Конспект занятия «Пернатые друзья» (для детей средней группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чернышева Татьяна Александровна

Совместное занятие детей и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pernatye_druzya_srednyaya_gruppa.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Пернатые друзья»

(для детей средней группы)

Задачи.

- Формирование представлений о птицах родного края, города и отношения к ним человека.

- Познакомить с разнообразием птиц родного края и города, их отличительными особенностями, приспособлениями к среде обитания (болото, лес, город), ролью в природе (дятел – спасает деревья от насекомых, сова – регулирует число грызунов) и примером положительного отношения к ним человека (подкормка в голодное время года).

- Способствовать обогащению словарного запаса, развивать логическое мышление, память (зрительную и слуховую), координацию движений, мелкую моторику рук и умение работать в группе.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам родного края и города, чувство сопереживания к ним, стремление помочь в трудное для птиц (голодное) время года.

Материалы и оборудование.

- Мягкая игрушка «Ворона».

- Иллюстрация птиц (ворона, кукушка, воробей, дятел, сова, журавль, синица), кормушки, рисунки «Что перепутал художник».

- Серия рисунков «Что забыл нарисовать художник»

- Набор для демонстрации «Как сова девочку молоком напоила» (игрушки: девочка, корова, сова, мышь, шмель, муляж «молоко», бумажная модель «трава».

- Набор для настольно-печатной игры «Перышки» (12 шт.).

- Магнитофон, видеопроектор.

- Аудиозаписи: голоса птиц, крики журавлей.

- Видеофрагменты: «Журавли», «Кедровка».

- Фломастеры, альбомы для рисования.

Ход занятия.

  1. Сообщение темы и цели занятия детям.

Ворона. Кар! Кар! Кар! Здравствуйте, ребята!

Позвольте представиться меня зовут ворона. Я приглашаю вас в гости к птицам. Птицы приготовили для вас много игр и интересных историй, расскажут о том, как умеют дружить с вами – людьми и научат вас рисовать птиц.

  1. Сообщение новых знаний.

  1. Отличительные особенности птиц (внешний вид, голоса птиц). Разнообразие птиц родного края и города.

Методы и приёмы. Приём «отправимся в гости к птицам»; беседа с демонстрацией, настольно – печатная игра, аудио игра, приём экологической ассоциации.

Ворона. Ребята, готовы отправиться в гости к птицам? Тогда закройте глаза и три раза хлопните в ладоши.

Откройте глаза. Слышите птичьи голоса (звучит аудиозапись «Птицы»). Это пернатые друзья летят к нам на встречу!

А пока мы их ждём, я познакомлюсь с вами поближе. Кар! Я ворона любопытная, вот смотрю на вас и думаю. А где у вас клюв?

 Дети. У нас нет клюва.

Ворона. А что у вас вместо клюва?

 Дети. Рот и нос.

Ворона. А голова – то у вас есть?

 Дети. Конечно есть.

Ворона. А туловище? Покажите.

 Дети. Вот смотрите.

Ворона. А сколько у вас ног?

 Дети. Две.

Ворона. Как у меня. А летать вы умеете?

 Дети. Нет.

Ворона. Да это просто, я вас научу. Взмахните крыльями.

 Дети. У нас нет крыльев, у нас руки.

Ворона. Кар! Что у вас на голове? Волосы? А у меня перья на голове и по всему телу. А ещё у меня есть хвост.

Ворона. Кар! Пока я с вами знакомилась к нам прилетели птички, которые хотели перед вами похвастаться своими перышками, но по дороге их растеряли. Давайте поможем птичкам найти их пёрышки?

Дидактическая настольно-печатная игра «Пёрышки».

Задачи.

- Познакомить с разнообразием птиц родного края и их оперением, развивать внимание и память.

- Индивидуально подобрать к перу подходящую по цвету птицу из предложенного набора, в котором есть лишние птицы. Играют тремя командами. Каждая команда называет имена своих птиц.

Материалы и оборудование.

Набор из 12 птиц и их перьев (ворона, кедровка, воробей, дятел, свиристель, журавль, иволга, сорока, кукушка, синица, беркут, снегирь), лишние птицы, 3 куба.

Ворона. Молодцы! Вы по перышкам, узнали птиц. Но что это!? Слышите? Нет? Это потому, что слух у вас не такой чуткий как у нас – птиц. К нам на встречу летят птицы, которых все узнают по голосу. Сможем узнать голоса птиц? Будьте внимательны! Как только узнаете голос птицы, то она появится у нас в гостях!

Аудио игра «Голоса птиц».

Задачи. Закрепить представление детей о голосах птиц родного края, развивать зрительную и слуховую память. Узнать птицу по внешнему виду и голосу.

В ходе игры на стенде появляются иллюстрации птиц.

Материалы и оборудование. Аудио запись «Голоса птиц», иллюстрации птиц: ворона, кукушка, воробей, дятел, сова, журавль, синица.

  1. Приспособление птиц к среде обитания. Птицы в своём доме – лес, болото, город.

Методы и приёмы. Просмотр видеофрагментов, беседа, подвижная игра, словесная игра.

Беседа с демонстрацией видеофрагмента «Журавли».

Дети, журавль – это один из символов России.  Журавль — это "символ счастья» по всей земле!

Ворона. Кар! Дети, одна из птиц приглашает вас к себе в гости. Давайте понаблюдаем за ней. Она нашла себе дом в очень необычном месте, главным образом на заболоченных территориях.

Наступила весна. И в наши края, вместе с перелётными птицами, прилетают кто?    

 Дети. Журавли!

Ворона. Правильно! И скажите, ребята, а знаете какая у них шея?

 Дети. Длинная.

Ворона. Какой клюв?

 Дети. Длинный.

Ворона. А знаете, зачем им такая длинная шея и клюв?

 Дети. Зачем?

Ворона. Для охоты! Длинная шея — это «рука», а клюв — «копьё». Таким клювом удобнее ловить лягушек и рыбу.

  А ещё у неё длинные, сильные крылья и ноги.  С помощью таких крыльев они могут высоко взлетать (до 8 000 метров) и потом планировать в нужную сторону, а затем вновь подыматься и вновь планировать.

  А с помощью длинных ног они легко могут шагать, по колено в воде и без всякого затруднения передвигаться по илистой почве.

  Вскоре после прилёта, журавлиная пара обустраивается на краю болота или озера и строят гнездо.

Через некоторое время, в гнезде журавля появятся яйца. А сколько?

 Дети. Одно или два.

Ворона. Молодцы, верно! И вскоре мы услышим радостные крики журавлей. Как вы думаете, чему они радуются?

 Дети. Появились птенцы!

Ворона. Похожи они на папу и маму?

 Дети. Нет. Они маленькие и беспомощные.

Ворона. Верно. Но вскоре журавлёнок подрастёт и всё больше станет похож. На кого?

Дети. На родителей!

Ворона. Да, и родители, за лето, научат ловить насекомых, мелких грызунов, лягушек, находить корешки, побеги и семена растений. Но самое главное, научат летать! Потому что пройдёт лето, наступят холода и нужно будет улетать в тёплые края, на зимовку. Чтобы прилететь весной следующего года и вырастить новых журавлят.

   А сейчас, я предлагаю вам превратится в журавлиную стаю и поиграть немного.

Подвижная игра «Журавлиная стая».

Задачи. Развивать координацию движений и умение работать в группе.

Выстраиваясь друг за другом, дети двигаются за ведущим и выполняют его команды, передвигаются в виде верёвочки, змейкой, по кругу и т.д...

Материалы и оборудование. Аудио запись «Крики журавлей».

Ворона. Мы познакомились с красивой и сильной птицей, журавль. Но есть другие птицы, которые находят себе дом не только на болоте. Вас в гости приглашает птица, у которой нет длинной шеи, клюва и лап, но она умеет делать что-то очень интересное.

Беседа с демонстрацией видеофрагмента «Кедровка».

 Ворона. Где нашла себе дом птица?

Дети. В тайге.

Ворона. Какой у неё клюв?

Дети. Клюв у птицы крепкий и острый.

Ворона. Какого она цвета?

Дети. Пёстрая.

Ворона. Она постоянно живёт в наших лесах. Чем же она питается, особенно зимой?

Дети. Орешки.

Ворона. Верно. Но не только, она всеядна. Собирает насекомых, семена, ягоды, может поймать ящерицу, мышь. Но любимый ее корм – это кедровые орешки. Поэтому её назвали – кедровка.

Ворона. Ребята, теперь вы знаете, что журавль нашёл себе дом, где?

Дети. На болоте!

Ворона. А любительница кедровых орешек, кедровка?

Дети. В тайге!

Ворона. А где живут утки?

Дети. У воды.

Ворона. А в нашем городе у городских птиц есть дома? Где?

Дети. Под крышами домов. На деревьях - в гнёздах, и дуплах.

Словесная игра «Продолжи предложение».

Задачи. Закрепить представления об особенностях внешнего вида журавля и кедровки, развивать память и внимание.

Ход занятия.  Педагог начинает предложение. Дети должны закончить предложение, начатое педагогом.

-  У журавля клюв длинный, а у кедровки…

-  У кедровки ноги короткие, а у журавля…

-  Кедровка ест орешки, а журавль…

-  Журавль живёт на болоте, а кедровка...

  1. Роль птиц в природе.

Методы и приёмы. Беседа с демонстрацией, загадка.

Ворона. Кар! Вижу вы ребята наблюдательные и сообразительные. Помогите мне разобраться с одной загадкой. Её мне загадала самая мудрая птица в лесу.

  «Глаза большие, как очки,

    Когти, острые крючки,

    Этой птице не до снов,

    Ночью ловит грызунов.

    Как у кошки голова

    Очень хищная…»

Кто она, догадались?

Дети. Сова!

Ворона. Сова мне однажды сказала, что напоила одну маленькую девочку молоком! Могло такое быть? Давайте разберёмся. Посмотрите на «полянку» и помогите мне рассуждать.

Беседа с демонстрацией. «Как сова девочку молоком напоила»

В ходе беседы на «полянку» выставляются игрушки, модели.

Ворона. Это у нас кто? (показывает игрушку – девочку)

Дети. Девочка!

Ворона. А это? (показывает игрушку – сову)

Дети. Сова!

Ворона. Эта Сова говорила, что напоила девочку. Чем? (показывает муляж – стакан с молоком)

Дети. Молоком!

Ворона. А кто даёт молоко? (показывает игрушку – корову)

Дети. Корова!

Ворона. Правильно, корова. А чтобы у коровы было молоко, ей нужно гулять и кушать. Где? (показывает муляж – лужок с зелёной травой)

Дети. На лугу, кушать траву.

Ворона. Опять правильно! Но чтобы травы было много и хватило корове, у   неё должно созреть много семян – деток. А для этого траве, на лугу нужен помощник. Который будет перелетать с цветка на цветок и опылять их пыльцой. И такой помощник есть – это... кто? (показывает игрушку шмеля)

Дети. Это шмель!

Ворона. Но шмели живут на лугу в норках-домиках, и у них есть враги. Которые разрывают норки и разрушают домики. Так что это за разбойники? (показывает игрушку – мышь)

Дети. Мыши!

Ворона. Да верно это мыши, это они разрушают норки и прогоняют шмелей с луга. Получается шмелям нужен защитник, тот кто прогонит мышей с луга. Кто же это? Кто поможет лугу вернуть шмелей и напоить девочку молоком? (показывает игрушку – сову)

Дети. Это сова!

Ворона. Правильно! Сова помогает шмелям. Шмели помогают расти травке. Сочная травка кормит коровку. И коровка даёт молоко. Так можно сказать, что сова напоила девочку молоком?

Дети. Да!

Повторите историю, задавая вопросы.

- Можно сову назвать другом девочки?

- Кому на лугу, сова помогла ещё? (шмелю, траве, корове)

- Нужны птицы лугу?

- А какая птица лечит ствол дерева? (дятел от личинок)

- А какие птицы лечат листья деревьев? (маленькие птички от гусениц)  

  1. Отношение человека к птицам.

Методы и приёмы: Беседа с демонстрацией, приём экологической эмпатии.

Беседа «Как можно дружить с птицами»

Педагог:

  • Птицы – наши друзья.
  • А вы, ребята, умеете дружить с птицами?
  • А как можно с ними дружить? (демонстрируются рисунки «воробей с ложкой», «кормушки»)
  • Чем можно кормить птиц? (хлебные крошки, зерно, несолёное сало и мясо, семечки, ягоды и т.д.)
  • А чем нельзя кормить птичек, знаете? (все жареное, соленое (семечки, сало); испорченное и плесневелое; прогорклое зерно; пшено; черный хлеб)

  1. Закрепление.

Методы и приёмы: Наглядно-словесные игры «Что забыл нарисовать художник», «Что перепутал художник»; Рисунок в тетради «Птица»; Обобщающая беседа.

Ворона: Кар! Теперь я вижу, вы – настоящие друзья птиц! А умеете ли вы птиц рисовать?

Однажды у нас в гостях был художник, и на память нарисовал нам наши птичьи портреты. Посмотрите, что у него получилось.

Наглядно-словесная игра «Что забыл нарисовать художник».

Ход игры: Демонстрируется серия рисунков, а дети указывают какую часть тела птицы забыл нарисовать художник.

Ворона: Кар! Но потом художник попытался вспомнить и нарисовал птиц по-другому. Давайте внимательно посмотрим на этих птиц.

Наглядно-словесная игра «Что перепутал художник».

Ход игры: Демонстрируется серия рисунков, а дети обсуждают, что перепутал художник. Каким птицам принадлежат клюв, голова, ноги и туловище.

Ворона: Кар! Ребята, художник был внимательным? А мы были внимательны? Давайте превратимся в маленьких художников, и нарисуем птицу.

Рисунок в тетради «Птица»

Педагог: Рисовать будем вместе: мы с вороной на доске, а вы в тетради внимательно повторяйте.

 Ворона: Ребята! Птички у вас получились замечательные, но их ещё нужно разукрасить. Даю вам задание, дома разукрасить своих птиц. А мне пора улетать по своим птичьим делам.

Я с вами прощаюсь, мы ещё обязательно встретимся. До свидания, ребята.  

Обобщающая беседа 

Педагог: Ворона улетела. А я хочу у вас спросить:

  • С кем мы сегодня познакомились?
  • Каких птиц повстречали?
  • Какие части тела есть у птиц?
  • Где живут птицы?
  • Кому помогает сова? Дятел?
  • Можно ли птиц назвать нашими друзьями?
  • Как мы можем помочь птицам в городе?

Наше занятие заканчивается, думаю оно было полезно для вас. Теперь выйдя на улицу и увидев птичек, вы будете иначе относиться к ним.

До свидания.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воздухе?»

В материале представлен конспект по экологическому воспитанию. Приведены опыты, которые можно проводить как на занятиях, так и всвободное время....

Конспект занятия по математике для детей средней группы на тему: "Треугольник. Счет до 3."

конспект открытого занятия по математике в средней группе.   Цель:1. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трех.2...

Конспект занятия по ФЭМП, для детей средней группы. Тема занятия: «Соберём урожай овощей».

• Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни...