ПРОЕКТ по экологии в старшей группе на тему: "Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?"
проект по окружающему миру по теме

Сулико Светлана Васильевна

ВИД ПРОЕКТА:: Исследовательский.

ЗАДАЧИ: Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности. Расширять и обобщать знания детей об овощах, об условиях, необходимых для их выращивания. Познакомить детей с историей произрастания и распространения овощей в разных странах. Воспитывать любознательность, трудолюбие, желание участвовать в процессе выращивания овощей.

             ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

В: - Ребята я сегодня получила необычное письмо, оно пришло от Чиполлино. Я сейчас его открою и мы узнаем, что же там написано. (к письму прилагается альбом или иллюстрации разнообразных овощей).

СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА: "Здравствуйте, ребята! Посылаю вам свои фотографии, а так же фотографии своих друзей. Мы вместе живём большой дружной семьёй. Но иногда у нас возникают споры - кто из нас самый нужный, самый полезный, самый красивый? Ребята, может вы нам поможете разобраться в нашем споре? ".

В: - Ребята, давайте поможем разрешить спор овощей.

(Дети рассматривают альбом и высказывают свои суждения).

В: - Непростое нам предстоит дело - выбрать самого главного из овощей. Для этого нам надо многое о них узнать. А как мы можем это сделать?

(Дети предлагают свои варианты)

В: -Чтобы узнать всё об овощах, мы должны прочитать книги, спросить у родителей, посмотреть в Интернете, в энциклопедиях. Вы много узнаете об овощах и их наших занятий.

            БЕСЕДА НА ТЕМУ: "ВОЛШЕБНЫЕ СЕМЕНА".

ЦЕЛЬ: Обобщать представления детей о семенах и росте и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений.

МАТЕРИАЛ: Семена овощей (фасоль, горох, кабачок, тыква, свекла, морковь, редис, огурец, томат, капуста), муляжи овощей, два подноса, лупа, соль, стакан с водой.

        ХОД БЕСЕДЫ:

У воспитателя на столе на подносе лежат муляжи овощей. На другом подносе расположены разноцветные пакетики с семенами овощей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы на подносах и подумать, какая между ними взаимосвязь.(Для того чтобы вырастить овощи, необходимы семена).

В: - Что прежде всего нужно сделать, чтобы у нас в огороде выросли овощи? (Ответы детей).

- Верно, прежде всего в землю надо посадить семена. А вы можете определить семена разных овощей по их внешнему виду? Рассмотрите их внимательно. (Дети обследуют семена и отвечают на вопрос).

В.: - Семена отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Некоторые семена овощей крупные - это семена фасоли, гороха, тыквы. Помельче семена - у свеклы, огурца, томата. Совсем мелкие - у репы, капусты, редиса, моркови. Форма у разных семян тоже разная. В основном они бывают круглые или овальные.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЬЁ СЕМЕЧКО?"

В,: - А вы знаете, что семена растений одного вида тоже могут быть разными? (Показать мелкие и крупные семечки кабачка).

-Как вы думаете, из этих семечек вырастут одинаковые или разные растения? (Ответы летей).

-Верно, из обоих семян вырастут кабачки. Но из крупного семечка разовьётся сильное молодое растение, из мелкого - маленькое и слабое. Поэтому, готовясь к посеву, необходимо отобрать самые крупные и тяжёлые семена. Так отбирают семена гороха, фасоли, тыквы, кабачков, свеклы. (Воспитатель раскладывает эти семена на подносе и даёт детям возможность их обследовать и отобрать хорошие семена).

В,: - А вот мелкие семенаогурца, томата, репы, редиса, моркови. (Дети обследуют семена). Как определить, какие из них годятся для посадки? Ведь все они мелкие. Я научу вас одному способу. Эти семена можно опустить в солёную воду ( 1 чайная ложка соли на 0,5 стакана воды). Тяжёлые, хорошие семена осядут на дно, а сухие пустые семена всплывут на поверхность раствора. Их надо аккуратно слить вместе с жидкостью. Оставшиеся хорошие семена необходимо промыть чистой водой и подсушить перед посадкой. Давайте попробуем это сделать. (Воспитатель вместе с детьми проводит небольшой эксперимент и отбарают хорошие семена.

 

В,: - Ребята, представляете, какое чудо спрятано в этом маленьком семечке? Целая жизнь растения от росточка до плодов. Посмотрите, какой твёрдой оболочкой покрыто каждое семечко. (Дети через лупу рассматривают семечко). Как вы думаете, для чего семечку нужна такая твёрдая оболочка? (Ответы детей). 

- Оболочка на семечке защищает ту хрупкую маленькую жизнь растения, которая сейчас "спит" в семечке. Ребята, а как пробудить семена, чтобы проросли из них росточки, выросли, зацвели и дали урожай? (Ответы детей).

- Сначала нужно напоить семена влагой, тогда разбухнет и лопнет защитная оболочка, начнёт развиваться жизнь из зародыша. А ещё нашим семенам кроме влаги нужно тепло, как маленьким детям. Поэтому мы и будем их сеять в тёплую влажную землю, как в колыбельку. Проклюнутся наши зелёные "ребятишки", пустят свои корешки в землю, попьют питательной влаги и над землёй появятся их самые первые листочки на маленьком стебельке. (Воспитатель сопровождает рассказ показом моделей - алгоритм роста семян).

В,: - А что ещё необходимо росткам для жизни? (Ответы детей).

- Верно, кроме влаги, почвы и тепла, всем растениям нужен свет. Наши овощи должны расти в самом светлом месте, чтобы получились здоровые, сильные и вкусные плоды. А как нужно ухаживать за посадками?(Ответы детей) Для того, чтобы растения хорошо развивались, почву надо рыхлить, поливать, удобрять. Это делают для того, чтобы к корешкам проникали воздух , влага и питательные вещества. Делать это надо регулярно в течении всего лета. Только тогда вырастут вкусные питательные овощи.

 

   СТИХИ ПРО ОВОЩИ:

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

- Вот какой огород! - удивительный народ.

Землю грело солнышко, прорастало зёрнышко.

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

- Вот какой огород - удивительный народ.

Ровно три горошины в землю были брошены, 

Собирали пять мешков замечательных стручков.

- Вот какой огород! - удивительный народ.

                                               Л. Некрасова.

Из Южной Америки, как говорят,

Попал к нам большой ярко - красный томат.

Сначала он клумбы в садах украшал, 

А после в борщи и салаты попал.

Он свежий, приятный и сочный на вид,

Он соком томатным тебя угостит!

                                               А. Береснев.

Приходите в огород - посмотреть, как мак растёт,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы у бобов блестят усы.

Всё растёт, всё цветёт, никому не тесно

Приходите в огород, очень интересно!.

                                              А. Береснев.

М. Садретдинов "Грядки", О. Григорьев "Лук", Р. Грановский "Луковка", В. Собиров "Словно мячик", "Вестник лета", "На грядке всё впорядке", "Помидоры", В. Вита "Зелёный телефон", Б. Солимов "Огурец", И. Мазнин "Что за дом?", З. Александрова "Картошка".

ЧТЕНИЕ СКАЗОК:

А.Н. Толстой "Мужик и медведь", Дж. Родари "Приключения Чиполлино", Г. Х. Андерсен "Принцесса на горошине", С. Шущкевич "Новая быль про репку".

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

"Угадай на ощупь", "Съедобное - несъедобное", "Урожай собирай", "Вершки и корешки", "Посадка картошки", "Отгадай загадку", "Что приготовили?". Пальчиковая гимнастика.

МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Песни: "Весёлый огород (сл. и музыка О. Григорьева), "Соберём урожай" (сл. и муз. Г. Вихаревой), Слушание: "Во саду ли, в огороде" (Рус. нар мел.).

Художественное творчество "Натюрморт из овощей".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме "Грибное царство"

Цель:Познакомить детей с грибами(как выглядят,где растут,чем отличаются ядовитые грибы от съедобных).Уточнить условия,необходимые для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей(подосинови...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Птицы»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Птицы»Тема: «Птицы»Цель: Закрепить знания детей о птицах.Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить...

Презентация проекта по экологии в старшей группе на тему: "Весна глазами детей"

   У детей недостаточно сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети с трудом сравнивают различные периоды весны, не у всех детей сформировано заботливое...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...