Конспект развлечения типа«Следствие ведут знатоки» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тупицына Светлана Аркадьевна

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве,  о Солнечной системе и ее планетах.

              Уточнить и систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы, их расположения относительно Солнца, звёзд и созвездий.

              Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, внимание, память, творческие способности, интерес к космосу, способствовать эмоциональному сближению детей.

              Воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, желание оказывать помощь тем , кто попал в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_kosmos.docx60.4 КБ

Предварительный просмотр:

               

 

                 Конспект  развлечения типа

                «Следствие ведут знатоки»

                        «Однажды в космосе»

                          Подготовительная  группа

                                    Выполнила:  воспитатель высшей, квалификационной  

                                    категории Тупицына Светлана Аркадьевна

                                        МБДОУ детский сад № 19 г. Павлово

        

Цель:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве,  о Солнечной системе и ее планетах.

Задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы, их расположения относительно Солнца, звёзд и созвездий.
  • Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, внимание, память, творческие способности, интерес к космосу, способствовать эмоциональному сближению детей.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, желание оказывать помощь тем , кто попал в беду.
  • При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

Методы и приёмы:

  • Словесные – введение в проблему, рассказ, объяснение, стихи, загадки
  • Наглядные – видео слайды.
  • Практические- опыты,  эксперименты
  • Игровые  - дидактические, подвижные.

Предварительная работа: 

Чтение научно познавательной литературы: «Почемучка», «Детям о космосе» Т.А. Шарыгина, Ю.А.Гагарин «Дорога в космос».

Беседы на тему «Земля – наш общий дом», «Солнечная система», «О космонавтах».  Заучивание стихов, загадки о космосе. Рассматривание иллюстраций Вселенной, карту звёздного неба.

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты», настольно-печатная игра «Космос». Рисование, аппликация, на тему: «Полёт на луну» (коллективная работа), «Лети ракета к звёздам», «Солнечная система», «Звёздная фантазия». 

Рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженеров создающих ракеты.

Чтение: Бороздин В. «Первый в космосе», Иванова И. "Необыкновенные приключения Пети в космосе,"  Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе". Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".
Просмотр презентаций и мультфильмов на тему «Космос».

Оборудование:  Макет- «Солнечная система». Детское творчество, видео - запись «Красоты Вселенной», костюмы и атрибуты, ширма звёздного неба. Икт проектор, космическая музыка, тазик с мукой, шарик с резинкой, карточки с изображением небесного тела, конструктор –модуль, звезда, мешочек с землёй.
Пояснительная записка: Это занятие может проводиться в течении первых двух недель апреля, по теме «Космос», как итоговое развлечение.

Ход   развлечения

           Групповая комната оборудована моделями и изображениями Солнца, планет и звезд.

          Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:

«Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты».                                                                        (Космос)                                                                                                                                    

           Звучит  музыкальный фон из фильма «Следствие ведут знатоки»

Раздается голос с объявлением:

«Говорит Москва, говорит Москва!!! Работают все вещательные каналы России! Внимание, внимание! Совершено преступление. Со шпиля кремлёвской башни бесследно исчезла рубиновая звезда. Требуется обнаружить виновника происшествия, выяснить причины преступления, определить размеры последствий хищения. Необходимо провести следствие».                                                                                        (Слайд 1).

          Ребята, а как вы думаете, мы с вами можем помочь в расследовании?

Как  мы можем помочь?  (позвонить в полицию, а можно самим провести расследование). Хотите быть помощниками полицейских? (ответ детей)                                                                                                      

          Вправо- влево повернитесь, в полицейских превратитесь. Теперь вы не ребята, а полицейские. И сегодня мы с вами будем расследовать дело, а именно искать пропажу.

          Сначала нужно выяснить, что случилось? А кто или что нам может помочь?                               ( помочь могут люди, которые что - то видели, видеокамеры,        

                                                  которые,  находятся на стенах Кремля)

          Мы на месте преступления. Давайте посмотрим, что видно на слайдах видеокамеры.                    ( слайд 2. На  нем изображение  Спасской  башни с                      

                                                 инопланетным кораблём). 

          Видите, на камере видны следы преступника, что это?

                                         (летающая тарелка)

            Смотрите письмо. Давайте вскроем конверт и прочитаем письмо. Странно, ничего не написано. Ребята, если это письмо написал злоумышленник, то оно по всей вероятности зашифровано. Давайте проверим это предположение. Помните, мы с вами писали такие письма. Кто мне подскажет, что нужно сделать, что бы прочесть его.

                                                ( нужно посветить снизу фонариком или подержать над  

                                                  свечкой)  

            Верно, давайте попробуем, проводится опыт.

                                                ( появляется  изображение  Солнечной системы).

          Ребята, как вы думаете, что всё это значит?

                                                ( похитители  прилетели из космоса).                                                        

           Что же нам с вами делать?  Я предлагаю отправиться в космическое путешествие, что бы отыскать звезду и вернуть её на землю. Но полететь                                                                        

со мной могут только сообразительные ребята. А вы любите отгадывать загадки?  Будьте внимательны, правильный ответ появится на экране.

 «Цепочка загадок»

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(слайд).

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(слайд).

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(слайд).

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(слайд).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(слайд).

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …(слайд).

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …(слайд).

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…света. (слайд).                     

        Внимательно посмотрите на «Карту солнечной системы» :

        Чтобы полететь в космос, нам нужна карта солнечной системы. Но с ней что-то не так. Что вы на ней видите? (звезды, орбиты, несколько планет).
        Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
        Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
        Чего не хватает на орбитах? (не хватает солнца и нескольких планет)
        Каких планет не хватает? (не хватает планет Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн).
        Все планеты солнечной системы вращаются строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него.

Наша задача - правильно разместить недостающие небесные тела на свои места на карте солнечной системы.
                                                 (слайд. Карта Солнечной системы. Дети исправляют  

                                                 ошибки). 

Игра «Объяснялки ».
Каждый ребенок по очереди берет карточку с изображением небесного тела и называет его отличительный признак, дети должны отгадать загаданное. Если ребенок затрудняется, воспитатель предлагает ему карточку-подсказку со схематическим изображением отличительного признака загаданного небесного тела.

- Итак, мы приступаем к выполнению задания. Отгаданное небесное тело вы находите и помещаете на карте солнечной системы.
                                             Примерные ответы детей:
                                           огромная раскаленная звезда (Солнце); 
                                           самая маленькая планета, она находится ближе других планет к  

                                           Солнцу (Меркурий); 
                                           красная планета, на ней большое количество железа и она  

                                           покрыта красным песком (Марс);
                                           самая большая планета, на ней нет твердой поверхности, она          

                                           состоит из ядовитых газов, ее называют «газовым гигантом»          

                                           (Юпитер);
                                           планета с кольцами, которые состоят из ледяных глыб и камней                

                                           (Сатурн)

Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения- помощника:

На Луне жил звездочет, 
Он планетам вел учет.
Меркурий –           раз, 
Венера –                два-с, 
Три –                     Земля, 
Четыре –               Марс.
Пять –                   Юпитер, 
Шесть –                Сатурн, 
Семь –                  Уран, 
Восьмой –            Нептун.

           Молодцы, вы восстановили карту солнечной системы, я  вижу, вы уже готовы  к полёту. Но на чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие?

                                            (слайд. показ воздушного транспорта - вертолет,  

                                             самолет, воздушный шар, ракета ).

Значит, нам нужна ракета. Кто и где создают ракеты?

                                          (ракеты и космические корабли создают в космическом бюро  

                                                  по проектированию и строительству. Над их созданием

                                                  работают инженеры и конструкторы).

Ребята, сейчас вы будете инженерами  и конструкторами и построите ракету.              

                                          Звучит космическая музыка, дети строят из модулей ракету. Молодцы, хорошая ракета у нас получилась. В полёте всякое может случиться, поэтому давайте вспомним правило дружбы.

                                              (Один за всех и все за одного!) 

            Космонавты, перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренинги. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив те же упражнения.

 Физминутка.

Будем очень мы стараться -        рывки согнутыми руками перед грудью

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, -    Бегут на носочках

Плавать лучше всех на свете. -       Делают гребки руками

Приседать и вновь вставать -         Приседают

И гантели поднимать -                    Выпрямляют согнутые руки вверх

Станем сильными, и завтра  -         Руки на поясе

Всех возьмут нас в космонавты!

           Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос.

                                              (слайд 5. Иллюстрации  с изображением разной          

                                                      одежды: комбинезон, куртка, пальто,  

                                                      спортивный костюм, скафандр)-  дети выбирают.

           Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос?

                                              (Защищает от вредных воздействий,  потому что  

                                                       смоделирован из специальных материалов.)

           Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Обязательно возьмем с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать все планеты.

           Экипаж, к полёту в космос приготовиться!

                                              (дети, поднимают руку к голове и говорят: «Есть  

                                                       приготовится!)

           Занять места в ракете

                                              («Есть занять места в ракет!», выполняют два шага  

                                                       вперёд)

             Пристегнуть ремни

                                                      («Есть пристегнуть ремни», хлопают в ладоши)  

              Включить двигатель

        («Есть включить двигатель», щёлкнуть пальцами)

 Начинаем обратный отсчёт.

                                          («Есть обратный отсчёт», 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – перед  

                                         грудью вращают руками)                                          

Пуск!                          (поднимают руки вверх)

                                                    ( слайд с изображением космоса)                                      

           Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор что видно?                                   (слайд, много звезд и планет).

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:                         Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда,                      Ядерный реактор –

                           Каждая звезда!

                           (Р.А. Алдонина)

           Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему?                                  (главой этой семьи является Солнце).

           Планеты все одинаковые?              (они маленькие и большие, разного цвета). 

           Чем они походят друг на друга?          (они все круглые). 

           Правильно, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

           Ребята, будьте внимательны, если увидите, что то непонятное, сразу же обращайте на это внимание, может быть, благодаря этому мы найдём злоумышленника.

           Мы приближаемся к самой  близкой планете к Солнцу – Меркурию.          

                         ( слайд  ребёнок читает стихотворение)                               

Меркурий - ближняя к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достаётся лучей,

Что это планета всего горячей.

           Сфотографируйте,  эту планету.

           Вторая от Солнца планета – Венера.  (слайд)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

           Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.  (сфотографируем её)

          Вы узнали третью планету?   (слайд 10)

Почему вы решили, что это Земля?

                                            Земля - это единственная планета в Солнечной  

                                                  системе, на которой есть все условия для жизни  

                                                  животных и людей.

Что это за условия?        (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она  

                                                 находится не слишком близко к Солнцу.

           Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Давайте сфотографируем нашу Землю.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая,  перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой,  похожей нету.  

Я. Аким

           Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите  планету красного цвета?                                  (слайд 11)

Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Четыре самые близкие к Солнцу планеты, помните их названия по порядку? Они являются твердыми и каменистыми. 

                                               Звучит аудио запись : Внимание! Все, кто нас слышит!  

                                               Это голос загадочной планеты (помехи)

            Вы слышали? Кто это говорит?    (предположения детей).

            Это голос с загадочной планеты, которая находится в космосе. Что такое космос?                   (Космос или вселенная, это окружающий землю мир –  

                                                бесконечный во времени и пространстве).

                                                Слайд с изображением инопланетного жителя:

«Здравствуйте, меня зовут звездолётик.  Наша планета в опасности. Она погружается во тьму. Цветок, который даёт жизнь, радость, доброту и любовь жителям планеты погибает. Космические пираты завалили его разным космическим мусором. Мы маленький народ и не под силу нам справиться с такой бедой. Помогите! Просим всех, кто нас слышит и видит отозваться. Внимание! Все, кто нас слышит и видит! Помогите!

          Ребята,  по- моему, этих пиратов  космических и мы ищем.

Что же мы решим, будем останавливаться и помогать инопланетянам или полетим дальше искать хулиганов?

                                                    Дети отвечают, что надо помочь.

           Тогда, слушай мою команду! «Надеть скафандры и высадиться на планете!»                                    («Есть, надеть скафандры и высадиться на планете».)

                                                     Проводится театрализованный пластический этюд      

                                                     «Оденем скафандр». Скафандры очень тяжелые. Берем  

                                                     одну штанину - надеваем, затем вторую. Проталкиваем  

                                                     руку в один рукав, затем во второй, застегиваем

                                                     молнию. (Вжик) Берем шлем, надеваем его на  

                                                     голову. (Шик-шик?)  Космонавты готовы!

           Ребята, посмотрите, действительно, как много мусора на планете.

Нам нужно его, по - быстрее убрать. 

                                                               Игра «Кто быстрее соберет космический мусор»  Дети делятся на две  

                                                               команды. На полу разбросаны картонные фигурки, скомканные  

                                                               бумажки, мелкие игрушки. По команде  под музыку дети

                                                               собирают «космический мусор» в корзинки.  

                                                               Выигрывает тот, кто соберёт больше.
          Здесь неуютно, плохо. Но ничего страшного в этом нет. Мы справимся с задачей спасения планеты. Вот и повядший цветок.  

                                           (слайд с поникшим цветка)

          У нас есть мешочек с землёй, с нашей родной планеты. Возьмите из

волшебного мешочка горсточку земли. (имитация)  Крепко зажмите в руке. Давайте в этот цветочек добавим нашу родную землю.

                                           (слайд с красивым цветком)

                                          Звучит космическая музыка и на слайде появляется звездолётик

                   «Спасибо, вам Земляне! Наша планета стала прекрасной, но и  

                                                  ваша планета  очень красивая! И я знаю зачем вы полетели

                                                  в космос. У вас пропала прекрасная  рубиновая звезда,

                                                  символ вашей страны. Мне так же известно, что её похитили

                                                  космические злоумышленники. Я случайно услышал, что они

                                                  полетели на Луну и пробудут там долго. Так что если вы  

                                                  поторопитесь, то можете их догнать.                                        

          Спасибо тебе Звездолётик, ты нам очень помог. До свидания! А сейчас, экипаж, слушай мою команду: «Занять места в ракете!»

                                          «Есть, занять места в ракете!»

Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?

                                             (множество звёзд и созвездий)

Попробуем соединить звездочки в этих созвездиях и посмотрим, что получится. Графическое упражнение «Соедини точки»

                                           Вот Медведица Большая Кашу звездную мешает Большим  

                                                ковшом в котле большом. А рядом тускло светится Малая          

                                                Медведица, маленьким ковшиком Собирает крошечки!    

           Ребята, внимание, мы подлетаем к Луне.     

                                         (слайд с изображением луны)

На лунной поверхности очень много кратеров. Почему?  Проводится эксперимент «Сделаем кратер»

                                           (на поднос,  горкой насыпается мука, шарик из пластилина  

                                               тихонечко бросить в центр горки, он зароется в муке).

          Ребята, почему, на поверхности луны кратеров очень много, а на Земле их нет?                

                                           (земля окружена атмосферой, которая защищает её от  разного                        

                                               космического мусора, а на Луне – нет).

          А Луна это, что? ( спутник Земли). За это луну прозвали спутником земли. Как вы думаете, что означает слово «спутник»?

                                        (луна двигается вокруг луны, никуда от луны не удаляется). Почему? Земля притягивает к себе луну, и не даёт ей, удалится.

                                         (Проводится эксперимент. Воспитатель  демонстрирует силу  

                                               притяжения Луны к Земле. Объясняет детям, что она играет  

                                               роль Земли. Кидает мячик на резинке, резинка натягивается,  

                                               мячик возвращается обратно. Это сила притяжения сделала  

                                              Луну вечным спутником Земли.

          Машет кто - то нам вдали. Приготовиться к прилунению.

                                        (Есть приготовиться к прилунению!)

          На Луне нет притяжения. Включить утяжелители! Выйти из ракеты!

                                               (Есть выйти из ракеты! Космонавты выходят из ракеты, на  

                                               встречу к ним выходит  ( слайд с изображением Лунтика)

Лунтик:

Добрый день ребята. У нас случилась неприятность. Космические пираты разбили созвездия, и теперь все звёзды рассыпались по небу. Помогите мне собрать их обратно в созвездия.

Лунтик показывает имитацию ночного неба (штора из плотной чёрной ткани, натянутая на ширму, со следами, на которые крепятся звёзды).

И предлагает детям прикрепить звёзды на соответствующие места и отгадать названия созвездий.                           Проводится игра «Рисунок из звёзд».

Когда созвездия собрались, ученики Звездочёта читают стихи.

Звёзды, звёзды с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

С давних пор живут на небе

Как в ночном краю чудес,

Водолей, Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

               Лунтик благодарит детей и дарит им подарок звезду: «Спасибо Вам Земляне за  

                  помощь, и в знак благодарности примите от нас вот эту прекрасную, рубиновую  

                  звезду.                                     ( Слайд с изображением звезды).

          Но как же, откуда она у вас?

        Её обронили пираты, когда поспешно улетали с Луны.

           Дети благодарят лунтика: «Спасибо вам, мы эту звезду ищем по всему космосу. её похитили космические пираты с башни нашего Кремля, поэтому мы полетели в космос и ведём расследование. Но нам необходимо поймать этих злодеев, ведь столько бед они совершили в космосе!»

         Звучит аудиозапись: « Внимание, внимание примите сообщение: космических пиратов  засосала чёрная дыра.  Вселенная вне опасности. Возвращайтесь домой»

          Программа полёта выполнена, расследование проведено, злоумышленники наказаны и нас просят вернуться на Родину. Всему экипажу занять свои места, пристегнуть ремни. Нам пора, нас ждут на Земле. Сели удобно, наша ракета приземляется на точке старта. Я надеюсь, наше путешествие было интересным, полезным  и увлекательным. Добро пожаловать на Землю!

               Мы благополучно приземлились на родной планете. Вот мы и дома опять.  Вам понравилось летать?    Ответы детей.

                Экипаж космонавтов выходит из ракеты, и читают стихи о доме.

Мы летали далеко выше даже облаков.

В космос, выше тучи, но, а дома лучше!

Что наш дом родной – Земля,

Никаких сомнений нету –

Это лучшая планета.

          Ты ложишься спать, а где – то наступает час рассвета.

За окном зима, а где – то жаркое, сухое лето.

Много на земле людей, мир велик. Запомни это.

Литература:

Свирская Лидия Васильевна «Утро радостных встреч»  2010год

Доронова Татьяна Николаевна «Детский сад: будни и праздники» 2006 год.

Скоролупова Оксана Алексеевна «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях» 2006 год.

Дыбина Ольга Витальевна «Неизведанное рядом» 2005 год

Журнал «Воспитатель»  №9/2016. Стр. 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда дети плохо себя ведут.

Нытьё, истерики, пререкания, капризы знакомы многим родителям.Как достичь гармонии с чадом?...

когда ноты ведут к музыке

Иллюстрированный способ записи нот и обозначения ступеней условными знаками, который позволяет: быстро и качественно обучить всех детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамот...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более сложного, более загадочного, чем человек. Мы ищем какого-то особого учителя, который скажет...

Мама и папа ведут меня в детский сад!

Да, сентябрь подкрался незаметно. Наступила пора вести ребенка в детский сад. Детский сад – это новый этап в жизни ребенка. Но не только для ребенка. Для вас, дорогие родители, это тоже новый эта...

Конспект НОД "Следствие ведут малыши"

                                    Непосредственная образовательная...

Конспект НОД "Следствие ведут малыши"

                                    Непосредственная образовательная...

Родителям на заметку «Почему дети ведут себя плохо?»

Ребенок не понимает, а чувствует, какого поведения «заслуживают» его домочадцы. Ищите причину в себе, в своих воспитательных установках....