Маленькие исследователи
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ластухина Надежда Филипповна

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования. Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду. (И.Л. Паршукова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Маленькие исследователи84 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие исследователи.

(И.Л. Паршукова. Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

  1. Предварительная работа (экскурсии. Наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательный задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура

Занятия-экспериментирования

(примерная)

  1. Постановка исследовательнсмкой задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  1. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

  1. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  1. Уточнение плана исследования.

  1. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

  1. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

  1. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ И ЦЕНТРА НАУКИ В ДЕТСКОМ САДУ

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

     В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

  1. Место для приборов.

  1. Место для выращивания растений.

  1. Место для хранения материалов (природного, бросового).

  1. Место для проведения опытов.

  1. Место для неструктурированных материалов (стол «Песок-вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

МИНИ-ЛАБОРАТОРИЙ

(примерные):

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

  1. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

  1. Материалы:
  • - природные (желуди, шишки, семена скорлупа, сучки,   спилы дерева, крупа и т.п.);
  • -бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

  1. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

в младших и средних группах.

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

  1.        Бусины, пуговицы.
  2.        Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
  3.        Пластиковые бутылочки разного размера.
  4.        Разноцветные прищепки.
  5.        Камешки разного размера.
  6.        Винтики, гайки, шурупы.
  7.        Пробки.
  8.        Пух и перья.
  9.        Разноцветные резинки.
  10. Фотопленка.
  11. Полиэтиленовые пакетики.
  12. Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и    

           скорлупа  орехов.

  1. Спилы дерева.
  2. Вата, ватин, синтепон.
  3. Деревянные катушки.
  4. Упаковки от киндерсюрпризов.
  5. Глина, песок.
  6. Вода и пищевые красители.
  7. Бумага разного сорта.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

в старших группах.

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки).
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного объема из разного материала.
  4. Резиновые груши разного объема.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.
  6. Резиновые и пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).
  10. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели. Палочки от мороженого.
  11. Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой).
  12. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).
  13. Технические материалы (гайки, болты) в контейнерах.
  14. Прихватки, пинцеты с закругленными концами.
  15. Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки.
  16. Рулетка, портновский метр.
  17. линейка, треугольник.
  18. Часы механические, песочные.
  19. Свеча в подсвечнике.
  20. Календари (отрывные, перекидные).
  21. Бумага для записей, зарисовок; карандаши, фломастеры.
  22. Степлер, дырокол, ножницы.
  23. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок.
  24. Тальк, детский крем.
  25. Тематические материалы («транспорт», «океан», «лес»).

Оборудование центров экспериментирования

Средний дошкольный возраст

Центр «Песок – вода»

  1. Емкости разного размера.
  2. Мерные кружки.
  3. Воронка.
  4. Лейки.
  5. Формочки.
  6. Опилки.
  7. Камешки.
  8. Песок.
  9. Вода.
  10. Трубочки.
  11. Мыло.
  12. Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки, болты).

Центр «Наука и природа»

  1. Пластилин.
  2. Стеки.
  3. Шишки.
  4. Желуди.
  5. Горох.
  6. Пшено.
  7. Косточки плодов.
  8. Растения и животные.
  9. Оборудование для ухода за растениями и животными.
  10. Модели.
  11. Календари природы.
  12. Иллюстративный материал.
  13. Дидактические игры по экологии. Дневники наблюдений за посадками.

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

Оборудование центров экспериментирования

Средний дошкольный возраст

Центр «Искусство»

  1. Листы белой бумаги.
  2. Листы цветной бумаги.
  3. Цветной картон.
  4. Клей.
  5. Кисточки для клея.
  6. Подставка для кисточек.
  7. Ножницы.
  8. Акварельные краски.
  9. Цветная гуашь.
  10. Кисточки для красок.
  11. Цветные карандаши.
  12. Цветные мелки.
  13. Губки поролоновые.
  14. Зубные щетки.
  15. Пуговицы.
  16. Цветные нитки.
  17. Разноцветные лоскутки тканей разных видов.
  18. Трафареты.

Центр «Кулинария»

  1. Мука, сахар, соль, вода.
  2. Пищевые красители.
  3. Миксер.
  4. Доски.
  5. Терки.
  6. Вилки и ложки (пластмассовые).
  7. Розетки, миски.
  8. Фартуки, колпаки, нарукавники.
  9. Ножи, подносы.
  10. Пооперационные карты рецептов блюд.

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

Оборудование центров экспериментирования

Средний дошкольный возраст

Центр «Литература»

  1. Книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей).
  2. План-схема и модели рассказывания.
  3. Лингвистические игры: «Я учу буквы», «Волшебный поезд», «Чей домик?».

Манипулятивный центр

  1. Мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам.
  2. Цветные геометрические фигуры.
  3. Счеты.
  4. Часы (детский будильник).
  5. Шнуровка.
  6. Разные виды логико-математических игр: «Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», «Разбери картинку», «Все о времени», «Запоминай-ка», «Четвертый - лишний», «Учимся считать», «Волшебное лото».

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)

Оборудование центров экспериментирования

Старший дошкольный возраст

Центр «Песок - вода» и «Наука и природа»

  1. Банки и бутылки, крышки.
  2. Бисер, стеклярус, янтарь.
  3. Ведра, тазы, ванночки.
  4. Весы.
  5. Воронки.
  6. Галька.
  7. Глобус.
  8. Гравий.
  9. Губки.
  10. Деревянные предметы.
  11. Детская посуда.
  12. Дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока.
  13. Иллюстративный материал.
  14. Календари погоды и природы.
  15. Карта мира.
  16. Картотека опытов.
  17. Клеенчатые фартуки.
  18. Коллекция ракушек.
  19. Коллекция семян.
  20. Кораблики.
  21. Крупы.
  22. Литература.
  23. Ложки.
  24. Лупа.
  25. Магниты.
  26. Мелкие игрушки (киндерсюрприз).
  27. Мерные чашки, стаканы.
  28. Микроскоп.
  29. Монеты, железные предметы.
  30. Мыло.
  31. Настольно-печатная игра «Большой детский атлас».
  32. Палочки, бруски, дощечки
  33. Песочные часы.
  34. Пипетки.
  35. Пластилин.
  36. Природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки).
  37. Пробки, крышки, пуговицы.
  38. Сито, дуршлаг.
  39. Скорлупа от яиц.
  40. Совки.
  41. Соломинки, трубочки.
  42. Соль, сахар.
  43. Терка.
  44. Формочки для печенья.

Центр «Искусство»

  1. Акварель, гуашь.
  2. Баночки, миски, палитры.
  3. Бумага различного размера.
  4. Восковые свечи.
  5. Газеты.
  6. Губки, штампы.
  7. Дырокол.
  8. Зубные щетки.
  9. Клей, кисти.
  10. Клубочки ниток, шерсти.
  11. Коробки.
  12. Крупы, яичная скорлупа.
  13. Ножницы.
  14. Обводки.
  15. Оберточная бумага.
  16. Пенопласт.
  17. Пластилин, игровое тесто.
  18. Пооперационные карты.
  19. Пуговицы.
  20. Синтепон.
  21. Старые журналы и книги.
  22. Степлер.
  23. Тряпочки.
  24. Фломастеры.
  25. Художественная литература по изодеятельности.
  26. Цветная бумага.
  27. Цветной картон.
  28. Цветные карандаши, мелки восковые.
  29. Чернила, тушь.

Центр «Кулинария»

  1. Блинница электрическая.
  2. Вазочки для мороженого.
  3. Воронки.
  4. Картографы «Наш повар».
  5. Кондитерский шприц.
  6. Консервный нож.
  7. Контейнеры, миски.
  8. Лопатки, поварешка.
  9. Мука, подсолнечное масло.
  10. Ножи, ложки, вилки.
  11. Ножи кухонные.
  12. Овощерезка.
  13. Подносы.
  14. Разделочные доски.
  15. Рецепты.
  16. Сахар, соль.
  17. Сито, дуршлаг.
  18. Скалки.
  19. Терки, шинковка.
  20. Тодлкушка.
  21. Фартуки, косынки.
  22. Формы для кекса, печенья.
  23. Электрическая духовка.

Центр «Литература»

  1. Алфавит, буквы.
  2. Бумага, ручки, прописи.
  3. Игры для занятий по звуковой культуре речи.
  4. Картотеки чистоговорок, скороговорок.
  5. Разрезные картинки.
  6. Упражнения для пальцев рук.
  7. Книжки-самоделки.
  8. Книжки-малышки.
  9. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
  10. Кроссворды, ребусы.
  11. Кубики с азбукой.
  12. Магнитофон, аудикассеты.
  13. Различные виды театра.

Манипулятивный центр

  1. Балансовые весы.
  2. Геометрические фигуры.
  3. Домино, шашки.
  4. Игры Монтессори.
  5. Коллекция крышек.
  6. Коллекция часов.
  7. Конструкторы.
  8. Кубики Никитина, кубик Рубика.
  9. Линейки, ручки.
  10. Лото, настольно-печатные игры, пазлы.
  11. Мелкие игрушки (грибы, матрешки).
  12. Мерные емкости.
  13. Монеты, пуговицы.
  14. Палочки Кюизенера, счетные.
  15. Песочные часы.
  16. Рабочие листы с заданиями.
  17. Разрезные картинки-головоломки.
  18. Семена, природный материал.
  19. Счеты.
  20. Тетради в клетку.
  21. Цифры.

(И.Л. Паршукова. Маленькие исследователи.//

Дошкольная педагогика, 2006 г., № 1.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

Информация для родителей "Маленький исследователь"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....

Вырастить маленького исследователя

Чем можно увлечь ребенка...

Маленькие исследователи

Консультация для родителей  - проведение простых опытов в домашних условиях...

Составительская программа "Маленькие исследователи"

Эта программа была создана с целью      развития у детей раннего возраста  познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...