Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»
план-конспект по теме

 Барбарина Ольга Александровна

 

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.

Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx222.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

тематического педагогического собрания

В форме устного журнала

«Пернатая карусель»

Составитель:

Барбарина Ольга Александровна, воспитатель,

                                                                                        1 квалификационная категория, МДОУ № 52

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.

Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания.

Материал:  

- аудиозапись;

- графические изображения;

- картотеки дидактических, словесных, подвижных игр;

- гнездо с карточками в виде зерен; пластилин, салфетки, стеки;

- бейджики с изображением синичек и воробьев (по количеству педагогов);

- фишки;

- 2 «пера птиц» с заданиями;

- песочные часы.

 Добрый день, уважаемые коллеги. Я приглашаю Вас на устный журнал  «Счастливый случай».

Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме и посвящен наш журнал.

- Главными действующими лицами будут 2 команды, пожалуйста, разделитесь.

- Пусть каждый из вас возьмет по бейджику (каждый  лежит вниз изображением -  синички, воробьи)

- итак, 1 команда – «Синички»

            2 команда – «Воробьи»

Каждая команда выбирает капитана (дается 30 сек.)

- Прежде, чем открыть первую страничку нашего журнала, я предлагаю вам поиграть.

Игра

Каждая команда выбирает себе животное или птицу, которое она будет озвучивать, например, одна команда выберет  корову, а другая гуся. Затем все игроки, перемешиваются и с закрытыми глазами, начинают издавать звук своего животного и идут на него, таким образом ища своего товарища по команде.

Выбрать помощника (секунданта)

- Сегодня я хочу презентовать  вам методический сборник   «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.

В данном пособии содержатся увлекательные сведения о жизни птиц, внешнем виде, повадках, условиях обитания пернатых.

Путешествие в мир природы сопровождается стихами, загадками, играми.


- Открываем первую страничку нашего журнала, которая называется

                                     «Отгадай - ка» (разминка)

Каждой команде дается на ответ 1 минута, за это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За  каждый правильный ответ – 1 очко. Ставятся песочные часы.

1 команда (Синицы)

*  какие птицы выводят птенцов три раза за лето?  (воробьи, овсянки)

*  пингвин – птица или нет? (птица)

*  какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)

*  птенцы какой птицы не знают матери ?  (кукушка)

*  какая птичка достает себе пищу подо льдом? (оляпка)

*  какая птица любит семена репейника? (щегол)

*  кто кукует у кукушки – самка или самец? (самец)

*  кому хвост служит опорой?  (дятлу, при передвижении по стволу дерева)

*  зачем страус голову в песок прячет?  (освобождается от паразитов)

*  кто спит в полете?  (стриж, т.к. проводит в воздухе большую часть своей жизни)

*  какие наши перелетные птицы выводят птенцов на юге? (никакие)

*  с прилета каких птиц мы считаем начало зимы?  (грачей)

*  яйца какой птицы насиживает самец?  (страуса)

*  зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков)

*  чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда)

2 команда (Воробьи)

*  какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?   (кукушка)

*  какая птица в мире самая большая? (страус)

*  какая птица может летать хвостом вперед?  (колибри, 2 гр.)

*  какая птица выше всех летает?  (орел)

*  сколько бывает птенцов у журавля?   (один)

*  какая птица умело подражает голосам птиц?  (скворец)

*  какая птица выводит птенцов зимой?  (клест)

*  где зимует дрозд?  (на юге)

*  какую птицу весной поит береза? (дятла)

*  какие птицы перед дождем летают низко?   (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле)

*  какие наши перелетные птицы вьют гнезда на юге? (никакие)

*  у каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвинов)

*  какая птица свои яйца не насиживает, а настаивает? (пингвин держит между лапами)

*  зачем скворцы и  галки садятся на спину коровам  и лошадям?  (шерсть для гнезд)

*  где зимуют синица и трясогузка? (синица – в наших краях, трясогузка – улетает на юг)               

Подвести итог

Благодаря таким играм вы сможете расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Вторая страничка нашего журнала   «Пернатая карусель»

На этой страничке нам предлагается игра

«Что мы знаем о птицах?»

Вопросы 1 раунда «Птицы в сказках и легендах»

(за каждый правильный ответ – 1 очко, подвести итог

1 команда  (Синицы)

* Какие птицы служили Бабе Яге?  (лебеди)

* Какая птица  снесла бабе с дедом золотое  яичко? (курица)

* Какая птица в русских народных сказках горячее огня? (жар – птица )

* В одной из сказок Х.К. Андерсена  злая королева превращает осиротевших принцев птиц. Что это за птицы и сколько их было? (Лебеди, 12)

* Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?  (ласточка)

* Какие птицы унесли Ивана от своей сестры? (гуси - лебеди)

2 команда  (Воробьи)

* С какими птицами путешествовал на Север мальчик Нильс, превращенный в крошечного человечка? (гуси)

* С какой птицей дружил Вини – Пух? (сова)

* Какие птицы рассказали Герде, где найти Кая? (вороны)

* В какую птицу превратился гадкий утенок?  (лебедь)

* Какие птицы спасли древний Рим от врагов? (гуси)

* Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорожденного? (аист)

Задание обеим командам

  1. Музыкально – пластические композиции одной команды будут  загадками для другой команды. (под музыку)

1 команда

Воробьи прыгают на не сгибающихся лапках и чирикают. Лебеди красиво и царственно взмахивают крыльями, «пролетая над землей».

2 команда

 Голуби суетятся, растопырив крылья – руки, и гулят. Цапля ходит высоко поднимая ноги и рассматривая в болоте лягушек.

Отгадавшая команда получает очко.

 ИТОГ  

Многие сказки и произведения писателей учат детей правильному отношению к

 миру  природы, о жизни птиц, о их пользе для природы и человека. И у каждого в группах есть такие библиотечки. Можно их предложить и для родителей.

 Такие легкие игры вы можете использовать на  прогулках, занятиях, они вызывают радостное настроение.

Музыкально – пластические композиции можно проводить на  психологическую разгрузку детей, на праздниках, при знакомстве с любой птицей.

Вопросы 2 раунда «Птицы в жизни»

  Члены команд по очереди вытягивают вопросы из  импровизированного гнезда.

( за правильный ответ – 1 очко, если попал – «Счастливый случай» игрок получает приз, подвести итог)

Назовите:

* птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

* певчую птицу, получившую свое название по месту своей родины – Канарских островов (канарейка);

* птиц, признанных лучшими почтальонами (голуби);

* птиц, которых используют во время охоты (соколы);

* птицу, клюв которой можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

* птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает свои яйца в чужие гнезда (кукушка);

* бойцовых птиц, которых люди используют в бойцовых поединках (бойцовые петухи);

* птицу, славящуюся своим необычным хвостом (павлин);

* нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

* птицу, которая лучше всех пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

* птицу, которая может повернуть голову так, будто она укреплена на вращающейся оси  (это сова. Она может повернуть голову на 180 градусов);

* самая большая из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом  (африканский страус);

* самая маленькая из всех птиц, размеры которой не больше шмеля  (колибри).

Задание:

  1. слепите какую – нибудь водоплавающую птицу.

Члены противоположной команды должны эту птицу опознать по характерным признакам. Жюри (члены комиссии) оценивает как точность и выразительность созданного образа, так и правильность ответа членов команды, отгадывающих название птицы.

 

 Здесь я вам предлагаю поиграть с детьми в группе, на прогулке в ряд игр: словестные, дидактические, подвижные «Воробушки и автомобиль», «Гуси – лебеди», «Птицелов», «Перелет птиц», «Лиса в курятнике» и другие (их вы можете найти в пособии), так же я вам предлагаю созданные в группе картотеки, которые помогут вам подобрать игры  и подобрать игры вашим родителям для домашнего использования.

     

Раунд 3

Графические задания

От каждой команды выбирают по одному члену команды, который по условному сигналу должен ниточкой соединить птичку с кружком, в котором изображен «птичий элемент».

После каждого нового задания выбирается ыбирается новый член команды.

(подвести итог: кто  сделает задание правильно и быстро – команда получает 1 очко )

               

Многие птицы – великолепные синоптики. Птицы постоянно находятся в атмосфере, непосредственно испытывают на себе воздействие всех тех изменений, которые происходят в воздухе, и поэтому они наиболее чувствительны. Особенно важно – птицы реагируют на все изменения заранее.

Эту информацию вы сможете найти в этом пособии и использовать ее на любом занятии, на прогулке во время наблюдений за птицами.

Это графическое задание можно использовать, проводя, например, экологическую игру.

Раунд 4

Конкурс капитанов

  Задания по разгадыванию загадок, рассказыванию стихотворения  отгадыванию птицы, хорошо известной по описанию и распознавание двух –птичьих голосов в записи. (за каждый, правильно выполненный блок – 1 очко, может быть не более 4 очков )

  1. Загадки:

(Капитану 1 команды «Синицы»)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник .   (Дятел).

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.   (Сорока).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.  (Снегирь).

(Капитану  2 команды «Воробьи»)

Они прилетают каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.   ( Скворец).

Мать, отца не знаю

Но часто называю,

Детей знать не буду,

Чужим сбуду.   (Кукушка).

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювы, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых  попрыгушек.

А как лето пробежит,

Он уже на юг спешит

По путям старинным, длинным

В стае, выстроенной клином. (Журавль).

* Каждый капитан рассказывает стихотворение о любой птице.

* Отгадывание птицы, хорошо известной по описанию.

1 капитан Синицы

* Водоплавающая перелетная птица с длинной изящной шеей, белая или черная; является одним из любимых персонажей Х.К. Андерсена. (лебедь)

* Крупная птица, проживает в Антарктиде, не умеет летать, зато прекрасно плавает. Питается рыбой. Не вьет гнезд, высиживает яйцо, удерживая его на лапах. (пингвин).

2 капитан Воробьи

* Самая крупная из всех птиц. Не умеет летать, зато бегает со скоростью, превышающей скорость лошади. Способна выдержать вес взрослого человека, оседлавшего его верхом. (страус)

* Водоплавающая птица розового цвета на коротких ногах. Имеет очень длинный клюв и огромный горловой мешок под клювом. Питается рыбой. (пеликан).

  1. Задание на распознавание двух –птичьих голосов в записи.

1 капитан: кукушка, жаворонок

2 команда: соловей, дятел

Если капитаны не могут отгадать, помогают команды.

Мы переходим с вами на новую, 3 страничку нашего журнала.

                               

                                3 страничка нашего журнала называется

«Загадки, пословицы, поговорки»

Каждой команде предлагается « волшебная шкатулка». За 2 минуты каждая команда пишет загадки, пословицы, поговорки (о птицах).

(Подвести итог по количеству написанного; выигравшей команде – 1 очко)

Предложить и членам жюри поучаствовать - помочь командам.

Загадки, пословицы, чистоговорки – все это можно использовать на прогулках, занятиях, беседах, праздниках, часть из которых вы можете так же найти в метод. сборнике.

Они могают активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание, мышление.

4 страничка нашего журнала шуточная, называется «Да» или «Нет»

Проводится  с обеими командами(отвечает, кто желает)

Итоги не подводятся.

* может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

* может ли дрозд отморозить хвост?  (нет, он зимует на юге)

* может ли оса взлететь на небеса?   (да)

* может ли барсук залезть за шишками на сук?  (нет, он живет в норе)

* может ли кулик прикусить себе язык?  ( нет, у птиц нет зубов)

* может ли тюлень на боку лежать весь день?  (да) 

* может ли синица на крыше поселиться? (да)

* может ли пчела укусить коня?  (да)

* может ли медведь танцевать и петь?   (да, если он дрессированный)

- Итак, мы прочитали все странички нашего журнала, настало время подвести итоги.

в сов- Пока моя помощница подсчитывает очки, мы с вами посмотрим:

Какого же положение птиц в современном мире?

С 1600 года вымерло более 100 видов птиц. В большинстве своем это были островные узкоареальные виды с низкой численностью. Свыше 30 видов исчезли в 20 веке, более тысячи могут исчезнуть в ближайшее время. 100 видов в настоящее время представлены на земле менее чем 2000 особей. Причиной вымирания видов в историческое время является деятельность людей по изменению природных ландшафтов и сообществ.

- Я предлагаю вам буклет -  импровизация красной книги, «Птицы России занесенные в красную книгу», всего их занесено в красную книгу 125.

Награждение.

Команде, которая набрала больше очков присуждается звание – «Знатоки»,

А команде набравшей меньше очков присуждается звание – «Молодцы». (раздать каждой команде медальки)

- Поаплодируйте друг другу.

Такой устный журнал я предлагаю вам провести со своими родителями и детьми.

- В конце нашего мероприятия, я вам предлагаю встать всем в круг, и одновременно топая правой ногой и выбрасывая правую  руку вверх, сказать : «Ес».

Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...

Родительское собрание в форме устного журнала "Безопасность детей - в наших руках"

Конспект родительского собрания, в форме устного журнала, с участием детей....

Сценарий педагогического совета в форме устного журнала " Права детей!"

Сценарий педагогического совета в форме устного журнала " Права детей!"...

Итоговое родительское собрание в форме устного журнала «Чему мы научились за год»

Итоговое родительское собрание в форме устного журнала«Чему мы научились за год»...

Конспект итогового родительского собрания в форме устного журнала "Дом, в котором мы живём"

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для о...

Конспект родительского собрания в форме устного журнала на тему: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

Данная работа предназначена для повышения уровеня компетенции родителей в экологическом воспитании детей....

Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...