Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бакулина Майя Владимировна
Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы

 

И сейчас внимательно послушайте легенду о рябине. Легенда о любви и семейном счастье. И откуда появилось дерево рябина.

«Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева». А интересно, почему ягоду назвали именно рябина? (ответ детей). Это дерево получило свое название благодаря ярким ягодам. Мало того, что ягоды имеют яркий оранжевый цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах. Отсюда и название - "рябина" Рябина, очень красива в любое время года.

 

Актуальность:

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

Стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

Цель: расширять представления о разнообразии плодов растений, их роли в природе и жизни человека.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения составлять объемную аппликацию, создавая образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств.
  • Учить предавать характерные особенности ветки рябины, форму и цвет ягод

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы
  • Развивать самостоятельность, уверенность, активность
  • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе

Коррекционные:

  • Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
  • Активно включать зрение в процесс рассматривания

2. Познавательное развитие:

  • Уточнить и закрепить представления детей о рябине.
  • Познакомить с приметами, связанными с этим деревом.
  • Выяснить, какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных.
  • Активизировать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности.
  • Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы.
  • Закреплять представления о деревьях родного края.
  • Накапливать эмоционально-чувственный опыт.
  • Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

3. Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
  • Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, форма предметов, приметы осени и т.д.)

4. Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать находчивость, взаимовыручку, выдержку, побуждать детей к самооценке.
  • Формировать патриотические чувства.
  • Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству.

5. Физическое развитие:

  • Формировать двигательные умения и навыки вовремя физ. минутки
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Словарная работа: ягоды, кисть, гроздь рябины, аромат, плод, оранжево-красные.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемно – поисковой ситуации, заучивание стихотворений о рябине, коллективная работа (художественный труд) венок «Рябиновые кисти», здоровье сберегающие технологии, моделирование, индивидуальная работа, рисование «веточка рябины».

Материалы:

Демонстрационный – грозди рябины, корзина, платок, магнитофон с записью «Танец осенних листьев». Филиппенко, «Ягоды рябинки» Е.Курячий.

Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4 с изображением ветки рябины; цветные карандаши или гуашь, пластилин, дощечки для лепки, подсушенные плоды рябины, бумажные салфетки, клеящий карандаш, клеенки.

Предварительная работа:

  • Во время прогулки рассматривание листьев и ягод рябины, составление о них описательных рассказов
  • Разучивание стихотворения И. Токмаковой "Рябина", слушание песен.
  • Проведение подвижных и дидактических игр с листьями.
  • Загадывание загадок.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Осень», «Деревья», «Ягоды» и т.д.

 

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Под музыку («Танец осенних листьев» Филипенко) дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2. Проблемно – поисковый этап.

Воспитатель: осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Весною зеленела, летом загорала, осенью надела Красные кораллы Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –Место у беседки. (Рябина)

Воспитатель читает загадку, а отгадку показывает, раскрыв корзину.

Как называются ягоды в моей корзинке? (рябины)

Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

Какой они формы? (Круглые)

Какого они размера? (Маленькие). Правильно, ребята. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.)

Воспитатель: вынимает из корзины рябиновую гроздь. Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
Если на одной веточке много ягод, её называют гроздью рябины.

В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту. Давайте прочитаем стихотворения, которые мы учили с вами об этом замечательном дереве.

Ребёнок 1

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Ребёнок 2

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин 

Ребёнок 3

Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой:

Ягод красные рубины,

И багряных листьев рой.

Ребёнок 4 

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках, утром на заре

Ребёнок 5

 Много ягод красных,

Спелых и прекрасных,

Гроздями висят,

Их красив наряд.

Воспитатель: А теперь наши девочки-рябинки исполнят танец «Ягоды рябинки».

Ребёнок 6

А зимой рябинки

Огоньком горят,

Красны как рубины,

На ветвях блестят.

Ребёнок 7

Зябнут берёзы, стынут осины.

Только горят на морозе рябины.

И отовсюду – смотри-ка, смотри! -

Греться к рябине летят снегири.

Звучит аудиозапись звука снегиря, в группу влетает снегирь.

Снегирь: здравствуйте, мои друзья,

Очень рад вас видеть я,

Не один час к вам летел,

Очень кушать захотел!

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто это? А где они живут? Чем питаются? Ответы детей; воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что снегирь прилетел в город из леса, потому что здесь растет рябина, и у нас в детском саду она тоже растет.

Снегирь: Ребята, какие вы молодцы, мне хочется с вами поиграть, давайте поиграем в игру «Собери ветку рябины».

3. Практический этап.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем рябину, но прежде, чем начать нашу работу, давайте поиграем с нашими пальчиками, чтобы они нас лучше слушались.

Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

Вот рябинка у тропинки, кисти алые горят (дети показывают кисти)

А девчонки и мальчишки их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,)

Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев)

Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим ветку рябины: какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Запомнили, как выглядит веточка рябины? Ну тогда садитесь за столы и начнем рисовать.

У вас на столах листочки, на которых наклеен листочек рябины, вы будете рисовать ягодки. Мы попробуем напечатать тычком ровные и одинаковые кружочки. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ребята, какие интересные грозди у вас получились! Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

- Ребята, давайте снегирю подарим вот эти веточки рябины. Бери, снегирь угощение для тебя и твоих друзей, мы приглашаем вас всех к нам на участок, вы сможете полакомиться рябиной.

Снегирь: вот здорово, теперь нам ягод хватит на всю зиму. Спасибо вам, ребята! Ждите нас в гости.

Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать! 

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята покажем своим родителям и расскажем, что мы научились делать? Как мы рисовали рябину? Зачем, для кого мы ее рисовали? А вам понравилось так рисовать? Вам в чем-то было сложно?

Дети, какие вы молодцы! Я хочу угостить вас чудесными, вкусными ягодками.

(Клюква в сахаре для угощения.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы

 

И сейчас внимательно послушайте легенду о рябине. Легенда о любви и семейном счастье. И откуда появилось дерево рябина.

«Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева». А интересно, почему ягоду назвали именно рябина? (ответ детей). Это дерево получило свое название благодаря ярким ягодам. Мало того, что ягоды имеют яркий оранжевый цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах. Отсюда и название - "рябина" Рябина, очень красива в любое время года.

 

Актуальность:

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

Стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

Цель: расширять представления о разнообразии плодов растений, их роли в природе и жизни человека.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения составлять объемную аппликацию, создавая образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств.
  • Учить предавать характерные особенности ветки рябины, форму и цвет ягод

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы
  • Развивать самостоятельность, уверенность, активность
  • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе

Коррекционные:

  • Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
  • Активно включать зрение в процесс рассматривания

2. Познавательное развитие:

  • Уточнить и закрепить представления детей о рябине.
  • Познакомить с приметами, связанными с этим деревом.
  • Выяснить, какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных.
  • Активизировать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности.
  • Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы.
  • Закреплять представления о деревьях родного края.
  • Накапливать эмоционально-чувственный опыт.
  • Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

3. Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
  • Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, форма предметов, приметы осени и т.д.)

4. Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать находчивость, взаимовыручку, выдержку, побуждать детей к самооценке.
  • Формировать патриотические чувства.
  • Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству.

5. Физическое развитие:

  • Формировать двигательные умения и навыки вовремя физ. минутки
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Словарная работа: ягоды, кисть, гроздь рябины, аромат, плод, оранжево-красные.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемно – поисковой ситуации, заучивание стихотворений о рябине, коллективная работа (художественный труд) венок «Рябиновые кисти», здоровье сберегающие технологии, моделирование, индивидуальная работа, рисование «веточка рябины».

Материалы:

Демонстрационный – грозди рябины, корзина, платок, магнитофон с записью «Танец осенних листьев». Филиппенко, «Ягоды рябинки» Е.Курячий.

Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4 с изображением ветки рябины; цветные карандаши или гуашь, пластилин, дощечки для лепки, подсушенные плоды рябины, бумажные салфетки, клеящий карандаш, клеенки.

Предварительная работа:

  • Во время прогулки рассматривание листьев и ягод рябины, составление о них описательных рассказов
  • Разучивание стихотворения И. Токмаковой "Рябина", слушание песен.
  • Проведение подвижных и дидактических игр с листьями.
  • Загадывание загадок.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Осень», «Деревья», «Ягоды» и т.д.

 

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Под музыку («Танец осенних листьев» Филипенко) дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2. Проблемно – поисковый этап.

Воспитатель: осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Весною зеленела, летом загорала, осенью надела Красные кораллы Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –Место у беседки. (Рябина)

Воспитатель читает загадку, а отгадку показывает, раскрыв корзину.

Как называются ягоды в моей корзинке? (рябины)

Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

Какой они формы? (Круглые)

Какого они размера? (Маленькие). Правильно, ребята. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.)

Воспитатель: вынимает из корзины рябиновую гроздь. Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
Если на одной веточке много ягод, её называют гроздью рябины.

В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту. Давайте прочитаем стихотворения, которые мы учили с вами об этом замечательном дереве.

Ребёнок 1 

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Ребёнок 2

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин 

Ребёнок 3

Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой:

Ягод красные рубины,

И багряных листьев рой.

Ребёнок 4 

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках, утром на заре

Ребёнок 5

 Много ягод красных,

Спелых и прекрасных,

Гроздями висят,

Их красив наряд.

Воспитатель: А теперь наши девочки-рябинки исполнят танец «Ягоды рябинки».

Ребёнок 6

А зимой рябинки

Огоньком горят,

Красны как рубины,

На ветвях блестят.

Ребёнок 7

Зябнут берёзы, стынут осины.

Только горят на морозе рябины.

И отовсюду – смотри-ка, смотри! -

Греться к рябине летят снегири.

Звучит аудиозапись звука снегиря, в группу влетает снегирь.

Снегирь: здравствуйте, мои друзья,

Очень рад вас видеть я,

Не один час к вам летел,

Очень кушать захотел!

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто это? А где они живут? Чем питаются? Ответы детей; воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что снегирь прилетел в город из леса, потому что здесь растет рябина, и у нас в детском саду она тоже растет.

Снегирь: Ребята, какие вы молодцы, мне хочется с вами поиграть, давайте поиграем в игру «Собери ветку рябины».

3. Практический этап.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем рябину, но прежде, чем начать нашу работу, давайте поиграем с нашими пальчиками, чтобы они нас лучше слушались.

Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

Вот рябинка у тропинки, кисти алые горят (дети показывают кисти)

А девчонки и мальчишки их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,)

Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев)

Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим ветку рябины: какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Запомнили, как выглядит веточка рябины? Ну тогда садитесь за столы и начнем рисовать.

У вас на столах листочки, на которых наклеен листочек рябины, вы будете рисовать ягодки. Мы попробуем напечатать тычком ровные и одинаковые кружочки. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ребята, какие интересные грозди у вас получились! Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

- Ребята, давайте снегирю подарим вот эти веточки рябины. Бери, снегирь угощение для тебя и твоих друзей, мы приглашаем вас всех к нам на участок, вы сможете полакомиться рябиной.

Снегирь: вот здорово, теперь нам ягод хватит на всю зиму. Спасибо вам, ребята! Ждите нас в гости.

Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать! 

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята покажем своим родителям и расскажем, что мы научились делать? Как мы рисовали рябину? Зачем, для кого мы ее рисовали? А вам понравилось так рисовать? Вам в чем-то было сложно?

Дети, какие вы молодцы! Я хочу угостить вас чудесными, вкусными ягодками.

(Клюква в сахаре для угощения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие" для детей средней группы

Конспект написан в соответствии с ФГОС, соответсвует возрастным особенностям детей...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе Тема: «История города Серпухова»

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе Тема: «История  города Серпухова»...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лето" для средней группы

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лето" для средней группы...

конспект занятия по познавательному развитию "мужские и женские профессии" (средняя группа)

Уточнить  представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино...

Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы

Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-ягода рябина» для средней группы.Актуальность:Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Дер...