Методическая разработка образовательного проекта "Что у нас под ногами?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хасьянова Лариса Михайловна

Образовательный проект "Что у нас под ногами?" представляет собой планирование работы с детьми по ознакомлению с такими природными материалами, как вода, почва, песок, глина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_obrazovatelnogo_proekta.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая разработка образовательного проекта                      

                                  «Что у нас под ногами?»                                          

«Человек , в сущности не думает о том, что у него  под                                                                                          ногами.  Всегда мчится… и - самое большое – взглянет,                                                                                                                  как прекрасны облака у него над головой».

                                                                                                                                                              Карел Чапек.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В современном мире востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательски – творческое отношение к миру.

В образовательном процессе дошкольного учреждения простейшее экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.    

Познавательно-исследовательская деятельность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Дети по своей природе – исследователи, они очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, способствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически естественным способом познания мира. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать анализ и синтез, сравнивать и классифицировать, обобщать. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.  В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства предмета, явления или объекта природы. Задача педагога - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Хочу привести слова Н. Н. Поддьякова: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, тем большим количеством элементов действительности  он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Актуальность проекта:

С явлениями окружающего мира, в частности с неживой природой ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы естественнонаучных знаний, экологического мышления, сознания, экологической культуры. Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста, когда ребенок наиболее эмоционален и восприимчив к усвоению экологических представлений и связей, правил поведение в природе. Взаимодействие человека и природы -- одно из самых актуальных научных проблем.

Известно, что дошкольники задают много вопросов о предметах и явлениях природы, на которые не получают правильного ответа из-за неумения взрослого в доступной форме объяснить. Действительно, не так просто ответить ребенку на вопросы: «Откуда появляются облака?», «Почему зимой солнце не греет?» Эти вопросы показывают, как усиленно работает мозг ребенка, стремясь проникнуть в сущность явлений. Неудовлетворение любознательности отрицательно сказывается на умственном развитии ребенка. Не получая правильных объяснений непонятных ему явлений, ребенок прибегает к случайным аналогиям и делает неправильные умозаключения, создавая в своем понимании неверную картину мироздания.

На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения за степенью овладения экспериментальной деятельностью выяснила, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

На основании индивидуальных карт обследования я вывела общий уровень знаний о неживой природе каждого ребенка в группе. В итоге я получила:

Высокий уровень — 10%

Средний уровень — 45%

Низкий уровень — 45%

По результатам выявленного уровня знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах глины, песка, почвы и камней, частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому я разработала свой проект с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети, воспитатель Хасьянова Л.М., родители.

Возраст детей: 5,5 -7 лет.

Срок реализации проекта: 2месяца (15 сентября – 15 ноября)

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, для чего нужны песок, глина, камни и вода на земле и как они используются в жизни человека.

Цель проекта:

 •    Формирование у детей бережного, эмоционального отношения к окружающему миру   и навыков экологически грамотного поведения.

•        развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

•        обогащение представлений детей об объектах неживой природы (песок, глина,    почва, камни);

Задачи проекта:

•                  Углублять знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы и их значение для жизни живых организмов.

•        расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;

•        развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

•        развитие внимания, зрительной, тактильной, слуховой чувствительности;

•        создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

•        развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

•        развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

 •        развивать мелкую моторику

•        воспитывать бережное отношение к природе.

   

  •   взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

  •    развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Содержание проекта

В ходе реализации проекта проводится работа по нескольким направлениям: «Песок и глина»,, «Почва», «Камни». Каждое понятие, с которым будут знакомиться дети, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыт проводится на основе уже имеющихся представлений детей.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Приобретение знаний о физических явлениях и способах его познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в интересной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.

Первые эксперименты каждого блока посвящены изучению их свойств и разнообразия. Затем темы, отражающие значение этих компонентов природы в жизни растений, животных и их приспособленность к обитанию в определенных условиях (например, в горах, в почве, в песчаной пустыне). В завершающей части блока обсуждается роль этих компонентов в жизни человека, примеры их использования, проблема охраны природы, правила экологически грамотного поведения.

Блок состоит из комплекса взаимосвязанных тем и реализуется через разнообразные виды деятельности ребенка: образовательную, творческую, продуктивную.

Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта. Данный проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Перспективы дальнейшего развития: проведение общих мероприятий с другими группами.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный:

 - подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы,

-изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности,

-анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний об объектах неживой природы,

- создание предметно – развивающей среды в группе,

- разработка плана реализации проекта,

- НОД «Дом под крышей голубой» (учить детей отличать живую природу от неживой, закрепить свойства, которыми обладает живая природа),

- дидактическая игра «Живое – неживое»

2. Основной:

- нод,

 - опытно-экспериментальная деятельность;

- проведение различных бесед,

-художественная деятельность,

-чтение

- заполнение дневников наблюдений;

- индивидуальная работа с детьми

- организация выставок, мини-музеев;

- дидактические игры,

- труд в природе и в уголке природы,

- создание фотовыставки;

- консультации для родителей,

3. Заключительный:

- мультимедийная презентация проекта для родителей,

- оформление фотогазеты;

- открытое мероприятие для педагогов детского сада,

- подведение итогов проделанной работы

Ожидаемые результаты:

•        подвести детей к устойчивому познавательному интересу к экспериментированию;

•        обогатить представление детей об объектах неживой природы;

•            развивать умение самостоятельно планировать предстоящую деятельность, осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначениями,

•            развивать умение в диалоге со взрослыми объяснять ход деятельности, делать выводы

 

 План  реализации проекта.

Первый блок «песок и глина»

Продолжать знакомить детей с компонентами неживой природы-песком и глиной, с их свойствами, особенностями. Дать элементарные знания о происхождении песка, познакомить с живыми организмами, живущими в песчаных местах и их приспособленностью к таким условиям. Познакомить детей с использованием песка и глины в жизни человека.

Нод «Песок и глина». Формировать умение замечать, определять глину и песок, распознавать их по внешнему виду и свойствам (с элементами экспериментирования)

Беседа «Откуда берется песок» Дать представления о происхождении песка.

НОД  «Обитатели песочной страны». Расширять представления детей о живых организмах, живущих в местах распространения песка.

Беседа «Песок и глина нам нужны». Познакомить детей с использованием песка и глины в жизни человека.

Рассматривание картины «В пустыне».

Рассматривание иллюстраций с изображением пустыни, животных пустынь, песочных фигур, изделий из глины.

Опыты.

«Что быстрее впитывает воду?»

«Что тяжелее?» ( сухие песок и глина или мокрые)

«Следы» (где остаются более четкие следы, что происходит со следами, когда они высохнут?).

«Цветной песок?» Познакомить детей со способами изготовления цветного песка (перемешать с цветным мелом, добавить пищевой краситель)

«Как действуют песочные часы?» (наблюдаем за высыпанием песка через воронку, можно ли определить время. А если песок влажный или попробуем возьмем глину?)

Чтение художественной литературы.

С.Маршак «Желтая страница».

Л.Квитко «На песке».

Г.Ладонщиков «Золотистая гора».

Коллективная аппликация «Караван верблюдов».

Лепка из глины «Глиняные игрушки».

Рисование «Кактусы в пустыне».

Создаем песчаные фигуры.

Организация групповой выставки «Все из глины».

Консультация для родителей «Игра или экспериментирование?» Рассказать родителям о роли экспериментирования для дошкольников.

Просмотр развивающих мультфильмов:

«Кто в пустыне живет», «Лунтик (серия «Горшочек»), Русская сказка «Глинька».

Блок «Почва»

Беседа «Подземная кладовая». Дать элементарные знания о почве.

Исследовательская деятельность «Почва – ее матушкой зовут».

 Опыт «Что в почве?» Установить состав почвы.                                                                                      

 Опыт «Есть ли в почве воздух?» Установить наличие воздуха в почве.

Опыт «Какая почва на ощупь?» Выявление особенности почвы – рыхлая, влажная, сухая, тяжелая.

Опыт «Какая земля содержит больше воздуха: обильно политая водой и разрыхленная?»

Беседа «Обитатели подземного царства». Показать значение почвы для жизни животных,

растений.

Совместная деятельность:

Создаем природные слои почвы.

 «Высаживаем проросшие желуди» (фиксирование наблюдений в дневнике).

Наблюдение на прогулке.

Где лучше растут растения: в сухой или влажной почве, на тропинках или на участках, где люди мало ходят?

«Куда исчезают опавшие листья?»

Для чего осенью и весною вскапывают и рыхлят почву?»

Чтение художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки». Наша кормилица Земля.

 Е.А. Алябьева «Природа» о самом важном».

Н.Рыжова «Почва – живая земля»

Просмотр развивающего фильма «Дождевой червяк».

Слушание А.Юдин «Песенка маленьких дождевых червячков»

Двигательная деятельность Е. и С.Железновы «Танец червячков».

Художественная деятельность. Рисование «Кот в домике живет?»

 

Тематическая консультация для родителей «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

Презентация блока «Почва. Знакомство со свойствами почвы».

Блок «Камни».

 НОД «Какие, они камешки?»

Беседа «Что такое горы».

Беседа о профессии геолог.

Беседа «Путешествие в горы» (знакомство с некоторыми обитателями гор)

Беседа «Как человек использует камни».

Опыты.

«Как звучат камни?»

«Можно ли рисовать камнем?»

Рассматривание иллюстраций с изображением камней, гор.

Художественная деятельность.

Рисование «Горы».

 «Превращение камешка»

Разучивание загадки о камне.

Чтение стихотворения В.Кудрявцевой «Алмазная гора»

П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

Сказка «Серебряное копытце».

Братья Гримм «Беляночка и Розочка».

Н.А. Рыжова «О чем шептались камешки».

Р.Сефа «Камень».

Дидактические игры.

«Разложи камни» (классификация по форме, размеру, особенностям поверхности, цвету).

«Найди такой же» (воспитатель описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов).

«Выложи в ряд» (от самого большого до маленького, от шероховатого до гладкого, от светлого до темного).

«Хорошо – плохо».  

Рассматривание коллекции камней.

 Выставка изделий из декоративных и полудрагоценных (жемчуг, янтарь, гранат, коралл) камней.

Просмотр мультфильмов.

«Лунтик» («Красивые камни»)

«Каменный цветок».

Познавательная передача о камнях «Кругосветное путешествие с Филей и Хрюшей»

Физминутка «Горы».

Литература.

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

 2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

 3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

 4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

 5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

                                                     Анкета для родителей

                                       «Детское экспериментирование в семье»

Уважаемые родители! Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всестороннее развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов.

Благодарим за сотрудничество!

  1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да, Нет, Никогда)
  2. Как Вы на них реагируете?

-стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю

-отвечаю первое, что приходит на ум

-говорю, что у меня нет времени

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

-предпочитает самостоятельно исследовать окружающую среду

-любит узнавать новое из разных источников

- редко проявляет исследовательскую активность

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  2. Повторяет ли дома эксперименты, проведенные в детском саду? (часто, редко, никогда)
  3. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?

-включаюсь в деятельность;

-одобряю, задаю вопросы,

-никак, считаю эту деятельность бесполезной.

  1. Нужна ли Вам помощь, консультация по организации детского экспериментирования? (да, нет).