День встречи зимующих птиц
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нейман Ирина Евгеньевна

Конспект развлечения "День встречи зимующих птиц" для детей средней группы

Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем». Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на праздничное представление.

Задачи:

Через загадки, стихи закрепить знания детей о птицах; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам


Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование: 
иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, краски, кисточки, маска синички, кормушка, зёрна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. ...( синичка)
Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.Сегодня мы с вами вспомним их. А для синички - птички устроим настоящий праздник!

Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Упражнение «Птички – синички» 
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички и раскрыли свои крылья и полетели….Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Тень –тень,тень-тень! поют птички.

После небольшой паузы педагог предлагает детям рассказать, удалось ли им представить полянку, себя синичками? как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения.

Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети:У нее желтая грудка.
Воспитатель предлагается нарисовать птичку – синичку для выставки.
Воспитатель: Какой формы туловище? 
Дети: Туловище –овальной формы, голова –круглая, крыло –маленький овал. 
Воспитатель: А каким цветом будем рисовать грудку птички?
Дети: Желтым.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.

Дети рисуют птичку под звуки грамзаписи «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы, ребята ! Какие яркие и разные птички у вас получились! Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой. 

Физкультурная минутка: 
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами? 
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой!

К нам в окно стучится птичка – 
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек
Александр Бефорт
Воспитатель: Правильно . Люди подкармливают их, делают кормушки. 
Воспитатель: А как же птички живут в лесу? 
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
Воспитатель: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить и птицы часто голодают и даже погибают. А мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. 
Дети: У нас на участке есть кормушки и мы приносим разный корм: семечки, хлеб, зерно.
Воспитатель: Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру «Зимующие птицы» (разрезные картинки).
Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Зинаида Александрова 

После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.