«Что мы знаем о птицах»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кудашева Виктория Владимировна

В данной публикации представлен развёрнутый конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Что мы знаем о птицах" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Что мы знаем о птицах»

Цель: Продолжать формировать у детей знания о птицах (строение, питание, особенности поведения); познакомить с праздником Международный день науки; закреплять умение составлять описательный рассказ с опорой на схему; развивать воображение, любознательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрация с изображением Российской Академии Наук; карточки с изображением соловья, скворца, синицы, сороки, воробья, голубя, вороны; 2 листа бумаги; маховые и пуховые перья или картинки с их изображением, бумажный веер; иллюстрация с изображением летящей птицы.

ТСО: магнитофон, диск с записью голосов птиц.

Ход занятия:

1. Беседа «Наука и мы»

- Во все времена научные достижения являлись обязательным условием благополучия страны. Почти 200 лет назад именно 8 февраля была учреждена Российская Академия Наук. Как вы думаете, почему наука так важна для человечества? (ответы детей)

- Есть много областей науки, например: геология – наука о земле, зоология – наука о животных, биология – наука о растениях. Есть даже наука о птицах, называется она орнитология. А учёных, которые занимаются этой наукой, называют орнитологами. Они изучают внешний вид птиц, чем они питаются, их повадки и многое другое. Сегодня я хочу предложить вам стать орнитологами и немного изучить птиц.

2. Беседа «Что мы знаем о птицах?»

- Послушайте запись с голосами птиц.

3. Прослушивание записи с голосами птиц

- Каких птиц вы узнали по голосу?

- Можно ли этих птиц сейчас услышать в природе?

- Почему нельзя?

- Почему они улетели?

- Какой корм едят эти птицы?

- Где сейчас эти насекомые? (ответы детей)

- Птицы улетели в дальние края, т.к. с похолоданием для них не стало корма. Как одним словом можно назвать всех этих птиц? (ответы детей)

- Давайте теперь посмотрим на плакат, на котором изображены птицы, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как их можно назвать одним словом?

- Какие птицы остались зимовать? (ответы детей)

- Расскажите немного о каждой птице с помощью опорной схемы (дети рассказывают о снегире, сороке, вороне, воробье, синице, голубе).

- Давайте поиграем с вами в игру «Отгадай, какая птица?»

4. Д/и «Отгадай, какая птица?»

Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.

5. Физминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Четыре хлопка руками по бокам и четыре наклона головы.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Четыре потряхивания руками, опущенными вниз.

Головой вертят,

Улететь хотят:

Два поворота головы на каждую строку.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями.

- Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Когда можно увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (ответы детей)

- Чтобы это узнать, давайте проведём эксперимент.

6. Эксперимент

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист – лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель даёт им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).

- Чем перья отличаются друг от друга?

- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?

- Где на теле у птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

- Лёгкое оно или тяжёлое?

- Почему оно лёгкое?

- Где у птицы на теле есть маховые перья?

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

- Что ещё делает птицу лёгкой?

- Как она ест – много или мало?

- Часто или редко ест птица?

Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Птицы летают, потому что у них:

  • широкие крылья и хвост;
  • лёгкие перья с полым стержнем;
  • жёсткие маховые перья;
  • птицы лёгкие, т.к. едят понемногу и часто.

7. Беседа «Покормите птиц зимой»

- Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. Чем можно подкормить птиц зимой? (ответы детей)

- Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.

- Послушайте стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку.

И пойдёт весёлый стук –

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

8. Анализ занятия:

- Когда отмечают Международный день науки?

- Как называется область науки, изучающая птиц?

- На какие две группы можно разделить птиц?

- Как можно помочь птицам зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о птицах

Интегрированное познавательное занятие по теме "Птицы"...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  по примерной основной  общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...

Беседа "Что мы знаем о птицах"

Во время беседы дети вспомнили загадки птицах, составляли рассказы о знакомых птицах, познакомились с новой птицей - свиристель, рассказывали о том, как ухаживают в уголке природы за попугаем. Дети...

Познавательная игра для детей и их родителей: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Тема: «Что мы знаем о птицах?»

Моделирование в обучении занимает особое место, т.к. помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существованные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знач...

Развлечение "Что мы знаем о птицах"

Развлечение для детей средней группы...