Проект "Друзья пернатые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Волокитина Ольга Михайловна

дети в недостаточной степени обладают знаниями о сезонно – перелетных птицах, об особенностях их жизнедеятельности, о пользе их в природе и для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

проект

Тема: «Друзья пернатые»

Паспорт проекта

 Вид проекта:

 информационно -практико-ориентированный

 Продолжительность проекта: 1неделя

 Участники проекта: дети старшей группы, родители

 Актуальные темы: дети в недостаточной степени обладают знаниями о сезонно – перелетных птицах, об особенностях их жизнедеятельности, о пользе их в природе и для человека.

 Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников.

 Предполагаемый результат: сформировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, которые умеют летать в воздухе, сформировать к ним осознанно – правильное отношение

. Роль родителей в реализации проекта: оказание помощи в изготовлении скворечников для птиц

Работа с родителями:  консультация «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» , подбор загадок о птицах с иллюстрациями.

 Продукт проектной деятельности: обогащения знаний детей о разнообразии птиц, о их значении в природе, формирование умения оценивать поведение человека в природе, в необходимости оказывать помощь пернатым друзьям.

 Презентация: выставка детских работ «Птицы в гнездах», «Король птиц развлечение»


День недели

дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание

предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды  для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

( вовлечение в НОД)

Понедельник

Утро

1.Ознакомление с окружающем миром.

«Тайны птичьего мира»

Литература  :Волчкова .В. Н. , Степанова. Н.

Интеграция  областей   «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое».

2.Задачи:

- Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”.

«Познавательное развитие»

-  Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха.

«Речевое развитие»

-Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики

 «Физическое развитие».

-Развитие  творческого воображения, подражательности. «Художественно-эстетическое развитие» Воспитание бережного отношения к природе. «Социально-коммуникативное развитие»

Методы и приемы:  Рассказ воспитателя о прилете птиц весной. Игра “Собери картинку”. Упражнение “Выпусти птицу”. Артикуляционная гимнастика. Упражнение “Считай и называй”. Беседа.Рассматривание иллюстраций.

 

 

2.Физическая культура

(По плану инструктора ФИЗО)

 

Утро

Утренняя гимнастика (март, комплекс № 2).

-беседа с детьми на тему: «Из чего сделаны гнезда?»

Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц.

-дежурства в природном уголке: полив растений, рыхление земли по мере надобности

свободные игры по желанию детей

Прогулка

Наблюдение  за сорокой. Пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

подвижная игра «С кочки на кочку».

 Цель:Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; —     воспитывать дружелюбие.

Подвижная игра«Достань до мяча».

 Цель:Продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.

Индивидуальная работа по развитию движений  тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна комплекс №14   ходьба по массажным дорожкам.

  малоподвижные игры, «Фанты»- закрепить с детьми правила  игры,  упражнять детей в умении выражать свои мысли, словами, грамотно строит предложения.

.Прогулка

Наблюдение. « Продолжать наблюдение за птицами, закрепить знания о птицах.

подвижная игра «Ловишки парами»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

Игры с предметами:  Попади в цель»-  метание в вертикальную цель левой и правой рукой.

Чтение художественной литературы: М.Горький  «Воробьишко». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту

Подбор литературы, иллюстраций  по теме «Птицы».

         

 

- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

 

- замена   дидактических игр по теме в игровой зоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картины с изображениями птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендация художественной литературы по теме «Птицы наши друзья» для чтения детям дома.

 

-Порекомендовать родителям,  вместе с детьми  следить за птицами.

 

 

 

 

Вторник

Утро.

1Математика.

Интеграция  областей:«Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи

-Совершенствовать навыки счета в пределах пяти. Закреплять знания геометрических фигур «Познавательно развитие».

-Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач » «Социально-коммуникативное развитие».

-Развивать мелкую моторику рук «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Рассматривание картин, вопросы,  указания, индивидуальные и хоровые ответы..

работы на местах с раздаточным материалом. У доски – с демонстрационным материалом.

Литература:

 : И. А. Помораева.,В. А. Позина.

Вечер

 2..Рисование.

«Красивая птичка»

Литература:Т. С. Комарова

Интеграция областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

 «Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое».

Задачи:

- закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом «Познавательное развитие».

-Развитие мелкой моторики рук «Физическое развитие».

-Развивать цвет восприятия, пространственного мышления «Художественно-эстетическое».

-Формировать умения рассуждения о красоте птиц. «Речевое развитие»

Методы и приемы:рассматривание иллюстраций: педагог обращает внимание на особенности птиц -размер, окраску, длину ног, форму клюва.  Педагог  советует какие цвета смешивать, для получения нужного  и более достоверно передать окраску.

Утро

1.Утренняя гимнастика (март, комплекс № 2).

 2.Отгадывание загадок по теме птицы.

3.Совместный труд детей в книжном уголке.

4.игры на развитие мелкой моторики «мозаика», «пазлы».

 Прогулка

Наблюдение: Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. После зимнего затишья радует нас шумные песни пернатых друзей.  Наблюдение за птицами на участке

Цель :  выяснить какую пользу приносят птицы , какие изменения в жизни  птиц происходят весной,закреплять названия птиц.

Подвижная игра «Лови-бросай»

Цель:учить ловить мяч,не прижимая его к груди бросать в соответствии с ритмом произнесенных слов.

Подвижная игра «Салки»

Цель:учить двигаться приставным шагом в разные направления действовать по сигналу

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна комплекс №14 ходьба по массажным дорожкам.

словесные игры «Испорченный нтелефон» -  развивать слуховое внимание.

-Разучивание пословиц и поговорок.  Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. объяснить смысл.

 Прогулка

 Наблюдение   за воробьями.

Цель:обратить вниманте детей на то как ожила природа после зимней спячки .Как воробьи зимовавшие с нами радуются приходу весны,греются на солнце .

Подвижная игра «Птички и кошка»

Цель:учить  бегу  в указанном направлении,закреплять умение действовать в коллективе.

Подвижная игра «Горелки»

Цель:учить играть соблюдая правила ,воспитывать дружелюбие.               

  Индивидуальная работа «Прыжки вверх с места» развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

 

Внесение настольных игр «мозаика», «пазлы», « шашки».

 

 

Конструктор «Механик».

Предложить родителям  дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу о птицах и по возможности  принести в детский сад для выставки.

Среда

Утро

1.Музыка (по плану музыкального  руководителя)    

 

Вечер..

 Конструирование.

«Домик для скворца»

Литература Куцакова Л.В.

Интеграция  областей   «Познавательно развитие», «Художественно-эстетическое». «Социально-коммуникативное»,  

3. Задачи:

- Развивать умения у детей собирать скворечник из спичечного коробка и других подручных материалов «Познавательное развитие»

-Формировать пространственное и творческое мышление «Художественно-эстетическое».

-Воспитывать любовь к природе. «Социально-коммуникативное».

Методы и материалы:

Беседа, диалог с детьми, чтение стихотворений, физ. Минутка.Показ.

Утро

1.Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»

Цель:упражнять в подборе глаголрв , соответствующих действиям птиц весной (прилетают,возвращаются,вьют гнезда и т. д)

Прогулка.

 Наблюдение за воробьем.

Цель:продолжать закреплять ,уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице,обобщать словарный запас художественным словом о воробье,активизировать внимание и память ,учить видеть изменение в поведении птиц с приходом весны.

Подвижная игра «Коснись мяча» , «Не потеряй мяч»

Цель :закреплять умение увертываться от мяча,действовать па сигналу

-трудовая деятельность расчистка дорожек от льда и остатков снега (по желанию детей).

 -индивидуальная работа привлечение малоактивных  и застенчивых детей к детской деятельности  -

основные движения Прыжки.  Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед.

 Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна комплекс №14 ходьба по массажным дорожкам

словесные игры «Что это за птица?» - учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

-дидактические игры по экологии  «Прилетели птицы»  - уточнить представление о птицах. 

Прогулка

Наблюдение за состоянием снега.

Цель:формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в не живой природе.Обобщать и активизировать речевой словарь.

Подвижная игра: «Перелет птиц»

Цель:учить бегать по всей площадке не стоять у стенки,уступать друг другу,развивать  ловкость и снаровку.

Подвижная игра «Мыши в клодовой»

Цель:тренировать в пролезании под дугу или веревку.

Словесная игра «Что это за птица»

Цель:учить детей описывать птицу по характерным признакам и по описанию их узновать.

Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Цель :уточнять представление о птицах.

 

.

 

«Что сначала, что потом»

Иллюстрации с изображениями птиц.

Порекомендовать ознакомиться с информацией на стенде «Птицы пернатые друзья» (Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме )

 

 

Четверг

Утро.

1.Развитие речи.

Литература В. Гербова.

«Составление рассказа по картинке»

Интеграция областей: «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Художественно-эстетическое».

Задачи:

Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи. «Познавательное развитие»

- Закрепить умение  придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.. «Речевое развитие».

Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. «Художественно-эстетическое».

-- Воспитывать самостоятельность, активность, ; умение видеть красоту родной природы. «Социально-коммуникативное развитие»

Методы и приемы:

художественное слово, напоминание, вопросы, ответы; беседа по картине,  помощь в составлении рассказа, образец педагога; поощрение,  физ. минутки, дидактические игры.

Вечер.

Физическая культура (по плану инструктора ФИЗО)

Утро

Утренняя гимнастика.  (март, Комплекс № 2)

-выставка «друзья пернатые» (книги, иллюстрации, фотографии, детские рисунки и поделки).

Наблюдение за поведением птиц за окном. Повторить стихи о птицах к развлечению «Король птиц»»

дидактические игры на развитие слухового внимания  «Испорченный телефон» развивать слуховое внимание.

 Прогулка:

 Наблюдение за сезонными изменениями .

Цель:формировать понятие о смени времени года ,  дать представление об особенностях каждого сезона.

Подвижная игра «Через ручей»

Цель : развивать двигательную активность,быстро реагировать на сигнал воспитателя ,соблюдать правила игры.

Подвижная игра «Пронеси не урони»

Цель :развивать  чувство равновесия ,ловкость ,смекалку,ориентировку в пространстве.

Основные движения Лазание, лазание по гимнастической стенке

 

Прогулка

Наблюдение за синицами.

Цель:вызвать желание и интерес  наблюдать за птицами,рассказывать о своих наблюдениях.

Подвижная игра «Скок ,поскок…»

Цель :воспитывать дружеские чувства ,учить поступать справедливо,соблюдать правила игры.

Лазание по гимнастической лестнице.

Цель :продолжать формировать физические качества.

-индивидуальная работа по  ориентированию «Найди себе пару» -  способствовать развитию пространственных ориентировок и речи детей.

- Игры на спортивном оборудование:Продолжать формировать физические качества. Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролет.

Чтение художественной литературы

«Веана ,весна.»Е.Баратынский.

 

Внесение иллюстраций, книг по теме Весна, фотографий, детских рисунков, поделок.

 

Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мяч

Порекомендовать родителям сходить в парк.  Вместе с детьми и понаблюдать  за птицами,  при летевшие в наши края.           

Пятница

Лепка.

«Птичка»

Литература Т. С. Комарова.

Интеграция областей:«Познавательное развитие», «Физическое развитие»,

«Художественно-эстетическое».

Задачи:

Закрепить умение детей лепить фигуры птиц, пластилина. «Познавательное развитие».

-Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. «Познавательное развитие».

-Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. «Физическое развитие»

-Вызвать интерес к творчеству. «Художественно-эстетическое».

Методы и приемы: беседы о народных традициях; знакомство со свойствами пластилина; обучение приемам лепки; рассматривание поделок .

 Вечер.

Музыкальное занятие

 Развлечение « Король птиц»».

Цель: систематизировать представления о жизни птиц весной; вызвать у детей эмоциональный отклик, доставить радость; воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Утро

Утренняя гимнастика. (март, Комплекс № 2).

 Дидактические игры на развитие речи «Что вы видите вокруг» -  дать названия разным предметам, упражнять в правильном подборе слов.

 .Пазлы «Птицы»

Цель:закрепление названия перелетных птиц,развитие внимания,памяти

 Прогулка: 

Наблюдениеза поведением птиц на кормушке.

Цель:обратить внимание детей на то что корм в кормушках недоеден,не прилктают снегери и свиристели.

Подвижная игра «Ворона»

Цель:учить бегать в разных направлениях,  прыгать на двух ногах,не наталкиваться друг на друга.,соблюдать правила.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель:учить играть соблюдая правила,двигаться по сигналу

 Индивидуальная работа по развитию движений Метание в горизонтальную и вертикальную цель( 4-5 метров)

Вечер:

Гимнастика после сна комплекс №14

Самостоятельная деятельность Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями).

Прогулка

 -Наблюдение Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

-Март неверен: то плачет, то смеется.

- Синичка в марте запела- весеннее тепло ворожит

Подвижная игра «Пятнашки с лентами» -формировать у детей умение выбирать водящего при помощи  считалки. 

Метание  метание на дальность левой и правой рукой.

Внесение книг и иллюстраций на тему «Весна»

 

Подготовка атрибутов для развлечения  « Птичьи голоса»

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события.

Пригласить на  развлечение «Король птиц».

 

 

Тем                   Тема: «Птицы пернатые друзья»

Цель: совершенствование первичных представлений о птицах как меньших братьев человека

Итоговое  мероприятие:  выставка «Птицы мира», «Птицы России» (лепка, рисование, аппликация), развлечение «Птичьи голоса»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проекта " Пернатые любимцы"

Перспективный план составлен в помощь воспитателям , желающих  через проектную деятельность приобщить детей в миру природу....

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

"Столовая для пернатых"

Данный материал использовался в акции "Покормите птиц"...

Экологическая сказка: "Пернатые истории"

Этот материал можно использовать на занятиях и развлечениях....

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....