НОД по познавательному развитию "Кошки - мышки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Костоправова Светлана Геннадьевна

Интегрированное занятие (Познавательное развитие - ФЭМП (Сенсорика)) в первой младшей группе с использованием ИКТ (Презентации) разработано в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми

по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений )

на основе интегрированного подхода

в первой младшей группе детского сада (2 – 3 года)

Цель:

закреплять представления детей о цвете, формировать навык соотнесения неоднородных предметов по цвету.

Задачи:

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Продолжать формировать представления детей о цветах спектра – красном, синем, жёлтом, зелёном,  а также (для детей старшей подгруппы и детей с высоким уровнем развития) оранжевом и фиолетовом;
  • Закреплять навык группировки предметов по цвету;
  • Способствовать усвоению детьми цветовых эталонов;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Познакомить детей с рационом питания домашнего животного – кошки;
  • Закрепить представления детей о звуках, издаваемых кошкой и мышкой;
  • развивать познавательную активность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • воспитывать желание оказывать кому-либо помощь;
  • развивать любознательность;
  • способствовать проявлению сочувствия;
  • развивать способность планировать и анализировать свои действия;
  • способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • закреплять в речи детей варианты названий домашнего животного – киска, кошка, кот, котенок;
  • развивать связную речь, продолжать формировать умение  детей отвечать на вопрос;
  • закреплять в речи детей названия основных цветов;
  • закреплять умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы для обозначения предметов малого размера: кот – котик, котенок; мышь – мышка, мышонок; нора – норка; дверь – дверка, дверца;
  • побуждать имитировать «голоса» животных – кошки, мышки;
  • активизировать в речи детей слова наложить, приложить, спрятать, такой же, другой.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Предупреждать утомление;
  • Снимать психо-эмоциональное напряжение;
  • Развивать зрительную память, внимание;
  • Формировать умение образовывать круг, держась за руки, двигаться по кругу (хоровод);
  • Тренировать навык ползания и подползания под дугу.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Побуждать повторять за воспитателем знакомые слова песни под музыку;
  • Развивать музыкально-ритмические движения.

Предварительная работа:

  • знакомство с цветами спектра;
  • группирование предметов по цвету;
  • знакомство детей с домашними питомцами - кошкой;
  • знакомство с хороводными играми;
  • закрепление умение ползать и подползать под препятствие.

Оборудование и материалы:

  • ноутбук, проектор, экран, диск с презентацией;
  • мягкие игрушки – кот и мышка;
  • арки (дуги, воротца) для подползания;
  • карточки с изображением мышек в норках и карточки – «дверцы» различных цветов

Планируемые результаты НОД:

  • ребенок способен соотносить предметы различной формы по цвету, группировать их;
  • у ребенка развито желание участвовать в коллективной деятельности – подпевать, играть вместе, помогать и т.д.;
  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
  • ребенок эмоционально откликается на переживания персонажей, имеет соответствующие возрасту представления об окружающем мире, различает условную и реальную ситуацию, умеет фантазировать;
  • ребенок владеет устной речью, способен составлять высказывания во время беседы; может следовать правилам в разных видах деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: 

  • Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы;
  • познавательные – умение работать по заданному алгоритму;
  •  регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • личностные – симпатизировать героям, стремиться оказать помощь, сострадать, умение оценивать собственную деятельность.

Цель применения ИКТ в НОД: 

  • поддержание мотивационной линии на протяжении занятия;
  •  внесение разнообразия в образовательную деятельность;
  • использование яркой, интересной, современной формы демонстрационного материала;
  • сочетание аудио-, видео- и анимационной линии для возбуждения интереса ребёнка к познавательной деятельности.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ

Вводный этап, продолжительность – 1 мин.

Цель: привлечь внимание  детей; замотивировать на познавательную активность; вовлечь детей в групповую деятельность.

Цель: узнать, чей голос звучит; найти кошку (кота)

Дети свободно играют

(Слайд 1)

 Воспитатель включает презентацию, но объектив проектора прикрыт. Слышно мяуканье.

Обращают внимание на звуки.

- Ой, ребята, что это? Кто мяукает?

Ответы детей (киска, кошка, кот, котенок…)

- Верно, видимо, это кот! Да где же он?

Вместе с воспитателем пытаются найти в группе кота.

Открывает объектив проектора, на экране появляется изображение кота.

Обращают внимание на изображение.

Основной этап, продолжительность – 7 мин.

Цель:

формировать представления детей о цветах. закреплять навык группировки предметов по цвету; способствовать усвоению детьми цветовых эталонов.

Цель:

помочь  мышке спрятать мышат от кота Васьки

(Слайд 2)

- Действительно, ребята, это кот. Посмотрите на него внимательно, какой он красивый, пушистый, сам серый, а хвост – белый.

Рассматривают изображение кота.

- Как вы думаете, какое у него имя?

Называют знакомые им кошачьи клички или придумывают свои.

- Этого кота зовут Васька!

Мы ведь с вами знаем про него песенку.

(Слайд 3)

Поет песню «Кот Васька»:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Ходит Васька кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенку поет:

«Мяу, мяу, мяу».

Подпевают

(Слайд 4)

- А знаете ли вы, что любит кушать кот Васька? Он любит мясо, рыбку, молочко, яички, а еще что? Кого он ловит, чтобы съесть?  (изображения презентации меняются по щелчку мыши)

- Мышек

(Слайд 5)

- Все верно, кот ловит мышей.

Рассматривают мышку

(Слайд 6)

- Подкрадется кот к мышке, да как схватит ее лапой. Жалко маленькую мышку. Но мышки бывают очень шустрые и убегают от кота.

(Слайд 7)

Следят за убегающей мышкой.

Достает из-за экрана игрушку – мышку.

- Пи-пи-пи (подражает голосу мышки), ой, как страшно, еле-еле убежала от кота, надо теперь моих мышат в норках спрятать, чтобы кот их не нашел. Ребята, помогите мне, пожалуйста, спрячьте моих мышат.

Воспитатель (своим голосом):

- Ребята, поможем мышке спрятать мышат?

-Да, поможем!

(Слайд 8)

- Чтобы спрятать мышонка, нужно закрыть норку дверцей такого же цвета. Посмотрите, какого цвета эта норка?

- Красного

- Верно, если мы закроем ее синей дверцей, кот догадается, что здесь норка и поймает мышонка, а если закроем красной дверцей, кот норку не найдет. (дверцы «закрывают» норки по щелчку мыши)

(Слайд 9)

- А эта норка какого цвета?

- Зеленого

- Верно, зеленого. Если прикрыть ее желтой дверцей, кот ее увидит. Какого цвета дверцу надо взять?

- Зеленого

- Правильно. Посмотрите, норка стала незаметной.

- У вас на столах тоже есть мышата, которые хотят спрятаться. Помогите им и закройте норки дверцами такого же цвета, как и норки.

Дети рассаживаются за столы и выполняют задания в зависимости от своего уровня развития (четырехуровневые задания) (см. приложение)

Воспитатель контролирует выполнение задания, помогает исправить ошибки, если они есть.

Дети, быстро справившиеся со своим заданием, получают карточки других цветов.

После того, как все дети выполнили задание, воспитатель берет кота – игрушку (проектор выключается), ходит между столами, «ищет» мышат, говорит «кошачьим» голосом:

- Мяу, мяу, где же эти мышата, сейчас я их поймаю. Ой, ни одного мышонка не вижу, вот как ловко они спрятались.

- (своим голосом) Молодцы, ребята! Ни одного мышонка кот Васька не нашел.

Дети радуются успеху, свободно перемещаются между столами и рассматривают выполненные задания других детей.

Воспитатель обращается к коту:

- Ты, Васька, не грусти, ребята тебя развеселят. Мы знаем веселую игру «Кошки- мышки». Ребята, поиграем с Васькой?

- Да!

Объясняет правила игры:

- Кот Васька будет спать на лежанке – стуле. А мы с вами превратимся в мышек и будем водить хоровод. А когда кот проснется, вы спрячетесь от него в «норки» - проползете под дугами на ковер.

Слушают правила игры.

Сажает игрушку – кота на стул, помогает детям встать в хоровод.

Читает слова русской народной потешки:

«Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

 - Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Как проснется Васька – кот,

Разобьет весь хоровод!

Мяу!»

На последних словах берет игрушечного кота и «ловит мышек».

Вместе с воспитателем водят хоровод, повторяют слова потешки, затем убегают в норки – проползают под дугами на ковер. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Заключительный этап, продолжительность 2 мин.

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников; способствовать самооценке детской деятельности и закреплению полученных знаний и умений.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности, закрепить полученные знания и умения.

После 2-х, 3-х кратного повторения игры, дети остаются сидеть  на ковре.

Воспитатель с игрушечным котом заходит «в норку» - на ковер и садится. Голосом кота говорит:

- Мяу, мяу, мне с вами, ребята было очень интересно и весело. Я даже готов подружиться с мышками.

Воспитатель достает игрушечную мышку. Говорит, подражая мышиному голосу:

- Пи, пи, пи, мне тоже было очень интересно. Вы, ребята, молодцы.  А вам понравилось?

Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Дети рассказывают коту и мышке о том, что им больше запомнилось и понравилось.

Воспитатель, от лица кота и мыши:

- Нам, ребята, было с вами так хорошо, что мы решили остаться у вас в группе.

Играют с котом и мышкой.

Информационные ресурсы

Содержание конспекта непосредственной  образовательной деятельности воспитателя с детьми первой младшей  группы детского сада на основе интегрированного подхода по теме «Кошки - мышки» является авторской разработкой воспитателя МБДОУ «Детский сад № 75» Костоправовой С.Г.

  1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.  Москва, 1988
  2. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя детского сада. Москва, 1978.
  3. Песня «Кот Васька» (музыка – Г.Лобачев, слова – Н.Френкель)
  4. https://ru123.iplayer.info/song/65258003/Sentyabr_-_Hodit_Vaska_serenkij/
  5. https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA+%D0%BC%D1%8F%D1%83/ 
  6. http://www.walkservice.ru/Blog/wp-content/uploads/2017/10/kitten_cat_12.png
  7. http://lebristory.ru/images/gosha.png
  8. http://static2.keep4u.ru/2013/07/22/272a6b294332c5aaa1feed70cb4c90d0.png
  9. http://clipartmania.ru/uploads/gallery/main/353/fish-41.png
  10. http://wallpaperstock.ru/tmp/%D0%BC/28402_2.jpg
  11. http://www.imgcutpng.com/wp-content/uploads/2017/03/food/egg-png-37-1024x892.png
  12. http://www.pngpix.com/wp-content/uploads/2016/08/PNGPIX-COM-Meat-PNG-Transparent-Image-1.png
  13. http://4.bp.blogspot.com/-07iXsqXT38M/VNEBiOGRQWI/AAAAAAADF94/H1gVKPO9H6I/s1600/CABRAS%2BY%2BOVEJAS%2B(61).png
  14. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/461/67461385_03.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карточки изготавливаются из цветного мелованного картона. Для долговечности желательно их з аламинировать . «Дверки» должны в точности соответствовать форме «норок», но при этом быть чуть-чуть больше по размеру. Уровень задания определяется в зависимости от возраста и уровня развития ребенка по таблице: 2 года – 2 года 6 месяцев 2 года 6 месяцев – 3 года Низкий I II Средний II III Высокий III IV Возраст Уровень развития

Слайд 2

Задание I уровня– контрастные цвета, выбор из двух цветов: Красный – синий, синий – желтый, зелёный – красный.

Слайд 6

Задание II уровня– контрастные цвета, выбор из четырех цветов: Красный – синий, желтый , зеленый; Желтый – красный, синий, зелёный.

Слайд 8

Задание III уровня - близкие по спектру цвета (выбор из трех): Оранжевый – красный , жёлтый . Фиолетовый – Синий , красный ;

Слайд 11

Задание IV уровня - близкие по спектру цвета (выбор из шести): Оранжевый – красный , жёлтый, зеленый, фиолетовый, синий.

Слайд 13

Для более старшего возраста возможны варианты игры – подбор «дверок» по форме – круг, квадрат, треугольник… для «норок» одного цвета.

Слайд 15

А можно повторять дидактическую игру, пряча зайчонка от лисы, козлёнка от волка и т.п.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В презентации использованы звуки и картинки из сети Интернет, находящиеся в свободном доступе https ://ru123.iplayer.info/song/65258003/Sentyabr_-_Hodit_Vaska_serenkij/ https ://ru123.iplayer.info/q/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA+%D0%BC%D1%8F%D1%83/ http ://www.walkservice.ru/Blog/wp-content/uploads/2017/10/kitten_cat_12.png http ://lebristory.ru/images/gosha.png http ://static2.keep4u.ru/2013/07/22/272a6b294332c5aaa1feed70cb4c90d0.png http ://clipartmania.ru/uploads/gallery/main/353/fish-41.png http ://wallpaperstock.ru/tmp/%D0%BC/28402_2.jpg http ://www.imgcutpng.com/wp-content/uploads/2017/03/food/egg-png-37-1024x892.png http ://www.pngpix.com/wp-content/uploads/2016/08/PNGPIX-COM-Meat-PNG-Transparent-Image-1.png http ://4.bp.blogspot.com/-07iXsqXT38M/VNEBiOGRQWI/AAAAAAADF94/H1gVKPO9H6I/s1600/CABRAS%2BY%2BOVEJAS%2B(61).png http ://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/461/67461385_03.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Спрячь мышку"

Знакомство детей с шестью основными цветами, учить различать их,развивать быстроту реакции, внимание, мышление.Закреплять знания о животных....

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: «Мышка-норушка» во второй группе раннего возраста.

Для развития детей раннего возраста важное значение имеют тактильные ощущения, развитие мелкой моторики рук......

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы. "Поиграем с мышкой Минни".

В конспекте использованы современные образовательные технологии: Игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, палочки Кюизенера.  Данные технологии способствуют реализации поставленны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «Круг» «Спрячь мышку»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы (стихотворение)Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавател...

Конспект занятия по познавательному развитию "В гости к мышке" в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию "В гости к мышке" в средней группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Норки для мышки и мышат"

Создать радостное настроение. Развивать общую и мелкую моторику. Формировать умение узнавать и называть основные цвета,  закрепить знания о свойствах песка, знания о качествах воды....

Автоматизация звука Ш. При желании дифференциация С-Ш. Парочки "Мышки". Ребёнок "снимает" кусок сыра с полки и даёт один из вариантов ответа. 1. Мышка и мишка. 2. У мышки мишка. 3. Мышка с мишкой. 4. За куском сыра мышка с мишкой.

Автоматизация звука Ш. При желании дифференциация С-Ш.Парочки "Мышки". Ребёнок "снимает" кусок сыра с полки и даёт один из вариантов ответа.1. Мышка и мишка.2. У мышки мишка.3. Мыш...