Исследовательский проект "Что загрязняет воздух в нашем городе"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тигаева О.В.

Исследовательский проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»

 

Вид проекта: групповой, совместно  с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели). 

Срок проведения: с 13.11 по 27.11.2017г.
Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели. 

Проблема: выявление  источников загрязнения воздуха, последствий, меры по предотвращению загрязнения.

Этапы реализации проекта: 
1 этап - Постановка проблемы (целеполагание).
2 этап - Гипотеза исследования, планирование деятельности.
3 этап - Реализация проекта.

4 этап - Презентация.

5 этап - Подведение итогов.

Практическая значимость:
данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.

Продукт детской деятельности: поисковая деятельность, создание газеты, презентация папки исследователя.

 

  1. Актуальность и значимость проекта

 

 

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,

проводя собственные исследования –

наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе

 собственные суждения и умозаключения, чем получать уже

добытые кем-то знания в «готовом виде».

                                                                                                         А. И. Савенков

 

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление  дошкольников с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения  и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воздуху – стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование дошкольников -  это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это решается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Необходимо обратить внимание дошкольников, на то, что такой привычный объект, как воздух таит в себе много неизвестного.

В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?». Исследования представят для ребёнка возможность самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему?» В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения, значения чистого воздуха  в жизни человека, окружающей среды, у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.                                         

Все это подчёркивает актуальность данного проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект990.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управления образования администрации Павловского муниципального района

Районный конкурс экологических проектов для педагогов ДОУ «Путешествие в мир природы»

Номинация

«Исследовательский проект»

Проект

«Что загрязняет воздух в нашем городе?»

http://news.pulsportal.ru/wp-content/uploads/sites/3/2017/03/Volzhane-v-borbe-za-chistyy-vozdukh-800x600.jpg

Возрастная группа: дети 5-6  лет

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада №2 г. Павлово

Тигаева Ольга Владимировна

г. Павлово

Исследовательский проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»

Вид проекта: групповой, совместно  с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели). 

Срок проведения: с 13.11 по 27.11.2017г.
Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели. 

Проблема: выявление  источников загрязнения воздуха, последствий, меры по предотвращению загрязнения.

Этапы реализации проекта: 
1 этап - Постановка проблемы (целеполагание).
2 этап - Гипотеза исследования, планирование деятельности.
3 этап - Реализация проекта.

4 этап - Презентация.

5 этап - Подведение итогов.

Практическая значимость:
данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.

Продукт детской деятельности: поисковая деятельность, создание газеты, презентация папки исследователя.

  1. Актуальность и значимость проекта

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,

проводя собственные исследования –

наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе

 собственные суждения и умозаключения, чем получать уже

добытые кем-то знания в «готовом виде».

                                                                                                         А. И. Савенков

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление  дошкольников с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения  и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воздуху – стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование дошкольников -  это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это решается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Необходимо обратить внимание дошкольников, на то, что такой привычный объект, как воздух таит в себе много неизвестного.

В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?». Исследования представят для ребёнка возможность самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему?» В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения, значения чистого воздуха  в жизни человека, окружающей среды, у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.                                          

Все это подчёркивает актуальность данного проекта.

  1. Концепция проекта

Проблема: Выявление  источников загрязнения воздуха, последствия, меры по предотвращению загрязнения.

Цель: формирование  элементарного представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепление ранее полученных знаний о свойствах воздуха; расширение представлений том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
  • обогащение знаний об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, расширение представления детей о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды, на здоровье человека;
  • формирование представления об авторстве проекта; формирование умения предлагать и проверять гипотезы.

Развивающие задачи:

  • развитие проектной деятельности исследовательского типа;
  • развитие стремления к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
  • развитие аналитического мышления (поисковой деятельности в ходе решения проблемы).

Воспитательные задачи:

  • воспитание осмысленного желания заботиться о чистоте воздуха, бережного отношения к окружающей среде;
  • воспитание социальных навыков – умения работать в группе.

Гипотеза: воздух загрязняют машины, дым из трубы, отходы, пожар.

                         3.  Стратегия проектных действий  

Первый этап – постановка проблемы (целеполагание)

Срок

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 день

По возвращению в группу педагог предложил провести научное исследование возникшей проблемы «Что загрязняет воздух в городе?».

В понедельник был  организован поход с детьми старшей группы в библиотеку. Возвращаясь из библиотеки, Егор заметил и сказал об этом ребятам, что на улице  чем-то пахнет (газовала машина). Ребята все обратили на это внимание.

Второй этап - гипотеза исследования, планирование деятельности

  • формирование умения предлагать гипотезы;
  • воспитание социальных навыков – умения работать в группе

1 день

Воспитатель спрашивает детей:

- Как вы думаете, что может загрязнять воздух в нашем городе?

- Мы услышали много гипотез. Скажите, пожалуйста, как мы можем проверить наши предположения?

- Правильно, а кого из взрослых мы можем попросить нам помочь?

- Я предлагаю Вам для удобства воспользоваться «Папкой исследователя», которая является нашей давней хорошей помощницей.  Для того чтобы информацию было искать веселее и заполнять папку-исследователя интереснее предлагаю разбиться на подгруппы

1 подгруппа попробует проверить 1 гипотезу «Что воздух загрязняется от машин».

2 подгруппа - «Воздух загрязняет дым из труб домов, заводов».

3 подгруппа - «Загрязнение происходит от пожаров».

4 подгруппа - «В этом виновны отходы, мусор»

- Результатами исследования нам нужно поделиться с другими детьми и взрослыми, в этом нам поможет создание фоторепортажа, который мы оформим в газету. Желающим нужно вместе с родителями попутешествовать по нашему замечательному городу, найти то, что загрязняет воздух и сделать фотографии.

Дети выдвигают гипотезы:

- дым от машин;

- дым из трубы;

- отходы;

- пожары

Высказывают предложения о том, где можно найти информацию:

- подумать;

- спросить у взрослых;

- прочитать в книге, энциклопедии;

- понаблюдать;

- провести эксперимент;

- посмотреть в интернете.

- Родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Дети по своему желанию разбиваются на подгруппы.

В течение недели всю найденную информацию собирают в «Папке-исследователя» ввиде зарисовок, схем.

Приносят фотографии для газеты.

Третий этап  - реализация проекта. Сбор и обработка информации (фиксация полученных результатов)

  • обогащение знаний об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, расширение представления детей о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды, на здоровье человека
  • развитие умения устанавливать причинно – следственные связи на основе    наблюдений и проведения опыта;
  • развитие умения искать и обрабатывать  информацию для доказательства или опровержения гипотез.

1неделя

Воспитатель:

1.Подбор литературы и информации по проекту.
2.Определение объектов и составление плана наблюдений.
3.  Подготовка оборудования для проведения экспериментов.
4.Проведение опытов вместе с детьми (см. Приложение 1)
5.Помощь в изготовлении моделей «Что загрязняет воздух». 
6.НОД «Вот труба - над нею дым»; «Воздух у нас дома»; «Зеленые пылесосы» из книги Н. Рыжова, С. Мусиненко «Воздух вокруг нас»

7. Организация целевой прогулки к дороге «Наблюдение за транспортом», экскурсия к заводу им. Кирова «Наблюдение за трубами котельной, отапливающей дома»

8. Оформление выставки рисунков «Мы за чистый воздух»

Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух»

Помогает в решении задач. Направляет на поиск решений, на экспериментирование, продуктивную, исследовательскую деятельность.

Оказывает практическую помощь.

Поощряет и поддерживает  активность и самостоятельность детей в разных видах деятельности

Родители:

1.Помогают найти информацию для подтверждения или опровержения гипотезы

2.Помощь в создании фоторепортажа, экскурсия по городу

Познавательно - исследовательская:

-Участие в беседе: «Зачем нужен чистый воздух», «Польза и вред транспорта», «Зеленые пылесосы», «Где лучше гулять»

- Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов

-Наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома  города.
- Наблюдения за городским транспортом (выхлопные газы)

- Участие в экспериментальной деятельности

- Сбор информации для подтверждения или опровержения гипотезы, при помощи родителей, старших братьев или сестер

- Заполнение папки исследователя

Игровая:

- С/р. «Путешествие по родному городу»;

- Конструирование «Город будущего»

- Д/и «Найди отличия»; «Собери картинку»

Коммуникативная:

- Составление рассказа «Что загрязняет воздух»,

- Подготовка рассказа о результатах проведённого исследования

-Привлечение родителей к поиску ответов на вопросы

Восприятие художественной литературы:

- Чтение Е. А. Алябьева «Сказка о южном ветре»

- Чтение стихотворений и отгадывание загадок

Изобразительная:

- создание рисунков для выставки

- создание машины будущего, которая не будет загрязнять воздух выхлопными газами,  из бросового материала

Музыкальная:

Слушание аудиозаписи «Звуки природы»

Трудовая

- участие в уборке мусора на участке

Двигательная

Участие в П/И «Вьюга», «Насос и мяч», «Холодный и теплый воздух», «Снежинки»

Четвертый этап - презентация

  • умение защитить доклад публично перед сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы.

1день

Оказывает помощь детям в подготовке презентации по теме исследовательской работы.

Каждая подгруппа выступает со своей гипотезой: опровергая или подтверждая ее.

Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности – папку-исследователя, газету.

Пятый этап - подведение итогов

1день

Для того чтобы ответить на вопрос «Что загрязняет воздух в нашем городе?» мы провели с вами научное исследование. В ходе, которого выдвинули гипотезы и проверили их.

- все четыре гипотезы  подтвердились, в ходе нашего исследования.

-Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью людей, ухудшает качество жизни.

- Что мы можем сделать для того, чтобы воздух стал чище?

- Правильно, я с вами полностью согласна. Хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков «Сохраним воздух чистым», а именно на рисунок Егорова Максима (Приложение 2).

- Максим, скажи, пожалуйста, что еще загрязняют заводы, кроме воздуха?

- Ребята, а как вы думаете, что еще загрязняет нашу реку Оку?

- посадить деревья и кустарники на территории детских садов, школ, своих домов. 

Не  ездить часто на автомобиле, если нет острой необходимости, убеждать в этом родителей.

Чаще бывать в лесу, особенно в сосновом.

Не гулять возле проезжей части.

- нашу реку Оку

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации

4.Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  •  умеют выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • планируют предстоящую исследовательскую  деятельность, поиск  и обработку информации  для доказательства или опровержения гипотез;
  • в диалоге с взрослым поясняют ход деятельности, делают выводы;
  • умеют договариваться о совместной работе в подгруппе;
  •  знают об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, имеют представление  о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды, на здоровье человека.

Для родителей:

  • проявляют интерес  к событиям, происходящим в детском саду;
  • имеют активную экологическую позицию по охране окружающей среды.

Для воспитателей:

  • повышена профессиональная компетентность педагога по организации исследовательской деятельности.

5.Список использованных информационных источников, Интернет-ресурсов, примечания автора.

  1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников » М: Мозаика - Синтез, 2015г.
  2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5- 7 лет» М: Мозаика - Синтез, 2016г.
  3. О. А. Соломенникова «Ознакомление дошкольников с природой в детском саду. Старшая группа»  М: Мозаика - Синтез, 2015 г.
  4. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» Воронеж Т. Ц. «Учитель» 2004 г.
  5. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)» Санкт - Петербург Детство - Пресс 2010г.
  6. Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко «Воздух вокруг нас» Москва, Обруч, 2013г.
  7. Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А.Н. Данюкова  «Линка - Пресс», 2008г.
  8. Е. А. Алябьева «Познавательное  развитие ребенка. Сказки о природе» Изд. ТЦ «СФЕРА» 2014 г.
  9. Т. А. Шорыгина « Беседы о Земле и ее жителях» Изд. ТЦ «СФЕРА» 2014 г.
  10. А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду». - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -32 с: ил.

Приложение 1

       Картотека опытов:

1. «Воздух имеет запах?» - выявление свойства воздуха (может присваивать запахи разных веществ).

Оборудование: несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона…)

Ход: разложите приготовленные вещества по банкам и накройте их крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещенных туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.

2. «Пламя загрязняет воздух» - установление может ли пламя загрязнять воздух.

Оборудование: свеча, фарфоровое блюдце.

Ход: зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел - покрылся слоем копоти.

3.«Изучение снежного покрова» - определение  загрязнения снежного покрова на выбранных участках.

Оборудование: 2 пробирки.

Ход: в 1 пробирку поместите снег с трассы, во 2 пробирку снег с участка детского сада. Когда снег растает, определите количество примесей в каждой пробирке.

4.  «Задымление воздуха» - выявление того,  как воздух загрязняется выхлопными газами автомобилей, дымом из труб.

Оборудование: полтора литровая пластиковая  бутылка с крышкой.

Ход: возьмем полтора литровую  пластиковую   бутылку с крышкой. Ниже от крышки на 10 см. сделаем отверстие D=1см. Вставим в отверстие трубочку из бумаги и подожжём ее, таким образом, в бутылку будет проникать дым, что покажет, на сколько, воздух загрязняется выхлопными газами автомобилей, дымам из труб.

5. «Определение загрязнённости воздуха» - выявление уровня  загрязнения воздуха.

Оборудование: листы  плотной бумаги с окошками, скотч

Ход: возьмите листы плотной бумаги, вырежьте в них окошки. С одной стороны заклейте окошки клейкой бумагой. На ней будет собираться пыль из воздуха. Повесьте такие устройства в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге с интенсивным движением (взрослый без детей), в парке. Через несколько дней посмотрите, сколько пыли оказалось на клейкой бумаге. Разместите на столе, обозначив рисунком. Попросите детей сравнить результаты, сделайте вывод.

6. «Как дышат растения» - исследование дыхания растения.  

Оборудование: листочки для рассматривания, лупы, вазелин, кисточка, растения

Ход: рассмотрите листочки, расскажите о том, что отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица - служат для движения газов необходимых для его жизнедеятельности. Намажьте нижнюю часть листа вазелином. Вазелин закроет устьица, перекрыв доступ в лист избытков кислорода.

7. «Выделяет ли растение кислород» - установление того, что растение выделяет кислород  для дыхания человека.

Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Ход: Поместите в емкость горшочек с растением (или черенок). Поставьте его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше). Через 1-2 суток проверьте, накопился ли в банке кислород зажженной лучиной. Понаблюдайте за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. Растения выделяют кислород, который хорошо горит.

Приложение 2

Рисунок Максима «Сохраним планету»

C:\Users\Алексей\Desktop\20171201_105958.jpg

C:\Users\Алексей\Desktop\20171201_090545.jpg

                                                                                        Приложение 3

 Газета «Сохраним воздух чистым»

C:\Users\Алексей\Desktop\20171203_004556-1-1-1.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Конспект занятия. НОД с детьми старшей группы «Кто и что загрязняет воздух?»

Цель: обогащение представления о влиянии заводов и техники на окружающую среду и загрязнения воздуха.Задачи:Образовательная:- формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает те...

Проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»

Вид проекта: групповой, совместно  с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели)....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»

Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...

Проект «Кто или что загрязняет воздух в нашем городе?»

Проект «Кто или что загрязняет воздух в нашем городе?» – – формирование элементарного представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых пр...

Краткосрочный проект «Что загрязняет воздух?»

Краткосрочный проект «Что загрязняет воздух?»...

Дидактическая игра по экологии "Что загрязняет воздух"

Дидактическая игра «Загрязнение атмосферы» поможет детям углубить знания об экологии и научиться бережно  относиться к природе....