Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Каратаева Елена Викторовна

Отчёи о работе по экологическому воспитанию в группе №11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_statya_voronezh.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое воспитание дошкольников»

Каратаева Е.В.-воспитатель МКДОУ ЦРР- детский сад №18 г. Россоши

 

  В  наш век- век  скоростей и технологий, нам взрослым, не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой, за тем, что происходит вокруг нас.  А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Поэтому неслучайно, 2017 год объявлен в России - годом экологии.  И экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании.  Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

   Экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Эта работа открыла для меня простор для саморазвития в профессиональном плане. Моё педагогическое направление- «Воспитание экологической культуры дошкольников». Прежде всего, я изучила много литературы по экологическому воспитанию детей, познакомилась с научно-методической и психолого-педагогической литературой, просмотрела много материала на  просторах интернета. И определила цель своей работы: воспитание экологически грамотного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Поставила следующие задачи:  совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления; привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

      У нас в группе  создана развивающая  среда по  экологическому направлению, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.

    Применяю на практике разнообразные формы в работе с детьми.

Особую роль отвожу познавательным занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчиваются продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно. На  занятиях главную роль отвожу наглядности: рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.

    В своей практике  я применяю экологические сказки. Экологические сказки - самый доступный, на мой взгляд, способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. В сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Потом понравившиеся сказки мы инсценируем на занятиях или показываем детям  других групп. Такие сказки, как «Волшебное  яблоко», «Путешествие  в  волшебный лес», очень понравились  малышам.

   Целевые прогулки по экологической тропе детского сада дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти прогулки приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе и расширяется кругозор.

   Особое внимание уделяю трудовой деятельности. В осенний период проводим с детьми очистку участка от опавших листьев. Перекапываем почву на огороде, собираем семена цветов. Детей вместе с родителями привлекаю к сбору сухих листьев, плодов, которые в течение всего года используются на занятиях . Весной вместе с детьми выращиваем рассаду цветов, овощей, затем высаживаем ее на клумбу и огород. Зимой дети группы помогают дворнику расчищать участок. В зимний период начинаем подкармливать птиц.  У нас организована работа на огороде. Каждая группа имеет свой огород. Стараюсь организовать трудовую деятельность так, чтобы все дети могли удовлетворить свое желание трудиться, чтобы всем хватило рабочего инвентаря, посадочного материала. Дети заинтересованно видят в начале своей работы маленькое семечко, затем ухаживают за ним. Конечный результат - урожай, выращенный их руками.  В течение лета наблюдаем за ростом и состоянием растений – замечаем и оговариваем, что изменилось: появились новые листочки, бутоны цветов, любуемся их цветением.          

    На прогулках обращаю внимание детей на красоту отдельных явлений и объектов природы. В нашей групповой комнате находится уголок природы, где дети имеют возможность наблюдать за комнатными растениями, их ростом и развитием. Знакомлю детей с выращиванием семян разными способами. На основе наблюдений в природе знакомлю детей с народными приметами, дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Радуются, когда их приметы сбываются.

    В нашей группе оборудован уголок творчества и экспериментирования, где дети имеют возможность в своих играх использовать природный материал: песок, мелкие камешки, шишки и т. д. В этих играх дети, созидая, познают свойства и качества материалов, имеют возможность проводить свои исследования, создавать поделки из природного материала. С детьми так же играю в игры с мыльной водой и пеной, игры со звуком, игры – экспериментирование с различными материалами.

    Большое значение я придаю исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус.

   Традиционными стали экологические развлечения, где закрепляются результаты работы с детьми. При проведении праздников, опираюсь на народный календарь, широко использую народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи. Совместно с музыкальным руководителем с помощью специальной подборки музыкальных произведений стараемся приобщить детей к умению чувствовать, понимать красоту родной природы. Проведены праздники: «Масленица», «Зимние забавы», «День Земли», «Спасём планету от мусора».

    Большое значение придаю ведущей форме деятельности дошкольников - игре  экологического и природоведческого содержания.

    Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила меня в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания: «Мамы и дети»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем Машу на прогулку» и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.  Тщательно подхожу к подбору демонстрационного и раздаточного материала. В группе имеется картотека подвижных игр, символов, схем.

  В образовательном процессе, чтобы заинтересовать детей, я использую загадки, стихи, приметы, пословицы, стихи, считалки чтение рассказов о природе. Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Мы собрали разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки. поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

   Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи: проводим с родителями анкетирования, опросы, индивидуальные беседы, а затем  планируем темы консультаций, родительских собраний, оформляем  папки-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

   Разработали   долгосрочный проект: дети - воспитатели-родители»: «Мусор Земле не к лицу». Этот проект защищали на районном конкурсе экологических проектов, где заняли 3 место. Также выпустили буклеты «Экологические знаки», предоставили на конкурс экологические плакаты, изготовленные родителями, посмотрели презентации «Моя семья на природе»», видеофильм «красивые места Россошанского края». 

   Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольника. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережному отношению к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...