:

    • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы
    • Развивать самостоятельность, уверенность, активность
    • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе

    Коррекционные:

    • Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
    • Активно включать зрение в процесс рассматривания

    2. Познавательное развитие:

    • Уточнить и закрепить представления детей о рябине.
    • Познакомить с приметами, связанными с этим деревом.
    • Выяснить, какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных.
    • Активизировать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности.
    • Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы.
    • Закреплять представления о деревьях родного края.
    • Накапливать эмоционально-чувственный опыт.
    • Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

    3. Речевое развитие:

    • Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
    • Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, форма предметов, приметы осени и т.д.)

    4. Социально-коммуникативное развитие:

    • Развивать находчивость, взаимовыручку, выдержку, побуждать детей к самооценке.
    • Формировать патриотические чувства.
    • Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству.

    5. Физическое развитие:

    • Формировать двигательные умения и навыки вовремя физ. минутки
    • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

    Словарная работа: ягоды, кисть, гроздь рябины, аромат, плод, оранжево-красные.

    Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемно – поисковой ситуации, заучивание стихотворений о рябине, коллективная работа (художественный труд) венок «Рябиновые кисти», здоровье сберегающие технологии, моделирование, индивидуальная работа, рисование «веточка рябины».

    Материалы:

    Демонстрационный – грозди рябины, корзина, платок, магнитофон с записью «Танец осенних листьев». Филиппенко, «Ягоды рябинки» Е.Курячий.

    Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4 с изображением ветки рябины; цветные карандаши или гуашь, пластилин, дощечки для лепки, подсушенные плоды рябины, бумажные салфетки, клеящий карандаш, клеенки.

    Предварительная работа:

    • Во время прогулки рассматривание листьев и ягод рябины, составление о них описательных рассказов
    • Разучивание стихотворения И. Токмаковой "Рябина", слушание песен.
    • Проведение подвижных и дидактических игр с листьями.
    • Загадывание загадок.
    • Изготовление поделок из природного материала.
    • Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Осень», «Деревья», «Ягоды» и т.д.

     

    Ход занятия.

    1. Организационный этап.

    Под музыку («Танец осенних листьев» Филипенко) дети входят в группу, встают полукругом.

    Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

    2. Проблемно – поисковый этап.

    Воспитатель: осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

    Весною зеленела, летом загорала, осенью надела Красные кораллы Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам,

    А кудрявой ветке –Место у беседки. (Рябина)

    Воспитатель читает загадку, а отгадку показывает, раскрыв корзину.

    Как называются ягоды в моей корзинке? (рябины)

    Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

    Какой они формы? (Круглые)

    Какого они размера? (Маленькие). Правильно, ребята. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.)

    Воспитатель: вынимает из корзины рябиновую гроздь. Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
    Если на одной веточке много ягод, её называют гроздью рябины.

    В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

    Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту. Давайте прочитаем стихотворения, которые мы учили с вами об этом замечательном дереве.

    Ребёнок 1 

    Осыпается весь наш бедный сад,

    Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

    Ребёнок 2

    Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

    Кисти ярко-красные вянущих рябин 

    Ребёнок 3

    Нежно гладит куст рябины

    Осень влажною рукой:

    Ягод красные рубины,

    И багряных листьев рой.

    Ребёнок 4 

    Стройную рябину вижу во дворе,

    Изумруд на ветках, утром на заре

    Ребёнок 5

     Много ягод красных,

    Спелых и прекрасных,

    Гроздями висят,

    Их красив наряд.

    Воспитатель: А теперь наши девочки-рябинки исполнят танец «Ягоды рябинки».

    Ребёнок 6

    А зимой рябинки

    Огоньком горят,

    Красны как рубины,

    На ветвях блестят.

    Ребёнок 7

    Зябнут берёзы, стынут осины.

    Только горят на морозе рябины.

    И отовсюду – смотри-ка, смотри! -

    Греться к рябине летят снегири.

    Звучит аудиозапись звука снегиря, в группу влетает снегирь.

    Снегирь: здравствуйте, мои друзья,

    Очень рад вас видеть я,

    Не один час к вам летел,

    Очень кушать захотел!

    Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто это? А где они живут? Чем питаются? Ответы детей; воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что снегирь прилетел в город из леса, потому что здесь растет рябина, и у нас в детском саду она тоже растет.

    Снегирь: Ребята, какие вы молодцы, мне хочется с вами поиграть, давайте поиграем в игру «Собери ветку рябины».

    3. Практический этап.

    Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем рябину, но прежде, чем начать нашу работу, давайте поиграем с нашими пальчиками, чтобы они нас лучше слушались.

    Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

    Вот рябинка у тропинки, кисти алые горят (дети показывают кисти)

    А девчонки и мальчишки их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

    Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,)

    Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев)

    Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим ветку рябины: какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Запомнили, как выглядит веточка рябины? Ну тогда садитесь за столы и начнем рисовать.

    У вас на столах листочки, на которых наклеен листочек рябины, вы будете рисовать ягодки. Мы попробуем напечатать тычком ровные и одинаковые кружочки. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ребята, какие интересные грозди у вас получились! Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

    - Ребята, давайте снегирю подарим вот эти веточки рябины. Бери, снегирь угощение для тебя и твоих друзей, мы приглашаем вас всех к нам на участок, вы сможете полакомиться рябиной.

    Снегирь: вот здорово, теперь нам ягод хватит на всю зиму. Спасибо вам, ребята! Ждите нас в гости.

    Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать! 

    4. Рефлексивный этап.

    Воспитатель: Ребята покажем своим родителям и расскажем, что мы научились делать? Как мы рисовали рябину? Зачем, для кого мы ее рисовали? А вам понравилось так рисовать? Вам в чем-то было сложно?

    Дети, какие вы молодцы! Я хочу угостить вас чудесными, вкусными ягодками.

    (Клюква в сахаре для угощения.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие" для детей средней группы

    Конспект написан в соответствии с ФГОС, соответсвует возрастным особенностям детей...

    Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе Тема: «История города Серпухова»

    Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе Тема: «История  города Серпухова»...

    Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

    материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

    Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лето" для средней группы

    Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лето" для средней группы...

    конспект занятия по познавательному развитию "мужские и женские профессии" (средняя группа)

    Уточнить  представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино...