Проект по ПДД для старших дошкольников
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Алексеевна Белоусова

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о правилах дорожного движения. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ПДД 809.83 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом и, конечно же, с правилами. Правила помогают наводить порядок в жизни человека. Одними из таких правил являются правила дорожного движения. Правилам дорожного движения мы обязаны научить детей с детства. Знание правил дорожного движения предотвращает аварии и сохраняет жизни многих людей. Считая важным обучению дошкольников правилам дорожного движения с детства, реализовали проект «Детям о правилах дорожного движения», так как данный подход к обучению позволит детям лучше усвоить материал, сформировать у них знания в области безопасности жизнедеятельности, расширит кругозор, поможет в усвоении знаковой системы обозначений, поможет социализации детей в обществе.

При реализации проекта были использованы следующие подходы:

  • В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков; развивается диалогическая речь. Дети учатся задавать вопросы и получать ответы на них, обращаясь к разным источникам (воспитатели, родители).
  • Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата. А также, интересные работы, изготовленные с помощью нестандартных материалов, способствуют, привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме.
  • Реализуя, игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» (все участники равноправны) учатся взаимодействовать и сотрудничать между собой.
  • Целевые прогулки способствуют усвоению материала, зрительная и вербальная информация совместно усваивается быстрее.

Цель проекта

Формирование у детей знания о правилах дорожного движения, желания подчиняться этим правилам; воспитание уважительного отношения при взаимодействии в схеме: пешеход – водитель; показ  и доказательность детям важности соблюдений правил дорожного движения в нашей жизни.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с правилами дорожного движения. Рассказать детям как нужно вести себя пешеходам, как нужно вести себя водителям;

2. Учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих;

3. Познакомить с профессией регулировщик, постовой, инспектор ГИБДД;

4. Расширять представления детей о знаково – схематичном изображении, при изучении дорожных знаков. Учить устанавливать связь при встрече разных дорожных знаков в жизни, на дороге.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 учебный год.

Предполагаемые результаты:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
  • Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
  • Развитие у детей активности, самостоятельности, самосознания;
  • Повышение уровня мотивации к занятиям;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать и называть:

  • Названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;
  • Чем опасно несоблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;
  • В каком месте можно переходить дорогу и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;
  • Что нельзя делать вблизи проезжей части дороги;
  • Правила «левой руки», правила для велосипедистов, правила для пешеходов, правила для водителей.

Этапы работы над проектом

  • Подготовительный: разработка проекта.
  • Практический
  • Заключительный: подведение итогов и презентация проекта

 I этап. Подготовительный

Разработка проекта

  • Заинтересовать участников изучением данной темы.
  • Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме правила дорожного движения.
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Составить план мероприятий.

II этап. Практический

Физкультура

Физкультурный досуг «Как мы учили матрешку правилам дорожного движения»

Задачи: 

  • создать у детей праздничное настроение;
  • привлечь внимание к правилам дорожного движения;
  • закрепить знания детей с помощью упражнений, эстафет;
  • развивать выносливость, ловкость, терпение, быстроту реакции, умение работать в команде; в эстафетах учить действовать сообща, слажено;
  • учить координировать свои действия;
  • с помощью упражнений закрепить знания детей по теме «Правила дорожного движения»;
  • воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность;

Упражнения: 

  • «Светофорчик», «Поезд», «Регулировщик»;
  • игра малой подвижности «Транспорт»
  • игра «Ловкий пешеход» (забросить мяч в зеленый глазок светофора).

Здоровьесбережение

Беседы «Как правильно вести себя на дороге?», «К чему приводят игры на проезжей части»

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Стой, стой, постовой», изотерапия «Представь себя….» (представить себя водителем автобуса, троллейбуса, машинистом и т.д.).

Задачи: 

  • закреплять представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства;
  • дать представление о том, что важность здорового образа жизни влияет на социализацию в обществе (сильные, спортивные, здоровые люди справляются с любыми трудностями);
  • с помощью дыхательной гимнастики укреплять здоровье детей и заниматься профилактикой простудных заболеваний.

 Безопасность

  • Беседа – о правилах дорожного движения;
  • Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
  • Беседа – рассказ «На какой цвет нужно переходить улицу»;
  • Беседа – рассуждение «Для чего нужны знаки дорожного движения?»
  • Просмотр электронной презентации «Правила дорожного движения для детей»;
  • Игровое упражнение «Красный цвет – ходу нет, желтый цвет – внимание…»
  • НОД «Веселое путешествие».

Задачи: 

  • формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах города
  • закрепить знания о ПДД, практические навыки поведения на улице
  • приобщать детей к правилам безопасности на дорогах;
  • учить избегать на улице опасных для жизни ситуаций;
  • воспитывать желание беречь свою жизнь.

Социализация

Сюжетно – ролевые игры: «Пешеходы», «Регулировщик», «Едем в автобусе», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Веселый перекресток».

Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки», настольно – печатные игры, лото.

Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворения «Веселые правила дорожного движения»; кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу»

Задачи:

  • побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр;
  • привлекать детей к изготовлению атрибутов для театрализованных и дидактических игр;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с игровым замыслом сверстников;
  • следить, чтобы дети четко выполняли правила дидактических игр;
  • развивать личностные качества детей: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки самоконтроля, дружелюбное отношение к сверстникам;
  • воспитывать умение решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде

Труд

Конструирование макета «Наш микрорайон», «Автобус», «Сделаем машину», подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Скорая, пожарная, полиция спешат на помощь…», «Пешеходы и водители», изготовление дорожных знаков, совместная работа по конструированию макета светофора.

Задачи:

  • развивать потребность детей в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом; вызвать чувство восхищения своими работами, заряжать детей позитивным настроением; вызвать желание наполнять группу самодельными атрибутами для игр.

Познание

Просмотр  презентаций и видеофильмов:

  • «Правила дорожного движения»;
  • «В стране дорожных знаков»;
  • Тест – игра «Дорожные знаки»;
  • Видеоролик «Незнайка в городе»;
  • Мультфильм «Смешарики на дороге»;
  • Мультфильм «Правила дорожного движения»

Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».

НОД «Путешествие к светофору»

Задачи: 

  • познакомить детей с видами светофора (для пешеходов и водителей);
  • закреплять знания детей о ПДД.

НОД «Такие разные знаки»

Задачи: 

  • познакомить детей с видами дорожных знаков: разрешающие, запрещающие, сервисные;
  • формировать у детей умение ориентироваться по таким знакам.

НОД «Транспорт нашего города»

Задачи: 

  • расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте;
  • продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилам поведения в нем;
  • закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

НОД «Моя дорожная грамота»

Задачи: 

  • расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре;
  • закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»;
  • закрепить с детьми информационно – указательные знаки и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса» и др.;
  • расширять знания детей о предупреждающих дорожных знаках, предназначенных для водителей;
  • продолжать учить детей различать информационно – указательные знаки.

НОД «О чем говорят дорожные знаки»

Задачи:

  • продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге;
  • расширять у детей представления о назначении дорожных знаков;
  • знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».

Целевая прогулка «Наша улица»

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с Правилами дорожного движения;
  • развивать наблюдательность, любознательность;
  • закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт».

Целевая прогулка на ближайший перекресток

Задачи: 

  • учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей;
  • развивать наблюдательность и любознательность; закрепить правило: переходить улицу можно только в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.

Развитие речи

НОД «Встреча с регулировщиком»

Задачи: 

  • учить детей задавать интересующие их вопросы тем людям, которые могут на них ответить;
  • развивать диалогическую речь;
  • учить делать выводы из услышанного.

Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г.Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»

Задачи: 

  • закреплять знания детей о цвете, горящем на светофоре;
  • воспитывать сознание о необходимости соблюдения правил;
  • развивать память, речь.

Чтение:

К. Арон «Еду, еду я по свету», Я. Пишумов «Посмотрите постовой», «Азбука города», Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», М. Пляцковский «Светофор», С.Михалков «Шагая осторожно…», В. Семернин «Запрещается – разрешается!», А. Дорохов «Влиятельная палочка», О. Бедарев «Если бы…»

Задачи: 

  • познакомить детей с произведениями различных авторов;
  • выявить их отношение к правилам безопасного поведения на дороге;
  • расширять словарный запас детей;
  • формировать правильную диалогическую и монологическую речь при ответах на вопросы и пересказе;
  •  развивать память.

Сочинение – представление «Я - пассажир…», «Я – регулировщик движения…», «Я – водитель…», «Я – пешеход…», «Мы идем по городу»

Задачи: 

  • развивать монологическую речь, учить строить связанный описательный рассказ, использовать в речи новые слова;
  • развивать фантазию и творческое воображение.

Чтение художественной литературы

М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода», Г. Юрмин «Простая арифметика», Н. Носов «Автомобиль», Т. Шорыгина «Я сегодня пешеход», «Подземный переход», «Друг пешехода», «Наш помощник светофор», Г. Шалаева «Азбука маленького пешехода», Ю. Яковлев «Делаем ребятам предостережение», загадки.

Задачи: 

  • с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге;
  • учить выделять из текста главный смысл;
  • воспитывать чувство безопасности.

Оформление книжного уголка по теме «Правила дорожного движения»

 Художественное творчество

  • Лепка «Пешеходы»;
  • Рисование «Улицы нашего города», «Регулировщик»;
  • Создание детьми нарисованных книжек: «Вот они, какие эти знаки», «Моя улица», «Кто такой регулировщик?»;
  • Конкурс на лучшую «книжку-раскраску» (тематика «светофорчик», раскрась правильно знак»);
  • Аппликация «Моя улица»

Задачи:

  • развивать у детей потребность в творческой деятельности;
  • учить передавать свое эмоциональное отношение;
  • развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках;
  • развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность;
  • закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе.

Музыка

Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко), игровые упражнения «Веселые путешественники», игры, эстафеты.

Задачи: 

  • познакомить детей с новыми музыкальными произведениями;
  • развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений;
  • создать эмоционально - радостное настроение.

Работа с родителями

  • информировать родителей о теме проекта;
  • привлечь родителей к оснащению группы игровым материалом;
  • привлечь родителей к изготовлению костюма регулировщика;
  • привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада»;
  • привлечь родителей к проявлению интереса к правилам поведения на дороге: рассказ – беседа родителей «Правила нужно знать»;
  • оформить информационный стенд для родителей «Безопасность дорожного движения»;
  • разработать методические рекомендации для родителей в виде опросника, с целью закрепления знаний о Правилах дорожного движения

III этап. Заключительный

В ходе реализации проекта  пришла к выводу, что подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме.

Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме.

При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили весь учебный материал по теме: «Правила дорожного движения»

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Непосредственная образовательная деятельность

«Весёлое путешествие».

Цель: Закрепление и проверка знаний детьми правил дорожного движения.

Задачи:

  • Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.
  • Развивать у детей внимание, мышление, память, воображение.
  • Воспитывать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность других людей.

Методы и приемы:

  • привлечения и сосредоточения внимания (кубик, художественное слово);
  • обеспечения эмоциональности, интереса детей;                                                          
  • активизации самостоятельного мышления детей (вопросы);
  • прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания».

Атрибуты: дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Велосипедная дорожка»; рули, светофор, флажки красного, жёлтого и зелёного цветов, велосипеды, самокаты, медали.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в весёлое путешествие по нашей автоплощадке. А укажет нам дорогу волшебный кубик. Посмотрите, на каждой из его сторон нам предлагается выполнить интересное задание, и если мы всё выполним правильно, то будем по праву считаться «Знатоками правил дорожного движения». Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда закрывайте глазки, я скажу волшебные слова, и мы все превратимся в пешеходов:

Покружились, покружились,

В пешеходов превратились!

Воспитатель: Открывайте глазки и посмотрите на первое задание, которое нам приготовил волшебный кубик. Что здесь изображено?

Дети: Дорожный знак «Пешеходный переход».

Подошли к знаку.

Воспитатель: Что он обозначает?

Дети: Знак устанавливается возле «зебры» и разрешает переход в этом месте с соблюдением правил безопасности.

Воспитатель: Как мы будем переходить дорогу?

Дети: Переходим по «зебре» по правой стороне, убедившись, что рядом нет машин.

Перешли дорогу.

Воспитатель: Куда же теперь нам с вами нужно отправиться? Давайте посмотрим на следующее задание. Что изображено на кубике?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Правильно, давайте подойдём к светофору и узнаем,  почему он так нам загадочно мигает?

Подошли к светофору.

Воспитатель: А вот и наш добрый друг и помощник светофор. Ребята, кто из вас помнит, как его зовут?

Дети: Светофор Светофорыч!

Воспитатель: Правильно, это вы все вспомнили, а Светофор Светофорыч хочет узнать, а помните ли вы, что обозначают сигналы светофора?

Дети: Да!

Красный – стой! 

Жёлтый – жди!

А зелёный свет – иди!

Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно ответили, и Светофор Светофорыч остался вами очень доволен.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на следующее задание. Что изображено на кубике?

Дети: Дорога с круговым движением.

Воспитатель: Куда нам следует продолжить свой путь?

Дети: В центр автоплощадки.

Воспитатель стоит в центре круга, дети занимают места на дороге.

Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались на месте. А скажите, пожалуйста, разве можно пешеходам ходить по дороге?

Дети: Нет! Дорога только для машин.

Воспитатель: Правильно, поэтому сейчас я вас всех превращу в водителей. Для этого закрывайте глазки, я скажу волшебные слова:

Покружились, покружились,

В водителей превратились!

Воспитатель: Открывайте глазки, вы теперь стали водителями. Я сейчас вам раздам волшебные рули, и мы с вами поиграем в игру, которая называется  «Красный, жёлтый, зелёный».

Воспитатель: Когда я подниму вверх красный флажок, вы должны будете замереть на месте. Если я подняла жёлтый - вы кружитесь на месте, ожидая следующего сигнала. А когда я подниму зелёный флажок – вы будете ехать по дороге, никого не задевая и не толкаясь. Все запомнили?

Дети: Да!

Воспитатель: Будьте очень внимательны, игра начинается!

Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными и вежливыми водителями. А теперь нам пора продолжить свой путь. Смотрите следующее задание на кубике, что на нём изображено?

Дети: Дорожный знак «Велосипедная дорожка».

Подошли к знаку.

Воспитатель: Что он обозначает?

Дети: Здесь разрешается ездить на велосипеде.

Воспитатель: На нашей автоплощадке - эта дорожка, какого цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Правильно, а теперь наш кубик нас куда поведёт?

Дети: На автостоянку.

Пришли на автостоянку.

Воспитатель: Выбирайте себе транспорт, и мы с вами будем ездить по дорогам, соблюдая правила дорожного движения.

Катание на велосипедах и самокатах.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все были очень внимательными и вежливыми водителями. Ставьте транспорт на место и собираемся все на нашем зелёном островке безопасности.

На зелёном островке безопасности.

Воспитатель: Чтобы нам вернуться в детский садик, закрывайте глазки, и я скажу волшебные слова:

Покружились, покружились,

И в ребяток превратились!

Воспитатель: Открывайте глазки и скажите, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да! 

Воспитатель: Где мы с вами путешествовали?

Дети: На автоплощадке.

Воспитатель: Кто нам помогал путешествовать?

Дети: Волшебный кубик.

Воспитатель: Какие дорожные знаки мы с вами встречали на пути?

Дети: Дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Велосипедная дорожка».

Воспитатель: Кем мы с вами были?

Дети: Пешеходами и водителями.

Воспитатель: Какими мы были пешеходами и водителями?

Дети: Воспитанными, умными, внимательными и вежливыми.

Воспитатель: Выполнили мы все задания кубика правильно?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда мы с вами по праву считаемся «Знатоками правил дорожного движения». Посмотрите, на кубике есть ещё одна сторона, только она не с заданием, а с сюрпризом. Посмотрим, что лежит в коробочке? Да там медали! Кубик решил вас наградить за отличные знания правил дорожного движения.

Награждение детей.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свою группу, давайте возьмём кубик с собой.

  1. Картотека дидактических игр по ПДД  (Старший дошкольный возраст)

«Угадай, какой знак?»

Задачи: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.znzn

Ход игры: zn

1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает. 

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

«Светофор»

Задачи: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

                                   Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.

«Водители»

Задачи: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.

Ход игры:

Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

«Кто отличник-пешеход?»

Задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Ход игры:

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.

«Путешествие на машинах»

Задачи: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

«По дороге»

Задачи: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«Найди нужный знак»

Задачи: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

528576_w640_h640_1.1

43_4

Лото «Учим дорожные знаки»

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.

Ход игры:

Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.

«Правила дорожного движения»

Задачи: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко. 

«Законы улиц и дорог»

Задачи: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве.

Материал: Игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков.

Ход игры:

Игра делиться на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

 «Говорящие знаки»

Задачи: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.

Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.

Ход игры:

Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.

«Автошкола №1»

Задачи: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.

Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками.1650

Ход игры:

Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.

«Верно - неверно»

Задачи: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

«Мы - пассажиры»

Задачи: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: Картинки с дорожными ситуациями. 

Ход игры:

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«Дорожная азбука»

Задачи: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.

Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.

«Светофор и регулировщик»

Задачи: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

«Дорожные знаки»

Задачи: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».

Материал: Дорожные знаки

Ход игры:

Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Задачи: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.

Материал: Иллюстрации улиц города.

Ход игры:

Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

«Правила поведения»

Задачи: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.117052_normal

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

«Пешеходы и транспорт»

Задачи: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

Материал: Кубик, игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков.

Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

«Соблюдай правила дорожного движения»

Задачи: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход игры:

Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.

«Говорящие дорожные знаки»

Задачи: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

Ход игры:

Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.

«Разрезные знаки»

Задачи: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«Подбери знак»

Задачи: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.

Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.

Ход игры:

Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

«Я грамотный пешеход»

Задачи: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки. 43_4

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

«Дорожное лото»

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге. 

«Найди нужный знак»

Задачи: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.

Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом углу человек; дорожные знаки на липучках.

Ход игры:

Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.

Настольно-печатная игра «Дорога к бабушке»

Задачи: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.

Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.

Ход игры:

Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.

«О чем сигналит регулировщик»

Задачи: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.

Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.

Ход игры:

Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.

  1. Сюжетно – ролевая игра по ПДД
    в старшей группе «Машенька идёт в гости»

Цель: Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить названия некоторых видов транспорта, закрепить понятие « дорога» «тротуар», «проезжая часть», их назначения, уточнить представление светофора, пешеходного перехода и их назначении.

Задачи.

Образовательные: Систематизировать применение полученных знаний и умений в играх и повседневной жизни.

Развивающие: Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Воспитывающие: Воспитывать желание знать и соблюдать правила дорожного движения.

Словарная работа: пешеходный переход ,«зебра», полицейский , тротуар, светофор,  транспорт.

Материал: флажки – красного, желтого и зеленого цвета; пазлы «Светофор»; два обруча; раскраски дорожных знаков; фломастеры . Картинки дорожных знаки, светофор; мультимедийные технологии (проектор, компьютер).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о правилах дорожного движения»; дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор»; чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения», Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».

Ход:

Воспитатель: Эй, ребята, подходите

                           Друг на друга посмотрите,

                           Поздоровайтесь ладошками,

                           Улыбнитесь все немножко.

                           Поздоровайтесь со взрослыми.

Ребята, сейчас мы с вами закроем глаза и окажемся в сказке (играет волшебная музыка). Открывайте глаза, присаживайтесь. (появляется Машенька и медведь).

Медведь: Машенька, сходи навестить бабушку и отнеси угощенье. Только будь осторожна, на улице тебя может подстерегать много опасностей. Будь внимательна!

Машенька: Хорошо Миша. Какие ещё могут быть опасности на улице? Я ведь уже большая и ни чего не боюсь. 

Машенька берёт корзину с угощеньями и отправляется в путь. Улица. Дорога. Едут машины.

Приложение №1

Машенька: Почему люди ходят по узкой дорожке, а я пойду по широкой.

Выходит на проезжую  часть. Раздаются сигналы машин, свист полицейского.

Полицейский: Кто нарушает Правила Дорожного Движения? Такая красивая девочка и не знает,  где должны ходить пешеходы.

Машенька: А кто такие пешеходы?

Полицейский: Ты не знаешь, кто такие пешеходы?

Машенька: Нет.

Полицейский: Сейчас, наверное, ребята тебе помогут.

Проводится игра «Передай жезл»

Игра «Передай жезл»

Правила игры: Дети становятся в круг, под музыку передают жезл инспектора ГИБДД. У кого окажется в руке жезл, после того, как остановится музыка, отвечает на вопрос, заданный взрослым.

Вопросы: Кто такие пешеходы? (люди которые ходят по дороге)

                  Где они должны ходить? (по тротуару)

                  Как называется широкая часть дороги? (проезжая часть)

                  Для кого нужна проезжая часть? (для транспорта)

Машенька: А это что?

Полицейский: Я сейчас загадаю загадки, а ребята их отгадают, и тогда ты узнаешь, как называются эти транспортные средства.

Загадки: Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

Посудите сами,

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками. (Троллейбус )

Коль бензину дашь напиться,

В миг помчится колесница. (Автомобиль)

Две дорожки так узки,

Две дорожки так близки.

И бегут по тем дорожкам

Домики на круглых ножках. (Трамвай)

Полицейский: Видишь, Машенька, какие ребята молодцы, всё знают.

Ребята, почему пешеходы не должны ходить по проезжей части?

Дети: Потому что там ездят машины.

Машенька: Да я всё поняла, значит, я пешеход и должна ходить по тротуару. А как же мне переходить через дорогу?

Полицейский: Ребята, давайте объясним Машеньке где, как нужно переходить дорогу.

Дети: Переходить дорогу нужно только там, где разрешено.

Машенька: А как узнать это место?

Ребёнок: По полоскам чёрно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чём предупреждает?

Дай машине тихий ход:

Все: Пешеходный переход.

Машенька: Да, я всё поняла.

Полицейский: Стой, Машенька. Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу, надо подойти и внимательно посмотреть, не сходя с тротуара; сначала налево. Свободно ли дорога. Потом идти быстро.

Посередине дороге, посмотреть на право. Если нет машин, то иди.

Полицейский: А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Собери «Зебру»»

Игра «Собери «Зебру»»

Правила игры: Дети делятся на две команды. Каждому ребёнку даётся по белой полоске. По сигналу полицейского дети выкладывают на чёрном полотне пешеходный переход – «зебру».

Машенька: А если по близости нет пешеходного перехода, как тогда переходить дорогу?

Полицейский: Я знаю, как тебе помочь. Ребята сейчас отгадают загадку, какой ещё помощник есть на дороге.

У дороги, словно в сказке,

На столбе живёт трёх глазка.

Всё мигает и мигает,

Не миг не засыпает.  (Светофор)

Ребёнок: Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день и ночь

Зелёный, жёлтый, красный.

Если сигнал зажегся красный

Значит, двигаться опасно

Сигнал зелёный говорит:

Проходите, путь открыт!

Жёлтый сигнал предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

Полицейский: Ребята чтобы Машенька запомнила это правило, давайте поиграем в игру «Сигналы светофора».

Игра «Сигналы светофора».

Ведущий поднимает флажки (три флажка – красный, желтый,

зеленый) в разном порядке.

Зеленый круг – дети топают ногами;
Желтый круг  – дети хлопают в ладоши;
Красный круг – дети стоят на месте, ничего не делают.
Будьте внимательны!

Полицейский: Ребята, еще про каких помощников на дороге мы не сказали

Машеньке?

Дети: Это дорожные  знаки.

Полицейский: Чтобы Машенька поняла, поиграем в игру «Найди пару».

Игра «Найди пару»

Правила игры: Детям раздаются половинки дорожных знаков. Вторые половинки они находят на столе. Собрав все половинки знаков, дети называют их.

Машенька: Большое вам спасибо, ребята. Теперь я знаю Правила Дорожного Движения и не попаду в опасные ситуации.

Дети прощаются с Машенькой.

Список используемой литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стершна Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.

2.Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. №3. 1981.

3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С. 65-66.

5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

6.Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 6; 1986. № 7.; 1987. № 7, 9.

7. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.

8. Добру шин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

 9. Клименко В. П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 1973.

 10. Кобренкова С Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.

 11. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

12. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

13. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников

Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Разработка содержания педагогического проекта «Сознательный пешеход» со старшими дошкольниками

Разработка содержание образовательного процесса, методов и форм работы по теме "Безопасность"...

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Живая вода"

Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических де...

Курсовой проект на тему: «Знакомство старших дошкольников с музыкально – театрализованной культурой».

Знакомство старших дошкольников с музыкально-театрализованной деятельностью....