Конспект НОД Тема. Как дикие животные к зиме готовились?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ОО Познавательное развитие.  

НОД Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: решение проблемной ситуации.

Тема. Как дикие животные к зиме готовились?

Цель. Продолжать формировать представления о приспособлении животных к сезонным изменениям  в осеннее время года.

Задачи.  Закрепить представления детей о диких животных (лиса, волк, заяц, еж, медведь, белка, бурундук, мышь); продолжить знакомить с особенностями приспособления животных к жизни в осеннее время года.

                Подвести детей к пониманию, что эти животных можно встретить во многих уголках Западной Сибири (карта Западной Сибири)

                Развивать умения сравнивать, высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.  Продолжать развивать умение рассказывать о жизни диких животных, в осеннее время года, используя план (карточка – схема).

                Побуждать высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

                Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща   трудиться, умение работать в минигруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dikie_zhivotnye_k_zime_gotovilis.docx29.09 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx759.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОО Познавательное развитие.  

НОД Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: решение проблемной ситуации.

Тема. Как дикие животные к зиме готовились?

Цель. Продолжать формировать представления о приспособлении животных к сезонным изменениям  в осеннее время года.

Задачи.  Закрепить представления детей о диких животных (лиса, волк, заяц, еж, медведь, белка, бурундук, мышь); продолжить знакомить с особенностями приспособления животных к жизни в осеннее время года.

                Подвести детей к пониманию, что эти животных можно встретить во многих уголках Западной Сибири (карта Западной Сибири)

                Развивать умения сравнивать, высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.  Продолжать развивать умение рассказывать о жизни диких животных, в осеннее время года, используя план (карточка – схема).

                Побуждать высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

                Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща   трудиться, умение работать в минигруппах.

 

Материал.  

Ход   НОД

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я(Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

 Мотивация – помощь другим.   Ребята, сегодня утром, когда вас еще не было, ко мне приходила Анна Анатольевна.  Она была очень расстроена.  У нас в детском саду была интересная книга «Как дикие животные к зиме приготовились?». Анна Анатольевна хотела познакомить своих детей с этой книгой и рассказать, какие животные живут в лесах Западной Сибири и как они  готовятся к зиме в осеннее время года. Но книга потерялась. Ее негде нет.  

 

Простановка цели детьми

 Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь А.А.?   Как мы можем помочь? Что мы можем сделать для Анны Анатольевны? (Сделать книгу о том, как дикие животные к зиме готовятся самим).

- А вот прямо сейчас,  мы можем приступить к изготовлению книги? Почему вы так думаете?

-  Что нам понадобится для создания книги?  

 - То есть прежде, чем приступить к изготовлению книги, нам надо собрать информацию о диких животных, которые   встречаются на территории Западной Сибири – как  они называются и как готовятся к зиме осенью.

- Мы  можем это сделать? Приступим к работе.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

- Ребята, раз мы с вами решили сделать книгу, скажите, из каких частей состоит книга? (У каждой книги есть обложка и страницы).

- Какая информация содержится на обложке книги? (На обложке книги есть – название и иллюстрации).  Как будет называться наша книга?

- Какие иллюстрации мы возьмём для обложки?

- На страницах книги, какая информация будет? (Изображения животных и текст – рассказ о том, как животные готовились к зиме осенью).

- Вот только Анна Анатольевна не сказала, о каких животных рассказывалось в книге. Как мы можем узнать, о каких диких животных рассказывалось в книге?  Где мы можем у нас в группе посмотреть, какие животные встречаются на территории Западной Сибири. (Рассмотреть   карту)

-  Посмотрите на карту. Это карта Западной Сибири.  

- Какие животные   встречаются в наших краях?   (Лиса, волк, заяц, еж, медведь, белка, бурундук, мышь)

- Почти на всей территории Западной Сибири мы можем встретить этих животных.

- Что мы сейчас с вами делали? (Находили, о каких животных рассказывалось в  книге)

- Ребята,   как вы думаете, все эти животные в осеннее время года одинаково готовятся к зиме? (Нет не все.)

 - А как они готовятся к зиме? Что делают?

- Поиграем в игру и разделим животных на  группы:

 1. Готовят осенью запасы к зиме.

2. Не готовят осенью запасы к зиме.

3. Животные, которые готовятся  осенью к спячке.  

Игра «Кто как готовится к зиме».

- Мы  выяснили, какие  животные осенью,   готовятся   к спячке,  готовят запасы к зиме и не готовят запасы к зиме.

- А как вы думаете, эти животные еще как то готовятся к зиме осенью, что они еще делают?

- Молодцы. Я вам предлагаю рассказать о каждой группе животных, что они еще делают осенью. Как готовятся к зиме. Вы будите рассказывать, а я записывать ваши рассказы.

- Как вы думаете, зачем надо записать ваши рассказы о животных? (Тексты нам пригодятся для оформления страниц книги).

- Что бы наши рассказы о животных получились интересными, нам поможет вот такая карточка – схема.

Посмотрев на карточку – схему мы получим план сбора информации о том, как животные осенью к зиме готовились.

- Как вы думаете, что обозначают эти значки?

У нас получился вот такой план:

1. Как называются животные.

2. Как осенью готовятся к зиме:

 - как изменяется шерсть животного;

- готовятся к спячке (что делают?);

- готовят или не готовят запасы;

- утепляют или не утепляют жилье.

3. Интересные факты из жизни животных.

 - Первая группа животных и это первая страница книги: животные, которые готовят запасы на зиму.

- Кто хочет попробовать рассказать?

(Дети рассказывают о животных, опираясь на карточку-схему)

- Вы согласны с рассказом …..? Что еще вы можете рассказать об этих животных?

- Молодцы. Послушайте, что у нас получилось.

Белка и мышь осенью готовятся к зиме. Они меняют легкие летние шубки на теплые, пушистые зимние. Белка меняет цвет меха с рыжего на серый, что бы прятаться от своих врагов. Мышка и белка готовят запасы.  Белка прячет желуди и орехи в дупле или зарывает в землю.  Сушит грибы на веточках деревьев. Утепляет свое дупло сухой

травой, листьями и веточками. У белки большой пушистый хвост, он помогает ей поворачивать, когда она прыгает с ветки на ветку.

Мышка вырыла себе норку со спаленкой и кладовкой. Много натаскала зерен и семечек.  Утеплила свою норку сухой травой. Не страшны морозы белке и мышке.

«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли. 
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык? 
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

- Вторая группа животных, это животные, которые не делают запасов на зиму – и это будет вторая страница книги.

- Кто хочет попробовать рассказать?

(Дети рассказывают о животных, опираясь на карточку-схему)

- Вы согласны с рассказом …..? Что еще вы можете рассказать об этих животных?

- Молодцы. Послушайте, что у нас получилось.

Волк, лиса и заяц осенью меняют летний мех на зимний – густой и теплый. Заяц   меняет и цвет шубки с серого на белый, чтобы прятаться от волка и лисы. Волки, лисы и зайцы не готовят запасы и жилье на зиму.  Зимой спят под деревьями в сугробе. У лисы и волка большие, пушистые хвосты, укрываются они ими в сильные морозы как одеялом. А лиса хвостом еще запутывает следы.  У зайца хвост – маленький, а уши большие, хорошо все слышит грызун.

Волки живут  стаями. Так им легче охотится на больших животных.  

Не страшна зима волку, лисе и зайцу.

 - Вот у нас готов текст и для второй страницы.

- О каких диких животных мы еще не рассказали?

  - Кто хочет попробовать рассказать?

(Дети рассказывают о животных, опираясь на карточку-схему)

- Вы согласны с рассказом …..? Что еще вы можете рассказать об этих животных?

Медведь, еж и бурундук осенью готовятся к спячке. Они много едят – наедают жир. Запасов на зиму медведь и еж не делают, ведь они всю зиму спят. Утепляют свое жилье – сухой травой, листьями. У бурундука теплое и уютное жилье  в нем есть и спальня, и кладовочки. В кладовых бурундук собирает запасы – кедровые орешки,  зерна, семена трав, желуди. Бурундук спит не так крепко как медведь и еж. Зимой он просыпается, кушает и опять ложится спать.

Не страшна зима медведю, ежу и бурундуку, хорошо они подготовились к ней осенью.

- Вот готов текст и для третьей страницы.

- Тексты для книги мы написали, а где мы можем взять картинки для книги? (У нас в группе есть коллекция «Дикие животные»).

- Как вы думаете, теперь мы можем создать книгу? (  Да. У нас есть картинки диких животных, есть рассказы о том, как они готовятся к зиме осенью.)

- Разделимся на 4 группы по 2 человека с помощью карточек с цифрами.

Первая группа -  делает обложку. Вторая группа – первую страницу, о животных, которые делают запасы осенью.

Третья группа – вторую страницу, о животных, которые  не делают запасы осенью.

 Четвертая группа – третью страницу, о животных, которые готовятся осенью к спячке.

 

(слайд «Дикие животные»)

Слайд  

карточка – схема

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

-  Дети самостоятельно выполняют задание.

 Сшиваем готовые страницы.  

Листы бумаги А-4,

клей, салфетки, цв. карандаши, картинки животных, надпись для обложки,

иголка, нитки.

Подведение итога

 - Ребята, как вы думаете, у нас получилось помочь Анне Анатольевне? Что мы для этого сделали?

- Вы все молодцы, хорошо потрудились. Интересная у нас книга получилась. У нашей книги есть обложка и по ней можно узнать про кого эта книга. На страницах есть иллюстрации и интересный материал о животных, о том, как они к зиме осенью готовились.  

 - Ребята, как вы думаете, только эти животные встречаются на территории Западной Сибири? Кроме животных, кого мы еще можем встретить в наших краях? (Птиц, насекомых). Молодцы, а про это мы с вами поговорим в следующий раз.

-  А сейчас возьмите зеленые смайлики, те ребята кто выполнил все задания сам и не испытывал трудности. Желтые смайлики – кто выполнил все задания, но ему немного помогали. И красные – кому помогали много, и ему было трудно выполнять задание, но он все равно справился. Я себе возьму зеленый смайлик.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1

Слайд 3

2

Слайд 4

3